Четверг, 27.07.2017, 01:38 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Октябрь » 4 » Чудские святилища Вологодчины. Вологодские рощи-Кусты.
22:48
Чудские святилища Вологодчины. Вологодские рощи-Кусты.

Чудь заволочская (весь и меря) была этносом языческим. Система ее верований глубоко еще не исследована, но достоверно известно, что у них были специальные святилища - места языческих жертвоприношений ее главному богу - Йомалю-Юмалу. Сведения о таких местах есть в скандинавских сагах. В книге исландца Снорре Стурлесона, в которой излагаются события экспедиции в Биармию норвежца Торера Собаки, говорится, что Торер и его спутники, продав в Биармии свои товары, ночью тайно пошли в ближайший от поселка лес и обнаружили там курган, обнесенный деревянной оградой. Курган состоял из земли, наполовину смешанной с золотыми и серебряными монетами. На кургане стояла деревянная статуя бога Йомаля, который был изображен в виде сидящего на пне старика. На шее статуи висело золотое ожерелье, на коленях стояла серебряная чаша, наполненная монетами. Торер и его спутники забрали все эти драгоценности и насыпали в свои плащи земли с кургана, сколько могли унести.
 
http://www.naselo.ru/upload/iblock/5cf/DSC_0281_1392263912_.JPG
Роща-Куст в Тарногском районе Вологодской области.

В наши дни в Кокшеньге есть несколько рощей-Кустов, состоящих из огромных елей, которые являются остатками древних чудских мольбищ. Такие кусты есть в Шебеньге (Афоновский, Тиуновский), в Раменье, Ярасенков на Илезе, куст около деревни Березник (Самойловской) в Ромашеве, куст в Долговицах. Есть деревня Подкуст и речка Кустовка в Верховье. Само слово «куст», явно не славянского корня, а марийского (мерянского): кÿсото - мольбище.

Сотрудник Вологодского областного краеведческого музея И. Ф. Никитинский в 80-е годы XX века выявил 14 кустов в бассейне Кокшеньги и один в бассейне Сухоны. Некоторые из них изучены и описаны им.
 

Тиуновская священная роща. В ней похоронены те, кто создавал святилище и кто им пользовался.

Особый интерес представляет чудское Тиуновское святилище, расположенное в трех километрах к северо-востоку от деревни Тиуновской в Шебеньге.
 

Оно открыто им в 1985 году. Святилище представляет собой два крупных камня, лежащих рядом на склоне моренной гряды среди сосен. Меньший камень - плоская плита с округленными углами. Большой имеет куполообразный верх. На нем с четырех сторон и сверху нанесены рисунки, отражающие, по мнению археолога, мифологическое понимание мира чудью: мировое дерево, трехчастное вертикальное и четырехстороннее горизонтальное устройство вселенной, четыре антропоморфных бога, солнце в зените и на закате, небесный корабль, лестница на небо, вторая - под землю. На восточной стороне камня - богиня с ветвью в руке; в юго-западном углу бог с веточкой на голове; на западной - бог на олене. На вершине камня изображен бог-громовик.
 

В корнях мирового дерева имеется надпись из четырех знаков, пока не расшифрованных. Есть на плите еще один сюжетный рисунок и надпись под ним, сделанная кириллицей XIV-XV века - «орьям», что в переводе на русский с западнофинских языков означает «рабам». В раскопе вокруг камня на площади 60 кв. м прослежены следы ритуалов, связанных с огнем.
 
http://static.mymir.org/rusweb/Members/data/%D0%A2%D0%B8%D1%83%D0%BD/photos/%D0%A2%D0%B8%D1%83%D0%BD%20%D0%BE%20%D0%A2%D0%B8%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5/10-01-13_05.tif.800X600.jpg

Есть мнение, что одинокие почитаемые деревья (которые не редкость на севере) - это остатки от кустов-рощ, хотя подтверждений этому мы не встречаем. Есть сведения о чудодейственной силе, которая распространяется на оставшиеся от деревьев пни. Здесь происходит контаминация образов. Поэтому нельзя отрицать цепочку «роща-дерево-пень».
 

Среди культовых деревьев предпочтение всегда отдается хвойным деревьям - соснам. Все они занимают в ситуационном плане приоритетные высотные отметки, сами сосны выделяются своим долголетием, массивностью, высотой, густой кроной с иссиня-зеленой окраской. Цвет хвои придает избыток кремня. Возможно, деревья растут на кремнеземных песках. Это также придает и твердость древесине, благодаря чему появилось мнение, что деревья не поддаются воздействию со стороны человека.
 

Есть сообщения, что в стволах деревьев находили кремневые орудия, но я не думаю, что эти предметы могли повлиять на изменение цвета хвои и твердость древесины. В действительности это, скорее всего, связано с охотничьей магией.
 

Сведения о культовых деревьях и рощах встречаются и в других районах Севера. Сведения о них неполны и ограниченны. Очевидно, имеет смысл обозначить эти объекты как памятники природы и истории и как можно полнее зафиксировать и запаспортизировать их. Актуально более подробно сопоставить сведения по культу дерева с археологическими данными. Однозначно можно сказать, что сбор и тщательная фиксация сведений помогут в решении более крупных этнокультурных вопросов этнической нашей истории.

По материалам: Угрюмов А. А. Кокшеньга: Историко-этнографические очерки.

Использованы фото: [info]fignusha, Mainstream, [info]genamikheev
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4697 | Добавил: iogaivese | Рейтинг: 4.8/5
Всего комментариев: 8
avatar
0
8
Уважаемая Анна, а можно подробнее, где произрастает эта Сосна, следующим летом (2015 год) можно было бы ее исследовать и занести в реестр уникальных деревьев РФ (посмотрите сайт - росдрево.ру). Если Вы желаете, в экспедицию возможно отправится вместе с нами, у нас дружный коллектив разноплановых исследователей из 6 человек, на следующий год планируем выезд опять в Тарногский район. Пишите - vologda@zles.ru . Юрий
avatar
0
7
А у нас в деревне (под Никольском Вологодской области) есть священная сосна. По рассказам бабушек, когда на нашей земле не было пришлых славян, здесь жила чудь. Чудь очень почитала эту сосну, тк на ней было расположено жилище божества. Когда славяне стали осваивать эти земли и крестить чудь, то один новгородец стал рубить сосну. Из под топора вылетели синие искры, а сам он сгорел ярко-синим пламенем. оставшаяся Чудь решила утопиться в реке Юг. уходя, дали обещание, когда засохнет последняя ветвь на сосне, тогда вымрут все новгородские поселения на этой земле.
avatar
0
6
В августе 2013 года обследовали Тиуновский куст в Вологодской области методами дендрохронологии, определили, что самой крупной соне 293 года, а самой старой почти 400 лет, у Тиуновского святилища тоже изучали древостои, но они молодые (до 100 лет). Все исследования проводились в присутствии И.Ф. Никитинского и под эгидой Русского географического общества. Кого заинтересует можно пообщаться подробнее. Планы - обследование остальных рощ и отдельных деревьев.
avatar
0
5
Проникновенные образы... А сколько еще открытий таит в себе наш Север!
avatar
0
4
Геннадий Михеев великолепный фотограф. По впечатлением
avatar
0
3
Спасибо, Сотона) smile
avatar
2
2
Может кто то найдет для себя что то интересное -

....Из восьми языческих рощ в половине и сейчас проводятся родовые и деревенские моления. В одной из них (Купран-Мер-Кусото) раз в пять лет проходят всемарийские моления. Площадь рощ невелика, как правило, не больше одного гектара, и только Купран-Мер-Кусото занимает два.....

http://www.marpravda.ru/news/culture/2008/01/22/y_kysoto/ - ссылка на статью про рощи
avatar
3
1
Вот бы поговорить с этими старушками - что знают о нашем народе, что помнят о нашей истории...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика