Вторник, 24.10.2017, 03:12 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Ноябрь » 8 » 10 ноября – день Параскевы Пятницы.
14:10
10 ноября – день Параскевы Пятницы.

Истоки особого почитания святой Параскевы в народной среде восходят к древнему культу Богини Матери. В образе святой Параскевы у наших предков объединились воспоминания о четырех тезоименных мученицах. Из них особым почитанием пользовалась святая Параскева.
 

 
На мерянской земле Костромского заволжья почитание святой великомученицы Параскевы Пятницы  получило особое распространение. Тому есть несколько причин. С одной стороны, она была одной из самых чтимых святых в древнем финно-славянском Новгороде, откуда происходит большинство ее известных иконописных изображений XV – XVI веков, а согласно археологическим данным, период XI - XII вв. – время активного культурного взаимодействия костромских меря с новгородцами.

С другой стороны, древнейшая и главная святыня Костромской земли – икона «Богоматерь Феодоровская», относящаяся к XIII столетию, а эта  икона, как широко известно, двусторонняя и на обороте помещено поясное изображение святой великомученицы, большинством исследователей, а главное – церковной традицией называемое образом великомученицы Параскевы.

Очевидно, что на земле костромских меря распространялись списки с Феодоровской иконы. Наконец, свою роль сыграло и многообразие помощи великомученицы нашему народу:  Параскева Льняница (день ее памяти 28 октября по старому стилю – начало сбора урожая льна), Параскева покровительница невест (с одной стороны это связано с житием святой великомученицы, с юности посвятившей себя служению своему Предвечному Жениху Иисусу, с другой же – конец октября  - традиционное время свадеб у наших предков, совпадающее с памятью святой).

Кроме того Параскева – покровительница женского рукоделия,  Параскева, охраняющая чистоту вод   (не случайно очень многие надколодезные часовни и часовни у ключей освящали в честь св. Параскевы и Параскева – покровительница торговли (поэтому многие ярмарки на  устраивались в одну из пятниц). Иконография святой достаточно устойчива, обычно она изображается в синей или сине-зеленой тунике, красном плаще, на голове ее плат, поверх которого корона (корона, особенно в ранних памятниках, крепилась в руках ангелов над головой Параскевы).
 

 
Именно из Костромского заволжья, из Галича Мерьского, происходит самый ранний сохранившийся до наших дней резной образ св. Параскевы Пятницы.  Скульптура кон. XV – нач. XVI в. Происходит из деревянной Пятницкой церкви Рыбной слободы г. Галича (Считается, что среди профессиональных рыбаков этой слободы дольше всего сохранялся мерянский язык).
 

В настоящее время находится на временном хранении в Государственном Русском музее (инв. 1264).  Размер 170х95 см. В фондах Костромского музея сохранилась дореволюционная фотография данной скульптуры в уборе, воспроизведенная в книге «Русская деревянная скульптура» Н.Н. Померанцева.
 

 
До Великой Отечественной войны вся скульптура и доска были закрыты парчовой ризой, расшитой стеклярусом и перламутровыми плашками, а фон – фольгой. На голове Параскевы был платок. Накладной деревянный нимб был обшит серебряной басмой с характерным для 16 в. орнаментом в виде рыбьей чешуи. В таком виде скульптура воспроизведена А.А. Бобринским в известном альбоме русских деревянных изделий.

Долгое время местонахождение данной скульптуры не удавалось установить. В ноябре 1953 г. она была обнаружена Галиче Мерьском  Н.Н. Померанцевым, одним из крупнейших в Советском Союзе специалистов по средневековому искусству.

По настоянию Померанцева скульптура была увезена в Москву на реставрацию, откуда попала в Государственный Русский музей города Санкт-Петербурга, в фондах которого хранится до сих пор.

Копия чудотворного образа святой мученицы Параскевы Пятницы, выполненная резчиками епархиальной мастерской под руководством С.В. Лобкова и расписанная иконописцем С.Н. Соколовым, сейчас установлена в Успенском соборе Паисиево-Галичской женской обители, а после возрождения реставрируемого Троицкого собора бывшего Староторжского монастыря города Галича – будет помещена в этом храме.

На сегодняшний день нам известно 7 костромских деревянных скульптур св. Параскевы Пятницы, реально из них существует 5 запечатлены на фотографиях. В действующих храмах Костромской епархии на сегодняшний день нам неизвестны резные образы ни св. Параскевы, ни каких-либо других святых великомучениц. Самый ранний памятник – конец XV начало XVI в. – самый поздний середина – конец XVIII в.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 871 | Добавил: merja | Теги: этнография, великороссы, Параскева Пятница, меря, народное православие | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика