Среда, 24.10.2018, 05:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Ноябрь » 22 » Царенда, Чирково и Лысая гора. Тайны Заозерского княжества
12:29
Царенда, Чирково и Лысая гора. Тайны Заозерского княжества

Это название вы едва ли отыщете на самых точных и подробных картах Вологодчины. Помнят его лишь старожилы, местные жители в деревнях на устье реки Кубены. Западная часть большого села Чирково, та, что ближе всего приткнулась к Лысой горе, именуется в устной речи Царенда (с ударением на последнем слоге). Это самый распространённый вариант топонима, хотя устьяне могут сказать и Царандо, и Сарандо, и даже – Черендово. Когда-то Царенда была отдельной деревней, но потом слилась с Чирково. Название Царенда – в самом деле редкое, необычное. На Русском Севере можно найти только пару похожих топонимов – например, бывший город Чаронда на берегу озера Воже, да река Царева в Тотемском районе.

Если обратиться к народным преданиям Устья Кубенского, то, по сюжету одного из них, сам царь Иоанн Васильевич Грозный посещал эти места, а название Царенда появилось именно после его визита к благословенной Лысой горе.


Вид с вершины Лысой горы на реку Кубены. Вдали уже видно Кубенское озеро.

Побывав сначала на острове Спас-Камень, решил царь помолиться и под сводами Лысогорской церкви, а шатры для отдыха Ивана Грозного и его прислужников были расставлены как раз там, где ныне стоят дома деревни Царенда. Уплыли царские струги, а название осталось на века. Вот так в народе пытались объяснить происхождение непонятного топонима.

Вид из села Устья Кубенского на Лысую гору.

Вторая версия имеет финно-угорские истоки, причём два названия на берегах Кубенского и Воже озёр – Царенда и Чаронда – объединяются вместе. Возможно, в древности у них была одна и та же исходная форма – Чарранда, состоящая из двух слов на языке лопарей (саамов): чарр – «поросшее мхом и лишайниками болото» и ранда – «берег реки или озера». Лопари и в самом деле жили на территории современной Вологодской области в I тысячелетии нашей эры, поэтому такое толкование выглядит вполне оправданным и с исторической, и с географической точек зрения.

Есть и третья гипотеза. В отличие от приведённого выше предания об Иване Грозном, визит которого на Устье Кубенское всё же не подтверждается никакими источниками, имеются реальные свидетельства о существовании близ Лысой горы теремов, дворов и деревянного храма местных князей Заозерских. В XV веке это селение было настоящей столицей княжества Заозерского, чьи владения расстилались восточнее Кубенского озера. Князья Заозерские являлись одной из ветвей генеалогического древа князей Ярославских. Первым удельным князем Заозерским стал Дмитрий, внук Василия Давидовича Грозного из Ярославля. В Чирково князь Дмитрий повелел выстроить церковь, посвященную своему небесному покровителю, святому Димитрию Солунскому. Позднее на Лысой горе существовал и небольшой Пречистенский монастырь.

Лысая гора со стороны Чиркова.

Краеведы этим местом заинтересовались давно. Так, в № 26 от 1844 года газеты «Вологодские губернские ведомости» были помещены выдержки из письма анонимного автора под общим названием «Древние исторические места Кадниковского уезда», где, в частности, сообщалось: «Лысая гора – значительное песчаное возвышение на левом берегу реки Кубены, в 4 верстах от её устья; подошва её защищена от воды грядой больших камней. Название Лысой горы производят от разных причин: некоторые находят это прилагательное приличным по голой, песчаной вершине возвышенности; историки-рассказчики уверяют, что Глеб Василькович, князь Белозерский, въехал на эту гору на лысом коне, и дал ей название в честь коня своего; недовольные выше приведёнными причинами, полагают, что прозвание Лысой дано этой горе в честь самого князя Глеба, который был плешив. Есть предание, что на Лысой горе был некогда женский монастырь с храмом во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и что паны монастырок лысогорских полонили и весь монастырь разорили. Деревня Чирково имеет часовню, стоящую будто бы на месте церкви, бывшей среди двора княжеского…»

В этих записях краеведа интересны постоянные отсылки именно к княжескому происхождению Лысой горы и Чиркова. В XIX веке на месте деревянной часовни соорудили каменное здание. Оно сохранилось до наших дней у самого берегового обрыва посреди деревни Чирково. Какое-то время, совсем недавно в нём был магазин. Это здание является хорошим ориентиром для поисков старинного княжеского подворья.

Здесь в старину стоял дворец князей Заозерских.

В далёкие времена по берегам Кубенского озера и его притоков православное население проживало чересполосно с финно-угорскими аборигенами – лопарями, чудью и мерей. Язычество, как исконная религия этих народов, было ещё не истреблено окончательно, в связи с чем древняя Лысая гора была святилищем и для финно-угров, и для православных. Чудское, лопарское и мерянское население заозерские князья и их приближённые – православные священники желали обратить из «тьмы поганой веры» в новых христиан… Полное название новой церкви на Лысой горе – Афанасьевская Богородицкая, что указывает ещё и на какое-то древнее языческое женское божество. В православии богородица заменила собой языческую богиню плодородия – Великую Мать. Таким образом, на Лысой горе над рекой Кубеной в древности, видимо, имелось капище с каменными идолами. После принятия христианства эти камни могли быть сброшены к подножью горы или использованы в качестве фундамента под православные церкви…

Как известно, официальный титул «царь» первым на Руси стал носить с 1547 года именно Иоанн Васильевич, хотя само слово было известно давно, сначала в форме цесарь – для обозначения византийского императора. Из русского языка слово царь оказалось заимствовано в большинство финно-угорских языков. Так, в финском это tsaari, в карельском tšoari, в вепсском tsar, в марийском цäр в значениях «властитель, государь, князь». Название деревни Царенда около Лысой горы как раз и могло появиться в XV веке. «Царём» чудь и меря стали называть местного князя, поэтому топоним Царенда на русский язык можно перевести как «Царское место» или «Место, где живёт князь». Здесь стоит также отметить, что Лысые горы со времён Древней Руси всегда выступали как религиозные центры, связанные именно с княжеской властью.


Лысая гора. Вид от реки Кубены.

Интересно и то, что в древнем мерянском языке было слово черке в значении «церковь», явно позаимствованное также из русского источника. Именно оно и могло лечь в основу названия столицы Заозерского княжества – Чирково. Такой топоним вполне мотивирован – ведь именно здесь была выстроена первая христианская церковь на Устье Кубенском – храм Димитрия Солунского.

Княжество Заозерское исчезло в 1447 году. Связано это было с драматическими событиями в истории нарождающейся Московии. Дочь Дмитрия Заозерского Софья вышла замуж за мятежного галич-мерьского князя Дмитрия, носившего мерянское имя - Шемяка, а после того, как тот потерпел поражение в борьбе за великокняжеский трон, московский князь Василий II отобрал у Заозерских князей их владения по берегам Кубенского озера.

 

Недолго Чирково было столицей княжества, но этот исторический эпизод и связанные с ним уникальные топонимы Царенда, Лысая гора, Чирково заслуживают пристального внимания краеведов…

Источник: Александр Кузнецов. Вологда.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3555 | Добавил: merjanyn | Теги: чудь, регионализм, Заозерское княжество, Кубена, финно-угры, краеведение, Дмитрий Шемяка, Московия, весь, меря | Рейтинг: 5.0/10
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2470
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1013
Статистика
Яндекс.Метрика