Пятница, 28.07.2017, 01:51 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Март » 6 » Деревенский скульптор из Мундыря
16:53
Деревенский скульптор из Мундыря

Две мерянские деревеньки рядом — Балдино и Мундырь. Населения на обе — 60 душ. Вокруг заросшие бурьяном поля, у горизонта — лес. Летом, в зелени, картина отрадная. Зимой — пустыня. И как-то я понимаю Андрея Оськина, деревенского скульптора: среди унылых равнин хочется чего-то выпуклого, нарушающего однообразие пространства.

Он живет в деревне Мундырь, когда-то славящейся дородностью и зажиточностью людей. Мундырь — самая старая деревня в округе, а по убеждению Андрея люди не стали бы селиться на скудных землях.

Мундырь в переводе с мерянского - далёкое, дальнее. Рядом еще несколько старинных мерянских названий: Поназырево - "поназырь" - "толстово", Люптюг, Шохорда, Сандаки - "санд" - "красное", Илики - "иле" - "жилое", Какшино - имя "Ко(а)кша", Якшанга - "якшенка" — "стройный, высокий".

Бабушка Андрея Мария Яковлевна рассказывала, что у людей были амбары, большие дворы. А жили хорошо потому, что много работали. Подкосила война: лишь в один двор из пяти вернулся хозяин. Кстати, как говорила бабушка, название деревни произошло от слова “мундир”, переделанного на крестьянский лад. Петр Великий когда-то проезжал по Сибирскому тракту (он проходил в нескольких верстах от Мундыря) и подарил здешнему жителю, по видимому, изношенную часть своего одеяния.

В Мундыре две трети домов безлюдны. Одну из изб под скульптурную мастерскую занял Андрей. Там у него мольберт, софиты, запас глины. В Мундыре есть ферма, в которой тридцать голов дойного стада. Как говорят, скотину общественную держат только для того, чтобы окончательно хозяйство не загнулось. Как не смешно, ферма — завидное преимуществ Мундыря: в окрестных селения не осталось и такой роскоши.

Две коровы, два теленка семьи Оськиных — самое крепкое хозяйство в деревне. Детей у Петра Дмитриевича и Галины Александровны Оськиных трое. Андрей — старший, ему 28. Младшему брату Ивану 17лет, сестра Елена чуть старше. Аккурат на днях приехала. Из Костромы. Учится она там в техникуме на строителя. Смотрит вокруг себя с какой-то тайной ухмылкой, снисходительно. Видно, надышалась городского воздуха и одурманил он ее. Деревня для нее — недоразумение, считай, темная часть биографии. Да и логика проста: “Зачем возвращаться туда, где лет пятнадцать уже ничего не строят, а только растаскивают на дрова?”

Особенно ей непонятен и даже страшен Андрюха. Но говорит ей брат, что любит землю, природу. А статуи эти для чего ему? Зачем выделяется? А для Андрея скульптура — вторая жизнь. А, может быть, и первая.

Он хотел куда-нибудь поступить после школы, ведь он лепил что-то из пластилина и глины, сколько себя помнит. Но отец уехал в очередное свое плавание и на Леше осталось хозяйство, младшие брат и сестра. Отец — моряк, он часто и надолго пропадает. Однажды брал на Дальний Восток жену, и так получилось, что родился Андрей в городе Находке. Ну, что делать: душа отцова морская, любящая вольные ветры. Андрей другой. Он любит основательность, созерцание.

До армии он успел поучиться в ПТУ на мастера — резчика, но специальность из-за того, что уволились преподаватели, закрыли. Когда вернулся из армии (Андрей служил на границе), совхозу уже никто не был нужен. Пошел работать в зону, которая возле ближайшей от Мундыря станции Поназырево, охранником. Вот ведь судьба: в армии границу охранял, на гражданке пришлось охранять зеков (и там, и там ему довелось стоять на вышке). Работа охранника неплохая, ведь после смены остается время на хозяйство и на творчество. Но через три года вышел конфликт: поступил он на юрфак, а начальство настояло: “Или ты на вышке, или в институте. Выбирай…” Алексей не жалеет об этом, говорит: “Ну, какой из меня юрист?..” У него другая любовь: лепка. Его “библия” и одновременно настольная книга так и называется: “Лепка”. Написал ее великий скульптор Лантери и Алексей считает великой удачей, что книга эта попала к нему. Края страниц у книги засалены, обложка потерлась, а он все читает, читает…

После зоны Андрей трудился у одного предпринимателя на лесоповале, сучкорубом. Там был обман, хозяин всегда недоплачивал, и Андрей ушел на “шабашку”, то есть на случайные заработки. И лишь недавно он нашел место в райцентре, в пожарной охране. Режим работы — сутки через трое — позволяет уделять время и земле, и все той же “шабашке”, и творчеству.

Себя он не считает скульптором. Оправдывается:

- Я сейчас из себя ничего не представляю. Это просто мое увлечение. Художник — особое состояние, когда умеешь свою душу показывать. Я начинал в дереве работать; познакомился с хорошим мастером-резчиком из города Шарья, Масленниковым Николаем. Понаблюдал — и понял, что он под структуру дерева подлаживается. Для меня это — не то, мне свободы выражения хочется. Пробовал рисовать, но мне не хватало объема. Вроде рисуешь лицо, но так и тянет обе руки задействовать, чтобы форму чувствовать. Оттого и пришел к глине, к гипсу. Но пока у меня не то получается. Не то…

Лепит Андрей в основном односельчан. Толика Юркова, Володю Старостина, брата, сестру, маму. Сейчас работает с Витькой Голубевым. Витька — один из Андреевых “подопечных”. Он с братом почти ровесник, оба готовятся в армию пойти и для Андрея эти парни как дети. И Ваньку он с младенчества растил, и Витька ему не чужой. Парень живет с бабушкой и сестричкой Анькой, потому что мама их погибла, а отец пропал. Вместе — Андрей, Ванька и Витька — “калымят”: доски грузят на пилорамах, строят, срубы рубят (это уже в сообществе с отцом). И сенокос у них вместе, и картошка. Пчелами занялись, перенимают бесценный опыт пчеловодства Толи Юркова, опытного пасечника.

Сейчас у “мундырской тройки” появилась цель: заработать денег, купить подержанный трактор и начать серьезно обрабатывать землю. С целью прибыли, а не для удовлетворения потребностей натурального хозяйства. Андрей считает так:

- Нам, конечно, не повезло, что мы молодые. Когда в совхозе все “раздербанивали”, я юношей был, технику не смог взять. Но если у нас получится — будем развивать у себя сельское хозяйство: скотину расплодим, пасеку увеличим, целину распашем. Я вот что думаю: с работы могут нас уволить, а с земли никто не уволит!.

Андрей много экспериментирует с разными культурами. Картошку он сажал на разных почвах и нашел, что на смешанных почвах картошка лучше растет, чем на глиноземе или на песке. В заветных местах (а земли сейчас свободной хоть отбавляй) он получает с ведра картошки пятнадцать, а то и двадцать ведер. Он уверен в том, что именно сейчас, когда деревня северная нарушена основательно, настало время крестьянина, только крестьянина думающего:

- Кушать-то все хотят, а производителей почти не осталось — разбежались по городам или спились. Здесь, когда был совхоз, думали, что пусть все будет так, как есть, не искали новых путей. А деревню можно поднять. Нужно только, чтобы отношение людей изменилось. Чтобы не потребительская точка зрения была во главе угла, а… душа. Земля без нашей души благодать свою дарить не будет. Но нужно частное хозяйство. Свое. И будет тогда сила, чтобы вставать до рассвета и ложиться поздно!

…Конечно Андрей — идеалист. Но он — счастливый идеалист, так как рос уже после советской власти, не знал рабской философии. Жаль только, его крестьянские стремления приходят в противоречие со страстью к скульптуре

- В городе скульптурой лучше заниматься, потому что с натурой проще. Да, я здесь могу лепить коров, лошадей, кошек. Деревенских наших людей лепить могу. А вот тело человеческое… Здесь у нас в деревне менталитет какой: начнешь натурой обнаженной заниматься — сразу разговоры всякие начнутся. Четыреста мышц человека, больше трехсот костей — где все это изучить? Я даже одно время думал поступать в медицинский институт — только для того, чтобы анатомию изучить. Но это так, в порядке бреда… В материальном плане, конечно, в деревне хуже, да и с информацией плохо (ну, где ж мне про скульптурное искусство новости узнать!). Но — душа… Друзья. Природа…Приезжают сюда товарищи, из тех, кто в городе осел. При машинах, при деньгах, говорят: “Вот, у тебя в твоей деревни ни кола, ни двора. Дурень…” Если бы я выпивал, я бы пропустил мимо ушей. А здесь… Вообще-то и кол и двор у нас есть. И проживем мы своим хозяйством при любой власти — не случайно в годины войн людей деревня спасает! А все же обидно. За брата Ваньку обидно, за Витьку Голубева. Они чистые, честные пацаны. И землю любят побольше меня!..

…Вообще-то, если рассудить, Андрей Оськин, “скульптор от сохи”, живет в согласии с собой и миром. Разве только страдает от того, что его увлечение никому в деревне не нужно. Но разве не такова участь всех художников? Но с другой стороны, у каждого художника планида своя. Как впрочем и у каждого крестьянина.

Геннадий Михеев. Костромская область

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1169 | Добавил: merja | Теги: история, Мундырь, финно-угры, Поназырево, марийцы, меря | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 11
avatar
1
11
Я задал вопрос, Горыныч, чтобы понять глубину вашего погружения в материал.
Вы завиляли обильным задом, а материал сказал, что никакой глубины нет - домашнее задание просто откуда-то списано.
И вы мне тут анекдот рассказываете про то, как мужик пришёл в роддом, ему негритёнка выносят: "Это чо такое? - Бери, бери, не придирайся к мелочам, балабол". Ага.
cool
avatar
0
10
Херубинчик, тебе просто нечего сказать по теме предмета, и ты начинаешь цепляться к мелочам. Балабол ты )))
avatar
1
9
А это и есть "существо", Горыныч.
Из серии "слышу звон - не знаю, где он", "единожды солгавший, кто тебе поверит"...
Так изящно подаёте свои "знания",  нечаянно обосрамшись на центральном персонаже, на которого ссылаетесь...
Это, естественно, наводит на сомнение, что вы знаете смысл остальных используемых слов, например, слова "калькулятор".
cool
avatar
0
8
Херубинчик, главное, что ты понял, о каком Дейнеке идет речь. По существу возражения есть?
avatar
2
7
"..с помощью этно-калькулятора Дейнеко.."

О многограмотный Горыныч! Поведайте нам, кто этот волшебник с какляцким фамилием?
Есть Дейнека и Дайнеко - совершенно разные люди, по-своему замечательные...
И есть Диенек Понтикос и ево калькуляторы...
cool
avatar
0
6
2 Шом-Толгай и Херубино

Да, под "генетическим портретом" я подразумеваю именно усредненный генотип русских Костромы, построенный на основании популяционно-территориального аутосомного анализа с помощью этно-калькулятора Дейнеко К-36 (по 36 этно-территориальным маркерам).  По сравнению с русскими "центра", т.е. более западными русскими популяциями, у русских Костромы выше компоненты Volga-Ural и Siberian, являющиеся доминирующими у марийцев, удмуртов и чувашей, и ослабление компонента East Central Euro, характерного для восточных славян и балтов. В этом смысле ближе всего к русским Костромы мордва, эрзя и мокша.
avatar
0
5
Мундырь в переводе с мерянского - далёкое, дальнее. 

мар. мÿндыр 'далекий, далеко'
avatar
1
4
"Ярославщина и Тверщина, все таки, более славянские."

Здарова, Горыныч! 
Если после каждого прославянского нытья добавлять
 "Ну пожалуйста!" - ваши посты будут ещё более убедительны.
cool
avatar
4
3
Генетический портрет? )) Это гаплотипы что-ли?! Или имеете в виду внешность, антропологию?

Ну конечно, чем восточнее, тем больше уральских кровей. Но не факт, что это была классически мерянская внешность. Под Ростовом, в "сердце" Мерянии,  в деревнях встречается такой особенный антропотип, органически соединяющий в себе черты восточно-балтидов, нордидов и лапонидов - одновременно!

Здесь же - другой не менее особенный тип. Чисто для  памяти называю его "сейминским" - по названию Сейминской архео-культуры. Он часто встречается среди марийцев. Но особенно характерен для Нижегородчины.
Верховья Ветлуги - один из тех углов, где находили пристанище от притеснений и меря, и марийцы, и остатки разбойных ватаг, и общины староверов. В итоге, в конце 19 века здесь вызрел наш своего рода "Средний Запад" - динамично развивающийся и осваивающий всё новые и новые земли. И до сих пор, это один из наиболее здоровых в моральном отношении районов. Хотя 20 век и подорвал основы прежнего местного сообщества...
avatar
0
2
Cудя по топонимам, а также генетическому портрету жителей Костромщины, именно   Кострома стала последним мерянским оплотом. Ярославщина и Тверщина, все таки, более славянские.
avatar
2
1
Есть же люди! А мне казалось уже все...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика