Вторник, 16.10.2018, 07:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Сентябрь » 6 » Брейтовская "Волостная Республика" или "страна Сицкарей"
18:19
Брейтовская "Волостная Республика" или "страна Сицкарей"

Часто приходится слышать, что страна, мол, у нас огромная, но все в ней одинаково. Ну есть Сибирь, есть Кавказ. Есть Урал. Есть Европейский Север. А от него и до Кавказа - все одно. Леса, поля, холмы, одинаковые люди, говорят одинаково, живут одинаково и пьют одну ее любимую. Вот там, у них, в Англии или в Италии - проехал 30 километров и говорят уже по другому, и дома по другому выглядят. Полная чушь, конечно.
 

Культуру сицкарей хранят по большей части пожилые люди. Фото: Из личного архива / Из личного архива Евгения Балагурова. Источник www.yar.aif.ru

Вот взять тверскую деревню Хребтово, что в Краснохолмском районе, километров 250 от Москвы. За нее сказать могу точно - у друзей там дача. Говорят там по карельски, а когда по русски, то вставляют странные карельские словечки; все там рыжие; избы у них не такие как у соседей. А если от Хребтово податься 30 километров на восток, в Ярославскую область, то попадаешь на речку Сить, в страну сицкарей.
 
Справка Merjamaa: Сицкари относятся к субэтническим группам русских смешанного происхождения, то есть образованным в результате расселения разных этнических групп на одной земле,  постепенной ассимиляции автохтонных племён, в процессе чего в разной степени изменяется антропологический облик, складываются своеобразные черты культуры и языковые особенности.
 
Формирование сицкарей происходило в результате слияния местного финно-угорского населения - весь и переселенцев, двигавшихся двумя потоками на восток из Новгорода (славяно-финны) и на север из ростово-суздальских земель (меря).
 
Так как оканье языка сицкарей — владимиро-ростовское, а не севернорусское, то можно предполагать, что ростово-суздальские мерянские переселенцы численно преобладали над новгородскими.
 
После Столбовского мира со Швецией в 1617 году часть карел, переселявшихся в Тверские земли, осталась в Сицком крае. В XVII веке сюда переселилась часть московского населения из центра (из Москвы — ткачи-«хамовники»), а позднее, в XIX веке, — снова карелы из Тверской и Новгородской губерний, впоследствии обрусевшие.
 
Дома там совсем другие, и язык был свой: сицкари цокали (заменяли Ч и Т на Ц), как на севере, дзякали (ДЗед вместо дед), как в Беларуси, и были настолько сознательны, что в 1917ом году основали собственное государство - Брейтовскую Волостную Республику (по названию волостного центра), со своим учредительным собранием, правительством (ревкомом) и министрами (наркомами). 

Язык сицкарей, к сожалению вымер, так и не дождавшись серьезного исследования. Республика просуществовала меньше года. Но страна сицкарей осталась, и она весьма самобытна.



Кроме как родина сицкарей , Сить известна как место одной из двух крупных битв между русскими и войсками Батыя. Первая состоялась под стенами Коломны; потерпев в ней поражение, великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, оставив Владимир, бежал на границу своего княжетва с Тверским, в глухие леса вдоль речки Сить. Здесь он ждал подхода своих сыновей и собирал войска для решающего сражения. Разграбив Владимир, монголы узнали о местоположении ставки великого князя и напали на его дружину с двух сторон - совершив форсированный бросок со стороны Углича, через верховья Сити, и снизу со стороны Мологи.  И по сей день единственная дорога идет вдоль Сити, а сам край окружен лесами. Таким образом владимирское войско оказалось в ловушке. 

"Прииде же си вѣсть къ великому князю Юрию на рѣку Сить, сущу ему тамо, а мѣсяцю февралю уже исходящу, яко «Володимеръ взятъ бысть и сущаа въ немъ вся взята, люди вся, и епископь, и княгыни твоя, и сынове, и снохы вся избыти, а къ тебѣ идетъ». Онъ же бысть въ велицѣ тузѣ, яко себе не видѣти, о церковномъ разорению и о погыбели христианской. И посла Дорожа въ просокы въ трехъ тысящахъ пытаты татаръ. Онъ же прибѣже, глаголя: «Господине, княже, уже обошли суть на насъ татарове». Онъ же съ братомъ Святославомъ, и съ сыновци своими, Василкомъ, и Всеволодомъ, и Володимеромъ, и съ полки исполчившеся, и поидоша противу ихъ, и постави полки около себе, но не успѣша ничто же. А татарове пришедше къ нимъ на Сить, и бысть сѣча зла, и побѣдиша рускыхъ князей. Ту же убиенъ бысть князь великий Юрий Всеволодичь, внукь Юриевь Долгорукого, сына Манамахова, и мнози вои его избиени быша."

Историки до сих пор спорят о точном месте поля битвы, но памятник ей поставили рядом с деревней Лопатино (здесь же заканчивается на сегодняшний день асфальт со стороны Некоуза). Многометровая стелла стоит на холме на задворках деревни - к ней с асфальта ведет несколько сот метров проселка.



Если ехать на Сить со стороны Москвы, то кратчайший путь лежит через Углич, плотину электростанции и райцентр Некоуз. За несколько километров до Некоуза - старое село Архангельское с Троицкой церковью конца 18 века.



Сам храм весьма симпатичный, но интереснее всего интерьеры.



Внутри - два храма, верхний и нижний, оба со сногсшибательными фресками начала 19 века. К сожалению, состояние ужасное. В верхний храм можно попасть только с риском для жизни - крыльцо и лестница обвалились, балки сгнили.



Но в нижнем храме тоже есть на что посмотреть (там где потолок еще не обвалился).



Ангелы полны задумий о бренности своего ангельского бытия...Недолог их век в русских храмах.



А эти ангелы в алтарной части вряд ли переживут следующую зиму - потолок вокруг них рушится на глазах. Церковь передана РПЦ, но средств на реставрацию пока нет. В любом случае большинство фресок будет утеряно - либо пропадут в ожидании реставрации, либо в процессе ее - штукатурка положена в основном по сгнившим деревянным перекрытиям.



Рядом с церковью - бывшая церковно-приходская, а теперь просто бывшая школа. Закрылась похоже несколько лет назад.



Внутри все на удивление чисто, все ценное аккуратно демонтировано и вывезено, полы подметены. В одном из классов в ряд составлены парты, лежит пакет с пластиковой посудой - похоже здесь собирались на закрытие школы.



На кабинетах остались аккуратные таблички...



Все равно, хоть здесь и нет обычного дестроя, испытываешь ужасное чувство, гуляя первого сентября по пустым корридорам заброшенной деревенской школы.



Из Архангельского проезжаем без остановки Некоуз и добираемся до Лопатино на Сити. Здесь садимся на велосипеды, чтобы объехать несколько окрестных деревень. Вскоре начинаются такие пейзажи - высокие берега, между которыми в узкой долине бежит речка. По берегам густо-гсуто посажены деревни, которые как бы переговариваются друг с другом через изгибы Сити.



Лет 100 назад эти берега были ухоженными полями, лугами и огродами. Тогда, наверно, виды были совсем пасторальными, не хуже чем во Франции.
 

"Таинственная река Сить" Ярославцев А.И. Источник: artru.info
 
Теперь все потихоньку зарастает кустами у бурьяном. Колхозы обанкротились уже лет двадцать как; местное население, как и почти везде в Нечерноземье живет исключительно лесом.



Сицкари всегда славились домовой резьбой, и в окрестных деревнях ее сохранилось немало. Вот замечательный и вполне ухоженный домик в деревне Топорищево, с типичными ситскими наличниками и резьбой на пилястрах.



А вот типичная ситская изба, вид сзади. Коньки кровель избы и повети высоко подняты, и образуют букву Т, поэтому крыша всей постройки получается сложной, с большим количеством плоскостей.



Вот домик поновее - лесничество Ульяново, построенное в 60ых а может и в 70ых годах. Но резьба вполне традиционная, с типичными наличниками, резным полотном на пилястрах и жар-птицами по бокам светелки.



Вообще ситская сторона оставляет впечатление патриархальной глуши. На завалинках сидят бабушки в платочках, по дороге встречаются местные мужики в кепочках и с рюкзаками-колобками. Говорят, конечно, не на сицкарском диалекте, но не похоже на соседние районы, и тем более на Москву. Тот случай, когда встречные бабушки при разговоре переспрашивают по несколько раз не потому, что глуховаты, а потому что не понимают московский акцент.

Ну а местами сохранились вот такие артефакты, которые мало где теперь встретишь - деревенская пожарная каланча постройки 20ых годов в деревне Копань.



В Покровском пересекаем Сить по мосту и движемся обратно, в сторону Лопатино. Времени всго на день, а то бы съездили в Брейтово, где есть интересный краеведческий музей с экспозицией про сицкарей и Брейтовскую республику.



По правому берегу Сити дорог меньше, места глуше и избы старее. Вот резной пилястр с избы конца 19 века, а может и постарше.



Деревня Панкратово, где есть мост обратно на левый берег, почти вымерла. Здесь нам попалась самая красивая резьба за весь маршрут- с журавликами и коньками.



Эх, жалко что домику недолго осталось.



Смеркается. Речка Сить, как и тысячу лет назад, неспешно петляет между холмов и туманов. Вода ее, когда то багряная от крови, теперь разлита вечерним серебром.
 
По берегам же вновь запустение, но в этот раз не от монгольских полчищ.

В воздухе разлит аромат увядающих полевых цветов, аромат светлой грусти.
 
Автор текста и фотографий: Андрей Павличенков http://kopanga.livejournal.com
 
Фото страны Сицкарей
 

Дом сицкаря


Окно работы плотника-сицкаря


Часовня в честь святого князя Георгия (Юрия) Всеволодвича Ситского в д.Юрьевское
 

Штендер у деревни Юрьевское. Берег реки Сить






Семёновское городище.


курган на реке Сить
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4526 | Добавил: merja | Теги: новгородцы, финно-угры, меря, регионализм, Сить, Ярославская область, краеведение, самоуправление | Рейтинг: 4.4/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2464
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1008
Статистика
Яндекс.Метрика