Суббота, 21.10.2017, 18:52 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 10 » Еще раз о «Мерянском Стоунхендже» под Ярославлем.
08:35
Еще раз о «Мерянском Стоунхендже» под Ярославлем.

В июне 2010 года портал Merjamaa опубликовал статью о мегалитах под Ярославлем. Возможно, некоторые читатели встретили это сообщение с изрядной долей иронии: «Ох, уж эти краеведы! Прото-город, столица мерян, «Стоунхендж» какой-то! Ладно, хоть не приклеили еще зеленых человечеков и реликтовых монстров, резвящихся в Которосли»! Однако следом за Merjamaa выборку материал о мегалитах повторили еще 7 сайтов. Несомненно, такой интерес обязывает. Поэтому наш ярославский товарищ Yaroslavetz, нашедший эти мегалиты, решил вернуться к лесному «капищу», заручившись поддержкой еще одного энтузиаста. И отправился в путь небольшой командой...

http://img-fotki.yandex.ru/get/2814/mtlab.12/0_32aa2_ebe90637_XL.jpg

 Тимерево - Прото-город

«Ростовская земля – Арса арабских географов».
И.В. Дубов,  «Русь и варяги».

Минуем церковь Воскресения Словущего (1787 г.) – останец исчезнувшего села Железный Борок. Далее путь лежит через бывший парк сельца Шалахово. В 1861 г. к здешней усадьбе всерьез присматривался  М.Е. Салтыков-Щедрин. Великому сатирику её по-дружески советовал купить Н.А. Некрасов, владелец соседнего поместья  Карабиха.

Вот и Тимерево. Нужно признать, сейчас вид у «прото-города» не очень-то приглядный. Древний некрополь в ужасающем состоянии. Почти у всех из пятисот курганов напрочь снесены вершины. Усиленно здесь рыли многие, начиная от «черных копателей» XIX века до высоконаучных экспедиций Исторического музея и Ленинградского университета.

Возможно, с этим местом связано одно из самых загадочных сообщений арабских хроник - о «третьем центре» Руси, записанное еще до начал до русского летописания.

Анонимный арабский трактат «Пределы мира» (IX–X в.) гласит: «И Русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая из них, называют её ас-Славия, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с Русами на севере. Они (Русы) велики числом…».

В наши дни под Куйабой академические историки склонны усматривать владения древнего Киева. Вторую страну, ас-Славию, принято помещать в район Великого Новгорода - по созвучию с племенем словен. Но относительно Арсании дискуссия длится уже более века. Сложились целые научные школы, которые помещали Арсанию то в пойму Дуная, то в предгорья Урала.
И лишь в последнее время, с появлением новых находок, профессором И.В. Дубовым выдвинута теория, отождествляющая Арсанию с Тимеревским поселением! По убеждению историка, древо ростовской культуры берет начало именно от «Арсы арабских географов». В подтверждение ученый приводит результаты многолетних раскопок. http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st049.shtml

Площадь Тимеревского городища (10 га) оказались соразмерной территории крупнейшего скандинавского вика в Бирке (15 га). По заключению шведского историка Янссона, насельники Тимерева – «Русы» разговаривали на двух, или даже на трех языках. По оценке, здешнюю полиэтническую общность составляли меряне (75%), славяне (15-20%) и норманны-викинги (5-7%). Последние представляли ядро военно-дружинной организации. http://ulfdalir.ulver.com/literature/articles/community.htm

О мощи, духовном единстве и высокой сплоченности этого разноязыкого сообщества в очередной раз свидетельствуют восточные хроники. Приведем отрывок из датированного 943-944 г. рассказа арабского писателя Ибн-Мискавейха о рейде «Русов» на город Бердаа, (ныне в Азербайджане):

«Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы каждый носил оружие…

…Были они (защитники Бердаа) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами (византийцами). Не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты… Вступили в него (город) Русы и овладели им».

http://adfontes.boom.ru/arab_slav/miskaveih.htm

Под впечатлением страстей, сотрясавших мусульманский мир, немного охладимся у речки Сечки. В двух километрах отсюда – «Стоунхендж», куда лежит наш путь.

«Капище»

 «Меряне боготворили животных, а также камни».
А.А. Титов. «Ростовский уезд». М., 1885

До места легко добраться на пригородной электричке. В 15-ти минутах езды от вокзала «Ярославль-Московский» – дачная платформа «268-й километр». Эта дорога, очевидно, повторяет путь тимеревских Русов к реке Которосли. 

Углубляемся в лесную чащу. Вот, наконец, и «капище». Все 19 камней пока на месте. Растащить их для фундаментов дачных коттеджей алчные «быки» еще не успели.   

 Прикинем вес крупных валунов. При габаритах  1,6 х 1,5 х 1,2 м  и плотности гранита 2600 кг/м3, их масса  должна составлять не менее 5-6 тонн.

Итак, что же это за объект? Можно ли отнести его к памятникам древней культуры? Предположения о мелиоративном отвале или межевом знаке времен уездных землемеров сомнительны. Слишком уж толстый слой первородного мха покрывает валуны. И цвет глыб одинаковый – темно-серый от долгого пребывания под открытым небом (или термического воздействия). Малые камни едва проглядывают из-под глубокого слоя перегноя.

Впрочем, явных петроглифов или «чашек» на поверхности камней не заметно. Всуе обдирать реликтовый мох мы не стали, и что скрывается под ним – пока неясно. Ленточек на деревьях тоже нет. Возможно, потому, что в округе не осталось никаких деревень.

Но факт, расположение камней упорядоченное – по кругу Ø 5,75 м. На местности объект образует возвышение в виде  тупоконечной пирамиды.


В центре – могучая глыба с плоским «столом», которую мы окрестили «алтарным камнем».

Некоторые из камней имеют прямые плоскости и острые грани. Одна из таких плит, собственно, и вызвала у нас ассоциации со «Стоунхенджем». Если это естественные ледниковые сколы, то природа сработала здесь на редкость аккуратно.






В любом случае, трудно отделаться от впечатления, что пращуры, ценой неимоверных усилий притащившие сюда эти камни, зачем-то отбирали их в округе по двум основным «типоразмерам». 9-ти крупным глыбам сопутствуют 10 малых камней.



Мысленно поднимаем крупные монолиты в положение «стоймя». Фантазийная картинка получается довольно занятная.

целом, остаемся при прежней версии - о «капище», воздвигнутом предками. Строители здешнего «Стоунхенджа» могли принадлежать к дьяковской или даже фатьяновской культуре. Нельзя исключить и «авторство» мерян, известных поклонников каменного культа.



Больше сомнений вызывают расположенные на небольшом холме «мерянские ямы». Рядом с «капищем» таковых различается не менее десятка. Финно-угорские зимние жилища? Остатки некрополя меря? Отдаленное селище Тимеревского «вика»?

Самая крупная котловина (с лисьей норой) – на вершине холма. В духе тех же догадок условно величаем её «дворцом мерянского вождя».


Но в экспресс - раскопе до глубины 30-40 см. - только зола и угли. Никаких следов керамики. Более реалистичная версия – это ямы, оставленные углежогами XIX  века.



Не строя никаких иллюзий, заметим, что уникальное Тиуновское святилище (в Вологодской обл., близ Тарногского городка) обладает сходным строением культурного слоя. Как следует из описаний, грунт возле тамошних камней столь же обильно насыщен золой и углями. http://wap.praktika.forum24.ru/?1-13-20-00000014-000-0-0

Не менее примечательны в этом смысле Уральские дольмены. Вездесущие углежоги и там оказались в фокусе яростных, до хрипоты, споров по поводу возраста мегалитов. Разброс мнений ошеломляющий: от артельного балагана, бани(?) до астрономического календаря древних.   http://www.urbibl.ru/Stat/Dolmeni/dolmeni_starshe_piramid.htm

Ну, право, столь феерическая панорама могла бы удостоиться кисти великого Брейгеля: «Битва углежогов с Хозяйкой Медной горы».

Вопрос мог бы прояснить радиоуглеродный анализ угольков. Но это уже стезя, доступная только профессионалам.

Впрочем, долго здесь находиться невозможно из-за докучливых комаров. Направляемся из «мерянских дебрей» (и в прямом, и в образном смысле)  на простор, к реке Которосли.


Автор: Yaroslavetz(Metsa Kunnta. Ярославль)
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4414 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 14
avatar
0
14
herubino, эти камни, если не изменяет память, лежат у подножия Клещина. На территории где ежегодный байк-фест проходит. Судя по всему валуны привезли как раз для спорт-мото. ) Но выглядят они очень естественно там.
avatar
0
13
Воистину, herubino! Ведь у нас исключительно культурный портал! Ну, а без дискуссии ни один серьезный ресурс не обходится.
avatar
0
12
«Меряне боготворили животных, а также камни».
А.А. Титов. «Ростовский уезд»


Это про меня... Любой "дикий" камень вызывает воодушевление, граничащее с благоговейностью.
Вот, например, кучка детей Синькамня(находится в 300м от него), выволоченная к берегу Клещина-озера и явно приговорённая к какой-то промоинсталляции...


to yaroslavetz : А разборки на тему, чей хендж хенджистей, по-моему бессмысленны и не гамарджобисты.
avatar
0
11
Volot, спасибо, что включились в обсуждение. Я собственно, и не делал категоричных выводов, «не строя никаких иллюзий», и вывод про углежогов XIX в. совершенно внятно изложен!!! Насчет рукотворных знаков не понял. По тексту следует: «явных петроглифов или «чашек» на поверхности камней не заметно». На атласе Менде 1850 г. здесь показан лесной массив, и сейчас неподалеку сосны в два обхвата. И еще, «…хендж»? - Ваши фабричные жернова в поселке Норское вы почему-то назвали «Стоунхенджем». В прессе было именно так, и вы тогда не предлагали для своего «открытия» «другого формата и места»…
avatar
0
10
Пишу специально спустя время ))) Я летом нашла ваш ...хендж. К сожалению, вы приняли желаемое за действительное. Найти было нетрудно, т.к. на на "Кладоискателях" указания по месту были более чем прозрачные. Нет в этой куче ничего сакрального. И рукотворных знаков на камнях нет. Обычная мелиораторская свалка. И возраст леса вокруг подтверждает это. Вопрос о якобы подъёмном материале предлагаю решать в другом формате и месте...
avatar
0
9
Давно и с большим интересом наблюдаю за вашей деятельностью. У вас очень интересные материалы которых не встретишь на других сайтах. С нетерпением жду новых! ) С приветом из Иваново.
avatar
0
8
Здесь нет никаких секретов. Но с координатами боюсь ввести в заблуждение, нужно снимать заново. Попробую сориентировать по фото с вышкой: 1,2 км до леса, там перекресток асфальтовой и грунтовой дорог. По грунтовке в сторону города 1,1 км до небольшого холма в березняке, он есть на картах. Рядом, в 15 метрах, «объект».
avatar
0
7
Уважаемый автор, очень интересная статья! Сам живу в Ярославле, сразу же захотелось посетить данное место, не подскажите ли примерные географические координаты самого капища?
avatar
0
6
Да, есть. И в окрестностях тоже. Большой валун лежит в центре деревни Сабельницы.
avatar
0
5
Отличный материал Yaroslavetz! А в этом лесу есть еще крупные валуны?
avatar
0
4
Слово за ярославскими археологами
avatar
0
3
Благодарю. smile
avatar
1
2
Приятно что ярославские присоединились. Yaroslavetz ждем продолжения.
avatar
2
1
Походу камень с следами типичный следовик... Однозначно можно сказать одно - древние не прошли бы мимо такой группы крупных камней. Неплохо бы раскопки там провести
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика