Вторник, 30.05.2017, 13:56 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Март » 13 » Global Joshkar-Ola: Как оседлать волну глобализации. Мерянские советы
15:23
Global Joshkar-Ola: Как оседлать волну глобализации. Мерянские советы

Молодые йошкар-олинцы - глобалисты

 

"Выключите поп-музыку, у нас гость из Москвы!", - бросает мой провожатый, пока мы движемся от входа к столику в первом кафе национальной марийской кухни "Сандал" в столице Республики Марий Эл. Сопли и вопли российской эстрады мгновенно сменяются чем-то явно аутентичным на марийском языке. Я доволен: вот оно - достижение глобализации! Марийский контент туристу в Йошкар-Оле интересней безликого общероссийского. В глобальном мире в цене самобытность, а не сходство.

 

Казалось бы, я был тут совсем недавно - по глобальным-то меркам. Еще полтора года назад Йошкар-Ола оставляла впечатление русско-марийского города. Сегодня все изменилось.

Что случилось

Волна потребительской глобальной культуры дошла и сюда. В центре города расплодились как грибы после дождя кофейни с выпечкой, wi-fi и уютными диванчиками. На лицо прямое подражание Москве. Москва в свою очередь напоминает Нью-Йорк…

Мои друзья за чашкой кофе удивленно рассказывают, как половина города стала работать в Москве. По их словам масса людей даже из деревень теперь  берут в ипотеку квартиры в столичном регионе. Досуг у вчерашних крестьян стремительно меняется: они покупают лыжи и занимаются спортом, а вот скот режут. Селяне едут вахтовым методом работать в те же города. Даже на селе они сейчас хотят жить и отдыхать "по-современному", сочетая достоинства жизни на природе с удобствами городского обитания.

Изменение досуга - самый верный признак начавшейся трансформации сельского сообщества во что-то иное. Молодое поколение в марийских деревнях немногочисленно. Впрочем, столь нерадостная демографическая ситуация складывается по всей России.  

А люди? Люди стали "более лучше одеваться". Пресловутая Света из Иванова абсолютно права. Сельских жителей 40 лет и младше от москвичей и питерцев по одежке почти не отличить.

Волна глобализации размывает всё, пока ты развалился на мягком диванчике с видом на бульвар имени марийского национального поэта с фамилией Чавайн.

Однако и в глобальном мире национальные или любые другие различия сами собой не пропадают. Городские агломерации конкурируют между собой за образованного, нестарого, работоспособного и платежеспособного жителя. Поэтому удачные глобальные форматы мгновенно вытесняют местные. Заведение с кофе с выпечкой приносит больше прибыли и ассоциируется с престижным досугом мегаполиса, нежели кафе с местным национальным колоритом. Starbucks шагает по планете, кто не спрятался - он не виноват!

А лет через 10-15 неизбежно встанет вопрос, зачем тот или иной регион нужен, если там все как в Москве, куда молодежь и уехала. Скоро, очень скоро (вы даже не заметите как) политические факторы развития территорий капитулируют перед экономическими. Раз вы, периферия, часть далекой Москвы, почему бы не включить вас в Столичный федеральный округ? Или как там его назовут…

И что делать

Бороться, пытаться изолировать себя или спастись в полумертвой национальной деревне - бесполезно! Тренд как волну надо оседлать и возглавить. В любой национальной культуре есть конкурентоспособные стороны. Марийское кафе тому доказательство. Деревню можно трансформировать в зоны субурбанизации и современные агрогородки (благоустроенные поселки при больших с/х производствах). Успешный опыт есть в старинных русских городках на бывших мерянских территориях: Суздаль, Переславль. Они ведь и не города в полном смысле слова: с бесконечными унылыми микрорайонами многоэтажек, но и не деревня. Скорее нечто среднее – та самая вожделенная жизнь с городским комфортом в природной среде.

Почему родственники мери - марийцы, так не могут? Могут, конечно! Тогда все скажут: "Да! Марий Эл - это круто!".

Изменения в Йошкар-Оле, которые меня удивили, можно встретить в любом другом городе. При этом рецепт выживания для всех одинаков. Его нам завещала шахматная королева из "Алисы в Зазеркалье": чтобы оставаться на месте, надо бежать, а чтобы куда-то попасть, надо бежать еще быстрее.

Александр Трифонов
Практикующий этнофутурист, член неомерянского объединения Metsa Kunnta (Братство Леса)

Национальный акцент

  •  
  •  
  •  
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1634 | Добавил: merja | Теги: финно-угры, Урбанизация, Марий Эл | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 13
avatar
0
13
Я наблюдал Суздаль на протяжении более 40 лет по настоящее время. Так жилая часть города (а её, по сути, никакие реформы не коснулись) как умирала, так и продолжает умирать...
avatar
0
12
Kostroma, будьте реалистами - ставьте себе фантастические цели)
avatar
0
11
Vital, вы вероятно не видели Суздаль до начала системной работы с городом. А я очень хорошо помню его годах в 1993-1994х. Тогда умирал весь город. Сейчас появилась точка роста, которая тянет за собой остальное.
avatar
0
10
В Суздале только в туристической зоне всё более менее нормально. А за её пределами - в "жилой" части города - всё очень плохо, в полном развале. Население еле-еле сводит концы с концами, спивается и вымирает. Живут по человечески только те, у кого работа связана с музейной территорией.
avatar
0
9
Не, ребята, обогнать и "оседлать" глобализм у вас вряд ли получится... иллюзия это (хотя понимаю и сочувствую). Всё, что Вам (как и любым другим) светит - это свой стэнд на глобальной ярмарке. Там, пожалуйста, наряжайтесь, пойте и бейте в бубны, сколько хотите... Ничего аутентичного уже не осталось, "этно-футуризм" - очередная виртуальная игра, повехностная раскраска однообразного механического мира. В том-то и ужас - проедешь пол-мира-  и везде одно и тоже, с небольшим локальным налётом для нетребовательных туристов. .. чтоб было что потом на фейсбуке разместить..
avatar
0
8
это все здорово. молодежь должна осмысливать свою самобытность и внедрять в жизнь свои вкусовые пристрастия ( развлекательные шоу, бизнес, искусство- музыка, живопись, пластика и т.д.) - повсюду - особенно - в культурно- развлекательных центрах регионов компактного проживания.
avatar
0
7
Почему не было - было: Кафе Йюксо Ер (Лебедеиное озеро)- закрыли. Ресторан Онар - по..ерили. Проблема в том что не только национальная кухня , а все что связано с мари подавляется местным царьком, который кстати недавно отожествлял себя с Николаем II... Йошка превратилась в прянишный лего-город........ да даже писать не охота... грустно все это..... :-(
avatar
0
6
Неужели до сих пор не было марийского кафе? Просто удивительно. Хотелось бы подробнее узнать о нем - как выглядит, какая кухня. Может, сайт есть у кафе? С размышлениями о глобализации полностью согласен. Нужны яркие местные форматы. Возможно, качественный микс из традиционной и современной культуры. В Кудымкаре, например, есть бар "Пермяк", советую полистать ленту, там есть интересные фото меню, оформления, концертов http://vk.com/permyak_bluz Смесь хипстора, инди, фолка с национальными традициями коми-пермяков.
avatar
0
5
Да, русское странничество, хождение по святым местам, в скиты за советом к старцам вещим, это все финно-угорское по сути.
avatar
0
4
Да и просто поездки по народным святыням. Вам это близко, например
avatar
0
3
Еще рыбака, охота, сбор грибов и ягод. Итс тру! Итс тру!
avatar
0
2
Мерянский образ жизни по дефолту здоровый. Нам нечего так выпячивать пробежки или фитнес. Мерянская природа располагает к лыжам, походам, пробежкам и северной йоге)
avatar
0
1
Русская имперская пробежка - та же росиянская попса. Даешь мерянские культурные бренды!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Дьяковская культура Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа Денис Осокин вятичи Залесье волга Идентичность футуризм макарьев галич экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия скандинавы Европа коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2281
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 850
Статистика
Яндекс.Метрика