Среда, 23.05.2018, 19:42 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Март » 2 » Чудские были Кусского края. Часть 2. В лесах и в городах.
10:47
Чудские были Кусского края. Часть 2. В лесах и в городах.

Кусской топор Питер строил.

Кусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусской артели. Что уж говорить про разросшиеся в это время вокруг Питера дачные посёлки! 

Лигово, Купчино, Колтуши, Парголово, Райвола, Териоки, Куоккала, Мурино, Лесная, Удельная - всё это названия не чуждые слуху кусских мастеров.

Кусские плотники были виртуозы своего дела. Могли возвести избу без единого гвоздя, одним топором и вагой. Похвалялись: "Мы всё можем. Даже топором часики починим! Только жалко вот, где маятник ходит - туда топор не проходит"... 

Кусские плотницкие артели с честью и достоинством выполняли большие и сложные подряды. Знавали Кусской топор Москва, Казань, Омск, Ташкент, Париж, Лондон, София и Гельсинфорс.

Частенько питерские или московские замечали необычный типаж и говор плотников, подшучивали над ними: мол, не русские что ли?! Артельщики только хмуро отшучивались:

- Мы с Куси, не с вашей Руси! 
- Да что за Кусь? 
- Кусь - бродячая Русь
.

В этой присказке слышится не только размышление о судьбе отходника, но и намёк на особый этно-культурный склад Куси. Возможно, здесь подразумевается принадлежность значительной части населения этого лесного края к старообрядческому толку "бегунов", "странников". Известно, что в галицких лесах одно время укрывался основатель "страннического" согласия Евфимий. Вдоль Куси были натоптаны тайные "бегунские" тропы от Данилова, "столицы" странников, до многочисленных Заветлужских и Вятских "бегунских" деревень. 

Кусскими артелями строились и украшались многие помещичьи гнёзда, господские дома, купеческие лавки, трактиры, мосты, мельницы и деревенские избы Галичского и Кинешемского уездов. 

Разумеется, и великолепные, украшенные замысловатым узорочьем помещичьи усадьбы на самой Куси, так же были выстроены местными мастерами-плотниками: Алексино, Введенское, Горское-Марьинское, Панькино, Култыши.

Думается, что не обошлось без кусских мастеров и строительство усадьбы Островского Щелыково, и Кустодиевского терема в Маурино у речки Яхруст. 


Кустодиев. Мой терем. Маурино.

В середине 1930 гг. артель кусских плотников выстроила в Кинешме для фильма "Бесприданница" по пьесе Островского сцену, будку и беседки в старинном стиле.
Вот что об этом вспоминает плотник из Пеньков И.Ф.Быстров.

- Весной, перед сенокосом, мы с небольшой артелью пришли в Кинешму поплотничать. Долго искать работы не пришлось. На базаре у "казённых весов" к нам подошёл мужчина."Я вижу, вы плотники, - сказал он, - не хотите ли поработать для кино?". Это был прораб от Кинешемского комхоза. Мы приняли условия. Сделали сцену, кассовую будку, воротечки, беседки в стиле того времени, когда происходили события в пьесе". 

При колхозах крестьянин оказался привязан к своей деревне, должен был отрабатывать "трудодни". Но колхозное начальство всё же учитывало традиции отходничества и давало мужикам хоть раз в году подзаработать. 

- Мужиков зимой отпускали на месяц на заработки. Рубили дома, строили. У нас все мужики были плотники.

Вспоминает житель Пеньков на Куси Анатолий Сергеевич Чистяков.

- Наши мужики деревенские раньше уходили подрабатывать, - жить-то не чем было! "Кусские плотники" назывались, славились. В Островское ходили, в Палкино, в Антропово, в Кадый на Вёшку, - по всем округам. По зимАм ходили - на месяц отпускали.

- Мама за меня попросила - к хорошим плотникам: возьмите его поработать! У меня и дед плотником был. Вот я и ходил подсобным рабочим: где попилить, где поднести... Получал зарплату маленькую - 25% от их заработка. Вот так я до армии после школы и проживал. Но мама была всё равно рада, потому что хоть где-то чего-то было - жить-то надо было!

Потом пообвык - стали 50% платить, потом 75%. Так года три до армии ходил. Островское, Александровская фабрика, Игодово, Красная Поляна, Клеванцово. То ферму какую-нибудь в колхозе строили или птичник, а то у частников нанимались, кто строился. Человек 6 - 8 в бригаде было. 

Надо было патент заплатить. И ходили пешком. Инструмент: мешок за плечи - и пошли!

Это конец 1950-х годов.

- Так и привык строителем работать, топор в руках держать умел! И после армии всё так, - рубили дома. Лес заготовляли, рубили дома. Ставили на мох, наряжали, - вплоть до ключа. Здесь, в Пеньках. Двухквартирные дома - это всё мы делали. Бригада у нас была строительная в колхозе, человек 10. Колхоз подряжал, платил нам деньги. Катали всё вручную, хозом, на верёвках. Пила только, "Урал", - 14 кг. 

- Начали здесь строить в 1960-х. И все 1970-е. Вот, все Пеньки мы построили. 
Раньше здесь было всего два дома. Церковь, контора, клуб - и два ли три дома ли.
- Игнатьевские плотники всё в Кадые работали, на Вёшке. Работали по месяцу. Придут, в бане помоются, жратвы наберут - и опять там на месяц. 

- Налоги-то были бешеные! А что ты в колхозе?! Месяц отработал - три рубля заработал... Вот раньше и ходили. Масленицу отгуляют, и на весь Пост - на семь недель - уходили плотничать. Вот и называли "Кусьские плотники". В Островский район ходили, под Кинешму, в Кинешму.

А потом уже, в 1960-е годы, стали жить получше - и не стали ходить плотничать. 

Лён на ладони.

Обработка льна дело хитрое, любопытны применявшиеся в этом деле термины. В июле льняное поле представлялось сплошным синим морем. В августе лён поспевал, и его "теребили" (сламывали, скручивали со стебля). Вязали в снопы. Снопы ставили "в стамушки" - попарно по десять в ряд. Так сушили. Через несколько дней снопы свозили на "ладонь" - деревянную площадку. 

Сухие снопы "околачивали" кичигами - выколачивали семяна из колокольцев. Подростки выколачивали вальком на "плахе" каждый сноп в отдельности. А разудалые молодцы околачивали "молотилом" (цепом), расстелив снопы на "ладони" (досчатой площадке) "посадом" - этакой округлой крепостной стеной. Полученный ворох "провеивали" на ветру лопатой. Потом просеивали в двуручном решете. Чистое семя убирали в "клить" (чулан) и ссыпали там в "сусек". 

Околоченные снопы закладывали в "ондрец" и свозили в луга, на "стлище". Лён расстилали ровной лентой на "улёжку" под августовские росы. Когда лён начинал волокниться, его ставили в конуса для просушки. Потом конуса собирали в копны и свозили в стожок под "шаху" (навес). Затем стожок разносили для окончательной просушки на "повити" (сеновале). 

Сухую льносоломку приходили мять в ручной "мялке" - рано утром (до работы), в потёмках. Получалась "новина". Её вычёсывали и  получали "куделю" - пряди готового волокна.

Зимой из кудели пряли "ниты". С "потолка" стаскивали большие деревянные детали и собирали ткацкий стан. Ткали полотна, коврики, половики, парушины (плотная ткань из толстой пряжи).

Изо льна вместе с шерстяной ниткой вязали шарфы, платки и юбки, что занимало важное место в приданом невесты. По красоте и сложности узора оценивали трудолюбие и вкус будущей молодой хозяйки.

Дарёные варежки при сватовстве, свадьбе и похоронах хранили как ценную память. Кусские девки и бабы устраивали в Парасковин день (28 октября старого стиля) т.н. "Льняные смотрины". Они выносили друг другу на показ свой вытрепанный, вычесанный лён и выхвалялись, кто из них самая лучшая и умелая хозяйка.

Из воспоминаний местных жителей.

- Лён теребили руками, снопики вязали. Потом околачивали головки, колоски. Ой, было!
Лён мяли, трепали, чесали, пряли, ткали - всё делали. Всю зиму, летом было некогда. 
Пряли на дому. А когда и соберёмся, - с пряхой ходили. И попоём когда... протяжные. 
Было весело раньше: все пели и плясали. На работу все соберёмся, - и пойдём с песням. Мы много песен знали. Теперь их не поют уж... 


Руины старинной усадьбы. Кусь.

Источники.
1. Акатов А.И. Пеньковские мемуары. Антропово, 2014.*
2. В.Малышев. Экспедиционные записи 2016 года (П.М.А.).

*Акатов Александр Иванович (1914-1992) - патриот Кусьского края, фронтовик, автор ряда краеведческих статей и материалов. 

Первая часть о Кусь-крае:
http://merjamaa.ru/news/chudskie_byli_kusskogo_kraja/2016-12-27-1208

Автор текста: Василий Малышев. Кохма. 
Фото: Василий Малышев. Кохма. 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1100 | Добавил: merjanyn | Теги: меря, область, финно-угры, бегуны, чудь, Странники, костромская, меряне, Кусь, великороссы | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Галичское озеро Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура новгородцы Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Северо-Восточная Русь мордва Белоозеро Залесская земля великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2413
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 962
Статистика
Яндекс.Метрика