Вторник, 19.02.2019, 16:31 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Август » 8 » Арсёновский валун. Арсёново и Колягино. Из старых записей Светланы Чернецовой
22:56
Арсёновский валун. Арсёново и Колягино. Из старых записей Светланы Чернецовой

 

Не так давно друзья-меряне  (спасибо за фото Андю! ) попросили  меня поделиться  информацией о моей очень давней разведке в  район  Колягино – Арсёново - Спас-Городец  Ильинского  района. Некогда, большая часть этого района входила в Ростовский уезд Ярославской губернии, но сейчас это Ивановская земля.

Целью был поиск каменной стеллы с «всадником с копьём», лежащей (стоящей) в районе «Конёва болота», но от этой идеи пришлось отказаться сразу, как только добрались до  деревни Колягино. Был конец апреля, в связи с чем,  вся  местность оказалась сильно подтопленной.

Решили собрать пока устные свидетельства местных жителей, а на поиски стеллы отправиться осенью. Справедливости ради  нужно сказать, что и осенью мы стеллу тоже не нашли, но в целом, оба похода оказались очень удачными. В частности удалось разобраться с довольно запутанной историей камня, хранящегося в музее поселка Ильинское-Хованское…

В середине прошлого века в  районном музее поселка Ильинское-Хованское появился необычный экспонат. Это был камень,  представлявший собой небольшой обломок грубой гранитной плиты с изображением неясного происхождения в виде лабиринта из выпуклых полос, находящих одна на другую.

В музей его провез известный в Ильинском краевед  Д.Е. Чернявский, который в ходе сбора археологического материала, вывез камень из деревни Арсёново. Среди всех групп культовых камней камни с «лабиринтовыми» изображениями – чрезвычайно редкая, а возможно и наиболее древняя группа.
 
К слову, изображение на Арсеновском валуне напоминает рукотворные рисунки священных камней Тверской земли найденных историком и краеведом 19-го века Ф.Н. Глинки. Иллюстрации были опубликованы в его книге "О древностях в Тверской Карелии". СПб, 1836.



Поскольку сам Д.Е. Чернявский никаких записей  (кроме названия деревни) об этом камне не оставил, нам было важно успеть зафиксировать любые остатки сведений, обрядности, преданий о нем в д. Арсёнове .     Этот населенный пункт расположен в 11-12 километрах от левого берега реки Малая Нерль. Деревня находится на большом холме правильной овальной формы, который со всех сторон окружает  сильно заболоченная низина. Камень лежал непосредственно в самой деревне, и место его расположения являлось самой высокой точкой холма. В 10-15 метрах от северного склона холма начинается круглый луг, который в народе называют «Синий камень».

Старожилы рассказывают, что ещё в начале нашего века в районе деревни Арсёново было два камня, почитаемые местными жителями. Первый находился на вершине холма («лабиринтовый камень»), а второй – у подножия холма, на лугу («Синий камень»). Сохранились сведения, что Синий камень выполнял лечебные функции, хотя никаких изображений на нём не было. По определённым праздникам на «лабиринтовый камень» ставилась икона с изображением Богородицы (из разрушенной часовни, стоявшей недалеко от камня), а вокруг него зажигались свечи.
 

Аналогов у этого камня нет, по крайней мере я ничего о подобном не слышала. Единственное, что показалось отдалённо похожим - обломок известняковой плиты в огороде у Галины Панченко в Плёсе. Нашли в Волге и поместили под присмотр к  Галине  до выяснения обстоятельств... 

Не менее интересным оказался и "Колягинский источник",  около которого мы стояли лагерем.Расположен в 4-5 км от с Колягино. 
 

Практически в зоне  соприкосновения границ Ярославской, Ивановской и Владимирской областей. Источник находится  левом берегу р. Малая Нерль (Клязьминская). Пользуется очень широкой целительной славой во всей округе. Вплоть до конца 80-х, нач. 90-х. г.г. ХХ  века над источником росло раскидистое  очень старое дерево (дуб ?) и источник  как бы бил из под его корней. Весной 1990 года  дерево ещё находилось на месте и по всей кроне его на высоте человеческого роста были прилажены иконки и образки. Некоторые из них были очень тёмные и старые, встречались так же прибитые складни.

Все нижние ветки дерева были густо обвязаны ленточками, тряпочками, элементами детской одежды. У подножья дерева была небольшая ровная площадка, на которой устанавливались иконы и зажигались свечи. Приезжали и приходили  к источнику люди из Арсёново, Колягино, Конюково Хлебницы и пр., т.е. сёл и деревень в радиусе до 7-10 км. Вода считалась святой и целебной. Её пили на месте, умывались и набирали с собой.

Традиционно старые жители Колягино ухаживали за источником: расчищали его и  убирали мусор. Летом 1993 г. дерева над источником уже не было (засохло и упало), но ствол был аккуратно спилен и убран. Несколько образков лежали на пне  от дерева. Источник функционировал как и раньше.

Некогда в Колягине стоял храм, от которого остался только погост.  Погост очень старый, заброшенный  Находится  на том же левом берегу Нерли, что и источник в 2 км. от него.Деревянный храм на Колягинском погосте построен в 1726 г. Он не сохранился, но его место 1889 г. занял каменный храм вмч. Димитрия Солунского (престол освящен в 1890 г.). В 1926 г. богослужения прекратились, храм был закрыт, а колокола сброшены.
 

Схема использования храма после закрытия была типичной для того времени: склад запчастей, хранилище удобрений. В 80-е гг. храм был переведен в разряд заброшенных строений, ненужных даже колхозу. А случившийся вскоре в нем пожар безвозвратно повредил стенные росписи. Восстановление храма началось в 2005г.Престольные праздники: 26 октября/8 ноября.P.S. Я с трудом нашла старые черно-белые фотографии того памятного мероприятия.   

Но событие это мне запомнилось, прежде всего, довольно трагическим событиями, произошедшим  с двумя  12-летними мальчишками – «пионерами» из краеведческого кружка Андрея Яблокова (один из них на фото со мной). Все остались живы, но это по чистой случайности!  Больше я детей с нами не брала...

Источник volot_71  Светлана Чернецова

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2030 | Добавил: merja | Теги: священные камни, святые источники, краеведение, язычество в христианстве, Ивановская область | Рейтинг: 5.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2520
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1051
Статистика
Яндекс.Метрика