Пятница, 19.10.2018, 09:38 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Декабрь » 2 » Финская Россия сокрыта у всех на виду
14:16
Финская Россия сокрыта у всех на виду

О том, что огромную золоченую раму предназначенной для Большого Кремлевского дворца картины И.Е. Репина "Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", украшенную гербами 25 губерний и областей России и символизирующую единство народа и государства, венчает изображение государственного герба Российской империи в окружении двух мерянских подвесок-лошадок XI в. (даже целых лошадей, я бы сказал - они там куда крупнее двуглавого орла)  знают, наверное, уже многие. Во всяком случае - после выставки 2014 г. в Третьяковке.

Я же хочу обратить внимание на другую - самую, пожалуй, хрестоматийную, самую "русскую" картину того же третьяковского собрания.

Она навсегда мне запомнилась, ибо висела в весьма маленьком, как сейчас понимаю, зале ожидания построенного на нашей станции еще задолго до революции деревянного вокзальчика. К нему приходила электричка, курсирующая меж губернской и уездной столицами. У этой ретро-электрички, кстати, двери открывались вручную, их нетрудно было раздвинуть на ходу, можно было даже - в теплое время - держась за поручень, высунуться навстречу ветру или сесть на ступеньки, свесив из вагона ноги, а то и сойти с поезда в тех местах, где он замедлял ход.

Ожидая электрички морозными зимними вечерами под аутентичный треск поленьев в вокзальной печке (sic!), который неизбежно порождал ощущение уюта - вопреки обнимавшим все это узкое пространство вселенским тьме и морозу, я - тогда еще маленький мальчик - рассматривал его единственное украшение, картину на обшитой выкрашенными в какой-то тусклый казенный цвет досками стене. Патриотичные "Три богатыря" (а если уж быть педантом, то "Богатыри" Виктора Васнецова) дополнили станционный интерьер в суровые времена борьбы с космополитизмом и прочим низкопоклонством перед Западом, повиснув над выходом на перрон, сквозь растворявшиеся изредка двери которого в клубах морозного пара можно было видеть проносящиеся мимо и предостерегающе грохочущие составы с воркутинским углем и печорским лесом.

"Будь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой" - написал однажды Александр Генис, и эту фразу невозможно забыть, ведь и вправду - "кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и могут обойтись без всадников. Богатырские кони действительно сказочно красивы, причем той естественной красой, которой может похвастаться не всякая манекенщица. Не нуждаясь в сверкающих доспехах, они, как обнаженная прелестница в бархотке на картине Мане “Олимпия”, обходятся легкой и элегантной сбруей: кожаной на одной шее, золотой – на другой, с серебром – на третьей".

Так вот, я, собственно, продолжая классика - как раз об уборе сих главных героев картины, истинно народного палладиума Руси.

Если вглядеться в центрального коня, вороного красавца, коего художник решил дополнить необязательным на взгляд Гениса Ильей Муромцем, то под его челкою заметна любопытная деталь, сверкающая не оставляя сомнений: собственно, классическая треугольная мерянская подвеска, прекрасно известная и часто встречающаяся в древностях мери X-XI вв.

Не знаю, что для Виктора Михайловича Васнецова  (кстати, как я как-то раз уже отмечал, уроженца марийского села Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии) послужило непосредственным источником -  экспонаты Императорского исторического музея или листы из "Атласа к исследованию о мерянах и их быте" с материалами раскопок графа Уварова, изданного в 1872 г., но, как видим, артефакты среднерусских финнов явно вдохновляли и этого творца главных визуальных образов России, бывшего родом из вятских марийцев.

Автор: Аким Трефилов
Источник: http://merjamir-ru.livejournal.com/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3339 | Добавил: merja | Теги: русское, Васнецов, финно-угры, мерянское, серебряный век, меря, история, репин, россия | Рейтинг: 4.3/7
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2466
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1009
Статистика
Яндекс.Метрика