Воскресенье, 24.07.2016, 09:47 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Сентябрь » 6 » Брейтовская "Волостная Республика" или "страна Сицкарей"
18:19
Брейтовская "Волостная Республика" или "страна Сицкарей"

Часто приходится слышать, что страна, мол, у нас огромная, но все в ней одинаково. Ну есть Сибирь, есть Кавказ. Есть Урал. Есть Европейский Север. А от него и до Кавказа - все одно. Леса, поля, холмы, одинаковые люди, говорят одинаково, живут одинаково и пьют одну ее любимую. Вот там, у них, в Англии или в Италии - проехал 30 километров и говорят уже по другому, и дома по другому выглядят. Полная чушь, конечно.
 

Культуру сицкарей хранят по большей части пожилые люди. Фото: Из личного архива / Из личного архива Евгения Балагурова. Источник www.yar.aif.ru

Вот взять тверскую деревню Хребтово, что в Краснохолмском районе, километров 250 от Москвы. За нее сказать могу точно - у друзей там дача. Говорят там по карельски, а когда по русски, то вставляют странные карельские словечки; все там рыжие; избы у них не такие как у соседей. А если от Хребтово податься 30 километров на восток, в Ярославскую область, то попадаешь на речку Сить, в страну сицкарей.
 
Справка Merjamaa: Сицкари относятся к субэтническим группам русских смешанного происхождения, то есть образованным в результате расселения разных этнических групп на одной земле,  постепенной ассимиляции автохтонных племён, в процессе чего в разной степени изменяется антропологический облик, складываются своеобразные черты культуры и языковые особенности.
 
Формирование сицкарей происходило в результате слияния местного финно-угорского населения - весь и переселенцев, двигавшихся двумя потоками на восток из Новгорода (славяно-финны) и на север из ростово-суздальских земель (меря).
 
Так как оканье языка сицкарей — владимиро-ростовское, а не севернорусское, то можно предполагать, что ростово-суздальские мерянские переселенцы численно преобладали над новгородскими.
 
После Столбовского мира со Швецией в 1617 году часть карел, переселявшихся в Тверские земли, осталась в Сицком крае. В XVII веке сюда переселилась часть московского населения из центра (из Москвы — ткачи-«хамовники»), а позднее, в XIX веке, — снова карелы из Тверской и Новгородской губерний, впоследствии обрусевшие.
 
Дома там совсем другие, и язык был свой: сицкари цокали (заменяли Ч и Т на Ц), как на севере, дзякали (ДЗед вместо дед), как в Беларуси, и были настолько сознательны, что в 1917ом году основали собственное государство - Брейтовскую Волостную Республику (по названию волостного центра), со своим учредительным собранием, правительством (ревкомом) и министрами (наркомами). 

Язык сицкарей, к сожалению вымер, так и не дождавшись серьезного исследования. Республика просуществовала меньше года. Но страна сицкарей осталась, и она весьма самобытна.



Кроме как родина сицкарей , Сить известна как место одной из двух крупных битв между русскими и войсками Батыя. Первая состоялась под стенами Коломны; потерпев в ней поражение, великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, оставив Владимир, бежал на границу своего княжетва с Тверским, в глухие леса вдоль речки Сить. Здесь он ждал подхода своих сыновей и собирал войска для решающего сражения. Разграбив Владимир, монголы узнали о местоположении ставки великого князя и напали на его дружину с двух сторон - совершив форсированный бросок со стороны Углича, через верховья Сити, и снизу со стороны Мологи.  И по сей день единственная дорога идет вдоль Сити, а сам край окружен лесами. Таким образом владимирское войско оказалось в ловушке. 

"Прииде же си вѣсть къ великому князю Юрию на рѣку Сить, сущу ему тамо, а мѣсяцю февралю уже исходящу, яко «Володимеръ взятъ бысть и сущаа въ немъ вся взята, люди вся, и епископь, и княгыни твоя, и сынове, и снохы вся избыти, а къ тебѣ идетъ». Онъ же бысть въ велицѣ тузѣ, яко себе не видѣти, о церковномъ разорению и о погыбели христианской. И посла Дорожа въ просокы въ трехъ тысящахъ пытаты татаръ. Онъ же прибѣже, глаголя: «Господине, княже, уже обошли суть на насъ татарове». Онъ же съ братомъ Святославомъ, и съ сыновци своими, Василкомъ, и Всеволодомъ, и Володимеромъ, и съ полки исполчившеся, и поидоша противу ихъ, и постави полки около себе, но не успѣша ничто же. А татарове пришедше къ нимъ на Сить, и бысть сѣча зла, и побѣдиша рускыхъ князей. Ту же убиенъ бысть князь великий Юрий Всеволодичь, внукь Юриевь Долгорукого, сына Манамахова, и мнози вои его избиени быша."

Историки до сих пор спорят о точном месте поля битвы, но памятник ей поставили рядом с деревней Лопатино (здесь же заканчивается на сегодняшний день асфальт со стороны Некоуза). Многометровая стелла стоит на холме на задворках деревни - к ней с асфальта ведет несколько сот метров проселка.



Если ехать на Сить со стороны Москвы, то кратчайший путь лежит через Углич, плотину электростанции и райцентр Некоуз. За несколько километров до Некоуза - старое село Архангельское с Троицкой церковью конца 18 века.



Сам храм весьма симпатичный, но интереснее всего интерьеры.



Внутри - два храма, верхний и нижний, оба со сногсшибательными фресками начала 19 века. К сожалению, состояние ужасное. В верхний храм можно попасть только с риском для жизни - крыльцо и лестница обвалились, балки сгнили.



Но в нижнем храме тоже есть на что посмотреть (там где потолок еще не обвалился).



Ангелы полны задумий о бренности своего ангельского бытия...Недолог их век в русских храмах.



А эти ангелы в алтарной части вряд ли переживут следующую зиму - потолок вокруг них рушится на глазах. Церковь передана РПЦ, но средств на реставрацию пока нет. В любом случае большинство фресок будет утеряно - либо пропадут в ожидании реставрации, либо в процессе ее - штукатурка положена в основном по сгнившим деревянным перекрытиям.



Рядом с церковью - бывшая церковно-приходская, а теперь просто бывшая школа. Закрылась похоже несколько лет назад.



Внутри все на удивление чисто, все ценное аккуратно демонтировано и вывезено, полы подметены. В одном из классов в ряд составлены парты, лежит пакет с пластиковой посудой - похоже здесь собирались на закрытие школы.



На кабинетах остались аккуратные таблички...



Все равно, хоть здесь и нет обычного дестроя, испытываешь ужасное чувство, гуляя первого сентября по пустым корридорам заброшенной деревенской школы.



Из Архангельского проезжаем без остановки Некоуз и добираемся до Лопатино на Сити. Здесь садимся на велосипеды, чтобы объехать несколько окрестных деревень. Вскоре начинаются такие пейзажи - высокие берега, между которыми в узкой долине бежит речка. По берегам густо-гсуто посажены деревни, которые как бы переговариваются друг с другом через изгибы Сити.



Лет 100 назад эти берега были ухоженными полями, лугами и огродами. Тогда, наверно, виды были совсем пасторальными, не хуже чем во Франции.
 

"Таинственная река Сить" Ярославцев А.И. Источник: artru.info
 
Теперь все потихоньку зарастает кустами у бурьяном. Колхозы обанкротились уже лет двадцать как; местное население, как и почти везде в Нечерноземье живет исключительно лесом.



Сицкари всегда славились домовой резьбой, и в окрестных деревнях ее сохранилось немало. Вот замечательный и вполне ухоженный домик в деревне Топорищево, с типичными ситскими наличниками и резьбой на пилястрах.



А вот типичная ситская изба, вид сзади. Коньки кровель избы и повети высоко подняты, и образуют букву Т, поэтому крыша всей постройки получается сложной, с большим количеством плоскостей.



Вот домик поновее - лесничество Ульяново, построенное в 60ых а может и в 70ых годах. Но резьба вполне традиционная, с типичными наличниками, резным полотном на пилястрах и жар-птицами по бокам светелки.



Вообще ситская сторона оставляет впечатление патриархальной глуши. На завалинках сидят бабушки в платочках, по дороге встречаются местные мужики в кепочках и с рюкзаками-колобками. Говорят, конечно, не на сицкарском диалекте, но не похоже на соседние районы, и тем более на Москву. Тот случай, когда встречные бабушки при разговоре переспрашивают по несколько раз не потому, что глуховаты, а потому что не понимают московский акцент.

Ну а местами сохранились вот такие артефакты, которые мало где теперь встретишь - деревенская пожарная каланча постройки 20ых годов в деревне Копань.



В Покровском пересекаем Сить по мосту и движемся обратно, в сторону Лопатино. Времени всго на день, а то бы съездили в Брейтово, где есть интересный краеведческий музей с экспозицией про сицкарей и Брейтовскую республику.



По правому берегу Сити дорог меньше, места глуше и избы старее. Вот резной пилястр с избы конца 19 века, а может и постарше.



Деревня Панкратово, где есть мост обратно на левый берег, почти вымерла. Здесь нам попалась самая красивая резьба за весь маршрут- с журавликами и коньками.



Эх, жалко что домику недолго осталось.



Смеркается. Речка Сить, как и тысячу лет назад, неспешно петляет между холмов и туманов. Вода ее, когда то багряная от крови, теперь разлита вечерним серебром.
 
По берегам же вновь запустение, но в этот раз не от монгольских полчищ.

В воздухе разлит аромат увядающих полевых цветов, аромат светлой грусти.
 
Автор текста и фотографий: Андрей Павличенков http://kopanga.livejournal.com
 
Фото страны Сицкарей
 

Дом сицкаря


Окно работы плотника-сицкаря


Часовня в честь святого князя Георгия (Юрия) Всеволодвича Ситского в д.Юрьевское
 

Штендер у деревни Юрьевское. Берег реки Сить






Семёновское городище.


курган на реке Сить
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3210 | Добавил: merja | Теги: новгородцы, финно-угры, меря, регионализм, Сить, Ярославская область, краеведение, самоуправление | Рейтинг: 4.4/8
Всего комментариев: 20
avatar
1
20
Насчёт дреговичей не уверен, что они славянизированные балты. Распространено мнение, что дреговичи - это одна из ветвей дулебского племенного союза. Если так, то они не были носителями балтской индоевропейской гаплогруппы R1A.
avatar
0
19
Дед Сицкарь?)
avatar
0
17
А причём здесь волостная республика?

1 merja, а вы обманываться рады. В РИ была поголовная русификация и христианизация. Свободу нации и народности получили только при "колхозах".
avatar
1
16
кривичи кстати славянизированные балты, как дреговичи радимичи. Короче балто-славяне. За приглашение спасибо, давно в Псковской Кривии побывать
хочу)
avatar
0
15
сицкари разные бывают)
avatar
0
14
А почему не рыжая?
avatar
0
13
Так там земли угро-финнов !!!Русские, это компот из 5 племен !!!Двух славянских Кривичей , Словен и двух угро-финских Весть и Чудь, которые в 862 году передрались между собой и позвали собой править племя варяжское Русь !! Что бы не кому не было обидно из них !!! А так как Русь они поставили над собой, все они стали Русичами-Русскими!! приезжайте к нам на Псковщину, мы потомки Кривичей!!!
avatar
0
12
merja, зачем же мне их забывать, у меня прабабка вотячка была, осиротела во время оспы, русские усыновили, подросла, прадед на ней женился. Так что я капельку угро-финн.
avatar
1
11
Московский диалект русского в советское время вытеснил местные диалекты-языки из городов в село. А с смертью самой русской деревни на севере и в центре России исчезли и они сами. 

Сейчас энтузиасты восстанавливают их. Например Поморьску говорю, Казащий гутър, Сибирски говор, Ккацкарский язык. Я когда писал свой Мерянский словарь, работал с словарем Ярославского диалекта в 8 томах. Удивительный был по красоте и емкости язык, с множеством старинных финских, славянских и тюркских слов
avatar
-1
10
Все про эту разницу говорят, а я вот хоть убейте - не вижу ее. Вижу различия между британским, австралийским и американским акцентами, а между питерским и московским не вижу. Единственное что южнорусские говоры можно узнать по характерному картавому "г", как в украинском.

А что было лет 80 назад, я не знаю. Может, и существовали диалекты-языки, это было бы вполне логично.
avatar
2
9
Magnus, разница в языке, в произношении есть даже между питерцами и москвичами, чего уж говорить про костромичей, нижегородцев, сибиряков и тд. В сельской местности это еще более отчетливо ощущается. А лет 80 назад существовали целые отдельные диалекты, почти языки, в которых лексика очень сильно разнилась.
avatar
2
8
каждый человек должен любить всех своих предков. Это касается и финно-угров, про которых к сожалению у нас в России забывают
avatar
0
7
охотно верю, рад слышать. Гораздо большее количество угро-финнов ассимилировалось, мордва к настоящему времени почти забыла родной язык, как и удмурты, и многие русские имеют родственные финнам черты и гены.
avatar
0
6
А вы вырежьте такой наличник. Не уверен, что хватит трудолюбия.
avatar
2
5
надо оставаться самими собой. учить языку детей, заниматься своей культурой,
национальным образованием, гуманитарными проектами. Это должны делать
сами люди.
avatar
2
4
На примере даже нынешних событий видим , что империя не меняется потому,
что фундамент один....Царская, президентская- нет никакой
разницы...Борьба с разнообразием...
avatar
2
3
Идею надо познавать в крайних формах, там где она чистая...Совок это
имперство доведенное до логического абсурда. Совок подарил зашоренность,
категоричность, догматизм.

В Российской империи люди были в принципе более вменяемые и адекватными,чем советско-постсоветские.

Например до революции даже, крайне правые русские националисты в открытую
признавали большую роль финно-угров в истории народа и страны...
avatar
1
2
Империя - это огромные территории, разнообразие....Чтобы это все держать в
повиновении требуется однообразная масса...Хоть белые, хоть
красные всеми методами боролись с разнообразием, укрепляя империю...
avatar
2
1
В Российской империи было велико разнообразие не только между народами,
но даже между различными группами великороссов. Однако индустриализация и
колхоз все уничтожили
avatar
ЁЛУСЬ ПА ЁЛУСЬ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния вепсы финно-угорский субстрат меряне суздаль История Руси владимир история марийцы Ростов Великий новгород ростов Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык Ростовская земля ономастика балты финны городище краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив будущее Унжа вятичи Залесье Идентичность футуризм экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область христианство капище новгородцы Московия Владимиро-Суздальская Русь Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2133
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 715
Статистика