Понедельник, 19.11.2018, 00:09 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Июль » 4 » Дорога к Предкам. Святыни Борисоглебской земли.
23:03
Дорога к Предкам. Святыни Борисоглебской земли.

Свагуновский камень-чашечник

В России всё очень центростремительно. Москва притягивает. Москва кольцами сжимает, заставляет кружиться и кружить. Затягивает воронкой. Трудно вырваться из этого притяжения. Бульварное, Садовое, и «Третье кольцо»,  и четвертое - МКАД,  пятое - Малая кольцевая, и шестое Большое Подмосковное кольцо. Ну и «Золотое»… тоже ведь кольцо с Московским центром.  Прямо как такое кольцо Всевластья, эдакий московский Саурон забавляется. И не понятно, какое из колец для нас – проклятие, а какое – благословение.


Это сразу чувствуется, стоит только вырваться из головокружительного вращения всех этих бесконечных кругов, и сразу получается сойти с орбиты "МультиКульти" на родную землю Мерянии…. Вот такое очередное путешествеи к Себе решили предпринять краеведы из "Metsa Kunnta" в один из солнечных выходных дней июня…

С утра Ярославка уже деловита, но еще непривычно свободна… и легко отпускает страждущего припасть к Корням за МКАД.

Переславль-Залесский радует свежестью озёрного ветра, яркостью цветов и чистотой, лёгкостью сверкающих куполов. В Ростове тоже солнечно... И ах - Неро-озеро... Но «Золотое кольцо Всевластья» и тут во всей силе и красе.  Сложная и противоречивая история нашего древнего края только выглядывает из андерграунда, через лица, говор, наличники домов… Ну и ладно, и так просто очень приятно увидеть графичный в утренних лучах кремль, полюбоваться изяществом лемеха, пройтись по соборной площади. И позавтракать. Ага, пора... Алеша Попович, кстати, местный по происхождению, наш, мерянский, ждет :)


Дорога к "Островне"

В Борисоглебском районе, куда мы держим путь, заметно ослабевает тяга « Московских колец»… Борисоглебский район Ярославской области - не очень большой. 14 тысяч человек, площадь его – примерно 50 на 30 км. Это дорога к мере.

Местная топонимика этого уголка Ярославщины - неумолима.  Лехоть, Кеда, Инера, Пухолма, Сотьма, Могза, Шула, Пужбол, Пура, Ильма, Кутьма,  Юхоть, Молокша, Вашка, Пажа, Ворсма, Улейма, Лига, Вёкса, Утьма, Сольба, Кубрь, тут же и Нерль, ну и «царская» Сара, и Сарское болото, и  ухающая чудская Чухолза и протяжная окающая мерянская Локсимерь.. от... вот еще – Лахость – красоты необыкновенной слово.


"Островна"

С множеством всякой мистики можно встретиться в тутошней Мерянии, глухие и глубинные отголоски слышны и по сей день, например, «избанакурног» - непременный атрибут местных народных гуляний. Да и невооруженным глазом меря видна: монеты и ленты с полотенцами у источников и камней, а лица чисты и светлы как летнее небо.


Заболоченный лес

Цель нашей поездки - местность между Борисоглебом и Ростовом называемая "Островна". Это островок леса в 4 км от Свагунова и Сидорково находящийся среди бывшего болота. Болото осушили мелиораторы, нарыли канав. Раньше здесь было очень много гонобобеля, теперь вся экосистема нарушена, болото осушено, местные жители только за клюквой ходят.


Луга за "Островной"

Около Островны издавна лежит большой "Синий камень". Он действительно серо-синего оттенка. Очень рельефный, похожий на медведя (культового мерянского зверя). Информацию о нем мы узнали от ярославского краеведа и художницы Наталии Бутусовой. По ее словам сейчас Синий камень врос в землю на 1/3 своей высоты. Старожилы рассказывали, что были об этом камне поверья в старину, но никто сейчас их уже не помнит.


Синий камень-чашечник

Остались только смутные воспоминания об этом камне как «нечистом месте». Сообщали, что когда-то около «Синего камня» обнаружили умершую женщину, которую «завело»

Любопытно, что это камень чашечник. Камни чашечники, это камни на которых есть мелкие, правильной формы ямочки.  На его поверхности как раз находится такая рукотворная чашечка.





"Синий камень на Островне" не единственный в этом районе. Буквально в нескольких километрах,  соседнем Дунилово лежал "мирской" камень чашечник который был вывезен ростовскими музейщиками к целью его сохранения (Дуниловский камень).

Похожий камень лежит в соседнем Свагуново. Местные жители так же называют его "мирским". Камень этот очень почитался местными жителями в прошлом и почитается по сей день. По поверьям трогать его нельзя. Лежит в центре Сва(о)гунова рядом с колодцем. Неправильной формы. Не имеет плоской грани, как у Дуниловского камня. Перемещен. Вокруг него посажены цветы. Он так же классический чашечник.


Свагуновский камень-чашечник

Вот записи яраславского краеведа и художницы Наталии Бутусовой касательно него за 2000 год. "В середине деревни Свагуново как бы площадь, дома расположены довольно далеко друг от друга. Здесь лежит довольно большой валун - "мирской" камень.



В начале 20 века, по воспоминанием старожилов, здесь были сходки. Единоличники созывали людей, трубили в рожок. Здесь, у камня, собирался местный деревенский суд. Старик 78 лет нам сказал: "нахулиганят они, дети, зажгут костёр в лесу, или сломают мостик, и прячутся, т.к. у камня их судить будут. Этот камень связан в памяти людей и с Земством, дома рядом назывались "земские". В старину у камня были гулянья молодёжи и танцы. Сейчас камень сдвинут с места (местный пьяный на тракторе его сдвинул)."


Рукотворные чашки помечены красными точками.

Всё это записано со слов Юрия Алексеевича Ражева и ещё одного старика 78 лет, имя которого  Наталия Бутусова не записала.


Известный ярославский мерянолог и исследовательница священных камней Светлана Чернецова считает, что вне всякого сомнения, это очень интересный район который в будущем даст еще не мало подобных сакральных объектов. Уже сейчас вырисовывается целый куст деревень в котором существуют такие камни. И все они по своему типу - "чашечники".


Мерянское селище р.ж.в Шула.

Посетив свагуновский "мирской" камень мы отправились на источник Иринарха находящийся В 8 км от Свагуново рядом с селом Красново. Туда люди приезжают за водой даже из соседних районов.



Источник села Красново находится неподалеку от мужского монастыря святых страстотерпцев Бориса и Глеба на Устье. Если ехать из Ростова, то в Борисоглебском сосновом бору есть поворот налево к селу Красново. Мы проехали село насквозь, и обнаружили источник под горой рядом с мостом через реку Шулу.  Источник находится в живописной местности на другом берегу реки вдалеке блестит купол часовни села Шулец, и дорога дальше приводит к деревне Хаурово.


Купальня Святого источника

По рассказам старожилов, в старину он назывался «Святой родник», без привязки к имени каких-либо святых, на горе над источником проводились народные гулянья в день Петра и Павла, в советское время даже «ставились палатки, мороженое продавали».



Это место, по мимо воды с ионами серебра, интересно тем, что на холме находится мерянское селище раннего железного века (1 тысячелетие н.э.).

Напившись живительной влаги и искупавшись в купальне "Святого родника" мы двинулись в обратный путь.







В заключении: по информации Светланы Чернецовой подобные Дуниловскому, Свагуновскому, Синему-камню с Островны, валуны пока ещё не найдены в соседних областях. Есть ряд (исключительно местных!) закономерностей в их расположении и в традициях почитания, которые больше не прослеживаются в других регионах, где есть памятники такого же вида и типа. В стихотворении одного местного старожила посвященного одному из камней четко видно, что этот чашечник назывался именно "синим", что само по себе уже интересно, что почитался "до Христа", что стоит в одном ряду с кикиморами и прочей "нежитью" народной мифологии.

В 2007 году наши камни были осмотрены финскими археологами, в том числе известной финской мерянисткой Арьей Альквист, которые подтвердили, что они полностью тождественны священным каням - чашечникам Финляндии и финно-угорских регионов Балтийского моря в целом.

Так что, вот они - подлинные индикаторы мерянской старины!

Андрей Малышев. "Metsa Kunnta" Москва.

Использованы материалы:

 - СвАгуновский "минарет". блог Ростовская земля. История и культура
 - Синий камень Шалковского луга Алексей Киселев блог Ростовская земля. История и культура
 - Священник Александр Парфенов Ярославские епархиальные ведомости. 2008 г., август. № 204. С. 30-31.
 - Киселёв А.В. Сакральные места в представлениях населения Ростовского района Ярославской области (на материалах полевых исследований) // Третьи Яхонтовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Рязань, 12-15 октября 2004 года. Рязань, 2005.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3988 | Добавил: merja | Теги: камень-чашечник, Язычество, меря, синий камень, православие, краеведение, борисоглебский, священные камни | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2479
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1020
Статистика
Яндекс.Метрика