Вторник, 20.11.2018, 20:58 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Март » 12 » Батюшка лён
16:07
Батюшка лён

Вспоминаю летние археологические экспедиции. Находки на месте плёсских построек тринадцатого века, и среди них - рыболовный крючок с чудом сохранившимся обрывком лески. Средневековье, никакой, конечно, синтетики: леска - льняная. Сети тоже льняные. В древнем финском эпосе даже сказано, что их красили ("ивовой водою"). 

В средневековых древних захоронениях также нет-нет, да и встречаются кусочки рубахи, платья или сарафана. - и это тоже лён. 

С ним испокон веков была связана жизнь человека. Родился - приняли на расшитое полотенце, умер - завернули в лён, опустили на льняных полотенцах в могилу. 

Бедны, малоплодородны земли нашего лесного края, а лён здесь выращивали отменный. Наряду с мехами вывозили его в дальние страны как драгоценный товар, и традиции этой не менее полутора тысячелетий. Рулоны прочной добротной ткани в качестве достойного подарка подносили правителям Востока и Запада. С завистью и почтением смотрели арабские купцы на пышущих здоровьем русоволосых красавцев в льняных одеждах. 

И в более поздние времена, вплоть до XX века, пряли и ткали в наших краях практически в каждом доме. Полные наборы необходимых инструментов принято было дарить девушкам на выданье. В нашей семье до сих пор хранится подаренный когда-то моей прабабушке чесальный гребень с весёлой Городецкой резьбой, а ткацкий стан, кажется, попал в ивановский музей текстиля. 

В XVII веке богатейший московский купец Василий Шорин основал в Плёсе, Кинешме и Юрьевце свои торговые конторы: здесь собирали ткани по окрестным деревням и отправляли их на речных судах в далёкие земли, от Балтики до Приуралья. В XVII же веке сформировался новый льноткацкий центр, Иваново-Шуйский, и снова шли холсты на Волгу и далее - по всей России и за её пределы. 

Хлопок на смену льну пришёл не случайно. Его основным источником стали среднеазиатские колониальные окраины России. Не случайно были и среднеазиатские походы известного полководца М. Фрунзе: с помощью сабель и штыков потерянные было источники дешевого хлопка для остановившихся ивановских фабрик вновь были возвращены, а колонии стали называться братскими республиками. 

Снова потёк дешевый хлопок, добываемый тяжелым и по существу рабским трудом взрослых и детей на отравленных химикатами плантациях. Снова заработал уродливый механизм, деятельность которого обеспечивалась ценой здоровья, а то и жизни миллионов тружеников и огромными экономическими потерями. А лён… Посевы его, конечно, сократились, хотя спрос на льняные изделия не падал никогда. Вмиг исчезали с прилавков нарядные скатерти и полотенца Яковлевского льнокомбината. Иностранцы платили, как положено, валютой. 

Сегодня случилось то, что должно было неминуемо случиться. Империя рухнула, и поток дешевого хлопка иссяк, видимо, навсегда. И вот уже сколько лет топчутся под дверями правительства директора текстильных фабрик. И они могут ещё долго топтаться и даже получать изредка кое-что… Но помочь им могут, на мой взгляд, элементарные знания по истории родного края. 

Наших предков на протяжении многих веков не только одевал, но и кормил лён, выращенный на наших же землях. Земли сегодня пустуют, а руки просят работы. Фабрики переоборудовать трудно, но, наверное, можно. Видимо, так и будет в дальнейшем. 

Рано или поздно, батюшка-лён вновь станет кормить и ивановских ткачей, и ивановских крестьян.

Автор: Павел Травкин. Приволжская новь. 18 апреля 1996 г.
Источник: 
http://www.travkin-museum.ru/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1226 | Добавил: merja | Теги: меря, Залесье, великороссы, финно-угры, лён | Рейтинг: 5.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2479
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1020
Статистика
Яндекс.Метрика