Пятница, 28.04.2017, 11:27 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Сентябрь » 22 » Чухломские исторические зарисовки
08:09
Чухломские исторические зарисовки

Есть в Залесской земле места, которые не поражают воображение броской, пестрой красотой, но в которых отдыхает, успокаивается наша глубинно-финнская душа. Кажется, что тишина и покой издревле поселились в них. Одним из таких мест является небольшой городок с мерянским название Чухлома, что уже более половины тысячелетия стоит на берегу огромного ледникового озера между Галичем Мерьским и Солью Галицкой.

Первую, по-настоящему серьёзную версию о возникновении г. Чухломы выдвинул чухломской краевед Л. Н. Казаринов (1871 – 1940 гг.). В своей работе «Прошлое Чухломского края», опубликованной в 1929 году – накануне разгрома костромского краеведения и ареста самого Л. Н. Казаринова, – он писал:

«До XII в. г. Чухлома находился на противоположном северо-западном берегу Чухломского озера, на том месте, где в XIV в. построен Авраамиевский монастырь. Название “Чухломский Авраамиевский Городецкий монастырь” получилось от того, что монастырь построен на месте мерянского городка, имевшего название Чухломы. В старинном описании жизни Авраамия Чухломского сказано, что он, прибыв на Чухломское озеро “в урочище Чухлома, на городище” построил монастырь. Когда городок этот прекратил свое существование, видимости не имеется и только известно, что к второй половине XIV в. местность поросла большим лесом и называлась урочищем».

Таким образом, Л. Н. Казаринов первым выдвинул совершенно, на наш взгляд, справедливую версию о том, что древняя Чухлома первоначально находилась на т. н. «Городке», на котором во второй половине XIV века прп. Авраамием Галичским и Чухломским был основан Авраамиево-Городецкий Покровский монастырь.

Авраамиево-Городецкий монастырь был основан в XIV в. на месте древнего Городца – первоначальной Чухломы.

Предположение Л. Н. Казаринова о возникновении старой Чухломы на «Городке» позднее разделяли почти все писавшие о Чухломе.

В 1958 году Г. И. Лебедев, тогдашний директор Чухломского краеведческого музея, в статье «Возникновение города Чухломы» писал:

«На месте, где сейчас находится бывший монастырь, был обоснован мерянский городок Чухлома <…>. Впервые в летописях о Чухломе упоминается в 938 году».

Откуда Г. И. Лебедев взял дату «938 год» (повторенную, как мы помним, позднее Г. П. Степановой), мы не знаем, – видимо с ближайшего потолка. 


С 1934 по 1975 год — директор Чухломского краеведческого музея

А. А. Тиц пишет:

«Чудское городище Чухлома находилось на западном берегу озера, в том месте, где позднее был построен Авраамиев Городецкий монастырь».

В издании «Памятники архитектуры Костромской области» сказано:

«Исторические известия о Чухломе крайне скудны и противоречивы. В житийной литературе она впервые упоминается в 11 в. как родина Авраамия Ростовского, однако, скорее всего, здесь имеется в виду поселение, располагавшееся на противоположной стороне озера, на том месте, где в 14 в. был основан Авраамиев Городецкий монастырь».

Однако ещё с XIX века историками считается, что на «Городке» существовал мерянский или чудский город. Традиция именовать его «Чудским городком» пошла, по-видимому, из-за того, что в летописи Солигаличского Воскресенского монастыря Чухломское озеро названо Чудским озером. Явно, что наименование городка «чудским» дано по имени автохтонного финно-угорского населения Костромского заволжья. 

Но если «Городок» был мерянским или чудским укреплённым поселением, то когда он возник?

Никаких версий в литературе на этот счёт нам найти не удалось. Л. Н. Казаринов, как мы помним, полагал, что древняя Чухлома находилась на «Городке» до XII века. Решение этого вопроса осложняется тем, что мы не знаем с точностью, когда возникли соседние с Чухломой города – Галич Мерьский и Соль Галицкая (Солигалич). Галич впервые упомянут в летописях в 1238 году. В. Н. Татищев датирует его основание 1152 годом. В настоящее время за официальную дату основания Галича принята взятая «с потолка» в конце 50-х годов XX века дата «1159 год». Но не смотря на эти прыгающие даты доподленно известно, что Галич Мерьский возник на месте мерянского протогорода. Принятая ныне дата основания Соли Галицкой – 1335 год – взята из баснословной летописи Солигаличского Воскресенского монастыря и поэтому не может приниматься всерьёз. Когда Соль Галицкая возникла как город, точно неизвестно. В такой ситуации очень трудно выдвигать версию по Чухломе, но, думается, что раньше Галича  Мерьского Чухлома возникнуть не могла.

В 1981 году «Городок» обследовал археолог Ю. Н. Урбан.

«У юго-западного склона отрога, – пишет он, – сохранились остатки вала длиной около 30 м, высотой 1,0 –1,5 м, шириной в основании до 5 м». Общие размеры городища – около 100 x 80 м. Найденная керамика «предположительно» датирована XII –XIV вв.»

Как видим, древняя Чухлома была настоящим городом, укреплённым земляным валом и поставленными на нем деревянными стенами.

Предположительно, старая Чухлома на «Городке» могла возникнуть как мерянское или чудское укрепленное поселение через какое-то время после основания удельного Галичского княжества во второй половине XII – начале XIII вв.

Однако Чухлома на «Городке» могла появиться и после его образования. Считается, что оно возникло вместе с Костромским княжеством в 1246 –1247 гг. Галичские князья наверняка были заинтересованы в создании на берегу Чухломского озера опорного пункта своей власти. Следовательно, город Чухлома мог возникнуть здесь и во второй половине XIII века.

Итак, можно выдвинуть две версии о появлении древней Чухломы на «Городке» – город здесь мог появиться или в период второй половины XII – начала XIII вв., или во второй половине XIII века с появлением Галичского удельного княжества.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ «ЧУХЛОМА»

Особо стоит вопрос о происхождении названия «Чухлома». Вот несколько мнений на этот счёт.

Посмотрим, что пишут о происхождении названия Чухлома специалисты по топонимике. В. А. Никонов, «Краткий топонимический словарь» (М., 1966):

«Чухлома – г[ород] в Костромской обл[асти]. Сближали с финноязычной основой, означавшей “нырять” (эстон. Sukelduma, суоми sukeltaa, вепск. чуклэставас). На р. Ветлуге, в Горьковской обл[асти],3 селения Ч[ухлома], это или результат переноса переселенцами из г. Ч[ухломы], или указывает на наличие нарицательного в речи прежних обитателей, из которого образовано название».

Е. М. Поспелов, «Историко-топонимический словарь России» (М., 2000): «Город находится на оз. Чухломское, которое в Солигаличской летописи XIV в. называется Чудское. Этот вариант названия позволяет видеть в основе названия Чухлома этноним из ряда чудь, чухна, чухарь, использовавшийся русскими для названия финноязычных народов»30.

Г. П. Смолицкая, «Топонимический словарь Центральной России» (М., 2002):

«Рядом с городом Чухломское озеро, но неизвестно, оно дало имя городу или наоборот. В топониме исследователи находят финноязычную основу в значении “нырять”. Её можно увидеть в эстон. sukelduma, финн. -суоми sukeltaa. Наличие на Ветлуге нескольких селений с названием Чухлома даёт возможность усмотреть в их основе какое-то общее нарицательное слово, но не исключен перенос названия с одного селения на другое в результате выселения, отселения и т. п.».

Как видим, мнения специалистов вопрос не проясняют. В. А. Никонов, по сути, не сказал ничего. Е. М. Поспелов всё связал с названием Чудское озеро (к чему мы вернёмся чуть ниже). Г. П. Смолицкая повторила текст В. А. Никонова.

С особой версией происхождения названия Чухломы выступил кировский автор Д. Захаров. В вышедшей в 1990 году книге «Серебряная Вятка» он писал:

«Самым древним и самым ценным памятником старины города является его название – Чухлома. Оно не прочитывается из данных русского языка, какой же народ его оставил и что оно на языке его значит? Дойти до первозначения слова Чухлома, до самой его сути при том положении, что оно широко используется в нашем языке, становится важной этнологической и историко-культурной задачей»32. Д. Захаров совершенно верно отметил, что «название озера Чухломского – позднее и дано ему по городу, а не наоборот»33.

Затем он развил версию, согласно которой «Чухлома» будто бы в тюркских, иранских и кавказских языках обозначает «таможня». По его мнению, в Чухломе, видимо, в древности существовала русская таможня на границе с Волжской Булгарией.

Нам эта версия кажется искусственной, и не только потому, что уж очень отдалена от Чухломы граница Волжской Булгарии. Искусственным выглядит объяснение происхождения самого слова.

Но каким же образом возникло название Чухлома? Чухлома – это, безусловно, угро-финское по происхождению слово. Оно очень напоминает названия многих рек и речек нашего края, оканчивающиеся на формант -ма.

Вспомним подобные названия: Кострома, Кинешма, Вохтома, Костома, Толшма, Колдома, Письма, Хохлома и т. д. В свою очередь, от названий этих рек и речек произошли имена стоящих на них городов и сёл: г. Кострома, г. Кинешма, с. Вохтома, с. Костома, с. Толшма, с. Решма, с. Хохлома и др.

В соседнее с Чухломским Галичское озеро до сих пор впадает несколько речек, названия которых оканчиваются на -ма: с юго-запада – Ихлема, с юга – Кешма и Чёлсма, с запада – Лама.

Особо отметим, что созвучное с Чухломой название села Хохлома в современном Ковернинском районе Нижегородской области (бывшем Макарьевском уезде Костромской губернии), известного своим народным промыслом росписи деревянной посуды, также произошло от реки Хохлома (или Хохломка*), на которой оно стоит. Хохломкой реку стали называть относительно недавно. Её историческое название – Хохлома. Так официально называли реку ещё в 70-х гг. XIX века. Хохломкой она стала во избежание путаницы. Точно так же в черте города реку Кострому именуют Костромкой, реку Кинешму – Кинешемкой и т. д.


Ирма Муллонен, российский учёный-лингвист, директор Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.

По мнению авторитетного топонимиста и лингвиста И.И. Муллонен из Птрозаводского университета, название города Чухлома, вероятнее всего, произошло от загадочной и весьма распространённой на Севере лексемы «čuhl» имеющей топонимное функционирование.

В восточных вепсских говорах берестяной черпак для питья называется čuhlik или duhluine. Оба варианта представляют собой суффиксальные образования от производящей основы čuhl: в čuhluine присутствует продуктивный вепсский деминутивный суффикс -ihe, в čuhlik — суффикс -ik, также с деминутивной семантикой (Hakulinen 1968, 105—109). ​

На Севере присутствует еще одна чрезвычайно любопытная в контексте данной статьи русская диалектная лексема — местный географический термин чугла в значении 'горка, холм, угор, возвышенность'. Слово достаточно широко бытует здесь и в топонимии — в названиях возвышенных участков местности. Насколько реально сопоставлять его с топоосновой * Čuhlak /чугл-, зафиксированной в ареале Севера? 

Фонетически такое сопоставление вполне оправдано, как, впрочем, и семантически. Хотя основа *Čuhl-/чугл- присутствует в названиях разнородных объектов, более близкое знакомство с характеристикой последних приводит к мысли о том, что на самом деле существует нечто общее, объединяющее географические объекты с названной топоосновой. 

Таким объединяющим началом является угловое, тупиковое, конечное расположение объектов на местности. Именно такова характеристика речных наволоков Чегла и Čuulnem,  расположенной на озерном мысу деревни Чугловой, болота Čuhlik в юго-западном Прионежье, урочища Чуглийский Угол в южном Обонежье.

Этот ряд примеров дает основание предполагать для основы *čuhl- семантику 'угол> край, конец', которая, кстати, очень естественна с позиций лексемы Čuhlik (букв, 'уголок'), обозначающей свернутый конусом кусок бересты (ср. čumb 'угол' -* čumbuune 'берестяной черпак', букв, 'уголок'). 

Реконструированная для *čuhl- семантика не противоречит значению 'гора' лексем чугла и чублак, ибо семантическое развитие 'край, конец' —* 'гора' известно некоторым финно-угорским лексемам, ср. прибалтийско-финское syrja (вепс, siirj), которое бытует, с одной стороны, в значении 'бок, край, конец', с другой — 'горка, холм, возвышенность'; саам. čorru 'край, сторона, конец' и čогг 'вершина холма'.

Автор: Шемяка Галицкий (Галич Мерьский)
Использован материал Н. А. Зонтикова (Кострома)

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 870 | Добавил: merjanyn | Теги: лингвистика, краеведение, топонимика, финно-угрыы, меря, археология, великороссы, Чухлома, чудь, Солигалич | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 2
avatar
1
2
В нашем ж/д Горьковском направлении есть станция Чухлинка, 8 км от Курской, раньше там была одноименная деревня Чухлинка, название в своем роде уникальное.
В классических русских романах упоминается название с петровских времен финских народностей как "чухонцы", название женщин "чушка", "чухна" (правда в контексте не очень лестно).
avatar
2
1
эхх...! излёт перестройки: все ещё живы, не бедствуют - в меховых шапках вон, настроение к происходящему снисходительно-ироничное, да и всех
бед-то - постоять в очереди за сигаретами (тогда по талонам продавали, а
потом кто не курит - продавали на толкучке втридорога)... и все такие
добродушные и немного наивные. хотя большие города уже бурлили...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика