Вторник, 28.03.2017, 22:43 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Сентябрь » 3 » Археолог Владимир Вишневский: "среди наших русских мужиков выражен финский тип"
21:13
Археолог Владимир Вишневский: "среди наших русских мужиков выражен финский тип"

28 августа в музейном комплексе "Конный двор" Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника открылась необычная для Подмосковья выставка "Финно-угры в древности и сегодня. Археологические находки и народные костюмы". 

На ней представлены редкие памятники Ратьковского финно-угорского мерянского могильника VI-IX веков, открытые археологической экспедицией Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999 – 2015 годах. Участниками экспедиции были школьники  из кружка "Юный археолог", организованного в 1983 году археологом Владимиром Вишневским. 


Шумящее украшение из Ратьковского мерянского могильника

В экспозиции представлены финно-угорские древности: погребальные бронзовые украшения, железные ножи, шилья, наконечники стрел, фрагменты керамической посуды - частью целые, частью обожженные в огне, и здесь же: великолепная коллекция народных костюмов волжских финно-угров, большинство которых датируется концом XIX – началом XX столетий. В основном, это - образцы женского праздничного костюма собранные в этнографическх экспедициях Сергиево-Посадского музея. 

Особый интерес представляют головные уборы, нагрудные, поясные, накосные украшения со множеством шумящих элементов, составлявших неотъемлемую часть женского костюма волжских финно-угров с времен раннего железного века.

Открывая выставку главный археолог музея Владимир Вишневский сказал – 

•  "У нас, как вы видите, выставка у которой несколько основных тезисов, про которые хочется сказать. Она и археологическая и этнографическая. То есть она посвящена с археологической точки зрения погребальному памятнику финно-угров, могильнику 6-9 веков нашей эры, исследует который археологическая экспедиция нашего музея.

Он находится совсем рядом с Сергиевым Посадом, на реке Дубне. Это период  до появления здесь славян, предшествующий зарождению русского народа, который происходил в тесном контакте с местными аборигенными финскими племенами и народами. Это известные по летописям- меря, мурома, мещера которых сейчас уже нет на этнографической карте России. 

Они долгое время соседствовали и жили вместе с славянскими племенами, союзничали, воевали, враждовали и дружили, в итоге были постепенно ассимилированы. Но внесли существенный и неизгладимый вклад в культуру, быт, традиции русского народа . В этой выставке, мы русские обращаемся к нашим истокам.  Эта выставка итог 10 лет раскопок и 20 лет исследований и представляет наиболее полную картину исследования Ратьковского финского могильника, которая вряд ли когда либо еще будет в таком виде экспонирована. 

Некоторые спросят, а что такого у вас здесь найдено, чего раньше не было? Отвечу, да, это уникальный памятник. Дело в том, что памятников поселений финно-угров в Подмосковье множество, а могильников до Ратьковского только два, этот третий. Могильник дает гораздо больше материалов с точки зрения культуры, набора вещей и датировки,  чем селище или городище."

Корреспондент Finugor взял небольшое интервью у руководителя сергиево-посадского археологического отряда Владимира Вишневского - 

Finugor  - Владимир, для большинства русских жителей Московской области финно-угры это Карелия, Марий Эл, Коми, но ни как не центральное Подмосковье. 

•    Все по разному шло. У нас здесь 6-9 век нашей эры. Славяне в северном и северо-восточном Подмосковье появляются не раньше 11 века. Даже по летописям известны меря, мурома, мещёра. Сейчас их уже нет,он были постепенно ассимилированы. Но по летописям  мы знаем, что меря участвовала в борьбе между князьями и с Олегом Вещим ходила на Константинополь (А также Смоленск и Киев. Примечание Finugor) То есть это была организованная сила, крупное племя, с военными дружинами, своими князьями. Но постепенно шел процесс ассимиляции, можно сказать, что к веку 14 меря в Подмосковье перестали являть собой былую силу. 

Finugor  -  Сейчас многих любителей истории волнует вопрос, куда исчезли финно-угры Центральной России? То есть вы считаете, что славяне меря не никуда не вытеснили, не подвергли геноциду, как сейчас принято говорить?

•    Нет, такого как вы сказали истребления и геноцида не было в истории. Вопрос стоял о военном и экономическом сотрудничестве, о сборе дани, поддержке тех или иных князей. Русские князья в равной степени союзничали со всеми, и с финно-уграми и с татарами и споловцами. Видимо главными причинами ассимиляции были изменения в политической карте и экономике этих земель.


Марийский женский убор – шимакш. Яранск.

•    Потом, следующие финно-угорские народы живущие по соседству с мерей – мордва, марийцы или черемисы как их раньше назвали, дольше чем меря, мещера, мурома, сохраняли свою идентичность.  Несмотря на то, что находились между молотом и наковальней, воюя и с русскими и с татарами, за тех и других. Известно к примеру несколько Черемисских войн. Они дольше сохраняли свою независимость, но постепенно, с движением Московского государства на восток, со времен Ивана Грозного были интегрированы в русское государство.


Марийская вышивка. Яранск.

Finugor  - некоторые ученые считают, что название Москва мерянское…

•    Это гидронимия. Она говорит, что в восточном Подмосковье превалируют финно-угорские названия, а в западном распространены балтские.  Дело в том, что от Москвы к Смоленску на рубеже 1 -2тысячелетий жили балтские народы, родственники пруссов и ятвягов. В подмосковной гидронимии финское языковое наследие хорошо сохранилось

Finugor  - а что означает Москва?

•  Есть разные толкования. Эти окончания – ва, ма, ша, га – это финские гидроформанты. Понимаете в чем дело, финских языков тоже много, у них тоже свои особенности, общие черты. Чье это было название, меря или других финнов трудно сказать. Мы можем предполагать, что его оставило какое-то племя родственное мере, жившее по соседству, в это же время развивавшееся. Но если уж быть точным центры меря располагались на Плещеевом озере и озере Неро. Ареал родственных археологических культур простирается от Твери до Костромы, это касается и названий рек. Так что вероятно название близкое к мерянскому языку. В современной Владимирской и Ивановской областях, среди наших русских мужиков выражен специфический антропологический тип который может быть отнесен к финскому. Так что финское наследие у русских прослеживается не только в топонимике


Раскопки ратьковского финно-угорского могильника

Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999, 2000, 2002, 2006, 2007 гг. открыла и исследовала могильник VI - IX вв. на городище у д. Ратьково Александровского района Владимирской области, на мысу левого берега р. Дубна. Одной из загадок дьяковской и мерянской культуры является отсутствие у неё курганных могильников - в Подмосковье и окрестностях до последнего времени было известно только два. 


Реконструкция домика мертвых

Они, вероятно, находились в глухих углах леса, тела умерших помещали в наземных сооружениях - «домиках мёртвых». На Ратьковском могильнике были найдены остатки трупо-сожжений и погребальный инвентарь на глубине от 0,3 до 0,5 м. Судя по глубине, останки и вещи помещали в наземные «домики мёртвых». Всего собрано 1202 предмета (из них 196 - оплавленные бронзовые вещи), а также фрагменты керамической посуды.


Погребальные урны с Ратьковского могильника

Раскопки (вскрыто о 476 кв.м.) позволили реконструировать погребальный обряд. Кремация осуществлялась на стороне. Кости людей после сожжения очищены от углей и золы и специально измельчены. Остатки кремации, обугленные зерна и вещи концентрируются вокруг небольших ям, причем большая часть материала лежит в верхних слоях заполнения ямам или рядом с ними. В заполнениях трех ям собраны тысячи обугленных зерен культурных растений (пшеницы-полбы, ячменя, гороха, проса) и куски спекшихся обугленными зёрен - остатки какого-то блюда, вроде, каши, связанного с «тризной» - поминальной трапезой.

Погребальный сосуд с остатками кремации

Судя по находкам на Ратьковском городище, обычаи приготовления поминальной трапезы из пшеницы, ячменя, гороха были характерны для местного автохтонного финно-угорского населения и не были привнесены в позднюю русскую культуру славянами По-видимому, воспоминанием о наземном погребальном обряде, бытовавшем у финского населения центральной части Восточной Европы, является образ «бабы-яги костяной ноги» и «избушки на курьих ножках».


Реконструкция мерянского женского костюма.

В сказках подчеркивается связь дома Бабы-Яги и костей человека. Во всех сюжетах баба-яга существо не русское, противопоставляющее себя русским. Стремление бабы-яги - символа смерти - изжарить героя сказки, можно рассматривать как обряд кремации, характерный для местного финно-угорского населения. Для мужских погребений характерны железные стрелы, поясные пряжки и накладки, кресало. В женских погребениях: шилья, ножи, пряслица, литейные формочки, бронзовые украшения, в том числе шумящие подвески.


Реконструкция мерянского женского костюма.

Украшения из бронзы составляют подавляющую часть находок из погребений Ратьковского могильника. «Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль в одежде финских и балтских женщин - при движении бронзовые обереги издавали звон - магическое средство для изгнания «злых сил». Часть погребений принадлежала женщинам-литейщицам. Бронзо-литейное дело в ту эпоху находилось в руках женщин и женские погребения могильников поволжских финнов - мери, муромы, мари, мордвы сопровождаются принадлежностями литья.

Закончить репортаж с открытия выставки хочется меткими словами заместителя генерального директора музея по научной работе Светланы Николаевой: 

•    Мало кто остаётся равнодушным к археологии. Это древняя наука, в которой сконцентрировалась энергия молодых. Археология и современность – это единый ковёр, из которого нельзя убрать ни ниточки. Я думаю, что девизом этой выставки могут стать слова: "Всё, что есть - было, всё, что было - будет!"

Выставка "Финно-угры в древности и сегодня. Археологические находки и народные костюмы" будет работать до 25 октября.

Андрей Мерянин. Finugor

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1982 | Добавил: merja | Теги: Дяковская культура, финно-угры, археология, марийцы, меря, славяне, история, русские, мерянский, мордва | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 8
avatar
1
8
Москва поганичье между балтами и мерей. На территории Москвы есть как батские так и финские топонимы.
avatar
0
7
Вишневский проявляет поразительную неосведомленность. Дело в том, что гидроним "Москва", "Московка", "Москава" присутствуют широко в балтском историческом ареале: в Польше, Беларуси, Украине, и не присутствует вовсе в финно-угорском. Т.о. "Москва" - разумеется балтский, а не мерянский гидроним. Тем более, что ареал вокруг Москвы - это славяне-вятичи и балты-голядь.
avatar
1
6
Спасибо хоть за это, разве не помните чему учили в школе, только о неких славян, а про остальные народы почти ничего не говорили, хотя про то, что вятичи, северяне не славяне было известно аж в 19 веке, но про это умалчивали. Конечно сменили свои названия, название отвечающий на вопрос -чей? русский.
avatar
2
5
Вообще-то финно-угорское влияние на формирование русского народа прослеживается даже в языке. Фонетика русской речи сильно отличается от ближайших родственников-славян, зато один в один с мордвой, например. Или, к примеру, такая грамматическая конструкция, как "у меня есть". В каких еще индо-европейских языках так говорят? Вроде бы у всех принято говорить "я имею" (во всяком случае, в Европе). Зато "у меня есть" - это буквальный перевод с финского "минулла он". Такое ощущение, что русский получился в результате того, что финские народности перешли на государственный славянский (малость видоизмененный церковно-славянский, он же древне-болгарский) язык.
avatar
2
4
есть такое научное понятие - финно-угорский субстрат. Этнический, языковой, топонимический.

Открываем толковый словарь Ожегова

Субстрат - , субстрата, м. (латин. substratum-основа, подкладка).
1. То, что лежит в основе чего-н., каких-н. явлений, состояний (филос., науч.).

Таким образом основа - финно-угры, а не славяне.
avatar
2
3
могильник очень похож на карельские могильники.
avatar
0
2
русского этноса нет, есть русский народ, нация.
avatar
-3
1
Основа русского этноса тем не менее именно что славяне.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2264
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 828
Статистика
Яндекс.Метрика