Среда, 22.02.2017, 18:18 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Декабрь » 2 » Финская Россия сокрыта у всех на виду
14:16
Финская Россия сокрыта у всех на виду

О том, что огромную золоченую раму предназначенной для Большого Кремлевского дворца картины И.Е. Репина "Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", украшенную гербами 25 губерний и областей России и символизирующую единство народа и государства, венчает изображение государственного герба Российской империи в окружении двух мерянских подвесок-лошадок XI в. (даже целых лошадей, я бы сказал - они там куда крупнее двуглавого орла)  знают, наверное, уже многие. Во всяком случае - после выставки 2014 г. в Третьяковке.

Я же хочу обратить внимание на другую - самую, пожалуй, хрестоматийную, самую "русскую" картину того же третьяковского собрания.

Она навсегда мне запомнилась, ибо висела в весьма маленьком, как сейчас понимаю, зале ожидания построенного на нашей станции еще задолго до революции деревянного вокзальчика. К нему приходила электричка, курсирующая меж губернской и уездной столицами. У этой ретро-электрички, кстати, двери открывались вручную, их нетрудно было раздвинуть на ходу, можно было даже - в теплое время - держась за поручень, высунуться навстречу ветру или сесть на ступеньки, свесив из вагона ноги, а то и сойти с поезда в тех местах, где он замедлял ход.

Ожидая электрички морозными зимними вечерами под аутентичный треск поленьев в вокзальной печке (sic!), который неизбежно порождал ощущение уюта - вопреки обнимавшим все это узкое пространство вселенским тьме и морозу, я - тогда еще маленький мальчик - рассматривал его единственное украшение, картину на обшитой выкрашенными в какой-то тусклый казенный цвет досками стене. Патриотичные "Три богатыря" (а если уж быть педантом, то "Богатыри" Виктора Васнецова) дополнили станционный интерьер в суровые времена борьбы с космополитизмом и прочим низкопоклонством перед Западом, повиснув над выходом на перрон, сквозь растворявшиеся изредка двери которого в клубах морозного пара можно было видеть проносящиеся мимо и предостерегающе грохочущие составы с воркутинским углем и печорским лесом.

"Будь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой" - написал однажды Александр Генис, и эту фразу невозможно забыть, ведь и вправду - "кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и могут обойтись без всадников. Богатырские кони действительно сказочно красивы, причем той естественной красой, которой может похвастаться не всякая манекенщица. Не нуждаясь в сверкающих доспехах, они, как обнаженная прелестница в бархотке на картине Мане “Олимпия”, обходятся легкой и элегантной сбруей: кожаной на одной шее, золотой – на другой, с серебром – на третьей".

Так вот, я, собственно, продолжая классика - как раз об уборе сих главных героев картины, истинно народного палладиума Руси.

Если вглядеться в центрального коня, вороного красавца, коего художник решил дополнить необязательным на взгляд Гениса Ильей Муромцем, то под его челкою заметна любопытная деталь, сверкающая не оставляя сомнений: собственно, классическая треугольная мерянская подвеска, прекрасно известная и часто встречающаяся в древностях мери X-XI вв.

Не знаю, что для Виктора Михайловича Васнецова  (кстати, как я как-то раз уже отмечал, уроженца марийского села Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии) послужило непосредственным источником -  экспонаты Императорского исторического музея или листы из "Атласа к исследованию о мерянах и их быте" с материалами раскопок графа Уварова, изданного в 1872 г., но, как видим, артефакты среднерусских финнов явно вдохновляли и этого творца главных визуальных образов России, бывшего родом из вятских марийцев.

Автор: Аким Трефилов
Источник: http://merjamir-ru.livejournal.com/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2752 | Добавил: merja | Теги: русское, Васнецов, финно-угры, мерянское, серебряный век, меря, история, репин, россия | Рейтинг: 4.3/7
Всего комментариев: 34
avatar
1
34
мне по наследству от предков достались 2 таких серебрянных подвесок одну потеряли в мое детство а другая с конями где-то и поныне лежит у меня в доме надо поискать я в детстве думал что это игрушки и не берег их
avatar
0
33
Что мешало богатому мерянскому кугызу купить дорогое оружие. Да и стоянка варяжских гостейна Сарском располагается отдельно, за стенами, на другой стороне реки.
avatar
0
32
Сарские мечи, это скорее наследие варягов.
avatar
0
31
"Русичей", как таковых нет. Есть "руские/русины", народ, сложившийся на территории Руси из племен славянских (вятичи, кривичи, словене, поляне, древляне, дреговичи, волыняне, хорваты белые, тиверцы, уличи), балтских (литва, голядь, земгола) и финских (меря, весь, чудь, карела, мурома).
avatar
0
30
Они не любят своих братьев за темный оттенок кожи)
avatar
0
29
лебедь - любимец многих культур )
avatar
0
28
так кто такие русичи?
avatar
0
27
Здесь одна дама,ckuklina называет русов ариями.Так вот арии-это цигане,осетины,таджики и пора бы это знать.
avatar
0
26
у Кузнецова и Смирнова, двух марийских историков, отцы тоже были священниками, и ни один из них никогда не признался что он мари, также как и Васнецов)
avatar
0
25
Ну это как сказать, как сказать... ) Конечно, Васнецов не НАЗЫВАЛ себя мари, но на глубинном уровне такие ассоциации все равно были - шумящие подвески ой не случайно мерянские... Культура, она же разлита в воздухе.) Ее флюиды пронизывают все. Так же вот и Чайковский - удмуртом никогда себя не называл, однако написал бессмертное "Лебединое озеро", а лебедь, как известно, один из главных символов удмуртской культуры.
avatar
0
24
Все думаю, сколько бы там еще нашли, если бы Сарское не срыли в 30ых годах ради щебня для дороги... ((
avatar
1
23
Марийцем он конечно же не был, и никогда с марийцами себя не ассоциировал, ни он ни его братья. Это все равно, что назвать Чайковского удмуртом.
avatar
0
22
/
avatar
0
21
Помнится мне переданная "по наследству" толстенная книга "Былины и сказания" , зачитанная до дыр, и аккуратно залатанная дорогим переплетом.
avatar
2
20
рукоять меча у Никитича, кстати с таким же ячеистым орнаментом, что и меч с Сарского городища, хоть и найденный позже))

avatar
2
19
Воины ф-у и балтских племен северной части нынешней России выглядели примерно одинаково. Как усредненный воин региона Балтики. Воины древних марийцев, мордвы, удмуртов находились под сильным влиянием военного дела тюркских кочевников. Это заметно например по древнемордовским могильникам в которых много хазарского и булгарского оружия
avatar
1
18
В то время была такая мода, среди художников, на создание русского образа. А создавали из того что было под рукой, под рукой часто оказывались финно-угорские древности, что не удивительно. Например Билибин ехал за вдохновением в Олонецкую губернию. Мода на национальную культуру пришла к нам с запада. В то время во многих странах Европы занимались воссозданием национальных эпосов, сказок, национальных костюмов. Вот и у нас появилась потребность в чём то "исконно русском", показушном, для элиты.
Сомневаюсь, что древне-русский воин мог выглядеть именно так. А если и так, то где гарантия, что это не прямое заимствование из Азии? Сегодня те привычные для нас русские образы это набор заимствований. Даже такие знакомые образы русского солдата 20-го века как ушанка, ватник, шинель, всё заимствовано у соседей.
avatar
2
17
Наверняка таких тонко чувствующих и глубоко видящих людей много, и очень хорошо, что их становится всё больше, но вот меня больше всего радует то, что люди хотят быть представителями своей - особой - культуры, не довольствуясь тем, что их причислили к некоей "общегосударственной".
avatar
1
16
Автор уроженец деревеньки в окрестностях Ростова Великого, интеллигент и историк. Приятно, что таких тонко чувствующих и глубоко видящих людей в нашей среде все больше.
avatar
2
15
Великолепная статья.
avatar
2
14
"На данный момент у них сохранилось больше элементов ведического дохристианского прошлого русичей, чем у самих русичей."

Если отбросить новомодный ведизм и оставить веру в Ош Поро Кугу Юмо, Ёна, Киримета и Золотую Бабу, то так оно и выйдет - коми и мари сохранили древние верования которые забыли их обрусевшие сородичи)
avatar
-5
13
Хвост собакой крутит. 
Финно-угорские племена, прикочевав с Тибета, поселились, и достаточно сильно ассимилировались СРЕДИ русов-ариев. Хотя, и сейчас, признаки монголоидности достаточно выражены, и среди них много рыжих - признак гибридизации.
На данный момент у них сохранилось больше элементов ведического дохристианского прошлого русичей, чем у самих русичей.
avatar
1
12
А Юрий Лужков по маме немного мариец. Мама у него из марийского села Калегино (Башкортостан)
avatar
2
11
а Чепаев чуваш
avatar
1
10
А ты узнай еще кое-что. Минин-эрзя.Степан Разин тоже Эрзя.
avatar
2
9
Вот недавно узнал, что Михаил и Олег Ефремовы из чувашей)
avatar
1
8
Очень хорошо, что есть такие энтузиасты-докапыватели-до-истины.
avatar
2
7
Вот именно!!! Justiinsa! (разг. фин.).
avatar
2
6
Вот так вот, начинаешь глубже изучать биографии знаменитых творцов "русского стиля" и диву даешься)
avatar
1
5
на своем хребте)
avatar
2
4
!!!  smile
avatar
3
3
В се нации и народы в Мире формируются веками проходя путь смешанных браков, взаимопроникновение культур ,обычаев и веры. Одни нации прошли этот путь тысячелетия назад,другие сотни лет,а некоторые формируются и сегодня.

Родной язык вот что определяет принадлежность к нации.Славяне начали проникать в Восточную Европу в 9-11 веках н.э.,где жили финно-угорские и балтские племена,симбиоз этих народов стал основой русских, беларусов. Те же казанские татары потомки финских народов Поволжья,а тюркский язык им принесли Булгары и другие кочевые племена.

Все это наша История)
avatar
2
2
вот эти-то мерянские и муромские лошадки и тащат на себе Россию...
avatar
2
1
Васнецов родился в русском селе, большая часть населения которого составляли марийцы. Лопьял в переводе "деревня в низине". Себя художник считал "скифом"... Это абсолютно понятно, на примере современных продвинутых русских интеллигентов считающих себя "славянами", "арийцами", "русичами")))
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм галич деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2246
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 813
Статистика