Среда, 28.06.2017, 18:56 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Август » 17 » Андрей Малышев: этнофутуризм это наш ответ на глобализацию
12:41
Андрей Малышев: этнофутуризм это наш ответ на глобализацию


  Как бы кому-то не хотелось, идентичность не последняя характеристика сегодняшнего, во многом «космополитичного» мира. Как и кем ощущает себя современный обыватель, зажатый в тиски государственной идеологии? В каких мировозренческих парадигмах ищет себя? В политической плоскости все просто, день ко дню этноплюрализм набирает вес, тем самым создавая платформу к описанной Аленом де Бенуа «Европе тысячи флагов». Каталонцы и шотландцы – первые птахи новой, региональной Европы. Значительно интересней культуртрегерские движения, которые не настаивают на потребности в политической составляющей. Их идеология – смесь народного искусства, анархо-краеведенья, метафизического туризма и других, концептуально отличных, новых трендов – способ познания и реконструкции реальности «здесь и сейчас», без отрыва от среды проживания. По большому счету речь идет о точке отсчета в развитии новой, народнической идеологии, аполитичной и глубинной.

Вашему вниманию представляется интервью Андрея Малышева (Андю Мерянин, Костромская область, живет в Москве) – профессионального художника, члена Творческого Союза художников России, ведущего идеолога неомерянского этнофутуризма в России, данное им информационно-аналитическому порталу Страйк

 Добрый день, Андрей. Для начала предлагаю определиться, скажем так, в дефинициях истины. Что такое этнофутуризм, Ваша версия?

 Здравствуйте. Вкратце основы нео-мерянского этнофутуризма можно обозначить так: это способ выживания традиционной культуры, которая находится сейчас в России в глубочайшем кризисе.

 Возникновение и развитие этнофутуризма это в какой-то степени подтверждение кризиса ставшей традиционной этнической самоидентификации, который имеет место быть в России. Он является отражением страха наших людей раствориться в массовой глобальной культуре.

 У нео-мерян, с самого начала, этнофутуризм стал чем-то большим, нежели течением в современном искусстве. Для нас это целая жизненная философия, миропонимание.

 А лично для меня этнофутуризм кардинально новый взгляд на нашу великорусскую историю. Ни с права, ни слева, ни со стороны, а глубинно, изнутри. Попытка понять в первую очередь самого себя, и если угодно  - историческую судьбу собственного народа.

 Своё ощущение современного мира нео-меряне видят в возврате «к корням», но не в виде лубочного православия, или городского «родноверия», а в доскональном изучении региональной истории, верований «народного православия» и, конечно же, этнографии и археологии финно-угорских народов, населявших земли центральной России.

 Насколько я понимаю, этнофутуризм достаточно молодое явление. Расскажите о его происхождении и современном состоянии?

 Прежде всего, как художественное явление, переросшее затем в мировоззрение, этнофутуризм сформировался в Удмуртии, лет 15 назад. Удмуртские художники-концептуалисты, озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в российскую современность, воспользовались идеями, которые сформулировали эстонские художники на рубеже 80-90 годов.

 Поэтому Удмуртия по праву считается родиной российского этнофутуризма.

 На сегодняшний момент это достаточно развитое художественное движение с центрами в Ижевске, Йошкар-Оле, Сыктывкаре. Ежегодно проводятся крупные этнофутуристические фестивали, такие как «Kamwa» в Перми Великой, «Одо Маран» в Удмуртии, «Аванарт» в Чувашии.

 Эти фестивали – гремучая смесь традиционной финно-угорской культуры и современного искусства всегда производят сильное эмоциональное воздействие как на гостей праздников, так и на самих участников.

 Каким статусом по состоянию на сегодня обладает течение? Есть официальное признание или, все-таки, периферия мира выставок и галерей?

 Фраза «официальное признание» у любого россиянина вызовет целый сонм ассоциаций: ток-шоу на ТВ, награждение в Кремлевском дворце и тд. Нет, такого признания у этнофутуризма нет, и думаю, оно ему не нужно. Это течение абсолютно самодостаточно, оно существует в своей альтернативной плоскости.

 Какие области искусства покорены этнофутуризмом: живопись? Литература? Кино? Может другие?

 Как особая идейно-мировоззренческая система этнофутуризм объективируется в различных формах, наиболее выразительными из которых являются идеология, повседневная городская культура и искусство, живопись, кино, перформанс.

 Кто занимается продвижением этнофутуризма в России?

 Продвижением этнофутуризма в России занимаются отдельные мыслители и художники и их неформальные сообщества.

 Есть ли в Украине последователи данного течения?

 Про последователей этнофутуризма в Украине я не слышал.

 С каким религиозным направлением наиболее связан этнофутуризм?

 Этнофутуризм связан с народными культами. Для современных финно-угров это их сохранившееся, традиционное язычество, шаманизм, для пост-финно-угорских русских это народное православие в котором очень силен языческий, архетипический пласт.

 Чьи и какие работы для Вас образец, условно «классического этнофутуризма»?

 В кинематографе и литературе это безусловно Алексей Федорченко и Денис Осокин с их «Овсянками», «Небесными жёнами луговых мари». В живописи мариец Юрий Таныгин.

 Можно ли воспринимать этнофутуризм в качестве политической идеологии? История знает примеры – те же ситуационисты.

 На уровне идеологии этнофутуризм, в первую очередь, обладает чертами «новой» мифологии. Эта «новая» мифология сконструирована интеллектуальной элитой из таких идей, как например, обретение «метафизической и конкретной земной родины», «подлинной истории». Об этом с самого начала было заявлено на первых выступлениях этнофутуристов в Тарту, а позднее – в России.

 В 2000-х годах идеологию в этнофутуристическом мировоззрении дополняет развитие обыденно-повседневной культуры. Это происходит на уровне повседневности. Например, на макро-уровне (городская среда) и микро-уровне (пространство артефактов). Так же очень важна гиперреальная среда (масс-медийное пространство, Интернет).

 Этнофутуризм имеет такие важнейшие свойства, сближающие его с постмодернизмом как: интертекстуальность, текстовую природу, ризоморфность, заключающуюся в наличии множества альтернатив выбора, что предопределяется современным научно-техническим прогрессом, парадоксальность, мифологическо-иррациональное начало, плюралистичность, принцип игры.

 Наиболее адекватными для репрезентации данных свойств этнофутуризма являются пространство города и Интернет.

 Особенно следует выделить варианты праздничной реализации этнофутуризма. Это авангардные этнонациональные проекты, перформансы, национальные тематические праздники, фестивали и конкурсы.

 Главными качествами этнофутуристической культуры можно считать событийность, интерактивность, акционность, воздействие на бессознательное, массовый характер.

 Самый главный вопрос – перспективы развития?

 В современном мире, на фоне активных процессов глобализации, стандартизации и унификации культуры особо острыми являются проблемы не только выживания и сохранения этносов, но и дальнейшего развития их культур. Это относится не только к традиционным культурам т.н. «малых народов» России, но и к самим русским, потерявшим к началу 21 века почти всякую этничность.

 Именно этим объясняется обращение творческой интеллигенции народов России и зарубежных стран к собственному этническому прошлому, к истинным корням.

 По этому, мне видится, перспективы развития у этнофутуризма большие. В современном культурном пространстве этнофутуризм представляет собой ответ на глобализацию, всеобщее смешение. Это способ сохранения традиционных духовных ценностей, качественно новый этап в развитии национальных культур.

 Примечание:

Согласно с данными Википедии «Ме́ря, меря́не — древнее финно-угорское племя, проживавшее на территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, северной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей Российской Федерации. А также общее название финского населения (мерянская культура), проживавшего на этой территории во второй половине I тысячелетия н. э».

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 36 | Добавил: merja | Теги: меря, этнофутуризм, будущее | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика