Среда, 22.02.2017, 18:17 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Ноябрь » 22 » Царенда, Чирково и Лысая гора. Тайны Заозерского княжества
12:29
Царенда, Чирково и Лысая гора. Тайны Заозерского княжества

Это название вы едва ли отыщете на самых точных и подробных картах Вологодчины. Помнят его лишь старожилы, местные жители в деревнях на устье реки Кубены. Западная часть большого села Чирково, та, что ближе всего приткнулась к Лысой горе, именуется в устной речи Царенда (с ударением на последнем слоге). Это самый распространённый вариант топонима, хотя устьяне могут сказать и Царандо, и Сарандо, и даже – Черендово. Когда-то Царенда была отдельной деревней, но потом слилась с Чирково. Название Царенда – в самом деле редкое, необычное. На Русском Севере можно найти только пару похожих топонимов – например, бывший город Чаронда на берегу озера Воже, да река Царева в Тотемском районе.

Если обратиться к народным преданиям Устья Кубенского, то, по сюжету одного из них, сам царь Иоанн Васильевич Грозный посещал эти места, а название Царенда появилось именно после его визита к благословенной Лысой горе.


Вид с вершины Лысой горы на реку Кубены. Вдали уже видно Кубенское озеро.

Побывав сначала на острове Спас-Камень, решил царь помолиться и под сводами Лысогорской церкви, а шатры для отдыха Ивана Грозного и его прислужников были расставлены как раз там, где ныне стоят дома деревни Царенда. Уплыли царские струги, а название осталось на века. Вот так в народе пытались объяснить происхождение непонятного топонима.

Вид из села Устья Кубенского на Лысую гору.

Вторая версия имеет финно-угорские истоки, причём два названия на берегах Кубенского и Воже озёр – Царенда и Чаронда – объединяются вместе. Возможно, в древности у них была одна и та же исходная форма – Чарранда, состоящая из двух слов на языке лопарей (саамов): чарр – «поросшее мхом и лишайниками болото» и ранда – «берег реки или озера». Лопари и в самом деле жили на территории современной Вологодской области в I тысячелетии нашей эры, поэтому такое толкование выглядит вполне оправданным и с исторической, и с географической точек зрения.

Есть и третья гипотеза. В отличие от приведённого выше предания об Иване Грозном, визит которого на Устье Кубенское всё же не подтверждается никакими источниками, имеются реальные свидетельства о существовании близ Лысой горы теремов, дворов и деревянного храма местных князей Заозерских. В XV веке это селение было настоящей столицей княжества Заозерского, чьи владения расстилались восточнее Кубенского озера. Князья Заозерские являлись одной из ветвей генеалогического древа князей Ярославских. Первым удельным князем Заозерским стал Дмитрий, внук Василия Давидовича Грозного из Ярославля. В Чирково князь Дмитрий повелел выстроить церковь, посвященную своему небесному покровителю, святому Димитрию Солунскому. Позднее на Лысой горе существовал и небольшой Пречистенский монастырь.

Лысая гора со стороны Чиркова.

Краеведы этим местом заинтересовались давно. Так, в № 26 от 1844 года газеты «Вологодские губернские ведомости» были помещены выдержки из письма анонимного автора под общим названием «Древние исторические места Кадниковского уезда», где, в частности, сообщалось: «Лысая гора – значительное песчаное возвышение на левом берегу реки Кубены, в 4 верстах от её устья; подошва её защищена от воды грядой больших камней. Название Лысой горы производят от разных причин: некоторые находят это прилагательное приличным по голой, песчаной вершине возвышенности; историки-рассказчики уверяют, что Глеб Василькович, князь Белозерский, въехал на эту гору на лысом коне, и дал ей название в честь коня своего; недовольные выше приведёнными причинами, полагают, что прозвание Лысой дано этой горе в честь самого князя Глеба, который был плешив. Есть предание, что на Лысой горе был некогда женский монастырь с храмом во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и что паны монастырок лысогорских полонили и весь монастырь разорили. Деревня Чирково имеет часовню, стоящую будто бы на месте церкви, бывшей среди двора княжеского…»

В этих записях краеведа интересны постоянные отсылки именно к княжескому происхождению Лысой горы и Чиркова. В XIX веке на месте деревянной часовни соорудили каменное здание. Оно сохранилось до наших дней у самого берегового обрыва посреди деревни Чирково. Какое-то время, совсем недавно в нём был магазин. Это здание является хорошим ориентиром для поисков старинного княжеского подворья.

Здесь в старину стоял дворец князей Заозерских.

В далёкие времена по берегам Кубенского озера и его притоков православное население проживало чересполосно с финно-угорскими аборигенами – лопарями, чудью и мерей. Язычество, как исконная религия этих народов, было ещё не истреблено окончательно, в связи с чем древняя Лысая гора была святилищем и для финно-угров, и для православных. Чудское, лопарское и мерянское население заозерские князья и их приближённые – православные священники желали обратить из «тьмы поганой веры» в новых христиан… Полное название новой церкви на Лысой горе – Афанасьевская Богородицкая, что указывает ещё и на какое-то древнее языческое женское божество. В православии богородица заменила собой языческую богиню плодородия – Великую Мать. Таким образом, на Лысой горе над рекой Кубеной в древности, видимо, имелось капище с каменными идолами. После принятия христианства эти камни могли быть сброшены к подножью горы или использованы в качестве фундамента под православные церкви…

Как известно, официальный титул «царь» первым на Руси стал носить с 1547 года именно Иоанн Васильевич, хотя само слово было известно давно, сначала в форме цесарь – для обозначения византийского императора. Из русского языка слово царь оказалось заимствовано в большинство финно-угорских языков. Так, в финском это tsaari, в карельском tšoari, в вепсском tsar, в марийском цäр в значениях «властитель, государь, князь». Название деревни Царенда около Лысой горы как раз и могло появиться в XV веке. «Царём» чудь и меря стали называть местного князя, поэтому топоним Царенда на русский язык можно перевести как «Царское место» или «Место, где живёт князь». Здесь стоит также отметить, что Лысые горы со времён Древней Руси всегда выступали как религиозные центры, связанные именно с княжеской властью.


Лысая гора. Вид от реки Кубены.

Интересно и то, что в древнем мерянском языке было слово черке в значении «церковь», явно позаимствованное также из русского источника. Именно оно и могло лечь в основу названия столицы Заозерского княжества – Чирково. Такой топоним вполне мотивирован – ведь именно здесь была выстроена первая христианская церковь на Устье Кубенском – храм Димитрия Солунского.

Княжество Заозерское исчезло в 1447 году. Связано это было с драматическими событиями в истории нарождающейся Московии. Дочь Дмитрия Заозерского Софья вышла замуж за мятежного галич-мерьского князя Дмитрия, носившего мерянское имя - Шемяка, а после того, как тот потерпел поражение в борьбе за великокняжеский трон, московский князь Василий II отобрал у Заозерских князей их владения по берегам Кубенского озера.

 

Недолго Чирково было столицей княжества, но этот исторический эпизод и связанные с ним уникальные топонимы Царенда, Лысая гора, Чирково заслуживают пристального внимания краеведов…

Источник: Александр Кузнецов. Вологда.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2650 | Добавил: merjanyn | Теги: чудь, регионализм, Заозерское княжество, Кубена, финно-угры, краеведение, Дмитрий Шемяка, Московия, весь, меря | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 7
avatar
2
7
Имя ШЕМЯ(КА), судя по всему, гуляло по миру, встречается и в Библии:

Shem – имя существительное
(in the Bible) a son of Noah (Gen. 10:21), traditional ancestor of the Semites

но про Ноя мы уже знаем, что он был волшебник, чародей, колдун - НОЙД (фин., эст., кар., вепсск. и т.д.) от НОО - знание (которое и в англ., и в латыни, и в греческом так же) http://new-etymology.livejournal.com/6719.html

значит, и ШЕМ должно быть в каком-то виде в УФ языках - но тут версий может быть много

прежде всего -КА (-ГА) на конце - окончание "орудийного" падежа ("с чем" wink

SÖÖMA (эст.) - есть, кушать (а еда всегда ассоциировалась с силой - поэтому Шемякой могли называть сильного, упитанного человека)

в Тверском Карельском СЁМА - красивый, в обычном Карельском так же - čoma - ЧЁМА - красивый

в Мерянском ШЕМ, ШИМ - черные, темный

ШЕМЯКАН - по-марийски - темноволосый

SOO (эст.), SUO (фин.) - болото - которое так же тёмно-коричневого цвета (откуда и SUOMI, с этим же связывают и ШУМЕРОВ, живших в болотистых низинах нынешнего Ирака, в отличие от ЭЛАМЦЕВ - с Иранского нагорья - ЭЛАМА (по-шумерски) - "возвышенность" (ЭЛА - высокий, МА - земля - то же и в финском, и эстонском: yle maa, üla maa)

А СЕМИТЫ - потомки ШУМЕРОВ? По кругу: Shem – имя существительное (in the Bible) a son of Noah (Gen. 10:21), traditional ancestor of the Semites...
avatar
2
6
Шемяка был князем в Галиче Мерьском, где в то время проживали еще не
обрусевшие чудь, меря и марийцы, логичнее предположить, что такое
мирское имя-прозвище он получил именно в финно-угорской среде нынешней
Костромской земли. По аналогии с нижегородским князем Василием "Кирдяпой" у которого мирское имя Кирдяпа в переводе означает - владыка, владетель, главный.

Это не единственный князь или вельможа имевший финно-угорское имя.

По мимо упомянутого Василия "Кирдяпы" князя Суздальско-Нижегородского,
родоначальника линии Шуйских, были: Комака Кайсаров (15 век),
родоначальник дворянского рода Кайсаровых, князь Токмак
Ноздреватый-Звенигородский (15 век), родоначальник князей Токмаковых,
Шишмарь Оладья, московский тиун, (15 век), Таней, вотчинник в Ростове
(15 век), Бурмас Завалишин, новгородский помещик (16 век).

Да и мерянских имен простолюдинов на Руси достаточно в источниках имеется.
Навскидку: Шомарь (Кострома 17 век), Балбер (Ростов 16 век), Елман
Федорович Мичура 16 век) и тд.
avatar
0
5
А чем вас шеемяка-то не устраивает, тем более что парень был действительно очень сильный судя по сложению. Или просто хочется хоть какого-то князя мерянским сделать?
avatar
1
4
Странное прозвище, даже если принять его за правду. У него все родственники были темные, как минимум начиная с деда, который "чреват вельми и власы черен". Прозвище обычно дается по отличию.
avatar
1
3
Шемяка - "темноволосый"
avatar
0
2
И как переводится мерянское имя Шемяка? Про шеемяку знаю, про чемаху знаю. Теперь вот мерянская версия вылезла.
avatar
2
1
ЦАРЕНДА, ЧИРКОВО - ну наши же, УФ, чудские топонимы!

KIRIKU (эст.), KIRKKO (фин.) - церковь, кирха

SAAR, SAARE, SAAREND (эст.) - остров

>Западная часть большого села Чирково, та, что ближе всего приткнулась к Лысой горе, именуется в устной речи Царенда (с ударением на последнем слоге).

И семантическая связь имеется: возвышение (Лысая гора) - остров;

и произносится так же, как в эстонском и финском: ударение ставится на первый слог + чередуется через каждый слог - вот и получается: цááрендáá (попробуйте произнести сами, и сравните с речью эстонцев или финнов).

Слово ЦАРЬ, ЦЕЗАРЬ, SIR, вероятно, в этом же семантическом поле - поск. предводитель, глава всегда назывался "высшим" - ср. воспетый в эпосе Ulysses - имя легендарного царя Одиссея:

"In Finnic, the prefix YLI, ÜLI means ‘above’. If we regarded the ending –SES as a case ending, we could interpret YLISES as ‘(person) in the above, on high; chief, leader’). If this is correct then the original Ulysses was simply the chief, the lord" - see http://www.paabo.ca/misc/miscmenu.html

Ср. ұлы, ұлық (каз.) – великий; ulu [улу] (тур.) – великий, выдающийся, возвышенный; очень большой, громадный, высокий; ulvi [улви] (тур.) – высокий, возвышенный, благородный; áаля (арабск.) – верх, верхний; Аллах; илях – бог; אל [эль] (ивр.) – бог; Gyula, gyila [гьюла, гьюила] (венг.) – военный предводитель; ülni [ульни] (венг.) – сидеть, возвышаться (напр., на троне); hyll, уll [[хюль, уль] (алб.) - звезда; ulo [уло] (тагальск., Филиппины) – голова; üle [уле] (эст.), yli [ули] (фин.) – верх, сверху, над, ülem [улем] (эст.), ylä [уля] (фин.) – главный, высший; i’ļ [ийл] (ливск.), ülees [улес] (водск.), ülä [уля] (ижорск.), üli [ули] (карельск.), ülen [улен] (чудск.), üläh [улях] (вепсск.) – верх, сверху, над. Ср. имя цезаря – Юлий. Ср. ülim pea, ülem pea [улим пеа, улeм пеа] (эст.) – высший пик, голова – т.е., собственно, Олимп – высшая горная вершина в Греции (2917 м), на Кипре (1952 м) – этимологию названия которого почему-то не могут вывести)
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм галич деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2246
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 813
Статистика