Среда, 28.06.2017, 19:03 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Январь » 21 » Доктор исторических наук РФ Евгений Шмидт: Кривичи изначально не были славянами
11:47
Доктор исторических наук РФ Евгений Шмидт: Кривичи изначально не были славянами


Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ Евгений Шмидт: "Кривичи (Беларусы. Прим. Мерянии) изначально не были славянами и только спустя несколько сот лет, войдя в состав древнерусского государства, ассимилировались с соседними славянскими племенами. Но языковые особенности выдавали их неславянские корни, и Нестор-летописец в «Повести временных лет» их ни разу славянами не назвал".

"Исследования генетического фонда сельского населения Подмосковья показали, что значительная часть современных русских имеют вовсе не славянские, а финно-угорские корни."




6 декабря отмечает 90-летний юбилей профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ Евгений Альфредович Шмидт. Все смоляне, проявляющие интерес к истории родного края, наслышаны о том, какой вклад внёс археолог с мировым именем в изучение прошлого Смоленщины. В канун юбилея Евгений Альфредович дал интервью «Смоленской газете».

В науке не бывает царских путей

– Евгений Альфредович, вы один из немногих смоленских учёных с мировым именем. Почему ваш выбор пал на археологию?
– Увлечение археологией зародилось в детстве. Я вырос в городе Бежеца (сейчас это район Брянска). Тогда это была Западная область. Она объединяла Смоленскую, Калужскую, Брянскую и часть Тверской губерний. В нашей школе работали два прекрасных учителя Николай Лелянов и Игнатий Благодатский. В Доме художественного воспитания детей они вели археологические кружки.
Городская окраина. Рабочая среда. Я был, как все. Но Николай Иосифович Лелянов почему-то обратил на меня внимание и пригласил в кружок. Он был археологом-любителем, вёл раскопки, опубликовал несколько научных работ. Тем не менее в 37-м году его расстреляли. Благодаря Лелянову я принял участие в академической экспедиции под руководством главного археолога Белоруссии Константина Поликарповича в Жирятинском районе, у деревни Елисеевичи, где велись раскопки культурного слоя каменного века. Я делал то, что было проблематично для остальных участников экспедиции. Рядом с раскопом высилась огромная ива. На её вершину я регулярно забирался, чтобы делать фотоснимки раскопа.

Летом я в одиночку ходил вдоль Десны с мешочками, куда складывал свои находки. Таким образом мне удалось собрать довольно большие коллекции времён каменного и железного веков из разрушенных рекой древних прибрежных поселений.
Все коллекции, собранные в подростковые годы, молодой археолог передал в Смоленский музей. Часть его находок до сих пор находится в хранилищах музея.

Когда Евгений Шмидт был в 10-м классе, его отца расстреляли за высказывания, дискредитирующие совет¬скую власть. Он пожаловался на то, что жить трудно и нечем кормить детей. Голод был страшный. Ребёнком Евгений Шмидт видел, как трупы умерших от голода людей сгружали на перрон. Детям служащих выдавали по карточкам 200 граммов хлеба. Чтобы не умереть с голоду, родители Евгения Альфредовича снесли в торгсин все семейные драгоценности. Выжить в голодные 30-е удалось на валюту, которую прислала бабушка из Прибалтики.
Учиться на археолога можно было только в Москве или Ленинграде, но не то что на жизнь в столице – даже на проезд денег не было. Поэтому Евгений Альфредович поступил в Смоленский пединститут. Война прервала занятия. Окончить учёбу будущему археологу пришлось в Московском пединституте. Вернувшись в 1945 году в Смоленск, он стал работать в краеведческом институте. Директором его был писатель Василий Шурыгин. Он был смелым и честным человеком и мог позволить себе говорить в лицо руководителям обкома правду. Так, на одном из партийных заседаний, где обсуждалось укрупнение колхозов, он открыто раскритиковал решение ЦК партии. Его не репрессировали, не расстреляли, но тут же отправили на пенсию, лишив всех должностей.
Профессионально заниматься археологией Евгений Альфредович стал с 1949 года, когда в Смоленск прибыла археологическая экспедиция МГУ. С 1962-го он стал преподавателем пединститута, где прошёл путь от ассистента до профессора.

Продолжая раскопки Тенишевой

– Вы считаетесь самым авторитетным специалистом в области истории и археологии Верхнего Поднепровья и Подвинья. Как вам удалось напасть на след древних культур?
– Я не первый исследователь Верхнего Поднепровья. До меня был Александр Лявданский (его тоже расстреляли как врага народа). Он продолжил раскопки в Гнёздове, начатые ещё княгиней Марией Тенишевой, накопил огромный материал, опубликовал несколько исследований. У меня был задел, и я понимал, что перспективно, где остаются тёмные пятна, а где всё более или менее ясно. Так как в послевоенном Смоленске не было археологов, которые занимались бы раскопками, я продолжил дело своих предшественников. Прежде всего меня интересовало, что было на Смоленщине в раннем железном веке, что было до нашей эры. Об экономике, хозяйстве, жизненном укладе племён, живших на Смоленщине в то время, практически ничего не было известно. Предстояло собрать материалы. Я раскопал поселения в Новых Батеках, Демидовке, Близнаках, Самсонцах, других населённых пунктах. В течение 11 лет я был участником славянской экспедиции Академии наук. У меня накопился огромный короб материалов, на основе которых я не только защитил кандидатскую диссертацию, но и написал книгу «Верхнее Поднепровье до образования древнерусского государства. Днепро-двинская культура». В какой-то степени это дало мне имя. Я принимал участие во всех всесоюзных археологических конференциях, выступал с докладами. Меня неоднократно включали в состав советских делегаций на международные конгрессы славянской археологии. Кроме того, я участвовал во всех конференциях, посвящённых изучению скандинавских стран и Финляндии.

Загадки земли Смоленской

– Какую находку или открытие вы считаете самыми значимыми?
– Это не какая-то единичная вещь. Я первым открыл некрополи населения IV-VII вв. н.э. До того момента они вообще не были известны. Не раз мне приходилось принимать участие в спасении культурного наследия Смоленской земли. На территории, где сейчас расположена Дорогобужская ГРЭС, прежде чем начались строительные работы, я раскопал несколько десятков курганов, сохранив их облик, их содержимое для потомков. На это ушло более двух лет. Собранный материал был уникален. Серебряные и бронзовые украшения, а также другие находки позволили реконструировать одежду людей того времени. В деревне Шапырёво мне удалось обнаружить остатки древнего языческого капища. Святилище находилось среди болот: с приходом христианства идолопоклонничество активно искоренялось, но сохраняло своих адептов. Храм под открытым небом, окружённый тыном, представлял собой круглую площадку, в центре которой находилось изображение языческого божества, у подножия которого, на камнях, сжигали жертвенных животных.

Я изучил все археологические памятники в зоне строительства атомной электростанции в Рославльском районе. Это потребовало более четырёх лет.
В Дорогобужском районе вместе со студентами впервые на Смоленщине я обнаружил несколько поселений XV-XIII веков до н.э. Там я нашёл бронзовый кельт – разновидность топора. Уникальная находка!

Несколько раз находил клады. На городище в деревне Демидовке земля скрывала серебряные височные кольца и серебряную пряжку гуннского стиля. Такие носили предводители дружин древних кочевников. На городище в деревне Близняки таился клад VI века.
В Новых Батеках в XIV веке жил мастер-ремесленник. Под своим домом он спрятал всё своё богатство – более 80 пражских серебряных грошей (тогда в обращении своих денег не было), бронзовый крест-энколпион с мощами, светильник, инструменты (зубила, долота, серпы). Все эти находки ценны как свидетельства особых событий, потому что просто так вещи в землю не закапывают.
Но главное не клады и драгоценности. Самое важное – это то, что мне удалось воссоздать картину прошлого Смоленской земли.

Тайна кривичей

– Как изменили ваши археологические изыскания представления об истории Смоленщины?
– Первый вопрос, который интересовал учёных, – когда в Смоленской области началось сельскохозяйственное производство. Первые следы древних земледельцев III-IV тысячелетий до н.э. обнаружились в деревне Туринщина. Это так называемая культура шаровидных амфор. На их глиняных горшках есть отпечатки зерна, а в их могильниках – кости домашних животных. Эти люди были первым полуосёдлым населением Смоленской земли.

Я внёс существенный вклад в изучение культуры кривичей. Специалистов по этому союзу племён много, но у меня есть особая концепция, которая основана на археологических данных. Она не совпадает с общепринятыми воззрениями. В VIII-X вв. в отличие от X-XIII вв. у кривичей совершенно разная и материальная, и духовная культура. Напрашивается предположение, что это разные народы. Я стал искать, кому близки кривичи на разных этапах своего развития. Оказалось, что культура VIII-X вв. идентична культуре восточных балтских племён (латгаллы, земгаллы и древние литовцы). Стало быть, кривичи изначально не были славянами и только спустя несколько сот лет, войдя в состав древнерусского государства, ассимилировались с соседними славянскими племенами. Но языковые особенности выдавали их неславянские корни, и Нестор-летописец в «Повести временных лет» их ни разу славянами не назвал.

Большинство исследователей древнерусской культуры не принимают эту точку зрению, поскольку считают её непатриотичной. И зря. Исследования генетического фонда сельского населения Подмосковья показали, что значительная часть современных русских имеют вовсе не славянские, а финно-угорские корни. И смущаться неславянским происхождением предков современных смолян, стало быть, нет смысла.

О купеческом доме, счастье и спасённых храмах

– Ограничивается ли ваша жизнь только научными занятиями? Ведёте ли вы общественную деятельность?
– Я преподаватель и всю жизнь посвятил высшей школе. За педагогическую деятельность меня наградили медалью имени К.Д. Ушинского. Неловко хвалить себя самого, но в 60-80-е годы я имел самый высокий рейтинг среди студентов исторического факультета. Я великолепно понимал, что большинство студентов мало интересуют предметы, которые я преподавал (история древнего мира, археология). По большому счёту, им всё равно, как жили древние китайцы. И никогда не стремился к тому, чтобы студенты всё дословно запомнили, вызубрили. Я всегда добивался того, чтобы им понравилась история, чтобы у них возник интерес к ней. А потом уже они сами что-нибудь прочитают, выучат.

В советское время было общество охраны памятников истории и культуры. Я был председателем его районного отделения и принимал участие в спасении некоторых памятников архитектуры. Однажды местные власти решили, что в городе слишком много разрушенных церквей, – разобрать их, а щебёнку и кирпич использовать при новом строительстве. Я выступил против. Да, церкви разрушаются. У нас нет денег, чтобы их восстановить. Мы не несём за это ответственности. Но мы будем виноваты, если мы их снесём. Итогом моего протеста стало то, что разобрали только две церкви. Остальные оставили в покое.

Был один памятник, который мне не удалось спасти, несмотря на все старания. Я имею в виду купеческий дом, стоявший возле лестницы, ведущей к Успенскому собору. Его архитектурный облик был уникален, ничего похожего в Смоленске не было. Двухэтажный дом пощадила война. И хотя в нём проживали люди, он был в запущенном состоянии, с удобствами на улице. Американская туристическая группа, посетив собор, решила взглянуть, как живут советские люди. К несчастью, среди иностранных туристов был журналист, который по возвращении домой в ярких красках расписал бескультурье и запущенность, в которой прозябают жители Смоленска. В российском посольстве его статью прочитали и сообщили в Москву. Оттуда поступил сигнал в обком – ликвидировать злосчастный домишко. Первый секретарь обкома дал команду снести дом, а жильцов расселить. Предложение создать в нём сувенирную лавку не возымело должного действия, и уникальный купеческий особняк сровняли с землёй.

– В какой момент жизни вы чувствовали себя самым счастливым?
– Открытие языческого некрополя. Это было незабываемое событие! Я находился в очень приподнятом настроении. Был очень удовлетворён, когда не в каком-то захолустном вузе, а в институте археологии Академии наук среди археологических боссов защитил докторскую диссертацию. То была настоящая защита, с боем, с прениями, я разбил доводы моих оппонентов по всем статьям. Тогда меня поддержал академик Борис Рыбаков, всесоюзный авторитет в области древнерусской истории и археологии.

Из житейских событий меня ничего никогда особенно не радовало, разве что получение коммунальной квартиры после 11 лет ожидания. Тогда отпала необходимость снимать жильё и тратить на это немалые деньги. Вместе с женой и двумя детьми я обрёл семейный уголок. А что касается наград, почётных грамот, званий, то они не играли существенной роли в моей жизни. Не то что я относился к ним совершенно безразлично, но радости они не приносили.

Леонид КАЯНИДИ Опубликовано в "СГ" 4 декабря 2010 г. №142 (717
В заглавии использована иллюстрация "Вечность" беларуского художника Павла Татарникова.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4266 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 19
avatar
1
19
16 сентября 1796 року был издан указ Екатерины о запрете "вольных типографий" и введении тройной цензуры: "Частными людьми заведеные типографии... упразднить... Никакие книги, сочиняемые или переводимые в государстве нашем, не могут быть издаваемые... без осмотра от одной из ценсур, учреждаемых в столицах наших...". http://nru-s.com.ua/moshist.html
Особо императрица поручает Храповицкому создать миф о том, что россияне – это якобы славяне, для чего тот "Отыскал бумаги, во время житья в Эрмитаже писанныя о древности Славян, с изысканием первобытного народа". Екатерине нужна была история России, где она возникла как очередная немецкая колония, «славянизация россов», как продолжение границ Полабской Руси, позволяло ей узаконить право немцев (инородцев вообще) на российский престол. Вот и весь сказ.
avatar
0
18
Напрашивается вопрос, не связаны ли русо-индийцы Русского Севера с появлением на планете Земля так называемых "Детей Индиго"?... biggrin
avatar
0
17
Да уж, пугает) Все хотят быть "всё побеждающими арийцами". Чудо историк Жарникова из ф-у Вологды, само название которой переводится как Белая река, на раз находит на нашем севере санскритские корни: "В Индии течёт река Инд, у нас Индега, Индига, Индога. В Индии - р.Ганг, у нас - Ганга, ганго, Гангрека, Гангозеро. В Индии бог любви Кама. у нас река Кама. В Индии - бог Шива, у нас р.Шива".

По этому поводу пишет шатурский краевед Николай Читсяков: "После работ Жарниковой стало ясно, что бытовавшая долгое время точка зрения о ф-у происхождении названий водоёмов Русского Севера - это всего лишь мечта чухнофилов. Коренным населением этих земель были русо-индийские(SIC!) племена, они то и дали эти названия".

К примеру у Чистякова Мещёра славянский край, от слова "мещане", - местные, здешние. Мещерская река Пра у него упоминается в Махабхарате под именем Правени. Название Шатур-Шатура, от санскритского Чатур (цыганское штар) - четыре. То что Чатур за тысячелетия превратился в Шатур это вполне естественно.

Вот такое русо-индийское историческое кРАеведение. Курам на смех. Россия воистину страна не пуганных краеведов.

avatar
0
16
Константин Леонтьев прекрасно сказал.
avatar
0
15
Нашел на одном из форумов интересный коментарий по теме от некоего Дира:

"Ведущий российский антрополог Алексеева точно так же обозначила северо-восточных кривичей (наряду с вятичами - хрестоматийными "славянскими предками русских" в "колыбели русского народа") как "ославяненное финское население"

Ославянивание предков тех кривичей - достаточно позднее дело, и во времена Руси все это было еще "в процессе"

А насчет того, что та же меря вовсе не была на положении местных "индейцев", которых разогнали или растворили без следа пришлые супер-мены славяне - я уже много написано. Достаточно взять и сравнить артефакты - в частности, изделия из металла - у мери и окрестных славян - чтобы понять - дистанция между теми и другими была заведомо недостаточной для версии "отсталые туземцы - продвинутые колонисты" - и по всем признакам подразумевала совсем другой - "метисный" - вариант этнокультурной эволюции насельников региона что недавно и констатировали российские исследователи."

avatar
0
14
"Браво - дочитал до Подмосковья и чуть не умер."

Не стоит умирать, лучше почитайте другие материалы нашего сайта wink

avatar
1
13
Вы правы Винцеслав, любой человек не лишенный этнического сознания гордится своими предками.
avatar
1
12
Никто не разделяет. Речь идет лишь об обозначении именно финской составляющей в русской истории и культуре.
avatar
0
11
Криву Кривайтис, благодарим Вас за отзыв!
avatar
1
10
Люди добрые,да ві должны гордится своим угро-финским происхождением.Угро-фины не строили великих империй на крови и костях,были простыми,трудолюбивыми людьми.Исключение-разве-что мадьяры,они нам,украинцам-русинам сала за шкуру.Но сейчас-все нормально..
avatar
0
9
Я -русская, так определились мои предки,но во мне наверняка есть мерянская кровь,и какая мне разница сколько и какой во мне крови,если уживались вместе на одних территориях и славянин и мерянин,значит между ними было больше сходства,чем различий,так зачем разделять? Мне интересно читать этот сайт,но часто чувствуется желание финно-угров (а почему не просто -угров) быть над.А стоит ли это делать? Как нас разделить?
avatar
2
8
В нашей истории есть огромный пробел. "Повесть временных лет" говорит, что большая доля княжеств были финно-угорскими. А дальше белое пятно... Нет упоминаний ни о крупных войнах между славянами и финно-уграми в этих землях, то есть их не вырезали, нет информации и о крупной миграции финно-угорских племен на восток. Т.е. все они остались здесь. И судя по всему, современные русские - по большей части русифицированные финно-угры. Только почему-то эта идея вызывает ужас у этнографов и историков....
avatar
2
7
Понятие "белорус" продукт царизма. Его выдумали в Российской империи в 30-х годах 19-го века для обозначения народа называвшего себя ранее литвинами и чьим государством было ВКЛ. Самоназвание "литвин" тогда же было запрещено в следствие очередного литвинско-польского восстания за свою независимость. Сами же литвины никогда в славянах не числились.

Строчка Евгения Шмидта о "не патриотичном" взгляде на историю замечательна. Она четко и ясно даёт понять какой лабудой кормят многие российские историки свою аудиторию.

Асобная падзяка за ваш сайт і працу. Прыемна бачыць матэрыялы прысвечаныя старажытнасцям балтаў. Поспехі!

avatar
2
6
Никогда не понимал какие такие славянские корни российские историки и культурологи исследователи пытаются найти на исконно финно-угорских землях Северо-Востока и Севера ц.России... Прикол.
avatar
1
5
Замечательный материал. Евгений Альфредович абсолютно прав, не надо смущаться происхождением наших предков.
avatar
1
4
Многоуважаемый Русский, не стоит умирать - ещё успеете! А вот на счёт подмосковья должна Вас огорчить, мы очень издревна тут, и в нашем семействе считается, что рус (заранее извиняюсь! на подобии метиса), смесь славянина с ф/у.
avatar
1
3
В самом характере русского народа есть очень сильные и важные черты, которые гораздо больше напоминают турок, татар и др. азиатцев, или даже вовсе никого, чем южных и западных славян. В нас больше лени, больше фатализма, гораздо больше покорности властям, больше распущенности, добродушия, безумной отваги, непостоянства, несравненно больше наклонности к религиозному мистицизму (даже к творчеству религиозному, к разным еретическим выдумкам), чем у сербов, болгар, чехов и хорватов.

У них больше выдержки, терпения, гораздо больше трезвости физической и умственной; скромные семейные добродетели у них несравненно крепче, чем у русских людей; они мало расположены к каким-нибудь нигилистическим крайностям, но зато их индифферентизм в религии поразителен; их машинальное, сухое охранение кой-чего, к чему они привыкли или что им дорого только в политическом от ношении, без всякой бури и боли "искания" очень неприятно поражает русскою, когда он с ними ближе знакомится. Они все расположены более или менее к умеренному либерализму, который, к счастью нашему, в России так не глубок и так легко может быть дотла раздавлен между двумя весьма не либеральными силами: между исступленным нигилистическим порывом и твердой, бестрепетной защитой наших великих исторических начал.

Константин Леонтьев. Почувствовал тему но не довел до конца....просто считал русских странными славянами...
Представим ли мы, загадочные славяно-туранцы, удивленному миру культурное здание, еще небывалое по своей обширности, по роскошной пестроте своей и по сложной гармонии государственных линий, или мы восторжествуем над всеми, только для того, чтобы всех смешать и всех скорей погубить в общей равноправной свободе и в общем неосуществимом идеале всеобщего благоденствия — это покажет время, уже не так далекое от нас...

Леонтьев великолепен... Ницше, Эвола, Генон, Шпенглер - все были после него...
Всё это прочти византизм и славянство с мерянской точи зрения)))

Наши евразийцы туда же - знают правду, но цепляются за мифическое славянство...как за имперский рычаг...

avatar
-1
2
Браво - дочитал до Подмосковья и чуть не умер. Мне интересно посмотреть в глаза тем чудо изыскателям которые искренне считают что Подмосковье и русские каким то боком имеют отношение к финнам. Этого не сейчас, ни ранее не было!
avatar
1
1
Нужно иметь кругозор шире и мыслить свободно, как этот ученый , нашел различия в культуре одного и того же народа в разные эпохи, проанализировал и вывел, что население видоизменялось. А не так: принято считать, что на этом месте жили определенные племена, и давай все находки причислять к материальной культуре этих племен. Даже если ранее эти артефакты не встречались или не совсем похожи на те, которые были распространены на данной территории.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика