Вторник, 19.02.2019, 16:06 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Март » 15 » Мерянская Русь. Юмбалово - Божья деревня
01:40
Мерянская Русь. Юмбалово - Божья деревня


Деревня Юмбалово. Давно хотел посетить это место. Она находится в Междуреченском районе Вологодской области.

Название деревни привлекло меня еще при написании дипломной работы по субстратной топонимии Вологодского края. Названия с окончанием(формантом) -бал, -бол, (реже встречаются формы -пал, -пол, -поло и т.п.) встречаются на обширных территориях Волго-Окского междуречья(ВОМ) и частично Русского Севера(РС), их традиционно связывают с народом меря.



Формант -бал по мнению лингвистов означает "место", "поселение". Для сравнения: фин. palva (в топонимах), венг. falu -«деревня», удм. «пал»- «сторона», манс. «павыл»-«поселение», саам. «бэлле»-«сторона», морд. «веле»-«село», марийск. «вел»-«сторона, край».В Вологодской области, например, имеются: Вожбал, Сомбал, Нёнбал, Андопал, Турпал и т.д.

Все таки, по замечанию А.К.Матвеева, «мерянские» топонимы с различными модификациями на РС могут принадлежать к разным языкам. И в этом случае надо говорить не о собственно мерянской топонимии, а о топонимии мерянского типа.



Тем не менее, длительные этнокультурные связи ВОМ и РС, благодаря исследованиям археологов, прослеживаются достаточно хорошо (реконструированы образ жизни и этапы обрусения мери). Также сопоставление обширных топонимических материалов доказывает, что мерянский этнос некогда не только пребывал на территориях значительно севернее ИМЗ, но и оседло проживал там значительный отрезок времени.

Но вернемся к топониму Юмбалово. Корень(топооснова) -юм сближается с марийским -юмо- в значении "верхний", также Юмо -наименование бога у марийцев (этот народ считается родственным мере по языку). Выходит, Юмбалово- это "Верхняя деревня", а быть может и .. "Божья деревня".



Интересно, что сейчас названия на -бал - это в основном названия рек (гидронимы): р. Сомбал, Вожбал, а не названия деревень(ойконимы). Но изначально, как указывает А.К.Матвеев, данные названия носили именно населенные пункты. Это явление обуславливается переходом с ойконима на местный гидроним, т.е данные топонимы вторичны, что может быть обусловлено исчезновением поселений.

Все это подчеркивает реликтовость деревни Юмбалово.



Сакральность же этого места может подтвердить наличие в окрестностях рек Белый и Черный Шингарь, кстати, тоже "мерянских"(-ингирь, -енгарь от марийск. «эн-ер»-«речка», горно-марийск. «а``нгыр»-«ручей, маленькая речка». Исследователями замечено что такие "цветные" названия могут говорить об особом почитании данной территории в прошлом..

Еще больше мой интерес подогревала запись, найденная в этнографическом сборнике начала XX века. В отчете одного из респондентов сообщалось о некой группе населения проживавшей на данной территории и составлявшей культурную и, возможно, этническую оппозицию группе местных старообрядцев.



Редактором сборника эта группа отчего-то была названа вепсами, хотя историческая территория проживания этой народности находится на значительном расстоянии. Были ли это переселенные вепсы или же речь о какой-то автохтонной группе населения, возможно эту загадку поможет разгадать работа в архиве..

В один из пасмурных дней осени 2013 года я побывал в деревне Юмбалово. Точнее сказать, на место бывшей деревни, по данным переписи в 2002 году постоянного населения здесь уже не было, а сейчас и от домов осталось.. Сами видите что.. Всем известно что деревенские дома долго не живут без хозяев..



Хотя не мудрено, во всем районе проживает около 7000 человек, меньше чем в некоторых поселках области. Тоскливый ландшафт ждал меня, деревня забыта.. Зарастает...



На местном кладбище записал фамилии, на ряду с обычними общерусскими Смирновыми, Кулаковыми и т.д. Есть и типичные финно-угорские: Кишкинов, Ельдин, Митов, Шаулина, Коковин, Рапакова, Баранчугов, Шорин.

Когда искали дорогу, в соседней жилой деревне пьяный мужичок, выпавший из-за руля "шестерки", на вопрос о Юмбалово махнул рукой, мол: туда езжайте, и, тряхнув указательным пальцем, будто погрозив, хитро прищурившись протянул: "Юмбалово.. Юмбалово.. это наше.. наше.."

Автор: Влад Цезарь
Фото: Влад Цезарь
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2678 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2520
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1050
Статистика
Яндекс.Метрика