Пятница, 28.04.2017, 03:27 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Ноябрь » 26 » Денис Осокин. Меря это - русская Европа!
08:39
Денис Осокин. Меря это - русская Европа!

Летописные финны, не существующие ныне – меря, мещера, мурома, чудь – интересны современным историкам, языковедам, художникам и поэтам, прежде всего тем, что именно они являлись аборигенами нынешней Центральной России – корневой России, России «Золотого Кольца». Это меря, мещера, мурома, чудь, назвали почти все наши реки и переселились, забыв свой язык не на другую планету, а в современных русских – то есть, например, в наших с вами знакомых: Василия из Кохмы, Михаила из Череповца и Лену из Горчухи. Не исчезли – а превратились в нас, современных жителей России.

Эту идею, это видение, казанский писатель Денис Осокин запечатлел в своей мерянской повести «Овсянки». По ней екатеринбургский кинорежиссер Алексей Федорченко снял одноименный фильм, который был впервые показан в 2010 году на Венецианском кинофестивале и получил ряд наград (призы ФИПРЕССИ и Экуменического жюри, приз за лучшую операторскую работу).    

Меря у Осокина стали метафорой всего самого заветного в каждом человеке, особенно в местном, Верхневолжском. Меря в «Овсянках» – это, прежде всего поэзия и мечта. И только потом уже – этнография (тоже поэтизированная крайне).

Определенно финно-угорская культурная матрица-память продолжает присутствовать на территории прежнего расселения мери как безличная природная сила.

Об этом корреспонденту инфоцентра FINUGOR Андрею Малышеву рассказал автор книги «Овсянки» Денис Осокин.

- Денис, "Овсянки" были книгой и фильмом о самом глубинном в культуре Центральной России. А, кажется, этого практически никто и не понял. По прошествии пяти лет после выхода на экраны фильма, вы довольны тем, как люди реагировали на "Овсянок"? 

Здравствуйте! А у меня наоборот ощущение, что «Овсянки» – повесть и фильм – наделали много шума, коснулись великого множества голов по всему миру, впитались в российский воздух и как-то его изменили и, главное, подняли волну интереса к тем самым глубинным токам, идущим от финно-угорской вселенной – аборигенной для той России, которая сейчас воспринимается самой корневой православной-русской.

Волна эта – не цунами конечно, но очень заметна и значима. О том, кто такие современные русские – в «Овсянках» я говорил подспудно, но этот разговор прозвучал – и многими был услышан, подхвачен. Я скорее доволен результатами – да.

И было написано много интересных рецензий, в том числе тесно связанных с настоящей мерей. К примеру, много и интересно о мере и финно-уграх говорил в своем материале «Гаплогруппа N» кинокритик Евгений Васильев. О мере в связи с «Овсянками» по-моему впервые так широко зашла речь – и на страницах литературных и кино- журналов и сайтах, и в рубриках культуры преразличных газет, и на телевидении («Магия кино», «Закрытый показ с Александром Гордоном», «Школа злословия» и многие другие), на радио, на пресс-конференциях всех международных фестивалей, где шел фильм, на книжных ярмарках, где проходили презентации книги.

И они – эти результаты – еще будут разворачиваться впереди. Ведь нами были высеяны семена многолетних растений! Я чувствую даже, как велик положительный результат и в магическом смысле! – сами по себе слова «меря», «мерянское» вдруг произнесло невероятное количество людей – а слова материальны и потенциальны как проросшие зерна – и кому как ни мере и думающим о мере об этом знать!

- Мерянская арт-тусовка несколько лет назад организовалась в Москве. Ходят в походы по городищам и разнообразным священным местам, рисуют картины и снимают документальные фильмы, празднуют свои праздники. А в Нее или Макарьеве тишина. Как вы думаете, сможет ли мерянская тема овладеть умами русских Верхневолжья?

Она способна вызвать большое сочувствие и интерес – и не только в Верхнем Поволжье, а значительно шире. А если консолидирующее начало исходит из столицы – так в этом нет ничего удивительного. Очень этому рад!

- Один знакомый, старообрядец Василий, более десяти лет проживший в Голландии, при общении рассказывал, что на его взгляд самые европейские города в центре России: Кострома, Ярославль, Вологда. А самый азиатский – Санкт-Петербург. На вопрос, почему, ответил, что мол строились они естественным образом. А Питер царь Петр построил по плану и державным своеволием как некий азиатский шах. Наша Поволжская сторона и впрямь кажется европейской?

Мнение вашего знакомого интересное и сильно авторское! При неустойчивости ориентиров касательно сущности Европы, Азии и их пограничья я придерживаюсь единственного ориентира – географического, то есть Уральских гор. Никто не сомневается, что Бельгия и Чехия – это Европа, а Афганистан и Монголия – Азия. Вопрос же с европейской частью России ввиду ее многогранности порождает множество измышлений – и зря! Европа же разная! Разве нельзя? И Лапландия с северным сиянием и летающими саамскими камнями-сейдами, и Турция с танцующими дервишами, и Италия с древними университетами, и Республика Коми с магией Леса, а центр Европы – не то в белорусском Полоцке, не то в украинском Закарпатье. Отчего бы Верхневолжской стороне не быть европейской – если она уже в Европе? Другое дело – что это восточная ее окраина. А окраины всегда пограничны, переходны, и включают в себя гораздо большее! Меря это - русская Европа!

– Мерянскими футуристами введено в оборот такое словосочетание: «Мерянская вера». Скажите, какие ассоциации это у вас вызывает. Какой, по-вашем,у может быть мерянская вера?

Мерянская вера – на мой взгляд, это, прежде всего вера поэтическая. И именно художественная реальность – тонкая и дымчатая – вызывает огромное доверие, и сама по себе действенно-магична.

Вот мой рассказ «Мертвая Майя» из книги «Барышни тополя. – Ветлуга, 2004». Эпитет «мертвая» пусть никого не смутит. «Мертвая» в данном случае означает смертельно любимая! Как всей силой Мира № 1, то есть Мира Живых, так и всеми силами Мира № 2, иначе Антимира. Ибо крепка как смерть любовь. У меня расписаны подобным образом 55 женских имен в двух книгах. И этот рассказ, как мне кажется, как раз о мерянской вере, о том как я ее чувствую, как верю!

 «Майя – смолистая прозрачная желтизна: сваренный финнами сур и к нему варенье из желтоцветов. Сура глотнуть – качнуться – и пойти по кромке оврага распевая песни на исчезнувших языках Волго-Ветлужья. Майя – мерянская невеста. С солнечной геометрией в ушах и на одежде. Но как меря растворилась в пчелиных узорах – и в разводах на бересте – в привкусе хмеля и калины – в клейкости молочаев: так и Майи тоже в наше время нет.

Есть только гулкий звук рожденный стеблем овражного дудника и чей-то крик гу-гуй – пущенный вверх по стволу по еловой коре. Мою девушку зовут Майя – я ее очень люблю. – Что это может значить? Это значит, что я люблю нежную невидимку – невнятную скромницу – существующую в виде припрятанных тут и там осколков смысла – самого забытого и светлого. Пить соки деревьев придумала Майя – и собирать цветочный мед – и целоваться она придумала – и лежать на спине – и варить золотисто-густые напитки.

Пусть Майя придет в эту высокую рощу, в которой башмак еще не досушил апрель – в эту воду со мной зайдет – пусть Майя так никогда и не заговорит по-русски, но поможет мне научиться ее языку.

Майю радостно хоронить – поднимая на деревья повыше – поближе к небесному пчельнику: потому что пока вы улыбаясь привязываете ее к ветвям – она уже стоит под деревом на земле и задрав голову тоненько вам посвистывает. Вы спускаетесь с дерева – и вдвоем идете – общаясь то жестами, то поцелуями то уже чуть-чуть по-мерянски. 'Лишиться Майи' – значит 'умереть'. Майя – предмет изучения сразу нескольких наук – но ими она не постигнется. О Майе – все мои книги. Память Майи – ласка и жизнь.»

- Зачем говорить про мерю в XXI веке? Города глобальны, рабочая сила мобильна, все ходят с гаджетами китайского производства. 

Так XXI век и меря друг другу разве мешают? – помогают же, наоборот! Глобализация не столь глобальна – и живой мозаичности Земли, национального своеобразия, не сравнимых одних с другими энергетик, паролей и красок местностей никто не отменял. Напротив, мне кажется, в мире заметно растет интерес к их выявлению, наблюдению за ними – и со стороны художников, и со стороны всех остальных.

Симпатичный эпизод. В ноябре 2011-го я летал в Австралию на церемонию вручения ежегодной премии Киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона (одна из трех мировых киноакадемий вместе с Европейской и Американской). Фильм «Овсянки» был номинирован как раз за лучший сценарий – и в результате награда досталась именно мне, вдобавок всех номинантов торжественно приняли в эту прекрасную Академию, инициировали прикосновением к живой коале, вручили знаки отличия и заверили, что всегда нас теперь здесь ждут! Было прекрасно – и ощущалась какое-то настоящее человеческое единение, с глобализацией не имеющее ничего общего, с обязательным сохранением и подчеркиванием собственных лиц!

Так вот – на праздничном приеме Академии по случаю принятия в нее новых членов ко мне подошел ее Президент и со слезами на глазах сказал, что никогда не забудет слова из «Овсянок», о том что «народ жив пока помнит свой язык, хранит традиции..» – и меня обнял. Он-то как раз, я уверен, не сомневался, что меря в России есть! Кстати сказать, эти слова из фильма принадлежат не мне – а нашим продюсерам, активно участвовавшим в монтаже. Я же считаю такого рода фразы излишними!

- Почему на ваш взгляд аутентичные финно-угорские корни российской культуры так пока и не стали предметом общественного интереса?

В 2007-м году я был выпускающим редактором тематического «финно-угорского» номера нижегородского альманаха «Дирижабль» (выпуск XIII). В качестве ответа на ваш вопрос хочу привести собственноручно написанное предисловие к этому номеру!

 «Финно-угорский мир – по-настоящему загадочен. Загадочность – главная его характеристика. Можно и больше сказать: финно-угры – последний оплот живого волшебства в Европе. На уровне не личном (волшебником-личностью может быть любой) – а именно на уровне культурной традиции. Мерянский синий камень – лежащий на берегу Плещеева озера у Переславля-Залесского и ползающий в его окрестностях по собственному произволу – из широко известных примеров-символов финно-угорской чудесности это наилучший. Древнефинской является добрая половина топонимики Центральной России, а гидронимика почти вся такова.

Целые финские народы – такие как меря, мещера, мурома – полностью растворены в здешнем ветре, воде, растениях и в современных русских. Центр и север Европейской России, Средняя Волга, Прикамье, Предуралье – все это ареал формирования финно-угорских этносов, terra финно-угрия. Cлавяне и тюрки появились на этих землях позднее – и рождались не здесь. Есть еще волшебники-чуваши – смесь финнов и тюрков. Есть еще самодийские народы – живущие в тундре по обе стороны от Урала – ближайшие родственники финно-уграм.

Самое удивительное то – что нельзя сказать, будто таинственность и волшебство из каждого финна или угра льется и искрит. Как раз наоборот – ничего подобного! Настоящие финно-угры – молчаливые, скромные, зазеркальные. Сами выдавать свои секреты, хвастаться они не будут. Но искренний интерес к себе встретят с такой высочайшей радостью – какую не увидишь и у самых жарких южных морей! Нарочитость, искусственное поднимание собственной цены на славянский и тюркский манер – особенно губительны для носителей финно-угорских культур. Почему этот мир так набит тайнами?

Почему диалог с природой в этом мире так актуален? Потому что идеальные финно-угры умеют беречь и не болтают лишнего!»

Автор: Андрей Мерянин
Источник: FINUGOR

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2038 | Добавил: merja | Теги: чудь, поволжье, мурома, финно-угры, меря, мещёра, мерянская вера, Европа, этнофутуризм, через прошлое в будущее | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 19
avatar
0
19
Чедесное там место у Костромки, мое любимое
avatar
0
18
Материал про Семик действительно потрясает своей мощью..
avatar
1
17
Читать приятно, читаешь и видишь человеческое русское, мерянское лицо. Наши Суздаль, Ростов, Муром, Кострома, Кинешма, Галич - города Смысл. Только пылью покрыты сильно уж.
avatar
3
16
Мерьский стан, волость Шунга.

мосток на Костромке
("апология Овсянок")



Костромка: безмолвие
Код
[c]


как бы ни относится к сюжету "Овсянок", но чувство томительной отрешённости и потаёной погружённости, столь характерные для пост-мерянских мест,  в фильме переданы. респект оператору!
avatar
1
15
И действительно между вологжанами и коми очень много общего. Например в архаичных верованиях http://merjamaa.ru/news....14-1060
avatar
1
14
В конце 70-х годов моя сестра, будучи в Вологде, заметила, что местные бабушки имеют такой же говор, как и наши в Коми, и решив, что встретила земляков, заговорила с ними на коми языке. Как же она удивилась, когда те сказали, что они "руские". Выходит, язык переняли русский, а говорок остался прежний, финский. Кстати, фильм "Овсянки" частично снимался в селе Кослан - моём родном селе в Республике Коми. Понтонный мост, виды на реку Мезень с холмов посреди села - это всё оттуда.
avatar
0
13
Режиссер "Небесных жен " умело раскочегарил стимул для массового паломничества, за марийскими красавицами .
avatar
1
12
Сожжение практиковалось в раннем средневековье и в культуре Дьяковской эпохи, когда пепел засыпали в горшки и устанавливали в "домиках мертвых"
avatar
1
11
Да например мне понятно ,что например- серба (сорба )-общество в вепсский язык заимствованно из русского или ратник-работник тоже ,вот кто у кого заимствовал -розга -русские у финнов или наоборот ...подозреваю что финны ,зато самоназвание русских заимствованно из финского )))
avatar
0
10
Значит есть похожие очень, река Сара похожа на Сору, Толгобол на Толгоболь(село). Кстати, пришлось поработать реставратором в Толгском монастыре, на месте впадения реки Толги в Волгу(под Ярославлем). Просто есть разница в произношении названий, вроде Сухуми(грузинское)—Сухум(абхазское), Цхинвали—Цхинвал, и т.д. Вот я и уточнял.
avatar
1
9
это названия в том виде в котором они зафиксированы в картах Костромской и Ярославской областей.
avatar
1
8
Позволю себе заметить что, это срифмованные названия, но не стихи как таковые. Видимо у вас музыкальный слух, так как сие больше похоже на детскую песенку. Я не в укор или посмеяние, сам иногда пишу вирши и могу оценить талант человека, особенно если он нашёл музыку в названиях родных для меня мест.
avatar
1
7
Есть проблема изучения малых народов, да и больших тоже, заключающаяся в освещении изменения обычаев и обрядов под влиянием соседей и в полном объёме раскрытая по временной шкале. Как менялся язык, понятия, что исчезло, что осталось, но поменялось.

Нет и быть не может неизменяющися сообществ, по разным причинам. Неизменность означает, что сообщество исчезло, но остались свидетельства соседей. Очень интересно изучать законы истории, неумолимо действующие на людей. Знание законов позволяет, понять что происходит с сообществом не впадая в политическую конъюнктуру, просчитать последствия тех или иных событий. Смотреть на действительность без предубеждения.
avatar
1
6
Как то едучи в вагоне поезда Галич-Москва сочинил такой мерянский стишок, состоящий исключительно из названий костромских и ярославских рек

СОра гЕкма толгобОл, 
ТЮмба пОймаш кюксенгА. 
ЧАпчуг мЯгра ракобОл, 
ЛУха сЕльма корегА! 

ПАя пЫхань ягорбАл, 
ВАкша шИгуй левеньЕ. 
ВЁкса тЕбза банебАл, 
ПОкша мЕра пеленьЕ! 

ЛОкма вОча сендегА, 
ШУрша Урень чухломА. 
КОчуг тОмга надогА, 
ШАйма кАкша узолА! 

ТЕмта сУртюг шрмокшА, 
Унжа кИльна вехтомА. 
МИча пУчеж тунболшА, 
КИльна тУтка немдохтА! 

САгда сИнца коргломА, 
Яна лАхость кендякИ. 
ЧУчка кУкся восломА, 
СИгарь хОварь кельякИ! 

КУрбы хОхлай лоховА, 
Угож пУра туношкА. 
ТАра бИкань тебевцА, 
ВОнгерь мЯкса куксенкА!
avatar
1
5
с точки зрения обрядности это авторский вымысел
avatar
0
4
Не видел поэтому смогу судить только после просмотра.Мне например очень понравился фильм Небесные жены луговых мари (многое там с нашим фольклером пересекается и былинками ), но вот сами марийцы ругают фильм -не было у нас такого блядства !!!Хоть ,как сказали режисер фильма полный креакл ,но не знаю мне так очень понравился
avatar
1
3
Никогда не знала о древнем обряде погребения: сожжении и развеевании пепла над рекой. насколько всё же это верно исторически? Ну пусть. В фильме меня это зацепило. И музыкальный трек "Шаманская".
avatar
1
2
Смотрел этот фильм, с точки зрения обрядности спорно, но не это главное. Главное что, действительно чётко видно разницу между ментальностью обрусевших финно-угров и собственно русских не забывших кто они. Сам живу на Ярославщине и с детства удивлялся нерусским названиям рек и мест, понятно что потом разобрался, но заметил одну вещь — как правило только тем кто знает историю своего рода это было интересно. Остальным из смешанных семей, было всё равно что написано и как.
avatar
1
1
Вооот, правильно, а то всё славяне, славяне.. Ну оно в принципе если учесть что славяне - это языковая группа разнородных этносов, то как-бы и недалеко от истины, но они-то(кто говорит) подразумевают этническую причастность прежде всего, а это опровергнуто современной генетикой в том числе...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика