Пятница, 23.06.2017, 11:28 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Прошлое

Главная » Файлы » История Мерянии

Древнейшее прошлое Переславского края
17.04.2010, 13:18


http://feelthewind.ru/wp-content/gallery/1/plescheevo2.jpg
Плещеево озеро

Переславская земля находится в самом центре России. Этот край славится своими густыми лесами, многочисленными озерами, реками и ручьями, разнообразным растительным и животным миром.

Важнейшим жизненным центром края всегда было озеро Плещеево (в древности Клещино), которое по своим размерам занимает второе место после ростовского озера Неро в Ярославском Поволжье. Археологические исследования сообщают, что люди начали селиться по берегам Плещеева озера с эпохи палеолита (древнего каменного века). Но массовое  заселение края происходило в неолите (новом каменном веке). Неолитические стоянки археологи находят по берегам озер, речек и ручьев, на болотах, которые в ту далекую эпоху были озерами.


g65.png
Древние Меряне

В 4 – начале 10 вв. нашей эры окрестности озера Плещеево были одним из центров проживания древнего народа Меря, принадлежавшего к финно-угорской языковой группе племен. Меря жили на большой территории Верхнего Поволжья, но наибольшей концентрации их поселения, судя по сообщению древнерусской летописи, достигали на берегах озер Неро и Плещеево. На земле Меря возник город Ростов, как ее центр.


Племя Меря отличалось высокой военной организацией и участвовало в завоевательных походах  князей Киевской Руси, в том числе в Византию. Меряне имели достаточно развитое земледелие и были оседлым народом. Их племена обладали мощной административной структурой, которая позднее была усвоена русским населением. Многие средневековые Владимиро-Суздальские и далее Московские станы (административные единицы) в эпоху средневековья имели мерянские названия, а центры княжеской администрации сажались на месте бывших родовых центров Мерян.


http://www.palomniki.su/assets/images/palom/2009/10/godenovo2/11.jpg
Александрова гора

Центр клещинской Мери, находившейся в подчинении у Мери ростовской, по предположению археологов, располагался в районе Александровой горы. Видимо, на самой горе было укрепленное городище мерян, впоследствии перешедшее славянам.

http://www.navigator-tour.ru/var/i/974/33a9b7/4a22be36.jpg
Синь камень

Объектами поклонения клещинской Мери легендарно считались крупные камни: Синий камень (на берегу Плещеева озера), Лось-камень (в лесах к западу от озера) и каменная Баба, находившаяся на Берендеевом болоте. В литературе упоминается также огромный валун, находившийся в самом городе на берегу р. Трубеж, пущенный на щебень в 1840-х гг. для насыпки шоссе. На Красной площади Переславля возле Спасо-Преображенского собора и сейчас лежит один из таких камней. Однако, археолог Е.И.Горюнова, специально исследовавшая культуру финно-угорского населения Волго-Окского междуречья, пришла к выводу, что для мерян наиболее характерны были культы медведя, коня, водоплавающей птицы, а мифологические представления, связанные с камнями, более присущи ранним славянам.

В период  9-12 вв.  формируется так называемый Клещинский археологический комплекс, состоявший из городища Клещин, прилегавших к нему селища и курганного могильника, языческого капища и легендарного Синего камня. Одной из важнейших частей комплекса является Александрова гора (Лысая) — высокий холм с крутыми откосами на северо-восточном берегу Плещеева озера.


Картинка 5 из 127
Валы Клещина

В свое время Клещин (по мнению некоторых ученых Переяславль Старый) занимал выгодное стратегическое положение на важнейших торговых и военных путях. Жизнь здесь продолжалась и после переноса административного центра в современный Переславль. В начале 15 в. город Клещин еще указывается в «Списке русских городов дальних и ближних» между Владимиром и Переславлем-Залесским. Это означает, что в 13-15 вв. он существовал и был хорошо известен наряду со своим летописным преемником.

http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000021/pic/map034.jpg

Клещинский археологический комплекс — уникальный исторический объект на карте центральной России. Здесь сохранились материальные свидетельства летописных известий, древних легенд и преданий о временах  России изначальной. И, как справедливо заметил археолог, специалист по раннему русскому средневековью И.В.Дубов: «На примере истории развития Клещинского комплекса можно воссоздать вертикальный семивековый срез, начиная с 9 в. и до 14-15 столетий» . Клещин, Переяславль Старый  Переславль Новый (Залесский), все они вехи одной Истории.

По материалам проекта AIRCI.RU

Категория: История Мерянии | Добавил: merja
Просмотров: 2340 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика