Суббота, 21.10.2017, 18:52 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Август » 25 » Икона святителя Тихона Амафунтского вернулась на «Тихонов камень»
23:56
Икона святителя Тихона Амафунтского вернулась на «Тихонов камень»

​В трех километрах от деревни Березино Большесельского района находится "Тихонов камень" интересный древний культовый памятник Залесской земли. С древних времен для наших предков камни были своеобразными, священными загадками и символами, объектами для поклонения. Они наделяли огромные валуны силой лечить, предсказывать, вещать, а так же мифологическими легендами, и преданиями. Примеров таких камней по всей Merjamaa можно насчитать сотни. Первый камень который приходит в голову - "Синь-камень" у Плещеева озера. Он по сей день является объектом поклонения, и паломничества. Многие такие камни и места в которых они лежат были христианизированы и стали предметами православного культа. Одним из ярких таких представителей является "Тихонов камень". 

Повествуя о "Тихоновом камне", нельзя не упомянуть о Большесельском районе Ярославской области, который итак имеет богатое историческое прошлое. Основная река края — Юхоть.

Некогда местность, расположенная на берегах реки Юхоти, по всему её течению, до самой Волги, образовывала обширный Юхотский край. Сейчас значительную часть этой территории занимает современный Большесельский район со своим районным центром - поселком Большое Село. Тысячи лет эту местность населяли финский народ - меря ставший основой возникновения средневековых московитов.

Самое раннее упоминание об этом священном камне дошли до нас с XVII века, именно тогда «благочестивый крестьянин одной из приходских деревень обнаружил на этом камне большую икону с изображением святых, среди которых главное место занимал Тихон Амафунтский. По решению епархии, икона была помещена в местный храм, прихожанином которого являлся крестьянин. С того времени совершался многолюдный ежегодный (15 и 16 июня) крестный ход к камню - месту обретения иконы.

В 1795 г. в честь этого события в приходском храме был построен придел во имя Тихона Амафунтского. Позднее на территории прилегающей к камню была сооружена часовня, в которой находилась икона этого святого.

В первой трети XIX в. в часовне "для подвигов молитвы" поселился приходской крестьянин Киприан Семенов Бовин, следивший за состоянием "Тихоновой пустыни". У самого основания камня им был выкопан колодчик дляводы.

Местные жители рассказывали, что некий пастух пытался сжечь часовню "Тихоновой пустыни", однако "выгорела" лишь небольшая часть здания. Обобщая представленные сведения, можно говорить, что "Пустынь" представляла собой пространство, включавшее почитаемые объекты: камень, часовню и святой колодец." [1]

Чем же так привлекал людское внимание этот объект? Что заставляло людей приезжать к нему за несколько десятков, а то и сотни километров?

По рассказам местных жителей, собранных директором Большесельского Шереметевцентра Л.М. Кармаковой:

  • "Камень большой, серый, есть в нём углубление, где даже в самую сильную жару водичка стоит. Вода эта целебная, если ею вымыть глаза, то они не будут болеть, а видеть станут, как молодые."[2]

По её же инициативе 16 июня 1998 года отделом культуры Большесельского МО была организована экспедиция на поиски "Тихонова камня".

"Путь участников экспедиции начинался в деревне Березино, которая знаменита тем, что является родиной известной крепостной актрисы П.И. Ковалёвой-Жемчуговой, ставшей в конце жизни графиней Шереметьевой. Сейчас здесь постоянно живёт единственная семья - супруги Лысаковы. Глава семьи, Александр Николаевич Лысаков, и стал проводником экспедиции. Нашли камень не очень далеко от деревни, примерно в 3 км от неё, но последние метры были трудными, пришлось проводнику прорубать дорогу через непролазную еловую чащу. Наконец, камень предстал перед участниками экспедиции. Был он покрыт толстым слоем мха, листьев и земли, значительно врос в землю.

Участники экспедиции очистили камень, по старинному обычаю украсили нижние ветки ели, растущей рядом, цветными ленточками, как бы принося жертву. Запечатлели всё это на фотографиях. Так, дорога к Тихонову камню была вновь открыта..."[2]

С того времени прошло семнадцать лет и пришел черед и нашей краеведческой группы попытаться проторить давно забытые тропы. В один из солнечных июльских деньков 2015 года группой в составе трех человек мы отправились на поиски Тихонова камня. Руководило нами не только желание прикоснуться к тайне наших предков, но и восстановить почитание святого места, повесив у камня икону святителя Тихона Амафунтского в киоте. 

До деревни Березино мы добрались без особых проблем, тем более, что она отмечена на любой карте Ярославской области. Местные ландшафты так и веяли своей исторической стариной и ни с чем не сравнимой красотой мерянской природы. Дремучий лес, широта полей, низко бегущие облака нашего северного неба — всё это не может не радовать глаз.

Говоря, об окрестностях просто необходимо упомянуть речку Молокша. Молокша — приток реки Юхоть. Протекает на территории Большесельского района. Длина приблизительно 40 километров. По словам местных жителей "речка не отличается большой шириной русла, но при этом довольно глубокая». Река получила свое название за мутноватый цвет воды". [4]

По её словам жительницы ближайшей деревни М.К. Лысаковой, раньше, на Тихонову пустынь постоянно приезжали страждущие из разных уголков Верхнего Поволжья.

"Ведь камень то целебный, лечит зрение. Придешь бывало к нему и сразу легче становится. А люди приезжали: и из области, и даже из Москвы приезжали. Приедут, трогают его, разговаривают с ним, крестики с себя снимают и на камень кладут."

Описали они и ситуации, когда приезжали люди почти потерявшие зрения и благодаря целебным свойствам камня вновь его обретавшие.

Тихонов камень - огромный валун серого цвета, вероятно ледникового происхождения. Поверхность шершавая, наблюдаются небольшие выбоины. Правая часть более правильной прямоугольной формы, левая значительно возвышается над правой. С центральной (фасадной) стороны имеются следы предположительных зарубок антропогенного характера. Металловкрапления отсутствуют. По структуре в местах сколов напоминает гранит. 

По утверждениям местных жителей камень «уходит» постепенно в землю, т.к. по словам всё той же М.К. Лысаковой в период её детства камень насчитывал порядка семи ступеней, сейчас же мы можем наблюдать только одну. размеры надземной части камня следующие: длина — 3 метра, высота( в самой верхней точке) — 1,77 метра, ширина — 2,2 метра. Рисунки и надписи на поверхности отсутствуют. Точные координаты камня: 380 50' 13,9'' восточной долготы и 570 35' 17,3'' северной широты.

Список использованной литературы:
1. Киселев А.В. «Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.»
2. Земцева Т. «Культовые камни как памятники природы и культуры»
3. Кучин Н.П. «Костромской край: города и веси». Кострома, 1999.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1237 | Добавил: merja | Теги: камень следовик, Язычество, сакральный камень, капище, меря, сакрум, Тихонов камень, народное православие | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 3
avatar
0
3
как хорошо "потоптаться" в августовские дни загородом. так и чувствую терпкий запах трав короткого и капризного (в т.г.) северного лета...
avatar
0
2
Такие камни встречаются очень часто на западе Ленинградской области
avatar
0
1
А сам камень вроде как с углублением, как будто для стояния на молении.
Потрясающие фото )))
И дремучий лес, икона с рушником, св.Тихон на камушке,  и поля с иван-чаем, папортники , синие колокольчики. Как в волшебном сне, словно побывала там, здорово!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика