Четверг, 14.12.2017, 22:06 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Июнь » 15 » Не могут в Ростове без дымки над Темзою, а в Переславле - без Гранд-канала
19:59
Не могут в Ростове без дымки над Темзою, а в Переславле - без Гранд-канала


Илл. 1. Денга. Ростов, князья Андрей Федорович и Александр Константинович,
1390-е - 1404 гг.

Знаменитая эпидемия чумы в середине XIV в. практически уничтожила высокоразвитые мусульманские городские центры Средней и Нижней Волги: бескрайние просторы от Казани до Каспия постепенно возвращались к первоначальному состоянию, когда там не было ничего, кроме кочевий. Внутреннее единство Орды оказалось также подорвано: началась частая смена ханов, постоянные столкновения и борьба между конкурирующими кланами и претендентами.

Князья Северо-Восточной Руси, которым сожжение Москвы Тохтамышем в 1382 г. убедительно показало, что вряд ли для них изменится слишком уж многое, тем не менее ощутили себя на фоне дезинтеграции в степном мире куда более значимыми, чем прежде. С 1380-х гг. они начинают делать то, на что никогда прежде не осмеливались: чеканить монеты. Со времени монгольского завоевания это было прерогативой одних лишь "царей ордынских". С одной стороны - весьма прибыльное дело, доходная статья бюджета, с другой - собственные "денги" - лучший способ рассказать всем о своей власти.

Традиции денежного обращения сложились в рамках ордынской системы, до завоевания не слишком-то хитрая экономика русских княжеств XII-XIII вв. обходилась слитками серебра - гривнами - для крупных сделок и шкурками пушных зверей для повседневного оборота. И весовая система, и техника, и традиция оформления русских монет была заимствована у татарских денежников: и сами названия - "денга", "пуло", "алтын", "ермак" - тюркские. Нередко на одной или даже на обеих сторонах княжеских денег располагались подражания арабским надписям. Часто русские монетчики, как и их степные коллеги, просто наносили на готовые дирхемы ханов свои надчеканы с тамгами - знаками или с отдельными буквами.

Была, однако, одна новация, источником которой ордынская традиция стать не могла: исламская норма не допускала художественных изображений в том числе и на монетах: могли быть только надписи, орнамент, в крайнем случае - символы. На русских княжеских "денгах", однако, сразу же появляются воины с оружием, птицы, свирепые звери, а вскоре - и более сложные композиции.

Их интерпретации - отдельная песня: и дореволюционные нумизматы, и историки-краеведы искали в них того, что для них было привычным и очевидным - княжеских и государственных гербов, хотя для русского средневековья эта традиция была просто неизвестна. Не буду углубляться во всяческие забавные фантазии, отмечу лишь, что и по сю пору в нашей средневековой нумизматике немало замечательного и неизведанного.

Коснусь вот монет Ростовского княжества. Чекан там начался относительно рано, уже в 1390-е гг. Характерной особенностью княжения было то, что им владели одновременно две ветви Ростовского княжеского дома: потомки Федора Васильевича, обладатели Сретенской половины Ростова, и потомки его брата, зятя Ивана Калиты Константина Васильевича, которым принадлежала Борисоглебская половина. Чтобы никто не обижался, денги они чеканили общие - на одной стороне имя сретенского князя, на другой - борисоглебского. Кроме надписей, на обеих сторонах были и изображения. На стороне борисоглебской ветви (по-моему, я об этом уже писал?) располагались обычно либо символический портрет правителя в венце с орнаментальными завитками по бокам - подражание английскому серебряному гроуту XIV - начала XV в., либо стилизованный кораблик и правитель - тоже в венце-короне - на его борту, и тут источником был уже английский же золотой нобль. (См. илл. 1.)

Со сретенской стороной ростовской денги все еще хуже, там картинка сложная, да к тому ж и не вполне постоянная, а качество чекана в Ростове всегда было далеко от идеала.

В целом, можно разобрать, что слева, вроде бы, стоит человек, держащий какую-то секиру с очень длинной рукоятью, справа от него, пониже и тоже в профиль - голова другого (тоже, вроде бы, за что-то держащегося), обращенная лицом к стоящему, над ней какие-то украшеньица (ордынская "плетенка"), между этими людьми еще что-то виднеется (на позднейших денгах оно уже уверенно превращается в дерево с сидящей на нем птичкой), да к тому ж над всей композициией в надпись с именем князя вписана еще одна голова в венце, уже в фас. Ужас и путаница, если уж прямо. Герман Алексеевич Федоров-Давыдов, крупнейший советский археолог и нумизмат, предположил, что изображен Иоанн Предтеча с секирою в руках, а справа - его же голова, уже отрубленная. Но все это как-то странно: нимба, без которого святой все же не святой, нету, иконография, на которую ссылается Г.А., складывается только лишь к середине XVI в., да и к чему вообще вот это все тут? Можно было б, конечно, привычно интерпретировать это как предостережение власти фальшивомонетчикам: мол, если че, напрочь башку снесем. Но уж больно много деталей.
Думаю, однакож, все проще.


Дукат. Венеция, дож Микеле Стено , 1400-1413 гг.

Вот, собственно, венецианский дукат, знаменитая золотая монета, чеканившаяся с 1284 аж до 1797 г. Святой Марк вручает знамя коленопреклоненному дожу. Венецианская торговля через Константинополь и колонии Крыма и побережья Азовского моря обогащала и Орду, и русских купцов-сурожан. Не снижавшие свое качество на протяжении десятилетий золотые монеты республики святого Марка символизировали власть и богатство - примерно как нынче доллар. Понятно, что попавшая в руки ростовских денежников-резчиков монета была не в экстра-сохранности, не пруф.


Дукат. Венеция, дож Антонио Веньер , 1388-1400 гг.

Но все же постарались сделать похоже, а что не разобрали - то как-то переосмыслили.
В любом случае, грезы ростовских властителей, сидевших в теремах над спокойным озером Неро, направлялись хотя и в разные стороны - у кого-то к туманам Темзы, у кого-то - к венецианской лагуне, но в любом случае в уютные Европы, а никак не в величественные глубины Евразии.

Автор: Аким Трефилов
Источник: http://akim-trefilov.livejournal.com

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1985 | Добавил: merjanyn | Теги: археология, Золотая Орда, История Руси, Древняя Русь, Ростовское княжество, Ростов Великий, Европа, меря | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
avatar
1
3
С удовольствием    читаю  публикации http://merjamaa.ru.  С удовольствием  познания 
мира  прочитал  вашу  публикацию  «кто-то неможет без дымки над Темзою, а кто-то - без Гран-канале» «Знаменитаяэпидемия чумы в середине XIV…..» Действительно «черная  смерть» тринадцатого  века  бушевала не  только   в Западной Европе.   Она  бушевала по  всей  населенной Ойкумене  того  времени, захватывая  все  забытые государства  того времени. «Внутреннее единство Орды оказалось такжеподорвано…» Данную  фразу  я бы начал,  простите  меня за  правку  авторского текста,  у  меня  влюбом  случае  не получится так  органично.  Единство  многонационального ордынского  государства   уже пару  веков   1182  года)    подвергается,  как естественным  так  и  человеческим  испытаниям.   «Исламскаянорма не допускала художественных изображений в том числе и на монетах: могли
быть только надписи…».  Не  могу, пока,   доказать,  но предполагаю,  что  до 1496 года (7000год  от  Адама) огромное  ордынское  государство было  едино  религиозным. Отцом  этой  религии был   реальная  личность  Христос. Разделение  на национальные   и государственные   религии   бурно пошло  после  неудачного назначения  срока  апокалипсиса. Бесспорно,  что  берега    Волги, Днепра  и  Дона  были высококультурными  центрами  ордынской цивилизации. «Венецианская торговля через Константинополь иколонии Крыма и побережья Азовского моря обогащала и Орду, и русских
купцов-сурожан.». Ордынская цивилизация  была  связующим  центром   мировой  цивилизации.
avatar
1
2
Почему абсурд? Все познается в сравнении за конкретный период истории.

Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких  уровней  развития цивилизации, матери­альной и духовной культуры.

Орда была страной городов. К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат).

В Сарае проживало около 75 тысяч человек. Среди них были монголы, кыпчаки, аланы, черкесы, финно-угры, византийцы. Но словам Ибн Баттуты, «каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базар их».

На фоне других, особенно западноевропейских, сред­невековых городов Сарай отличался чрезвычайно высоким уровнем благоустройства. Здесь из керамических труб были проложены водопроводная и канализационная системы. Жители питьевую воду брали из фонтанов, соединенных с источником при помощи арыков.

Дворцы и общественные здания строились из обожженного кирпича, а дома рядовых жителей из сырца и дерева. Жилые комнаты в богатых домах отапливались при помощи горячего воздуха из печи, которой подавался по находящимся под полом дымоходным каналам. У стен стояли теплые лежанки-суфы. Украшениями домов и сооружений служили резьба по камню и глине, гончарные плитки.

Богатых домов в Сарае было немало. Некоторые из них почти в первозданном виде сохранились до XVI в., когда московский царь Федор Иванович велел их ломать и «делать город Астрахань».
avatar
-1
1
"Высокоразвитые, мусульманские городские центры" - что за абсурд? Там метро и небоскрёбы, в те времена были?.. Понятие "высокоразвитые", и ислам - в принципе несовместимы.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм экономика деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа коми бронзовый век Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2348
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 913
Статистика
Яндекс.Метрика