Понедельник, 19.11.2018, 07:54 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Октябрь » 15 » Бабушка-финно-угорский вампир, днем сказки рассказывает, ночью кровь высасывает
12:47
Бабушка-финно-угорский вампир, днем сказки рассказывает, ночью кровь высасывает

Для венгров вопрос "что есть финно-угр" вызывает, пожалуй, некую растерянность - уж слишком далеки мы по языку, а антропологически еще дальше. К тому же, идеи туранизма сильны и получают новую огласку в современном венгерском национальном дискурсе, при этом сторонники данной идеи обвиняют Габсбургов в раздувании теории финно-угорского происхождения венгров. Мол, Габсбурги выдумали эту теорию, дабы сблизить две империи - Австро-Венгерскую и Российскую. В начале 2010 годов был предан земле последний император из династии Габсбургов, Отто фон Габсбург. Примечательно, что его тело захоронили в Австрии в семейном склепе, а сердце отдельно - в одном из монастырей под Будапештом.

Так что же все-таки финно-угр для венгров? Одна из представительниц современной венгерской литературы Szécsi Noémi / Сечи Ноэми написала целый роман, дав ему название "Финно-угорский вампир", правда, финно-уграм, если не изменяет память, посвящена всего лишь пара строчек с упоминанием медвежьих праздников и не особой воинственности финно-угров, хотя с этим именно относительно венгров и наших местных финно-угров  можно поспорить.

Любопытно, что среди мужских черепов ананьинской археологической культуры - предков коми, удмуртов и луговых черемис, много пробитых чеканом - что явно не свидетельство миролюбия.

Можно еще вспомнить Зимнюю войну, Черемисские войны, да и обилие воинских артефактов древности и Средних веков у хантов и манси говорят об обратном. Даже в русском фольклоре черемисы отмечены своей воинственностью - "С одной стороны черемиса, а с другой берегися".

Вернемся к вампирам, на основе книги Сечи Ноэми венгерская группа "Védett férfiak" / "Защищенные мужчины"/ исполняет песню, которая так и называется "Финно-угорский вампир".

Finnugor vámpír

Nagymama egy finnugor vámpír nappal meséket  mond de éjjel vért sziv
Már megvolt neki az összes jó költő elég volt hozzá néhány emberöltő
Egy napon így szólt hozzám: Kisunokám!
Ne egyél többé zöldséget és banánt
Sápadt vagy és nyúzott, akár egy ember
Keress egy vénát, ne hozz szégyent fejemre!
Azt sem tudtam, fiú vagyok, vagy lány
Mikor a megállóban egy térítő tapadt rám
Sohasem tudom meg, mit is akart tölem
Az első mondat után cafatokra téptem
Igéket ragoztunk a kávéházban
A túloldalon egy sápadt férfit láttam
Egy szomorú szemű asszony karolt belé
Úgysem látnak, hiába integetnék
Mielőtt elalszom, mesélj valami szörnyüt
Rohadt állatoktól hemzseg az erdö
Bölcs öreg nyulak és perverz menyétek
Cinikus rókák és gonosz görények
Süketnéma angyal örzi az álmom
A sötétben talán  a szüleim  megtalálom
Reggelelre ébredve nem tudom merre jártam
És kicsoda volt  ez a  részeg lány az ágyban
Épp olyan forró volt a vére
Mintha élne,úgy nézett az égre
Mintha várná, hogy megnyíljon végre
Ahogy az angyal megígérte

Главные герои - бабушка и внук. В целом в песне рассказывается про становление вампира-внука. Только в первой строчке упоминаются финно-угры - "Бабушка-финно-угорский вампир, днем сказки рассказывает, ночью кровь высасывает".

Еще вспоминается - в марийских восставших из мёртвых героях есть идея мессии (в один из дней они вернутся и даруют свободу). Есть у мари такой уважаемый герой Чоткар-патыр, так вот его имя у монгольских народов - Чотгор - неупокоенный мертвец. Думаем это не просто совпадение.

Историк Гумилёв предполагал, что веру в упырей и вурдалаков, пришлые с запада славяне заимствовали у финно-угров. Заметим, что у финских народов хватает мифов о выходящих из могил героях, которые несут смерть врагам, и славянам был повод их опасаться. У удмуртов есть поверье что убитые марийские воины могут приходить и мстить удмуртам, и действительно, у мари очень много разных богатырей было в мифах - выходящих из могил. В этом контексте вспоминаются так же финны, Маннергейм в своей речи по поводу войны с СССР говорил о "восставших из могил героях" которые помогут финскому народу в борьбе.

Да, кстати, а вы задумывались об этимологии слова вампир - татарский - "убыр", марийский - "овы" (марийский звук в близок к русскому б), русский - "упырь", мокшанский - "обур", удмуртский - "убир"...?

По материалам портала Uralistica

"Живые мертвецы Вятской губернии"

В качестве P.S. - рассказ о брутальных нравах марийской части Вятской губернии в конце 19 в. О вере в оживших мертвецов и борьбе с ними церковного причта.

Первое упоминание об Уржуме в русских летописях относится к 1554 году. Уржум в те времена был марийским поселением, его название на луговомарийском звучит как Вӱрзым, Ӱржӱм — город (с 1796) в России, административный центр Уржумского района Кировской области. Слово Уржум в переводе на русский означает "белку видел".

В конце 16 века московиты, прочно обосновавшиеся в марийских краях, поставили новый город, сохранив марийское название и податное марийское население. Городом управляли назначаемые московским государем воеводы.

"Случится,— оживет покойник по при несении его в церковь, — причт должен «убить» ожившего и схоронить; если же оживший успеет из церкви скрыться, то за упуск его изведется весь причт, помрет подряд 12 священников. Об этом мне довелось подслушать в Уржуме следующий рассказ. «Причт убивает оживающих покойников ломом, хранящимся для того в церкви за печкой; конец у лома в крови. Убийство совершается так.

Застав покойника ожившим, причт заставляет его помолиться Богу, а когда оживший, перекрестившись, поклонится, — ударяет его спрятанным ломом в загорбок. Зная такую участь, ожившие покойники стараются из церкви скрыться, прежде чем будет обнаружено исчезновение их из гроба. В свою очередь церковные сторожа, чтобы предупредить побег, по входе в церковь первыми, раскрывают гроб и капают покойнику на лицо воском от зажженной свечи для убеждения не ожил ли он. В том случае, когда побег совершится, причт отпевает пустой гроб и провожает его на кладбище, как бы в нем был покойник

В подтверждение такого верования один сельский учитель передавал мне, что в начале 70-хъ годов текущего столетия, в одном селе Слободского уезда, где священником был его дядя, раз действительно оставленный на ночь в церкви покойник найден был сторожем с свеже-облитым кровью лицом, а гроб разбитым. Обь этом сторож тотчас же доложил священнику, а последний донес полиции, и похороны были приостановлены. Но так как событие это случилось летом, а врач для вскрытия прибыл через месяц, то причина смерти покойника не выяснилась.

Тем не менее, народная молва приписывала действительное убийство в данном случае ожившего покойника старичку-дьячку.

В другом сел — разсказывал тот же учитель — ожившая в гробу женщина таилась в нем до момента забивки крышки у гроба перед спуском в могилу. Выскочив из гроба неожиданно для погребавших, женщина пустилась бежать и пропадала целую неделю. По разыскании ее, она объяснила, что скрывалась из боязни убийства."

Источник: Магницкий В. Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии. Вятка, 1883 (С. 34-35)

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2454 | Добавил: merjanyn | Теги: финно-угры, вурдалаки, венгры, вампиры, Язычество, православие, меря, марийцы, удмурты, Вятская губерния | Рейтинг: 5.0/3
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2479
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1020
Статистика
Яндекс.Метрика