Воскресенье, 30.04.2017, 00:25 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Апрель » 5 » Финно-угорские декоративные элементы в наличниках Мещёры
13:03
Финно-угорские декоративные элементы в наличниках Мещёры

Жабкинский могильник. Шумящая подвеска 10-11 вв. В верхней части - стилизованные конские головы, в нижней - лапки водоплавающей птицы.

К сожалению в нашей отечественной традиции чуть ли не официально принята точка зрения, что русская народная культура является славянской. О каких-либо иных источниках ее формирования во многих случаях не говориться. О доминировании славянских элементов можно говорить касательно южных областей России. 

Слева рис.6. Егорьевск. Тройное овершье с солярным знаком. Справа рис.7. Егорьевск. Солярные знаки вверху и внизу. Вверху парные подвески в виде гусиных лапок.

Когда же речь идет о лесной зоне Центральной России и о Русском Севере, т.е. регионе, где до славян господствовали финно-угры, то славянского здесь не так много. Здесь русские формировались на основе не только славян (вятичей, кривичей и ильменских словен) и аборигенного финского (меря, мещера, мурома, весь и др.), а также в небольшой степени балтского населения. Последнее стало расселяться в Центральной России незадолго до славян, в значительной степени перемешалось с финнами и усвоило множество элементов культуры последних. Археологи уже давно считают Дьяковскую археологическую культуру, в последний период существования последней, смешанной финско-балтской. Поскольку к тому же балты по происхождению близки славянам, то о чисто балтском влиянии на русскую культуру говорить очень сложно.

Финский же след в традиционной культуре русских просматривается сплошь и рядом. Он присутствует и в сказочном фольклоре, и в народном костюме, и, что для нас в данном случае особенно важно, в традиционном русском жилище. Русская изба имеет с одной стороны чисто славянское название ( от «истьба» - помещение которое отапливается), но ничем не напоминает избы западных славян. У вроде бы самых близких русским народов - украинцев и белорусов, - традиционное жилище именуется иначе - хата. Русская же изба по своему происхождению более напоминает дома и у соседей-финнов. От них участвовавшие в формировании русского этноса славяне и заимствовали тип жилища.


Рис.1. Жабкинский могильник. Шумящая подвеска 10-11 вв. в форме стилизованных гусиных лапок.

В рассматриваемом нами регионе - Восточном Подмосковье - в исторический предславянский период известны финно-угорские народы мещера и меря. Здесь как раз находилась полоса, где территории двух этих групп пересекались. Некоторый топонимический и лингвистический материал позволяет предполагать, что на территории современного Шатурского района (Ялмонть, Коробово) обитали группы байтов. Однако, как мы и сказали выше, в позднейший период в области материальной культуры они мало отличались от соседней мещеры и других финнов.

В данном случае нас интересует один элемент традиционной культуры в данной местности, а именно наличники на избах. Сохранившиеся до настоящего времени наличники, выполненные в духе пропильной резьбы, появились сравнительно поздно, после широкого вхождения в обиход русских плотников пил (до этого почти все работы выполнялись при помощи топора). Прежде наличники были простые, в качестве украшения на них как правило было половинки солярного знака, выполненные глухой резьбой. Богато украшенные пропильной (от пропиливать) резьбой в изобилии появились преимущественно в XIX столетии. Тем не менее на столь поздно появившихся наличниках мы сплошь и рядом встречаем сюжеты, которые присутствуют в археологическом материале древней мещеры и др. А ведь между изготовлением последних мещерских подвесок и появлением первых пропильных наличников промежуток времени во много столетий! Причем и мещерские и мерянские элементы в наличниках возникли в тех местах, где когда-то жили представители этих древних народов и бытовала их культура. Вопрос, где же эти сюжеты бытовали все это время? Скорее всего на предметах быта, в вышивке и проч. После появление богато украшенных пропильных наличников, изготавливавшим их мастерам пришлось именно на них ориентироваться для поиска сюжетов для новых изделий.


Слева рис.4. Егорьевск. В нижней части - тройные подвески в форме гусиных лапок. Справа рис.7. Егорьевск. В нижней части - подвески в виде пар гусиных лапок.

В данной работе мы намерены показать вам некоторые из финских (в данном случае мещерских) элементов, которые мы можем доныне встретить в резьбе на наличниках в населенных пунктах Восточного Подмосковья.

Путешествуя по юго-восточному Подмосковью, легко заметить, что среди геометрических узоров и орнаментов наличников явно прослеживаются орнитологические эле¬менты, а именно крылья, хвостовое оперенье и стилизованные лапки водоплавающих птиц. Не может не обращать на себя внимание поразительное сходство данных элементов с деталями украшений финно-угорского племени мещера, датируемых Х-ХII веками и более ранними украшениями их Рязано-Окских могильников IV-VII веков.


Слева рис.8. С. Владыкино. Вверху солярный знак и крылья птиц.Справа рис.9. Егорьевск. Вверхней части - два симметричных солярных знака. Под ними - солярные знаки(бляхи) с парами подвесок "гусиные лапки"

Просто изображения птиц присутствуют во многих культурах, но здесь идет имен-но об изображениях сходных элементов при том, что как изображения как птиц полностью, так и изображения животных (за исключением стилизованных конных голов) являются не типичными для обеих культур.

Культ водоплавающей птицы был присущ многим фино-угорским племенам, и в частности, поволжско-финским: меря, мещера, мордва, мари (см. рис. 1, 2). Подвески в форме гусиных и утиных лапок разной степени стилизации украшалась одежда, они были составной частью сложных декоративных украшений, заключавших в себе особый сакральный смысл. Вероятнее всего они предназначались для защиты от злых духов, и в частности духов земли. Об этом в частности говорит их частое расположение в нижней части женских рубах типа понар. Удивительно, но оконные наличники в Егорьевске и его окрестностях тоже украшены сходными стилизованными гусиными лапками, которые располагаются в их самых нижних частях. Каждый наличник - это символ жилища в целом. Крылья обереги располагаются по бокам и вверху, символизируя покровительство данному жилищу, а лапки, располагаясь снизу, отгораживают его обитателей мира подземелья.

Восток Подмосковья является регионом, где можно встретить один интересный тип наличников. В его завершении мы видим три полукружия в виде своеобразных «закомар». В этом типе наличников немало интересных вариаций, от совсем простых до очень сложных. Здесь напрашивается параллель с тремя закомарами русских храмов. Возможно, что здесь есть определенная связь, причем и такая любовь к позакомарному покрытию и кокошникам на церквах укрепилась в России благодаря тому, что она легла на старые языческие сюжеты. В «закомарах» на наличниках мы видим и солярные знаки, и растительный орнамент. Тип наличников с тремя «закомарами» на востоке Московской области присутствует преимущественно в тех местах, где еще в 60-х гг. XX века работали наемные плотники из района Коробово. Наличники тянутся полосой со стороны Коробово к Москве, осью этой полосы является прежний Касимовский тракт, по которому прежде коробовские плотники шли на заработки. Таких наличников очень много в деревнях Гжели, в Хорлово (Воскресенский район), с. Хотеичи (Орехово-Зуевский район) и др. местах. Но это не единственный вариант наличников, которые вырезали коробовские мастера. Много вариантов, которые совпадают с творениями других мастеров.

Аналогии таким коробовским мы видим в мордовских наличниках. В 1895 году известный этнограф Харузин опубликовал исследование по финскому жилищу и в та-блице, посвященной мордовскому дому, мы также видим наличник с тремя солярными половинками.

Обращает также на себя поразительное сходство трёх верхних закомаров с тройным овершьем ажурных мещерских украшений, датированных Х-ХП веками из клада (или могильника) женских бронзовых украшений в с. Жабки, которое расположено в 23 км к востоку от Егорьевска. Это тройное овершье можно считать как стилизацией двух конских голов, смотрящих в разные стороны (типичный сюжет для всех финно-угров Центральной России этого периода, так и глубоко стилизованным изображением птицы, простёршей свои крылья в стороны (рис. 3).

Интересно, что на протяжении наших многочисленных маршрутов по Егорьевскому, Ореховскому (Орехово-Зуевскому), Коломескому и Луховицкому районам нами не разу не отмечено появление в наличниках зооморфных элементов, которые можно было бы уверенно отнести к таким животным как бобёр, лиса, волк, заяц, лось, кабан, куница. Интересно, что по каким-то причинам мастера, изготовившую дошедшую до нас бронзовую пластику из рязано-окских и мещерских могильников также почему-то полностью игнорировали эти сюжеты.   

«Финский» след в русский традиционной культуре - огромная тема, которая еще ждет кропотливого исследования.

А.П. Марков (г. Егорьевск), С.С. Михайлов (г. Москва) / Альманах "Гуслицкая округа" 6. 2009.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5092 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
0
2
Подобные наличники не редкость в селе Хотеичи Егорьевского района
avatar
0
1
Прекрасный материал. Сергея Михайлова знаю, толковый краевед, историк. В самое ближайшее время при его непосредственном участии выйдет первый выпуск альманаха "Мещёра".
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика