Пятница, 28.04.2017, 03:38 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Август » 8 » Арсёновский валун. Арсёново и Колягино. Из старых записей Светланы Чернецовой
22:56
Арсёновский валун. Арсёново и Колягино. Из старых записей Светланы Чернецовой

 

Не так давно друзья-меряне  (спасибо за фото Андю! ) попросили  меня поделиться  информацией о моей очень давней разведке в  район  Колягино – Арсёново - Спас-Городец  Ильинского  района. Некогда, большая часть этого района входила в Ростовский уезд Ярославской губернии, но сейчас это Ивановская земля.

Целью был поиск каменной стеллы с «всадником с копьём», лежащей (стоящей) в районе «Конёва болота», но от этой идеи пришлось отказаться сразу, как только добрались до  деревни Колягино. Был конец апреля, в связи с чем,  вся  местность оказалась сильно подтопленной.

Решили собрать пока устные свидетельства местных жителей, а на поиски стеллы отправиться осенью. Справедливости ради  нужно сказать, что и осенью мы стеллу тоже не нашли, но в целом, оба похода оказались очень удачными. В частности удалось разобраться с довольно запутанной историей камня, хранящегося в музее поселка Ильинское-Хованское…

В середине прошлого века в  районном музее поселка Ильинское-Хованское появился необычный экспонат. Это был камень,  представлявший собой небольшой обломок грубой гранитной плиты с изображением неясного происхождения в виде лабиринта из выпуклых полос, находящих одна на другую.

В музей его провез известный в Ильинском краевед  Д.Е. Чернявский, который в ходе сбора археологического материала, вывез камень из деревни Арсёново. Среди всех групп культовых камней камни с «лабиринтовыми» изображениями – чрезвычайно редкая, а возможно и наиболее древняя группа.
 
К слову, изображение на Арсеновском валуне напоминает рукотворные рисунки священных камней Тверской земли найденных историком и краеведом 19-го века Ф.Н. Глинки. Иллюстрации были опубликованы в его книге "О древностях в Тверской Карелии". СПб, 1836.



Поскольку сам Д.Е. Чернявский никаких записей  (кроме названия деревни) об этом камне не оставил, нам было важно успеть зафиксировать любые остатки сведений, обрядности, преданий о нем в д. Арсёнове .     Этот населенный пункт расположен в 11-12 километрах от левого берега реки Малая Нерль. Деревня находится на большом холме правильной овальной формы, который со всех сторон окружает  сильно заболоченная низина. Камень лежал непосредственно в самой деревне, и место его расположения являлось самой высокой точкой холма. В 10-15 метрах от северного склона холма начинается круглый луг, который в народе называют «Синий камень».

Старожилы рассказывают, что ещё в начале нашего века в районе деревни Арсёново было два камня, почитаемые местными жителями. Первый находился на вершине холма («лабиринтовый камень»), а второй – у подножия холма, на лугу («Синий камень»). Сохранились сведения, что Синий камень выполнял лечебные функции, хотя никаких изображений на нём не было. По определённым праздникам на «лабиринтовый камень» ставилась икона с изображением Богородицы (из разрушенной часовни, стоявшей недалеко от камня), а вокруг него зажигались свечи.
 

Аналогов у этого камня нет, по крайней мере я ничего о подобном не слышала. Единственное, что показалось отдалённо похожим - обломок известняковой плиты в огороде у Галины Панченко в Плёсе. Нашли в Волге и поместили под присмотр к  Галине  до выяснения обстоятельств... 

Не менее интересным оказался и "Колягинский источник",  около которого мы стояли лагерем.Расположен в 4-5 км от с Колягино. 
 

Практически в зоне  соприкосновения границ Ярославской, Ивановской и Владимирской областей. Источник находится  левом берегу р. Малая Нерль (Клязьминская). Пользуется очень широкой целительной славой во всей округе. Вплоть до конца 80-х, нач. 90-х. г.г. ХХ  века над источником росло раскидистое  очень старое дерево (дуб ?) и источник  как бы бил из под его корней. Весной 1990 года  дерево ещё находилось на месте и по всей кроне его на высоте человеческого роста были прилажены иконки и образки. Некоторые из них были очень тёмные и старые, встречались так же прибитые складни.

Все нижние ветки дерева были густо обвязаны ленточками, тряпочками, элементами детской одежды. У подножья дерева была небольшая ровная площадка, на которой устанавливались иконы и зажигались свечи. Приезжали и приходили  к источнику люди из Арсёново, Колягино, Конюково Хлебницы и пр., т.е. сёл и деревень в радиусе до 7-10 км. Вода считалась святой и целебной. Её пили на месте, умывались и набирали с собой.

Традиционно старые жители Колягино ухаживали за источником: расчищали его и  убирали мусор. Летом 1993 г. дерева над источником уже не было (засохло и упало), но ствол был аккуратно спилен и убран. Несколько образков лежали на пне  от дерева. Источник функционировал как и раньше.

Некогда в Колягине стоял храм, от которого остался только погост.  Погост очень старый, заброшенный  Находится  на том же левом берегу Нерли, что и источник в 2 км. от него.Деревянный храм на Колягинском погосте построен в 1726 г. Он не сохранился, но его место 1889 г. занял каменный храм вмч. Димитрия Солунского (престол освящен в 1890 г.). В 1926 г. богослужения прекратились, храм был закрыт, а колокола сброшены.
 

Схема использования храма после закрытия была типичной для того времени: склад запчастей, хранилище удобрений. В 80-е гг. храм был переведен в разряд заброшенных строений, ненужных даже колхозу. А случившийся вскоре в нем пожар безвозвратно повредил стенные росписи. Восстановление храма началось в 2005г.Престольные праздники: 26 октября/8 ноября.P.S. Я с трудом нашла старые черно-белые фотографии того памятного мероприятия.   

Но событие это мне запомнилось, прежде всего, довольно трагическим событиями, произошедшим  с двумя  12-летними мальчишками – «пионерами» из краеведческого кружка Андрея Яблокова (один из них на фото со мной). Все остались живы, но это по чистой случайности!  Больше я детей с нами не брала...

Источник volot_71  Светлана Чернецова

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1332 | Добавил: merja | Теги: священные камни, святые источники, краеведение, язычество в христианстве, Ивановская область | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 23
avatar
-1
23
В кубышках.
Простите за зануцтво старова ботанека.
В кубышках! prof
avatar
2
22
Всё прошлое лето с нами по камням ездил геолог. Мне было интересно проследить статистику, закономерности, найти особенности. Результаты не впечатлили... Ожидала большего. Поклонение камням - культурологический феномен)))
Подождём, почитаем...
avatar
1
21
Нерль - божественно красива!))) Очень жаль, что мне всё никак не вырваться на неё... Валун в кувшинках скачала себе, спасибо!
avatar
1
20
Мне тоже интересно.

А вот что на самом деле - вы узнаете осенью, когда мы напишем статью про этот камень.

Мне такие угрозы сразу две цитаты напоминают:
"Такую личную неприязнь испытываю, кюшать не могу!"
"Я бежала за вами три дня, да! Чтобы сказать - как вы мне безразличны."

А тут целый месяц до осени... бежать и не кушать, не кушать и бежать.
cool
avatar
2
19
Ох,... и горазды же вы, Сергей, новые термины придумывать - "мегалитика", "лабиринтовик"...?! На самом дела никакие знаки, рисунки, руны, "цвет" камня и пр. не могут быть показателями сакральности камня. Индикатор только один - ОСОБОЕ отношение к нему местных жителей. И всё!!! Выяснить это особое отношение, современное или уже давно забытое - задача историка, исследователя. Это целая методика, например просто массу информации дают местные церковные памятники... По Арсёновскому камню выяснять это ОСОБОЕ отношение уже не нужно, т.к. оно зафиксировано))) Извините, но я там была не раз))) и на 20 лет раньше вас... Если что-то до вас не сохранилось - не удивительно. Деревни умирают, население появляется совершенно новое, ничего не помнящие (не знающее). А Вашу статью по камню буду ждать, интересно!
avatar
0
18
Спасибо большое, всё стало понятно.
Жалко мальчишек, ни за что пострадавших дважды.
avatar
0
17
Представленный лабиринтовик к культовым камням отношения не имеет. Это лже-культовый камень. На самом деле... А вот что на самом деле - вы узнаете осенью, когда мы напишем статью про этот камень.
avatar
2
16
У Андрея, руководителя кружка, были свои традиции. Например на ночь у костра обязательно оставалась пара "не спящих" человек - дежурных. Они должны были заготовить дрова на всю ночь и поддерживать огонь. В тот раз ребятишки схалявничали и к середине ночи дров не осталось. Огонь начал гаснуть. Тогда они плеснули в огонь керосин, но неаккуратно... На обоих вспыхнули рыжие походные анараки. Я сквозь стенку палатки увидела два два ярких факела метнувшихся в сторону Нерли. Без звука! Короче... двое парней - Андрей Яблоков и Володя Чебоксаров 5 км. несли на себе обгоревших мальчишек до ближайшего Колягино, где мы разбудили местных и нас довезли до Ильинского. Мне пришлось вести "спасателей" через лес глубокой ночью, поскольку только накануне днём мы с Чебоксаровым прошли этим путем сами. Без фонарей, без звезд, без луны... Всё обошлось. Слава Богу! Будьте бдительны)))
avatar
0
15
Я не смогу не брать в походы "пионеров", поэтому хотелось бы быть вооружённым доп.знаниями о всех возможных засадах, подстерегающих "пионервожатого", ответственного за всё в походе.

"Б" - это буква алфавита, следующая сразу за уже сказанной буквой "А" smile
avatar
1
14
"или" может быть всё, что угодно. Сам он там оказался, или его специально утопили, как пытались утопить переславский "Синий".
В любом случае этот дикий валун как свободный медведь, не в клетке и не в зоопарке, недоступен современным каменотёсам и обывателям-топтателям...
И лично мне не нужно официального признания камня сакральным, чтобы начать испытывать к нему священный трепет.
Просто валун.
Сильный, свободный, красивый, спокойный,.. хозяин реки.
smile
avatar
1
13
А чем же примечателен Ваш "Хозяин Нерли"? Просто красивый валун или...? smile
avatar
1
12
Совсем не поняла - чего же ждут читатели...? Что значит "Б"?
avatar
1
11
Светлана, Вам в подарок Хозяин Нерли.
(фотография сделана ровно месяц назад):


Он живёт чуть ниже по течению от условной трассы Колягино-Чернокулово.
Чернокулово - следующая по правому берегу деревня после Конюково.
А "условная", потому что прямой связи нет.
Колягино - Ивановская губерния
Конюково - Ярославская,
Чернокулово - Владимирская. Во как!
avatar
0
10
...в 11-12 километрах от левого берега реки Малая Нерль.
...на левом берегу р. Малая Нерль (Клязьминская).

Очень любопытно. Почему "Малая"?
На всех картах, что я видел, они обозначены равноправно - Нерль. Только мы сами, на первом этапе определения(какая именно?) говорим - Волжская или Клязьминская. И, естественно, уже находясь рядом с какой-нить из них и кивая на речку, обходимся без доп.прилагательных.
Нерль Клязьминская много длиннее и полноводнее Волжской. Почему она "Малая"?

Но событие это мне запомнилось, прежде всего, довольно трагическим событиями, произошедшим с двумя 12-летними мальчишками – «пионерами» из краеведческого кружка Андрея Яблокова (один из них на фото со мной). Все остались живы, но это по чистой случайности! Больше я детей с нами не брала...

Читатели ждут "Б". wink
avatar
2
9
Да пожалуйста, расскажу... Всё равно никто не нашёл. Это белая каменная глыба до 1,5 метров высотой в окрестностях с. Колягино упоминается в работе Е.Н. Ерофеевой «Археологические памятники Ивановской области». Со ссылкой на ильинского краеведа Чернявского Е. говориться, что в окрестностях села на болоте имеется камень и изображением всадника с копьём в руке. По описанию - мог быть межевым камнем. Камень обнаружить не удалось, хотя старые жители окрестных сёл о нём слышали от своих родителей. Косвенным образом в пользу существования камня говорит и само наличие местных топонимов – Конюково, Колягино.

С уважением, С.Ч.
avatar
0
8
Светлана, тоже присоединяюсь к этому вопросу. Пожалуйста расскажи, что это за изваяние такое...
avatar
1
7
merja, а у автора статьи никак не узнать? а-то как-то интересно стало!
avatar
0
6
Дмитрий, некое каменное изваяние... подробностей не знаю
avatar
1
5
а что это за стелла, которую искала группа?
avatar
2
4
Тогда он поистине уникален....!
avatar
0
3
Прорисовка обязательно будет. Опубликую ее здесь и тебе пришлю.
avatar
1
2
Здесь центрический рисунок. А где прорисовка, Андю?))) Пора делать выводы.
avatar
2
1
Я сначала тоже так думала, что он должен (!) напоминать "Степана", но это не так... На пропавшем камне "Степан" изображен типичный "вавилон", а на арсёновском камне иное!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика