Понедельник, 26.06.2017, 01:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Июль » 25 » Эстонские активисты из «FennoUgria» и «Looduse omnibuss» проехали по России в поисках мерянского народа
22:31
Эстонские активисты из «FennoUgria» и «Looduse omnibuss» проехали по России в поисках мерянского народа
http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/ott_sandrak.jpg

С 5 по 12 июля активисты из «FennoUgria» и «Looduse omnibuss» приняли участие в необычной культурологической экспедиции под названием «По следам овсянок». Название имело двойное значение: целью экспедиции было как знакомство с природой северо-западных областей России, так и изучение следов культуры древнего народа меря, упомянутого в фильме Алексея Федорченко «Овсянки». Экспедицию организовали некоммерческие учреждения «Фенно-Угриа» и «Looduse omnibuss» («Автобус природы») из Таллинна. Маршрут разработало Землячество Марий Эл в Москве и Московское общество мерянских краеведов «Metsa Kunnta» (Лесная община). Неоценимую помощь в проведении экспедиции оказал мещёрский национал-краевед, этнограф и историк-архивист Сергей Михайлов, ставший гидом-проводником экспедиции.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/v_muzeje_travkina.jpg

Мерьямаа – загадка истории

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/seto.jpg

История древнего финно-угорского народа меря, не так давно по историческим меркам населявшего огромную территорию современной Московской, Владимирской, Ярославской, Ивановской и Костромской областей, до сих пор остается предметом самых горячих обсуждений. Меря впервые упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом как данник короля готов Германариха под названием мерен (merens). Позже о мере есть записи в «Повести временных лет». Последние упоминания о меря относятся к ярославским летописям 907 года и к труду Адама Бременского (1075 год). Но это еще не говорит о том, что меря перестали существовать во времена древней Руси. Ну не мог целый народ, обладающий развитым земледелием, ремеслами, языком и религией исчезнуть бесследно! Значит, следы культуры меря должны были остаться не только в мерянских названиях рек и городов, в изобилии разбросанных по северо-западу России, но и как минимум – в материалах археологических раскопок.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d181d0b5d182d0be-d0b2-d181d0b8d0b3d0bed0b2d0be-d0bfd0b5d187d0b5d180d181d0bad0bed0b3d0be-d180d0b0d0b9d0bed0bdd0b0.jpg

Поначалу от десятков предложений – где искать Мерьямаа (землю меря) – ареал экспедиции растянулся на немыслимые тысячи километров. После долгих обсуждений решено было следовать маршрутом Печоры – Изборск – Новгород – Тверь – Углич – село Мартыново – Ростов Великий – Переславль-Залесский – Кострома – Плес – Владимир – село Казанское. И, как оказалось, для первого знакомства с летописным народом этого было более чем достаточно!

Первые же остановки экспедиции принесли результаты: из-под слоев позднейших веков перед нами явственно проступила дославянская история севера Восточно-Европейской равнины.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d181d0b5d182d0be.jpg

Как мы узнали, Печоры и Изборск расположены на территориях, населенных финно-угорским народом сето. Ко времени строительства Псково-Печорского монастыря в XV веке псковская чудь (так называли сето) приняла православие, в то же время сохранив многие черты собственной древней традиционной религии, из-за чего их называли «полуверцами». Знаменитое Труворово городище (Трувор – брат Рюрика) в Изборске также расположено на древнем финно-угорском городище.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/izborsk_krepost.jpg
Изборск. Остатки крепости

«Меря намеряла, да чудь начудила…»

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d180d0b5d0bad0b0-d0b2d0bed0bbd185d0bed0b2-d0b2-d0bdd0bed0b2d0b3d0bed180d0bed0b4d0b5.jpg

Следующим пунктом экспедиции был Новгород – первый центр республиканского правления на Руси, впервые упомянутый в летописях под 859 г. И здесь мы нашли первое свидетельство о мере: обладающий наиболее мощным культурным слоем район города – Неревский – (за века совместного существования произошла характерная для славян взаимозамена «м» на «н»), прямо указывает на этноним мери. В названии одной из улиц Софийской стороны – Чудинцевой заключено упоминание еще одного народа финно-угорской группы – чуди. Да и сам знаменитый Софийский собор Новгорода построен, как выяснилось, на месте языческого капища.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bdd0bed0b2d0b3d0bed180d0bed0b4-d0bfd180d0b8d0b2d0b5d181d0bad0b8.jpg

Вообще, финно-угры активно проявляются в археологических материалах новгородских раскопок; шумящие привески достаточно часто встречаются в городских слоях. По мнению многих историков, финно-угорская племенная знать с самого начала входила в состав новгородской элиты. В совокупности с пришедшими позже новгородскими словенами и кривичами, меря и чудь составила разноэтничную новгородскую аристократию, так называемые «300 золотых поясов», правивших из Новгорода окрестными землями и призвавших в свое время Рюрика.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d180d0b5d0bad0b0-d182d0b2d0b5d180d186d0b0.jpg

Следующий пункт экспедиции – город Тверь. Его название в ранних летописях писалось как «Тъхвърь», что указывает на финно-угорские корни и схоже по звучанию с названием озера Тихвера (финское название Тihvera) в бывших Олонецком и Выборгском уездах. Впрочем, финно-угры живут здесь и по сей день – тверские карелы и члены тверской эстонской общины, радушно встретившие участников экспедиции.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d182d0b2d0b5d180d181d0bad0b8d0b5-d18dd181d182d0bed0bdd186d18b.jpg

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bcd183d0b7d0b5d0b9-d0bad0b0d186d0bad0b0d180d0b5d0b9.jpg

Через Кашин и Калязин мы приехали в деревню Мартыново, к кацкарям – потомкам мерян, смешавшимися со славянами. Здесь есть свой этнографический музей, которым заведует удивительный человек, учитель, краевед и «главный кацкарь» Сергей Темняткин. Он и рассказал нам, что кацкари и поныне сохранили в своем обиходе мерянские слова и древние верования о злом духе Чугрее и Белой Корове, приносящей счастье, а на гербе Кацкой волости нарисован желтый солнечный круг – символ солнцепоклонников. Еще в прошлом веке в кацких деревнях по мерянскому обычаю мылись в печи!

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bad0b0d186d0bad0b0d180d0b8.jpg

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0bad0b0d186d0bad0b0d180d181d0bad0b0d18f-d0b8d0b7d0b1d0b0.jpg

Озера, реки и камни – свидетели истории

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/nero_rostov.jpg

Ростов, расположенный на берегу озера Неро, встретил нас тягучим колокольным перезвоном. Тихий городок, центральные улицы которого выглядят нереальными, как декорации к фильму о царских временах. Так и ждешь, что вот сейчас из-за мощных стен Ростовского Кремля выкатит легкая пролетка с лихим кучером, а идущие навстречу ростовчанки обернутся дамами в кисейных платьях!

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/vid_na_nero.jpg

Неподалеку от Ростова расположено Сарское городище – столица меря, основанная в VI в. н.э. Развитые ремесла – кузнечные, ювелирные производства, обилие среди находок керамики и восточных монет говорит о том, что уже до прихода славян-кривичей меря обладали богатой материальной культурой и торговой инфраструктурой. К сожалению, сегодня городище практически уничтожено при разработке карьера. Но его находки составили обширную экспозицию в залах Ростовского Кремля, где для нас провел интересную экскурсию заведующий археологическим отделом Алексей Каретников.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/eksp_rostov_kreml.jpg

Керамика эпохи неолита свидетельствует, что озеро Неро обживалось людьми задолго до начала новой эры. Осколки керамики свойственной финно-уграм ямочно-гребенчатой культуры находят и возле Кремля, и реке Ушице, и даже на острове напротив города, где, как полагают, впоследствии была табуированная зона мерянского святилища. Почти до XIII-го века меря играли важную роль в жизни Ростовского княжества и долго сопротивлялись крещению. Но тесное соседство со славянами-кривичами и укрепление Древней Руси сыграло свою роль – взаимопроникновение культур привело к постепенной, но необратимой ассимиляции меря. Но и славяне приросли культурой меря. Интересно, что божество, которое мы знаем под искаженным славянами именем Велес, скорее всего, было мерянским. К примеру, у мокшан до сих пор существует божество Велезь-шкай, что означает «Покровитель населения» и «Волозьшкай» – «Покровитель земной природы и урожая».

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/sinii_kamen.jpg

Моления у меря совершались в том числе и у так называемых Синих камней – огромных валунов необычного густо серо-синего цвета. Это были своего рода святилища, как и родники, священные рощи и т.д. К одному из них – Синему камню на Клещине (ныне Переславль-Залесский и Плещеево озеро) мы и направили дальше свой путь.

К Синему камню у озера протоптана широкая дорожка – по преданию, он и сегодня лечит женщин от бесплодия. Приложив ладони к его поверхности, можно ощутить необычный внутренний жар. Местные рассказывают, что зимой снег на нем не лежит – тает. Во времена насаждения христианства Синий камень скатили с горы и закопали. Но спустя некоторое время он сам вышел на поверхность. Тогда его решили утопить. Но Синий камень, проломив плот, ушел под воду, а спустя несколько лет снова появился на берегу. Так и ходят к нему с тех пор паломники, оставляя в благодарность на его горячей ладони монеты, хлеб и даже кусочки шоколада.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/lentochki.jpg

Рядом с камнем рощица, где деревца густо обвязаны разноцветными лентами – это паломники воспроизводят мерянский обычай, и поныне существующий у финно-угорских народов, – делать подношение родовому дереву. С просьбой о счастье и здоровье повязали ленточки и мы – и с легкой душой отправились дальше, в Кострому.

Меря и мари – родственные народы?

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/kostroma_torg_plosch.jpg

Для изучения меря лучше города, чем Кострома, не найти. Одна топонимика чего стоит! К тому же, в этих краях сохранился жгонский язык – арго костромских пимокатов, использовавшие непонятные для других старинные мерянские слова. Сходство жгонского диалекта с современным марийским языком многим исследователям дало основание предположить, что меря и мари – родственный, если не один и тот же народ. Сравните, арбез, арбезя – мальчик (жг.) – рвезе – мальчик (мар.); башково, вашково – быстро (жг.) и вашке – быстро (мар.); вата – баба (жг.) и вате – жена (мар.) и т.д. И таких совпадений – великое множество!

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/kalancha_kostroma.jpg

Другой пример — бытовавший в Костромской, Ивановской, Ярославской и Владимирской областях так называемый елманский язык (от мар. йылме — язык), который также содержал марийскую лексику и использовался ещё в начале XX века как профессиональный язык местных рыбаков. Да и сохранившееся в здешних местах коренное население – костромские мари живут здесь с древнейших времен.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/d0b2-d0b3d0bed181d182d0b8-d0ba-d0bf-d0bd-d182d180d0b0d0b2d0bad0b8d0bdd183-d0b2-d0bfd0bbd0b5d181d0b5.jpg

В этой мысли нас укрепляют и увиденные в Плесе – чудном красивом городке на берегу великой мерянской реки Волга (ва – элемент финно-угорского гидронима и означает «вода»), чудом сохранившиеся мерянские украшения. Их раскопал в древней мерянской Алабужской крепости, которой 2,5 тысячелетия, ученый-археолог с мировым именем Павел Николаевич Травкин. Раскопки продолжались девять лет, и для истории России эта находка значит то же, что для Греции – Троя.

В Алабуге практически неприкосновенными остались уникальные следы построек, предметы утвари, оружие и, конечно, ювелирные украшения – знаменитые шумящие привески. Это и утиные лапки, символизирующие по марийской космологии утку – космотворца, двойные конские головы, геометрический орнамент с солярными знаками – абсолютная идентичность с марийскими! Двор мерянского ювелира со всей утварью и даже одеждой полностью воспроизведен в музее П.Н. Травкина.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_muzei1.jpg


http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_muzei2.jpg

- Хотите примерить? – спрашивает Павел Николаевич.

- Конечно! – и наши ученые дамы с радостью облачаются в мерянские драгоценности и накидки.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_merja.jpg

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/travkin_kurgan.jpg

Взошли мы и на плесскую Студеную гору. Название ее – отголосок мерянских верований, по которым души умерших переходят в Иномирье, темное и холодное. Здесь стоят остатки курганных могильников, где меря хоронили усопших по древнему обычаю – с устройством деревянных «домиков». Затем дерево поджигалось со всех четырех концов, пламенем отрезая мир мертвых от мира живых, и быстро забрасывалось землей.

Потаенные меря

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/vladimir_zemlja.jpg

Далее путь наш пролег через Мерянский Сужбол (Суздаль) в славный град Владимир. Во Владимирской области меря соседствовали с другим финно-угорским народом – мещерой. Отголоски некогда проживавших здесь финно-угров сохранились не только в названиях рек, древних курганах, на которых впоследствии были выстроены православные храмы, но и в многочисленных преданиях. Испокон веку эти края считались заповедными, таинственными, населенными лешими, водяными, русалками. Интересно, что основой сказок о Соловье-разбойнике, Бабе-Яге и ее домике на куриной лапе послужили те же финно-угорские усыпальницы – «домики мертвых», которые располагались на столбах.

http://mariuver.files.wordpress.com/2011/07/shurksola.jpg

Дорогу из Владимира в Павлово-Посадский район Подмосковья пересекает река Нерская, которая еще двести лет назад называлась Мерской. А на территории района были расположены селения Меря и Меря Старая (ныне село Казанское и деревня Грибаново соответственно). По документам архивов меря еще в XV-XVIII веках имели свои волости и станы.

Село Казанское и стало завершающим пунктом нашей экспедиции. На тихих улицах этого села нас окружили местные бабушки в чистеньких платочках и дети – активные помощники местного краеведческого музея. Глядя на их лица с характерными высокими скулами и раскосыми глазами, мы отчетливо ощутили – меря никуда не исчезли, они и по сей день – в сказках, песнях, праздниках, языке, генах, наконец, – живут среди нас!

Елена Минилбаева MariUver

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3558 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 39
avatar
0
39
Как говорил пан начальник тюрьмы из фильма "ВаБанк 2" - "Не вижу препятствий" biggrin Вон, крывичи-балты в Беларуси тоже по славянски говорят
avatar
-1
38
А мы вообще про мерю говорим
Воистену! cool
На русском языке.
В основном smile
avatar
0
37
с краеведением согласен) Просто не хочется превращать сайт в свалку, одним не нравятся русские, другим марийцы и мордва. А мы вообще про мерю говорим biggrin
avatar
-1
36
нац.вопрос - суть смысл краеведения и деться от него некуда.
Другое дело - регулярно и громко орать про свои фобии, паразитируя на них. В медицине это называется мазохизм. В виртуальном общении - убожество. На Руси убогим всегда подавали, поэтому и я всегда буду отвечать Wове. biggrin
Он, по-видимому, мне что-то написал - жаль, что я этого не видел...
avatar
0
35
Господа, давайте не будем съезжать с катушек, по национальному вопросу и держать свои фобии при себе. Спасибо за понимание.
avatar
0
34
Смоленская область и другие западные области России были землями Великого Княжества Литовского и были населены балтами. Разве это имеет отношение к Мerjamaa? Это совсем разные народы, разные языки и разные названия. Бывшие литвины и их потомки могут заинтересоваться своей историей и создать такой же сайт. Одно у нас общее: мы все были завоёваны московскими князьями и царями. И всем был навязан вот этот русский язык.
avatar
0
33
Ну почему только славянские и ф.у. гидронимы? Очень много балтских в Новгородской, север Тверской, Смоленской областях.
avatar
0
32
Спор о гидронимах здесь имеет забавную особенность: участники делят названия на ф.-угорские и славянские, старательно забывая, что до прихода князей и попов ближайшими соседями ф-угров были тюркские народы. От них в финно-угорских языках множество тюркских слов. В том числе - гидронимы (Кама ?).
avatar
0
31
В такую жару да воевать? Да они меня неправильно поймут! А вечером ещё духота страшная. Поэтому все на каникулах.
avatar
0
30
Херубино, если ты про Гданьск или Данциг, изначально конечно Гданьск, название происходит от кашубского названия реки Гданя, также и другие города. Вроцлав, а не Бреслау, основатель князь Вратислав из чешкой королевской династии Пржемысловичи. У русских он назывался даже , город, Бреславль, правда надо уточнить
avatar
0
29
"Вы проигнорировали мой вопрос относительно магнитофона"
avatar
0
28
В устной беседе от них слышал. Спрошу у них
avatar
0
27
тогда если следовать вашей логике германцы украли древню кельтскую реку Рейн ( течение, течь) спор ведет в никуда
avatar
0
26
просто уже путаница возникла, я думаю это европейские георграфы уже дали свою интерпретацию для них Москвия была ближе чем Орда. Герберштейна гляньте Но в Авесте вероятнее всегоКама имелась ввиду , возможно от персов к грекам эта идея тоже перешла
avatar
1
25
Кстати татары всегда считали что именно Волга впадает в Итиль (Каму), так как в месте впадния Кама шире Волги. Выходит московиты украли у татар великую татарскую реку cool
avatar
0
24
что-то не слышал от белорусов такого. ссылочку дайте. для интереса
avatar
0
23
Ну опять же кривичи позднее явление. Сами беларусы признают, что половину земель современной Беларуси в древности занимали ф-у. Вероятнее всего название Волга река приобрела по древнему мерянско-марийскому названию реки Волгыдо, возможно, Волыгдо (Можно еще вспомнить Вологду) — «светлая», оно похоже на финское слово valkea, означающему «светлый», «белый»)
avatar
0
22
Вот уж нет, у Упса крыша едет давно. Какой-то малограмотный малый
avatar
1
21
вы оба друг друга стоите по манере общения)
avatar
0
20
Перегрелся родимый, или вдарил а гены не позволяют? вот околесицу и несешь
Админы, извините у Упса новое обострение, Забавный товарищ
avatar
0
19
Правильно и Алтай наша земля. А ваша родина Индостан, индоевропейцы вы наши кочевые)
Или уже и от индоевропейских корней отказываетесь? И санскрит не ваш праязык? А цыгане не ваша родня?
avatar
0
18
Упс ищите сходства где-нибудь на Алтае! С причем здесь Индостан? Опять улыбнуло
avatar
0
17
И славяне и балты появились на наших землях относительно недавно, поэтому при всей правдоподобности ваших версий, финно-угорская версия происхождения названий убедительней.
Ищите сходства где-нибудь в Индостане.
avatar
0
16
Так и есть. Латвийская половина города называется Валка, а эстонская называется Валга.
avatar
0
15
Забавно... Чёта подумалось, что раньше - курица или яйцо?
Данциг и Бреслау или Гданьск и Вроцлав.
(Серега виноват - про немцев и чехов вспомнил)
avatar
-1
14
Между прочим, еще неизвестно где исток Волги, как ни странно, древние географы считали что Волга берет начало с гор. Раньше считали, типа люди плохо географию знали. а ведь не так все просто. Дело в том, что скорее всего не Кама впадает в Волгу, а наоборт Волга впадает в Каму. Кама более полноводная река, и течет с предгорий Урала, так что все сходится. Вроде бы даже Авеста об этом говорит. А вот нынешний исток Волги весьма поздняя точка зрения. Мне тоже кажется скорее всего балтское название, а точнее кривичи постарались.
avatar
-1
13
Ага, а в Чехии и Польше тоже все меря были , следуя логике Упса. Тоже их наверно ф.у. всему научили.
Вот нашел еще одну интересную версию происхождения названия, на мой взгляд весьма правдоподобную

По одной из них оно имеет балтийское происхождение (по аналогии с современным латышским valka) и в переводе означает "ручей, текущей через болото", "небольшая заросшая травой речка" — именно так выглядит Волга в верховьях, где раньше жили древние балты
avatar
0
12
А вот и упс вылез! Улыбнуло снова
avatar
0
11
А казанским татарам теперь надо забыть, что это Итиль, Ра и т.д. Теперь это река "ВА"?
Да, забыть.
Чтобы не подтягивать в спор такого рода вопросительные аргументы, достаточно смоделировать историческую ситуацию. Победили бы татары - Волга сейчас называлась бы Итилью пряма от Осташкова. Постулат "кто сильнее, тот и прав" работает всегда.
Захватив всю речку, русские поставили то название, которое приняли раньше от ассимилированных племен поречья.
А славянское оно от тверских кривичей или ф-у от мерян костромских - выясняйте, пожалуйста, а я послушаю cool
avatar
1
10
Волга, Вологда переводится с почти всех финно-угорских языков как "светлая", "блестящая".

Гидронимы сохраняются лучше всего, поэтому до сих пор на волжско-финской великой равнине много наших названий.
А славяне просто выучили и переняли наши названия.
avatar
0
9
"на берегу великой мерянской реки Волга" Теперь немцам надо так что ли петь?!! "Wolga , Wolga Mutter Wolga! Wolga, Wolga Merya Fluss! А казанским татарам теперь надо забыть, что это Итиль, Ра и т.д. Теперь это река "ВА"? Улыбнуло, честно
Между прочим, есть и такая точка зрения о происхождении названия реки
"название Волга произошло скорее всего от праславянского *Vьlga, ср. во́лглый — волога — влага. За славянскую версию происхождения названия говорит наличие рек Влга в Чехии и Вильга в Польше"
avatar
-1
8
Представляю как бы эстонцы отреагировали на такое сообщение:
"Группа национал-краеведов Unserer VäterLand Estland из земель
Северный Рейн-Вестфалия, и Мекленбург-Померания, посетили Эстонию
"бывшую Эстляндию" с необычной культурологической экспедицией под
названиям Im Zuge der Ahnenerbe"По следам Наследия Предков". Они
посетили старинные немецкие города Ревель ( Таллин), Феллин (Вильянди),
Пернау (Пярну), Дерпт (Тарту), где ознакомились со средневековыми
памятниками истории немецкого народа". Прикольно? Думаю, да! А
вышеизложенная статья? правда не врубился причем здесь эстонцы - чудь и
меря. Приколол уровень знания истории автора, "Неревский конец","300
золотых поясов", которые Рюрика призвали это круто!!! Она хотя бы курс
средневековой русской истории прослушала бы!
avatar
0
7
Ха!
avatar
-2
6
Вован, пошел бы ты, с арабами своими повоевал, отвлекся бы на более важные дела штоле.. (зевающий смайл)
avatar
0
5
Не понятно причем здесь Ингрия и ССовцы...
avatar
0
4
В самой России несколько лет назад был запущен явно провокационный информационно-виртуальный проект «Свободная Ингрия». Более русофобский ресурс трудно найти. Участники проекта ратуют за выход из состава России древней Ингерманландии (Ингрии) - этнокультурного и исторического региона, расположенного по берегам Невы, и входящего ныне в состав Ленинградской области. Постепенно виртуальные защитники независимой Ингрии материализовались на Западной Украине, когда в апреле 2010 г. гордо маршировали с флагом суверенной Ингрии по львовским улицам вместе с украинскими националистами, в руках которых развивалась символика дивизии СС «Галичина - - -
A вот это - наглая клевета, русская клевета. Цель проекта Свободная Ингрия - автономия в составе Ленинградской области. И мы не должны ужасаться; мы должны гордиться нашими братьями-ингерманландцами и их мужеством. И высоким национальным самосознанием. Поддерживаем!
avatar
1
3
Действительно . Люди больше узнают о финноуграх , о чисто мерянских кокошниках , лаптях , сарафанах , свастиках , подвесках да и вообще одежде и лица которые не изменились на протяжении тысячилетий ;)
avatar
0
2
Нужно обязательно развивать этно-туризм в России! Не замыленный и состряпанный из легенд, которые постоянно рассказывают экскурсоводы, взгляд на российскую историю поможет сформировать новое отношение к стране, богатой прекрасами природы,архитектурой, фольклором, изумительными и своеобразными типажами со своей самобытной культурой. Спасибо людям, стараниями которых организован такой тур!
avatar
0
1
Эстонцы молодцы какие)))
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 866
Статистика
Яндекс.Метрика