Пятница, 29.03.2024, 17:33 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Сентябрь » 3 » Археолог Владимир Вишневский: "среди наших русских мужиков выражен финский тип"
21:13
Археолог Владимир Вишневский: "среди наших русских мужиков выражен финский тип"

28 августа в музейном комплексе "Конный двор" Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника открылась необычная для Подмосковья выставка "Финно-угры в древности и сегодня. Археологические находки и народные костюмы". 

На ней представлены редкие памятники Ратьковского финно-угорского мерянского могильника VI-IX веков, открытые археологической экспедицией Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999 – 2015 годах. Участниками экспедиции были школьники  из кружка "Юный археолог", организованного в 1983 году археологом Владимиром Вишневским. 


Шумящее украшение из Ратьковского мерянского могильника

В экспозиции представлены финно-угорские древности: погребальные бронзовые украшения, железные ножи, шилья, наконечники стрел, фрагменты керамической посуды - частью целые, частью обожженные в огне, и здесь же: великолепная коллекция народных костюмов волжских финно-угров, большинство которых датируется концом XIX – началом XX столетий. В основном, это - образцы женского праздничного костюма собранные в этнографическх экспедициях Сергиево-Посадского музея. 

Особый интерес представляют головные уборы, нагрудные, поясные, накосные украшения со множеством шумящих элементов, составлявших неотъемлемую часть женского костюма волжских финно-угров с времен раннего железного века.

Открывая выставку главный археолог музея Владимир Вишневский сказал – 

•  "У нас, как вы видите, выставка у которой несколько основных тезисов, про которые хочется сказать. Она и археологическая и этнографическая. То есть она посвящена с археологической точки зрения погребальному памятнику финно-угров, могильнику 6-9 веков нашей эры, исследует который археологическая экспедиция нашего музея.

Он находится совсем рядом с Сергиевым Посадом, на реке Дубне. Это период  до появления здесь славян, предшествующий зарождению русского народа, который происходил в тесном контакте с местными аборигенными финскими племенами и народами. Это известные по летописям- меря, мурома, мещера которых сейчас уже нет на этнографической карте России. 

Они долгое время соседствовали и жили вместе с славянскими племенами, союзничали, воевали, враждовали и дружили, в итоге были постепенно ассимилированы. Но внесли существенный и неизгладимый вклад в культуру, быт, традиции русского народа . В этой выставке, мы русские обращаемся к нашим истокам.  Эта выставка итог 10 лет раскопок и 20 лет исследований и представляет наиболее полную картину исследования Ратьковского финского могильника, которая вряд ли когда либо еще будет в таком виде экспонирована. 

Некоторые спросят, а что такого у вас здесь найдено, чего раньше не было? Отвечу, да, это уникальный памятник. Дело в том, что памятников поселений финно-угров в Подмосковье множество, а могильников до Ратьковского только два, этот третий. Могильник дает гораздо больше материалов с точки зрения культуры, набора вещей и датировки,  чем селище или городище."

Корреспондент Finugor взял небольшое интервью у руководителя сергиево-посадского археологического отряда Владимира Вишневского - 

Finugor  - Владимир, для большинства русских жителей Московской области финно-угры это Карелия, Марий Эл, Коми, но ни как не центральное Подмосковье. 

•    Все по разному шло. У нас здесь 6-9 век нашей эры. Славяне в северном и северо-восточном Подмосковье появляются не раньше 11 века. Даже по летописям известны меря, мурома, мещёра. Сейчас их уже нет,он были постепенно ассимилированы. Но по летописям  мы знаем, что меря участвовала в борьбе между князьями и с Олегом Вещим ходила на Константинополь (А также Смоленск и Киев. Примечание Finugor) То есть это была организованная сила, крупное племя, с военными дружинами, своими князьями. Но постепенно шел процесс ассимиляции, можно сказать, что к веку 14 меря в Подмосковье перестали являть собой былую силу. 

Finugor  -  Сейчас многих любителей истории волнует вопрос, куда исчезли финно-угры Центральной России? То есть вы считаете, что славяне меря не никуда не вытеснили, не подвергли геноциду, как сейчас принято говорить?

•    Нет, такого как вы сказали истребления и геноцида не было в истории. Вопрос стоял о военном и экономическом сотрудничестве, о сборе дани, поддержке тех или иных князей. Русские князья в равной степени союзничали со всеми, и с финно-уграми и с татарами и споловцами. Видимо главными причинами ассимиляции были изменения в политической карте и экономике этих земель.


Марийский женский убор – шимакш. Яранск.

•    Потом, следующие финно-угорские народы живущие по соседству с мерей – мордва, марийцы или черемисы как их раньше назвали, дольше чем меря, мещера, мурома, сохраняли свою идентичность.  Несмотря на то, что находились между молотом и наковальней, воюя и с русскими и с татарами, за тех и других. Известно к примеру несколько Черемисских войн. Они дольше сохраняли свою независимость, но постепенно, с движением Московского государства на восток, со времен Ивана Грозного были интегрированы в русское государство.


Марийская вышивка. Яранск.

Finugor  - некоторые ученые считают, что название Москва мерянское…

•    Это гидронимия. Она говорит, что в восточном Подмосковье превалируют финно-угорские названия, а в западном распространены балтские.  Дело в том, что от Москвы к Смоленску на рубеже 1 -2тысячелетий жили балтские народы, родственники пруссов и ятвягов. В подмосковной гидронимии финское языковое наследие хорошо сохранилось

Finugor  - а что означает Москва?

•  Есть разные толкования. Эти окончания – ва, ма, ша, га – это финские гидроформанты. Понимаете в чем дело, финских языков тоже много, у них тоже свои особенности, общие черты. Чье это было название, меря или других финнов трудно сказать. Мы можем предполагать, что его оставило какое-то племя родственное мере, жившее по соседству, в это же время развивавшееся. Но если уж быть точным центры меря располагались на Плещеевом озере и озере Неро. Ареал родственных археологических культур простирается от Твери до Костромы, это касается и названий рек. Так что вероятно название близкое к мерянскому языку. В современной Владимирской и Ивановской областях, среди наших русских мужиков выражен специфический антропологический тип который может быть отнесен к финскому. Так что финское наследие у русских прослеживается не только в топонимике


Раскопки ратьковского финно-угорского могильника

Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999, 2000, 2002, 2006, 2007 гг. открыла и исследовала могильник VI - IX вв. на городище у д. Ратьково Александровского района Владимирской области, на мысу левого берега р. Дубна. Одной из загадок дьяковской и мерянской культуры является отсутствие у неё курганных могильников - в Подмосковье и окрестностях до последнего времени было известно только два. 


Реконструкция домика мертвых

Они, вероятно, находились в глухих углах леса, тела умерших помещали в наземных сооружениях - «домиках мёртвых». На Ратьковском могильнике были найдены остатки трупо-сожжений и погребальный инвентарь на глубине от 0,3 до 0,5 м. Судя по глубине, останки и вещи помещали в наземные «домики мёртвых». Всего собрано 1202 предмета (из них 196 - оплавленные бронзовые вещи), а также фрагменты керамической посуды.


Погребальные урны с Ратьковского могильника

Раскопки (вскрыто о 476 кв.м.) позволили реконструировать погребальный обряд. Кремация осуществлялась на стороне. Кости людей после сожжения очищены от углей и золы и специально измельчены. Остатки кремации, обугленные зерна и вещи концентрируются вокруг небольших ям, причем большая часть материала лежит в верхних слоях заполнения ямам или рядом с ними. В заполнениях трех ям собраны тысячи обугленных зерен культурных растений (пшеницы-полбы, ячменя, гороха, проса) и куски спекшихся обугленными зёрен - остатки какого-то блюда, вроде, каши, связанного с «тризной» - поминальной трапезой.

Погребальный сосуд с остатками кремации

Судя по находкам на Ратьковском городище, обычаи приготовления поминальной трапезы из пшеницы, ячменя, гороха были характерны для местного автохтонного финно-угорского населения и не были привнесены в позднюю русскую культуру славянами По-видимому, воспоминанием о наземном погребальном обряде, бытовавшем у финского населения центральной части Восточной Европы, является образ «бабы-яги костяной ноги» и «избушки на курьих ножках».


Реконструкция мерянского женского костюма.

В сказках подчеркивается связь дома Бабы-Яги и костей человека. Во всех сюжетах баба-яга существо не русское, противопоставляющее себя русским. Стремление бабы-яги - символа смерти - изжарить героя сказки, можно рассматривать как обряд кремации, характерный для местного финно-угорского населения. Для мужских погребений характерны железные стрелы, поясные пряжки и накладки, кресало. В женских погребениях: шилья, ножи, пряслица, литейные формочки, бронзовые украшения, в том числе шумящие подвески.


Реконструкция мерянского женского костюма.

Украшения из бронзы составляют подавляющую часть находок из погребений Ратьковского могильника. «Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль в одежде финских и балтских женщин - при движении бронзовые обереги издавали звон - магическое средство для изгнания «злых сил». Часть погребений принадлежала женщинам-литейщицам. Бронзо-литейное дело в ту эпоху находилось в руках женщин и женские погребения могильников поволжских финнов - мери, муромы, мари, мордвы сопровождаются принадлежностями литья.

Закончить репортаж с открытия выставки хочется меткими словами заместителя генерального директора музея по научной работе Светланы Николаевой: 

•    Мало кто остаётся равнодушным к археологии. Это древняя наука, в которой сконцентрировалась энергия молодых. Археология и современность – это единый ковёр, из которого нельзя убрать ни ниточки. Я думаю, что девизом этой выставки могут стать слова: "Всё, что есть - было, всё, что было - будет!"

Выставка "Финно-угры в древности и сегодня. Археологические находки и народные костюмы" будет работать до 25 октября.

Андрей Мерянин. Finugor

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5266 | Добавил: merja | Теги: Дяковская культура, финно-угры, археология, марийцы, меря, славяне, история, русские, мерянский, мордва | Рейтинг: 5.0/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика