(рис.1)
Рунические знаки: а - Алабужское мерянское городище (по П.Н.
Травкину), б - Алеканово на р.Оке (по В.А. Городцову), в -
средневековый Плёс (по П.Н.
Травкину).
Необходимо отметить заслугу
волхвов Верхней Волги как первых хранителей (а также, видимо,
разработчиков) ранних форм письменности. Применительно к нашему региону
это так называемые восточно-европейские руны, находящиеся в настоящее
время в стадии собирания и расшифровки. Основными источниками новых
сведений здесь становятся материалы археологических раскопок, и главные
надежды на новые образцы письменности следует, видимо, увязывать с
финскими протогородами - мерянскими культурными центрами, где роль
волхвов была особенно велика.
Один из таких центров -
предшественник Плёса, Алабужский городок, предоставивший около десятка
прочерченных и вырезанных (в зависимости от мате
... Читать дальше »
"В русском образованном обществе распространено убеждение, что
своеобразные черты этого облика являются «славянскими». Это неверно. Та
культура (в смысле общего запаса культурных ценностей, удовлетворяющих
материальные и духовные потребности данной среды), которой всегда жил
русский народ, с этнографической точки зрения представляет собой
совершенно особую величину, которую нельзя включить без остатка в
какую-либо более широкую группу культур или культурную зону. В общем,
эта культура есть сама особая зона, в которую кроме русских входят еще
угро-финские «инородцы», вместе с тюрками Волжского бассейна. С
незаметной постепенностью эта культура на Востоке и Юго-Востоке
соприкасается с культурой «степной» (тюрко-монгольской) и через нее
связывается с культурами Азии. На Западе имеется тоже постепенный
переход (через белорусов и малороссов) к культуре запад
... Читать дальше »
День преподобного Пахомия в минувшие дни
отмечали в Нерехте. Сотни паломников из Костромской Мерянии, и соседних мерянских областей приехали в Троице-Сыпанов монастырь, чтобы поклониться святым
мощам целителя и совершить древний обряд на Святой горке.
По
преданию,
тот, кто его исполнит, целый год будет здоров.
Троице–Сыпанов монастырь. Его окрестности в Нерехте зовут Пахомиевской
горкой. Предание гласит – ее возвел преподобный Пахомий. Много лет
подряд он собирал здесь землю в монашескую шапку и руками возводил этот
холм. Свой труд праведник завершил 7 веков назад именно 28 мая.
С тех
пор в этот день рядом с монастырем собираются верующие. Гов
... Читать дальше »
"Кострома" - зрелище странное. Этакий живописный кинопримитив, где современная деревня представлена как заповедник с лешими, русалками, чудесами и крепким духом северного полуязыческого фольклора, который, казалось бы, навсегда погребен в пыльных томах добросовестных филологов-фольклористов второй половины позапрошлого века.
В.Суриков - уроженец Алтая, выпускник местного института культуры и Высших курсов сценаристов и режиссеров, работавший на картинах А.Кайдановского, С.Параджанова, Э.Климова, - с трудами фольклористов, безусловно, знаком.
Однако "Кострома" - не реконструкция записанных некогда обрядов и текстов. Скорее, попытка вновь "войти в ту же реку"
... Читать дальше »
Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до
наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно
отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических
комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день
оказался практически единственным источником по погребальному обряду
жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья.
Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на
горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и,
таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился
непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой
вдоль берега Волги.
Общество "Metsa Kunnta" продолжает свои ономастические изыскания. В предыдущих
материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных
жителей городов Ростов, Нерехта и поселка Борисоглебский , а так же их окрестностей. Сегодня мы
переносимся на 63 километра к северо-востоку от поселка Борисоглебский, и предлагаем
вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей города Гаврилов-Ям. При переводе
были использованы современные языки финской группы, в частности марийский. Перечень
фамилий современных гаврило-ямцев дополнен небольшой фото подборкой
мерянских антропологических типажей
взятой из открытых источников.
Портал Меряния с радостью объявляет о создании мерянским обществом "Metsa Kunnta" своего байдарочного туристического клуба "Joki Kunnta". На майские праздники членами Cергиево-Посадского отделения "Joki Kunnta" открыт новый сезон. Это выражено в трёхдневном походе на байдарках по водам чудесных мерянских речек Кубрь и Нерль Волжская.
Рябинин
Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси: К истории
славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. -
СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1997. - 260 с. ISBN
5-288-01635-6
Монография подводит
итоги многолетних исследований автора по проблеме
освоения северных областей Восточной Европы и взаимодействия пришлого
населения и аборигенных финно-угорских народов. В ней детально
рассмотрены крупные регионы Древней Руси, население которых (летописные
водь, ижора, весь, чудь заволочская, меря, мурома, мещера) подверглось полной или частичной
ассимиляции.
Сегодня мы расскажем о камне-следовике лежащем неподалеку от города Пошехонье в Ярославской Мерянии. Это Федоринский камень (или камень св. Феодоры). Располагался он некогда близ села Федоринского Пошехонского района Ярославской. В прошедшем времени, потому что села этого больше не существует, кануло в Лету, как и многие другие деревни нашего региона. Теперь основным ориентиром для поисков этого камня служит деревня Яковлевское. Камень среди местного населения известен и по сей день, и по сей день к нему приходят люди, кто просто поклонится, а кто и с просьбой какой.
Известен Федоринский камень с давних времен, назван в честь св.Федоры (Феодоры). Назван камень в честь преподобной Федоры, кот
... Читать дальше »
Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области разместило на сайте Госзакупок тендер на проведение раскопок. Ученым предлагают почти 12 миллионов рублей на исследование Вербовского могильника и древнего поселения в Муромском районе.
-Это уникальный объект, датированный 7-11 веком нашей эры. То, что могильник и фино-угорское поселение были найдены — огромная удача для историков, - рассказала Наталья Нестерова, ведущий специалист-эксперт государственной инспекции по охране объектов культурного наследия. - Жаль, конечно, что придется пожертвовать этим местом ради строительства дороги. Но выхода нет. До 15 ноября ученые досконально изучат территорию и проведут все возможные исследования.
Примечательно, что последняя находка в районе могильника была сделана в 1990 году. Тогда, местный ж
... Читать дальше »