Суббота, 26.05.2018, 18:33 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Январь » 12 » Галич-Мерьская античность. Атмосфера для души.
12:00
Галич-Мерьская античность. Атмосфера для души.

Посмотрите вот на эту прекрасную картину. Собор Воскресенского монастыря в Солигаличе. Собственно, это лишь вторая половина XVII в. Но какова атмосфера, какое все вокруг настоящее! Архитектура, история, природа и жизнь. Не приведи Господи, начнут "восстанавливать"...

Нехитрые мои ассоциации - обожаемый мною Пиранези и вот этот текст - стихи. "Руины", одна из нежно любимых мною элегий древних англов, завоевавших оставленную Римом кельтскую Британию.

Свирепые и грубые германские дружинники рефлексировали в стихах над прекрасными развалинами римских терм в Бате (развалины их, как знаете, сохранились в Bath, Somerset, UK)

Каменная диковина –
великанов работа.
Рок разрушил.
Ограда кирпичная.
Пали стропила;
башни осыпаются;
украдены врат забрала;
мороз на известке;

щели в дощатых –
в щепки изгрызены
крыши временем;
скрыты в могилах,
земью взяты
зодчие искусные –
на века они канули
пока не минет
сто поколений смертных;
стены красно-кирпичные

видели, серо-мшаные,
держав крушенья;
под вихрями выстояли;
рухнули высокосводчатые…
………
дух созидательный
людей подвигнул;
камни окованы
кольцами железными,

стянуты сутугой
столпы и стены.
Был изобильный город,
бани многие;
крыши крутоверхие;
крики воинские,
пенье в переполненных
пиршественных палатах; –
судьбы всесильные
все переменили:

смерти несметные,
мор явился,
гибель настигла
могучих всюду;
стогны опустели,
стены распались,
город сгибнул;
в могилу – дружина,
в землю – зодчие;
разор и разруха,

и падает черепица
кирпично-красная
с кровель сводчатых;
и вот – развалины,
кучи камня,
где сверкали прежде
золотом властные,
латами ратники
знатные, хмельные
казной любовались,

камениями и серебром,
имением драгоценным,
мужи дружинные,
жемчугом самоцветным,
гордые, этим городом
в богатой державе.
...


Галич-Мерьское княжество и его соседи в середине XIV века

Кстати говоря, о Галицко-Мерьском княжестве, куда входил и Солигалич (а тогда - Соль Галицкая), мы не знаем почти ничего, кроме нескольких имен князей:

1247 — 1255: Константин Ярославич
1255 — 1280: Давыд Константинович
1280 — 1310: Василий Константинович
1310 — до 1335: Фёдор Давыдович
1335 — до 1360: Иван Фёдорович
1360 — 1363: Дмитрий Иванович (Борисович)
1363 — 1389: В составе Московского великого княжества.
1389 — 1433: Юрий Дмитриевич
1433 — 1450: Дмитрий Юрьевич Шемяка

Один из них - Федор, умер в 1335 г. в Орде, когда там кипела дипломатическая война сторонников Ивана Калиты и Александра Тверского. С его именем связывается и основание Воскресенского монастыря. Каким-то образом, судя по одной единственной записи на рукописном Галицком Евангелии 1357 г. , княжество подпадает под московскую власть. В 1360 Дмитрий Борисович, племянник Федора, пытается восстановить независимость Галича, но спустя три года объединенное войско всех московских князей - 13-летнего Дмитрия Донского, его родного брата 9-летнего Ивана Малого и брата двоюродного - 10-летнего Владимира Андреевича Серпуховского - выгнало Дмитрия из города, а его княгиню взяло в заложники.

Дальнейшая история Галича связана с борьбой князей - потомков Дмитрия Донского: его внука Василия Васильевича с его сыном Юрием, а затем с внуком же Дмитрием Юрьевичем Шемякой. Но это совсем другая история.

К востоку от Галич-Мерьского княжества за Унжей начинались земли, заселенные родственными мерянам - черемисами-марийцами. Собственно, и для самих галичан русский язык, судя по названиям рек и станов, еще долго оставался не родным, в отличие от мерянских и чудских диалектов. Даже в конце 20 века у галичан были слышны отголоски мерьской речи.

К примеру: в словаре говоров костромского Заволжья. Н.С. Ганцовской значится слово пáпа - ж., в значении - бабушка, которое раньше часто использовали в окрестностях Галича.

"Раньше мы баушку папой звали, а отца тятей". Галич, д. Чёлсма. "А папа наша жила в Семёнове". Галич, д. Кабаново. "А папа молилася: Железная птица летит!". Галич, д. Чёлсма.

Папа́, папа́й - бабушка, на диалекте северо-западных марийцев. Мӱндыр папа - бабушка со стороны матери. И на горномарийском языке бабушка - "папа́" (нейтральная бабушка) или "папи", когда, скажем, ребенок обращается к своей бабушке..

Вот она живая мерянская лексика...

Более подробно об истории Галич-Мерьской земли можно прочесть в нашем материале: История Галича Мерьского и Галичской земли.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 993 | Добавил: merjanyn | Теги: чудь, Галич Мерьский, Древняя Русь, Галичское княжество, великороссы, Соль Галицкая, меря, история, Солигалич | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Галичское озеро Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура новгородцы Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Северо-Восточная Русь мордва Белоозеро Залесская земля великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2413
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 962
Статистика
Яндекс.Метрика