Четверг, 27.04.2017, 21:36 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Меряния » Культура » Марийская лесная ведьма Вувер-кува и Баба-Яга
Марийская лесная ведьма Вувер-кува и Баба-Яга
sotona_vladimirskajaДата: Вторник, 14.12.2010, 11:01 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline

Вувер-кува это персонаж мари фольклора. В переводе ее имя звучит - Ведьма-старуха. Вувер - колдунья, кува-старуха.

Кстати в районе верхней Волги много топонимов и гидронимов с корнем кува-куба (чистого звука Б в мари языке нет. Б произносится с оттенком В, т.е. как бы БВ) Например деревня Куба (Костромская область), Кубаево (Владимирская область), Кубаево (Вологодская область), Кубаево (Ярославская область), Кубаево (Нижегородскаяя область), Куваево (Вологодская область), речка Кувай (Нижегородская область), река Кубань (Костромская область), деревня Кубасово (Московская область), Кубас (Марий Эл), Кубасы (Марий Эл), речка Кубабайка (Вологодская область).

И так сказка:

Однажды три сестры пошли в лес за земляникой. Во время сбора земляники они заблудились. Шли-шли они и вышли к одному дому. А там жила ведьма Вувер-кува. Девочки вошли в дом и от усталости заснули.

Пришла Вувер-кува. Поймала она девочек и заперла в чулане. "Теперь я их съем",- подумала она. Вувер-кува зубами попробовала пальцы у девочек: жирные или нет, проверила. Нет, девочки еще негодятся для съедения. Стала она их усиленно кормить. Кормила их только орехами. Спустя три дня она зубами попробовала пальцы у девочек. Попробовала пальцы старшей сестры - стали немного мягче, к средней сестры тоже помягчели. Вувер-кува попробовала пальцы у самой младшей - одни кости.

А самая младшая из сестёр была догадливой. Она вместо пальцев в рот ведьме Вувер-куве подсовывала кости. Вувер-кува и не догадывалась, в самом деле считала её тощей, костлявой. Она кормила, кормила девочек, и двое, наконец-то, пополнели, набрали жиру. Посадив старшую сестру на лопату, затолкала её в печь, изжарила её, а потом съела.

После стала усиленно кормить среднюю и младшую сестёр. Попробовала у средней сестры палец. "Ого, есть можно",- подумала она и увела есть. Посадила на лопату и втолкнула в печь. Теперь осталась только самая младшая сестра. Младшая продолжала подсовывать в рот ведьме кости, хотя сама окрепла и пополнела, набрала жиру. Вувер-кува попробовала её пальцы. "Что это? Никак она не может набрать жиру?" - подумала она.

Опять стала её кормить, пробует её пальцы, а они такие же костлявые. Пока она ждала, когда девочка растолстеет, совсем уж проголодалась. "Сколько ни корми тебя, а ты всё такая же, почему не можешь набрать жиру? - говорит Вувер-кува. - Нет больше терпения. Я съем тебя!" Повела Вувер-кува младшую девочку в избу, приготовилась изжарить её в печи.

- Садись на лопату! - говорит девочке Вувер-кува. Девочка так и сяк повертелась вокруг лопаты.
- Я не умею,- говорит девочка. - Бабушка, а как на лопату сесть? Покажи сама, как нужно садиться! - Вот так садись! - сказала ведьма и сама села на лопату. Как только Вувер-кува села на лопату, девочка схватила лопату и втолкнула ведьму в печь. Там она изжарилась и умерла.
Девочка вышла из дому и ушла. Тут скоро она вышла на дорогу, ведущую домой. И недалеко отсюда оказался их дом.

Так самая младшая из трёх сестёр спаслась от ведьмы Вувер-кувы. Она была самой маленькой, да догадливой.

Сказка - прочь, а я - тут.

http://merjanin.livejournal.com/33133.html

Прикрепления: 9123599.jpg(67Kb)
 
merjaДата: Вторник, 14.12.2010, 13:05 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Репутация: 6
Статус: Offline
кстати у меня в институте были знакомые, оба русские, один по фамилии Куб(в)анов и Шабанов. Шабанов от марийского слова - шобан, шабы - кислый.
 
YaloДата: Вторник, 14.12.2010, 13:27 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Репутация: 6
Статус: Offline

Скорее всего, отсюда и название обережной куклы "КУВАдки". Она была связана с обрядом "кувады", который совершали во время родов, преимущественно отец ребенка. Изготовленную куклу кувадку он приносил в то помещение, где принимались роды, нашептывая заклинания. Считалось, что тем самым отец отгоняет от новорожденного злых духов, которые могут вселиться в еще бездуховное существо-ребенка. Так обманывали злыдней, которые по невежеству своему могли подумать, что кукла и есть новорожденный и вселиться в нее))

 
merjaДата: Вторник, 14.12.2010, 13:46 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Репутация: 6
Статус: Offline
Yalo,

Если получится, найди больше информации по "кувадкам". Что то мне подсказывает, это перспективно...

 
ИринаДата: Вторник, 28.12.2010, 01:27 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Фоткать мне нечего (что у моих было - отобрали, а что сама делаю - разбирают), но рассказывали (учили меня) так: и у мерья и у эрьзя (так мои баб.деды произносили), женьщина всегда мудрее мужчины, а раз нас Мать приютила (т.е. Земля), то по другому не сложится жизнь... так вот, очень почётно называться Бабой (языков я не знаю, пишу то, что передали) - это можно было только после рождения дочери (т.е. продолжательницы). А если Баба старшая в семействе знахарей, то ей нельзя было замуж идти, она называлась Йаага, ей надо было на совершеннолетие (в 21 год) принять знахарское хозяйство (домик в лесу, т.е. недалеко от капища), и вести чистящие обряды, а т.к. она сохраняла девственность, то она обучала всех своих племянниц, или сироток знахарского рода. Если дальше про них интересно, то ещё напишу, но мне надо напоминать... сильно некогда:)
 
merjaДата: Вторник, 28.12.2010, 10:22 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 189
Репутация: 6
Статус: Offline
Ирина, конечно напишите. Эта тема очень интересна. Ждём продолжения Вашего рассказа smile
 
YaloДата: Среда, 29.12.2010, 10:47 | Сообщение # 7
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Репутация: 6
Статус: Offline
Ирина, откуда вы родом?
 
ИринаДата: Среда, 29.12.2010, 16:24 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Yalo, я родом из Москвы, Яхромы, Рязани... а если по рассказам баб.дед-шек, то корни мои сплелись из эрьзяньцев, мерьяньцев, мордовцы однажды не дали погибнуть и приютили дочьку мерьяньцев, а один татарин спутал дорогу, заехал не на ту усадьбу, и не смог уехать... так его эрьзянька обворожила (она тоже была не против, и прабабушке разрешили). Ну, вот так было. А я уже сама мужа выбирала:-)

Добавлено (29.12.2010, 16:24)
---------------------------------------------
здесь я наверное не в тему пишу?

 
elburДата: Вторник, 04.01.2011, 18:36 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо! Очень интересно! :-)
 
iogaiveseДата: Среда, 12.01.2011, 15:43 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Репутация: 2
Статус: Offline
спасибо, вопросов больше не имею.
 
sotona_vladimirskajaДата: Пятница, 21.01.2011, 23:31 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Всё это живо напоминает откровения Александра Хиневича. =)

Добавлено (21.01.2011, 23:31)
---------------------------------------------
Ирина, Макошь, Мара, город Гаага, какое вообще отношение имеют к заявленной сайтом теме?

 
Форум » Меряния » Культура » Марийская лесная ведьма Вувер-кува и Баба-Яга
Страница 1 из 11
Поиск:

СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика