Среда, 26.04.2017, 07:14 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Археология Верхнего Поволжья

Кибол. Подарок к Дню Археолога
 

 
Секреты Кибола. В суздальской деревне археологи раскопали древнее мерянское кладбище

Не только у жителей суздальской деревни Кибол вызывают интерес археологические раскопки, которые ведутся здесь с начала тёплого сезона, но и у случайных прохожих... В Киболе останавливаются проезжающие машины, привычно преодолевающие грунтовку. Подходят, расспрашивают, удивляются.

Все началось с того, что дорогу до Кибола решено было привести в современный цивилизованный вид. А перед строительством, как и положено, начали раскопки. Сюрпризов археологи не ожидали. Но оказалось, что трасса проходит по территории средневекового мерянского кладбища. Это новость потрясла местных жителей.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/kibol_podarok_k_
dnju_arkheologa/2013-08-14-789


Археология. Мерянский Унорож открывает тайны

 

 
В галичском селе Унорож с 3 по 13 сентября работала Костромская археологическая экспедиция из семи человек под руководством научного консультанта КГУ Александра Новикова. Вблизи Церкви Благовещенья ими были обнаружены следы финно-угорского мерянского города X-XI веков, который XII-XIII веках плавно перешел в древнерусский город.

Но у археологов есть все основания полагать, что люди здесь жили и гораздо раньше: "Находки, сделанные на этом месте, указывают на то, что в 7-6 тысячелетиях до нашей эры здесь уже существовала сезонная стоянка наших далеких предков эпохи мезолита и укрепленное финно-угорское городище периода раннего железного века в первом тысячелетии до нашей эры", - рассказал руководитель э...

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/arkheologija_merjanskij
_unorozh_otkryvaet_tajny/2013-09-19-804


Меря участвовала в формировании Древнерусского государства без присутствия славян.

 

 
akim_trefilov пишет в паблике vjesmerjamuroma ...включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление. (Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163)  
 
 

"Черные копатели" разграбили мещёрский клад
 

 
Представляем вашему вниманию фотографии весьма редкого и оригинального клада бронзовых украшений, относящихся к племени – Мещёра, которые жили в среднем течении Оки в период с II по XVII века.
 
 

В Муромском историко-художественном музее открылась выставка "Археология Мурома"
 

 
1 ноября Муромский музей открыл выставку "Археология Мурома". Она охватывает 11 тысячелетий: с древнекаменного века, когда по берегам Оки бродили мамонты, до XII столетия – героической эпохи богатыря Ильи Муромца. Раскопки древностей на Муромской земле начались с открытия палеолитической стоянки в селе Карачарово пионером русской археологии графом А.С. Уваровым в 1877-1878 гг. и продолжаются до сих пор. Останки мамонтов и шерстистых носорогов, отшлифованные до удивительной гладкости каменные топоры, керамика с узором из «ямочек» и гребней, затейливые бронзовые украшения племени мурома давшего имя самому городу, каролингские мечи муромских воинов и многое другое – вот неполный перечень археологических находок, представленных на выставке. 
 
 

Меря на конференции «Древняя Русь и средневековая Европа».
 
 
В Ростове в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Древняя Русь и средневековая Европа. Это событие имеет не только местное, межрегиональное, но и международное значение. Международная конференция, которую государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» организовал совместно с Институтом всемирной истории РАН, – это венец  работы, проведённой в ходе подготовки к 1150-летию Ростова. В рамках конференции состоялся доклад заведующего археологическим отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» Алексея Каретникова: «Включение племенной территории мери в состав Древнерусского государства».
 
 

Владимирские археологи нашли дорогу, ведущую к Серебряным воротам?
 

Где находятся Золотые ворота во Владимире, покажет даже шестилетний мальчишка, а вот где располагались Серебряные ворота? Последние находки владимирских археологов позволили уточнить их местоположение.

Поиск Серебряных ворот — идея-фикс владимирских археологов. Уже много лет они пытаются найти их местоположение. В летописи сказано, что великий князь Андрей Боголюбский украсил эти ворота серебром, но вот что они из себя представляли — деревянные были или каменные — неизвестно. Было предположение, что Серебряные ворота выходили на Лыбедь и располагались по правую руку от Большой Нижегородской улицы в районе нынешнего завода «Владалко». Но там их не нашли. В этом году археологи снова нашли зацепку.
 
 

К вопросу о состоянии исторической науки в России. Анекдот
 
Леонтий Ростовский крестит мерянских деток в Ростове. Скоро местные убьют Леонтия, а митрополичья кафедра останется пустой на долгие годы

Британские ученые Отечественные историки сделали поразительное открытие: Меряне поклонялись Вепсу. Одна из основных моногафий по истории и этнологии Русского Севера (и Мерянской Руси, а то ж): "Русский Север: этническая история и народная культура. XII - XX века". РАН, Институт этнологии и антропологии. Москва 2001 г.Глава 3. Население центральных районов Русского Севера. Цитата: Во второй половине XII в., по сообщению митрополита Леонтия Ростовс... 
 
 

К вопросу о земледелии финских племен раннего железного века в Верхнем Поволжье

О существовании земледелия лесной полосы России в раннем железном веке до последнего времени приходилось судить только по находкам серпов, зернотерок, мотыг, железных топоров, сыгравших важную роль в развитии подсечного земледелия, Единственным прямым свидетельством существования земледелия были находки обугленных зерен пшеницы на Минском городище, которые были отнесены к началу и середине I тыс. н.э.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/k_voprosu_o_zemledelii_finskikh_plemen_
rannego_zheleznogo_veka_v_verkhnem_povolzhe/2012-08-20-622
 


Массированной славянской колонизации Ростовской земли не было
 

 

Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.

 

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/massirovannoj_
slavjanskoj_kolonizacii_rostovskoj_zemli_ne_bylo/2012-08-14-620

 


Татищев Погост. К истории мери

 

 

О начале археологических исследований в с. Татищев Погост я уже писал здесь Пора написать и о завершении. Тогда (в мае) мы нашли хороший участок: зачистка показала что слой возможно не переотложен распашкой, да и венчик сосуда там был на редкость крупный. Позже заложили шурф 1х2. В разрушающейся части памятника. Она же и самая захламлённая: многочиленный металлический мусор (ещё советский), на земле пятна нефтепродуктов. Начало было конечно не радостное — асфальтовый дёрн на селище это всё-таки неожиданно. Но кое-как отковыряли.

 

 

Разграблены ещё три могилы наших предков. Геноцид археологического наследия Ростовской земли в самом разгаре...

 

 
 в блоге Ростовская земля пишет: С сожалением публикую, то, что увидел на курганном могильнике и городище у д. Филимоново (урочище "Марья Святая"). Ценность данного могильника обусловлена его сохранностью: это самый крупный (на данный момент) из курганных могильников в Ярославской области. ПОКА самый крупный. В июне — июле этого года на памятнике варварски были разрыты три подкурганные могилы XII в. Немного статистики: В 1881 г. А.А.
 

Векса вологодская. Тишина.
 

Еще недавно эти земли считались безлюдными вплоть до возникновения древнерусской Вологды, упомянутой летописью уже после монгольского нашествия. Но археология делает наши знания о прошлом точнее и глубже. У впадения в реку Вологду Вексы, вытекающей из окруженного болотами, когда-то бывшими его частью, Молотовского озера, найдено древнее поселение, тянущееся вдоль берега почти на полтора километра. Исследования культурного слоя, серого суглинка с углями и черепками посуды, достигающего двух метров, показали – люди жили здесь с каменного века, с конца V тыс. до н.э. – и до XII века. Изредка селище заливала река, возникала небольшая прослойка стерильного грунта. Но вода спадала и люди возвращались на это место.
 

Рунические знаки Верхнего Поволжья
 

(рис.1) Рунические знаки: а - Алабужское мерянское городище (по П.Н. Травкину),
б - Алеканово на р.Оке (по В.А. Городцову), в - средневековый Плёс (по П.Н. Травкину).

Необходимо отметить заслугу волхвов Верхней Волги как первых хранителей (а также, видимо, разработчиков) ранних форм письменности. Применительно к нашему региону это так называемые восточно-европейские руны, находящиеся в настоящее время в стадии собирания и расшифровки. Основными источниками новых сведений здесь становятся материалы археологических раскопок, и главные надежды на новые образцы письменности следует, видимо, увязывать с финскими протогородами - мерянскими культурными центрами, где роль волхвов была особенно велика
 

Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плёса.
 
Холодная гора. Автор: 
 
Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день оказался практически единственным источником по погребальному обряду жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья. Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и, таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой вдоль берега Волги.
 

Меряно – славянское поселение и могильник Сунгирь. Т.О. Галкин
 

Сообщение посвящено введению в научный оборот ряда находок со средневекового селища Сунгирь, в данный момент находящегося в крайне плачевном состоянии и постоянно подвергающегося разорению со стороны т.н. «черных археологов».
 
 

Спят курганы темные... Гипотеза о словенах, как колонизаторах Мерянской земли является безосновательной.
 
http://merjamaa.ru/history/merja_goldy/97_93.jpg
 
Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.
 

Наши воинственные предки
 
Когда речь заходит о мере, говорят о ее мирном и дружелюбном характере. Мол, древнерусская народность на Северо-Востоке возникала спокойно, без кровавых схваток, первые города в мерянских землях – Ростов и Белоозеро – не имели укреплений, и значит – в отличие от находившейся в степном булгарском пограничье мордвы и от известных своими набегами беспокойных мари–черемисов - меря была народом тихим и не воинственным.
Однако, думая таким образом, мы становимся похожи на историка-славянофила Елпидифора Барсова, который, поскольку археологии XIX века еще не были известны мерянские поселения на берегах рек, всерьез решил, что меря боялась воды, и передвигалась только посуху.
 

 

СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика