Суббота, 27.05.2017, 11:06 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Октябрь » 10 » Краеведение как культурная деколонизация. Девять тезисов Михаила Немцева
16:42
Краеведение как культурная деколонизация. Девять тезисов Михаила Немцева

1. Краеведение — знание своего места жительства.

В познавательном интересе к этому месту нет ничего необычного и ничего обязательного. Минимум краеведческих знаний вменяется школьникам и т.н. «местной интеллигенции», но не более того, так что можно прожить где угодно всю жизнь, не зная об этом «где» ничего за пределами минимума, необходимого для обеспечения повседневного жизнеобеспечения. Краеведение — это возможность, открытая перед теми, кто чувствует интерес или потребность в ориентации относительно того места в пространстве и времени, где они проводят свою жизнь.

2. Краеведение — это универсалистская практика насыщения смыслами и значениями некоего сравнительно ограниченного ландшафта. Краеведение создает собственное пространство-время и дарит радость усложнения и обогащения повседневности, размещая ее в новооткрывающихся пространствах в новом времени.

Краевед стремится о своем месте (топосе) знать все. Привычное многим с посещения разнообразных «краеведческих музеев» в детстве и юности — это по большому счету разрыв выстроенного на целостном повседневном опыте знания. Такой разрыв может быть продуктивен, однако придавать ему какое-то значение, кроме методического, не нужно.

3. Краеведение абсолютно непредвзято в отборе значимых социальных фактов, событий прошлого и природных явлений, из которых строится образ места («края»), взятого в его особости (особенности).

«Особенность» — это ключевая категория краеведческого мышления. Деятельность краеведа во многом выстроена вокруг выявления особенностей, решений относительно ценности (значимости) этих особенностей. Это делает ее упражнением в диалектике.

4. Всеядность краеведения позволяет ему как деятельности происходить на любом подручном материале, постепенно трансформируя любые населенные пункты и территории в «места». «Краевед» как специалист по такому преобразованию посвящает себя «достраиванию» или доразвитию места, в котором живет.

Развитие краеведения сопутствует развитию населенных пунктов. Точнее, стихийно возникающий краеведческий интерес может развиться в мышление, обогащенное современным рационализмом, а «краевед» может быть полноправным участником местной культурной политики. Эта возможность чаще всего теряется, и теряют ее сами жители территорий, завороженные пропастью между их повседневностью и событиями «большой истории» (известными им из третьих рук). Этот разрыв краеведение как раз и сращивает, но для этого нужно, чтобы как минимум кто-то брался за эту долговременную работу. В современной России развитие краеведческого мышления на материале своего собственного места жительства почти никогда не входит в число возможных и респектабельных «миссий» современного гуманитария (см. тезис 7).

5. Краеведение требует постоянного ограничения внимания, локализации, даже заземления, однако это заземление оказывается раскрытием всеобщего в какой-то особенной, «своеобразной» форме его явления.

Но встретиться со «всеобщим» человек и может только в форме особенного, так что «местная» история, «местная» экосистема — это и есть доставшиеся нам формы раскрытия всеобщей истории и глобальной экосистемы. Над этой диалектикой можно смеяться, особенно когда ее практикуют люди, не подозревающие о существовании диалектики, и по отношению к «особенностям» мест, не совсем даже пригодных к проживанию, но тем не менее — они ее все же практикуют. Краеведение может быть школой диалектики.

6. Краеведение сходно с путешествием. У путешественника и краеведа сходны практики и привычки универсального внимания, сбора сведений, привычка к выявлению своеобразия и особенностей посещаемых мест.

Принципиально отличаются они отношением к пространству: краевед интенсифицирует избранный фрагмент пространства, тогда как путешественник, не укореняясь, движется все дальше. Встретить в новопосещенном месте «краеведа» — старинное стремление и удача «путешественника»; но первый не ищет встреч со вторым.

7. В советской культуре «краеведение» по политическим причинам принципиально и последовательно было вытеснено на периферию внимания образованных людей.

Оно было сведено до компонента школьного образования, иллюстрирующего некие общеобязательные сведения о прошлом и настоящем. Это легко увидеть, пойдя через экспозицию старых «краеведческих музеев» с узнаваемыми картами.

8. Самоопределение краеведения — регионализм.

В таком сверхцентрализованном государстве, как современная Россия, культурный регионализм часто, почти неизбежно предстает как культурная деколонизация, пользуется таким языком и может некоторыми восприниматься как сепаратизм. Однако это исторически неизбежное следствие бедности мыслительных схем и языка, применимых в разговоре о своем месте, то есть исторический результат того же самого длительного угнетения и маргинализации краеведения. Целью этого угнетения, а затем маргинализации краеведения состояла в уничтожении и маргинализации культурного регионализма как формы мысли, и сейчас мы видим, что эта цель действительно эффективно достигалась.

9. Однако теперь краеведение может быть местом рождения нового воображения. Иного по отношению к привычным без-местным, детерриториализованным противопоставлениям «западники / центристы / патриоты / либералы / правые / левые/» и т.п. Эти противопоставления задают сейчас координаты пространства, в котором многие ищут возможности перспективы — и это пространство полностью истощено.

Краеведение как деятельность и регионализм как осмысление этой деятельности — это прививки равно и от «казенного патриотизма», и от «казенного национализма» и других идеологий, которые роднит «естественность» включения в обращаемое общее без внимания к локальному «своему».

Автор: Михаил Немцев.
Источник: http://gefter.ru

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1553 | Добавил: merjanyn | Теги: Залесье, краеведение, Идентичность, регионализм, меря, великороссы, патриотизм, чудь | Рейтинг: 4.9/9
Всего комментариев: 9
avatar
0
9
Краеведение — это универсалистская практика насыщения смыслами и значениями некоего сравнительно ограниченного ландшафта. Краеведение создает собственное пространство-время и дарит радость усложнения и обогащения повседневности, размещая ее в новооткрывающихся пространствах в новом времени.

Статья очень одухотворяет! Очень понравилось.
Выражает и доносит глубокий смысл в нашей повседневности и действительности:

стихийно возникающий краеведческий интерес может развиться в мышление, обогащенное современным рационализмом, а «краевед» может быть полноправным участником местной культурной политики.
avatar
-1
8
В общем ясно - прямо мыслить - мешала качка. И здравая мысль ушла в зигзаг.
avatar
2
7
Мелко, Хоботов.
У Ladы написано Kalina, а у UAZа - Patriot... за автомобилями тоже бегаете, тявкаете на них праведным гневом?
А на вашей джинсовой жопе написано Levi's или Wrangler(если, конечно, каку-нить кетайскую хню не носите), и это всё не английский язык, а латиница - язык международного общения.

По поводу "трефилок" ответ будет, или опять пустой звиздёж одного из снегурочкиных дрочунов?

smok
avatar
0
6
Что ж таким сложным языком-то написано?! Мысль как будто понятная, а вот поди ж ты - все мозги сломаешь, пока прочтёшь...

У молодых краеведов на снимке надписи по-английски на майках?.....
avatar
4
5
А почему мадам Чухлина пасётся на мерянской сайте,если ей здесь все противно?Наверное не спроста.
avatar
4
4
С херубино шутки плохи!) да, надоели эти серые одномерные чудаки. хорошая статья, правильные мысли. действуйте люди!
avatar
4
3
(...чуть печенькой не подавился.)

Регионализм - наипестрейшее одеяло нашей страны с богатейшими формами социально-культурной самоидентификации народов.
И только Куклина с упорством енотовидной обезьяны пытается выстирать это одеяло в серый, как она сама, цвет.

Куклина! Тут про тебя как раз - тот самый "казённый патриотизм".
Обойма в полторы псевдопатриотические извилины заряжена двумя мыслями-патронами... расходуй их бережно!

И помни - С такими патрио...друзьями, никаких врагов не надо.
cool
avatar
4
2
Автор упомянул лишь, что " некоторыми может восприниматься", не более. Речь идет о "краеведение как деятельности и культурном регионализме как осмысление этой деятельности". Часть моих предков с Костромской губернии называли себя "чудца" и имели четкую,особую микрорегиональную культурную идентичность. Оставаясь при этом русскими. Тоже рука "кураторов из иностранных НКО"?)
avatar
-1
1
Интересный текст, в стиле "зубы заговаривает" — нудный, вязкий, усложненный псевдонаучный язык. Лукавое искусственное сведение понятий краеведения и так называемого регионализма через самоопределения. Почему из нормального и всегда существовавшего краеведения должен обязательно следовать регионализм он же региональный сепаратизм автор не поясняет, но видимо "что так дОлжно" ему подсказали кураторы из иностранных НКО. Я же только надеюсь что ему и репостившим колом в горле встанут корзинки печенья и бочонки варенья полученные от иностранных граждан.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 849
Статистика
Яндекс.Метрика