Среда, 13.12.2017, 16:16 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Ноябрь » 19 » Две ложки. Два мира.
23:18
Две ложки. Два мира.

Две ложки. Одна найдена на чердаке заброшенного дома в Костромской области, другая куплена в музее Хохломы. О музее пару слов после, а пока о ложках. Обе изготовлены в городе Семенов или его окрестностях с интервалом лет 70-80. До революции Семенов снабжал деревянной посудой страну: в предвоенном 1913 году там были изготовлены умопомрачительные 170 миллионов ложек, изрядное количество которых было расписано под Хохлому - красным и черным по золотому фону. Кстати, сейчас почему-то считается, что хохломская роспись - это тип узора, цветочно-ягодный мотив. А исторически Хохлома - это умение создавать эффект "позолоты" по дереву путем обжига в печи изделия, покрытого специальным составом на основе масла и оловянного порошка.

Так вот, о ложечках. Я их не зря рядом положил, а для сравнения.  Обе - предметы массового потребления, но при этом сделаны вручную - одна полностью, а в другой баклуша, конечно, на станке выточена, но расписана мастером. Та, что справа, конечно "побогаче" будет. Но та что, слева, хотя рисунок - примитивнее некуда, намного живее... У человеческого глаза есть свойство - он не переносит идеальных форм и линий, они слишком скучны, на них негде зацепиться. "Душа" вещи прячется для него в шероховатостях заготовки, в асимметрии узора, в патине времени. В левой ложке все это есть, а в правой - только глянец лака.

Теперь о музее. Самое удивительное в нем - это возможность наблюдать упадок способностей человека творить. Хохлома дореволюционная - это простые, немного наивные узоры, никакого блеска и глянца. Предметы утилитарны: ложки, чаши, стульчики, сундучки. Хохлома раннесоветская прекрасна, как Леонид Леонов в молодости. Серпы, молоты и красные звезды прорастают кудрями завитушек по золотому фону, мирно уживаясь с традиционными мотивами. Сталинская Хохлома начинает уходить в китч, рисунки усложняются, наив и традиция исчезают, появляются пионеры и доярки, кубки, вазоны и макеты Кремля. Но вкус все еще присутствует. И так продолжается до середины 60ых. От них начинается Симачевщина, знакомый всем с детства орнамент. Каждый художник где то халтурит, где-то старается, но всегда пытается перекричать другого вычурностью завитушек, а в результате все рисунки сливаются во что-то совершенно одинаковое. Зато предметы, на которые он наносится - на любой, самый бессмысленный вкус: письменные приборы, шахматы, матрешки, часы с кукушкой, самовары, лебеди, глухари, царь-рыбы, царь-ложки и царь-колоколы...  Если все собрать в одной комнате, эффект, впрочем, по своему сильный - как от бутылки брюта натощак. Но для того, что производит хохломской завод сейчас, даже такой эффект недостижим - рисунки снова упрощаются, оставаясь при том такими же безвкусными... Можно, пожалуй, без ущерба для качества переходить на 3Д-принтеры.

И если бы только в Хохломе так...

Вот еще находка - буфет из той же брошенной деревни. Опять все скромно, просто и красиво. Сделал его деревенский столяр, для себя или соседа. Сделал его с душой, не отбывая номер. Смотря на этот буфет почти представляешь человека, его смастерившего.... кажется он где-то рядом. Хотя он умер больше полувека назад. А загляните к себе на кухню, или в мебельный... Эх...

Красота, жившая в человеческих сердцах - куда она подевалась?

Андрей Павличенков. https://kopanga.livejournal.com/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 713 | Добавил: merjanyn | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм экономика деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа коми бронзовый век Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2347
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 913
Статистика
Яндекс.Метрика