Среда, 25.04.2018, 06:03 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Апрель » 6 » 2018 - 800 лет Ярославскому княжеству
11:03
2018 - 800 лет Ярославскому княжеству

Не так давно Ярославль широко отпраздновал свое тысячелетие, а в прошлом году официально заявил о себе как о  столице популярного туристического маршрута Золотое кольцо, перешагнувшего полувековой юбилей. И вот новый, 2018 год напоминает еще об одной важной дате – 800­-летии образования самостоятельного Ярославского княжества, целой страны со своей столицей, княжескими династиями, монетой и другими атрибутами монархии. Страны, просуществовавшей с начала XIII столетия до 1463 года, когда княжество присоединилось к Москве.

Начало – от мерянского Ростова

Когда-то Ярослав Мудрый основал крепость на волжской Стрелке, чтобы защищать водные подступы к Ростову. Так и Ярославское княжество началось от разделения Ростовского княжества.

Старший сын Всеволода Большое Гнездо – князь Константин, названный историографами Мудрым и Добрым, в 1207 году стал первым правителем удельного Ростовского княжества. Тогда в границах Ростовского княжества находились Ярославль, Углич, Кострома и Галич Мерьский. По завещанию Всеволода Большое Гнездо с 1212 года города Владимир и Суздаль, а вместе с ними и титул великого владимирского князя перешли под власть второго сына, Юрия, но оставшийся старшим в роду Константин с этим не согласился. В апреле 1216 года, победив в битве на реке Липице, Константин отнял великий владимирский престол у Юрия и занимал его до самой смерти. Младшему брату Юрию Константин все же великодушно отдал Суздаль и объявил его наследником великокняжеского престола. Князь Константин Мудрый был известен как «книжник» и покровитель православной церкви. При нем начал составляться «Ростовский летописец», вошедший позднее в общерусскую Лаврентьевскую летопись.

После смерти Константина Мудрого его земли отошли трем сыновьям: старшему, Василько, остался главный город Ростов, в Ярославле был посажен Всеволод, а в Угличе – младший из братьев, Владимир. Константин Мудрый умер 2 февраля 1218 года, значит, со времени образования Ярославского княжества прошло как раз 800 лет!

Первый удельный князь Всеволод


Всеволод Константинович Удельный Князь Ярославский

Двадцать лет продолжалось правление Всеволода в Ярославле, и историки считают это временем расцвета города и всего княжества. Конечно, Всеволоду еще нужно было время, чтобы стать полновластным правителем, ведь в год смерти отца ему только минуло 8 лет, но в те времена взрослеть приходилось быстро. В 1218 году в городе строились прекрасные каменные соборы Успенский и Спасо-Преображенский, действовали два монастыря – Спасский и Петровский. Вероятно, тогда уже были созданы удивительная по красоте икона «Ярославская Оранта» и Спасское евангелие – древнейший памятник письменности, связанный с Ярославлем.

Ярославское княжество занимало значительную территорию. В его состав входили земли по рекам Волге, Мологе, Шексне, Сити и Ухре. Потом за несколько веков из Ярославского княжества выделилось еще несколько княжеств и уделов.

Согласно преданию в связи с образованием княжества в 1218 году возвели небольшую Входоиерусалимскую церковь около древнего Спасо-Преображенского собора. Примерно на этом месте с XIX века находилась церковь Ярославских чудотворцев, в настоящее время это зал «Классика» Ярославского музея-заповедника.


Печать принадлежала супруге великого князя Владимирского
Константина Всеволодовича и матери ярославского князя Всеволода (Иоанна) Константиновича Марии.

В 2010 году археологи при раскопках вблизи Митрополичьих палат нашли печать князя Всеволода, а прошлый, 2017 год подарил еще одну замечательную находку – печать его бабки княгини Марии, супруги Всеволода Большое Гнездо и матери Константина Мудрого. Археологи предполагают, что именно в районе Митрополичьих палат, построенных в XVII веке, и находился «княжий двор» Всеволода.

Летописи сообщают не так много подробностей о жизни средневекового Ярославля, как хотелось бы. Известно, что в 1221 году Ярославль пережил сильный пожар, нанесший ему значительный урон. По свидетельству летописи, «загорелся град Ярославль, и мало не весь погоре, и церквей изгоре 17, двор же князь, избы все». Количество сгоревших церквей свидетельствует о значительных размерах города к этому времени и о том, что он явно вышел за границы деревянного кремля на Стрелке.

Походы и битвы


Битва на Сити

В 1226 году Всеволод и его ярославская дружина совместно со старшим братом Василько и их дядей, великим владимирским князем Юрием, участвовали в походе на курского князя Олега. Эта междоусобица закончилась миром, и для его закрепления Марина, дочь курского князя, была выдана замуж за ярославского князя. Но впереди были гораздо более серьезные битвы, теперь с монгольскими завоевателями…

Первый ярославский князь Всеволод погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года. Она стала крупнейшим сражением своего времени, захватившим часть территории современных Ярославской и Тверской областей. Во время битвы в плен попал ростовский князь Василько и позднее был убит за отказ от сотрудничества с монголами. В живых после битвы остался только младший из братьев, Владимир, князь угличский. Погиб в Ситской битве дядя трех братьев великий владимирский князь Юрий. Так закончилась независимая история Северо-Восточной Руси.

Русская православная церковь почитает погибших на реке Сить святых благоверных князей Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Кроме того, 4 марта, день Ситской битвы, – памятная дата Ярославской области.

Святые сыновья


Макет города Ярославля. Ярославский музей-заповедник.

Как благоверные князья Русской православной церковью с XVI века почитаются сыновья первого ярославского князя Всеволода. У Всеволода и его супруги Марии было два сына: Василий, ярославский князь в 1239 – 1249 годах, и князь Константин, погибший в легендарной битве с монголами на Туговой горе 3 июля 1257 года. С гибелью князя Константина Всеволодовича, не оставившего детей, первая династия ярославских князей прервалась. В ней было всего три князя – Всеволод, его сыновья Василий и Константин.


Икона «Избранные святые в молении перед иконой Богоматери Знамение (ярославские чудотворцы князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин, и преподобный Александр Свирский)», конец XVII — начало XVIII вв.

Вероятно, «моленной» иконой князей Василия и Константина был образ Спаса Вседержителя, который находился у их гробницы в Успенском соборе. Возможно, икона была привезена в Ярославль из Владимира представителями княжеской семьи и передавалась от отца к сыну. Сейчас древний образ хранится в Митрополичьих палатах, в отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея.

Сын Василия Всеволодовича, также Василий, умер в младенчестве, а дочь и единственная наследница Мария вышла замуж за сына смоленского князя Федора Ростиславича Черного. От него началась вторая династия ярославских князей. Одним из далеких потомков Федора Черного был князь Георгий Евгеньевич Львов – первый глава Временного правительства в 1917 году. О нем газета «Городские новости» уже писала.

Благодаря газете и 800-летний юбилей Ярославля как столицы государства-княжества не остался в стороне от внимания читателей!

Автор: Виктория Марасанова
Источник: "Городские Новости"

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1116 | Добавил: merja | Теги: история, Ростовское княжество, Ярославское княжество, ярославль, Залесье, великороссы, Северо-Восточная Русь, меря | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Галичское озеро Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура новгородцы Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Северо-Восточная Русь мордва Белоозеро Залесская земля великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2406
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 956
Статистика
Яндекс.Метрика