Пятница, 28.07.2017, 01:54 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Декабрь » 3 » Юрневский Камень преткновения
12:35
Юрневский Камень преткновения

 

Как-то поэт написал стихотворение о том, что вместо икон на крестном ходу он носил бы пустую раму. И все, что попадало бы в раму, соответственно представлялось бы святым. Иногда и ко мне приходит такое ощущение (что все вокруг исполнено Духа Святого), даже не надо "сто семьдесят грамм” для этого принимать. Когда шел с Оксаной Вороновой по ее каждодневному пути, ко мне пришло такое чувство. Но это так, пафос. В жизни надо уметь даже чудо оценивать трезво.

 

Да, Оксана — своеобразный "Филипок нашего времени”. Потому что преодолевает ради того, чтобы учиться в школе, восьмикилометровый пеший путь. Без дорог, а зимой — так вообще на лыжах. Так получилось, что в родную деревню Оксаны так и не удосужились построить дорогу. Юрнево — красивая деревенька, можно сказать, северная жемчужина. Стоит Юрнево на левом берегу реки Репы, напротив еще две деревеньки, Назарково и Юрнев починок. Если идти дальше, в сторону деревни Юдино (там цивилизация, трасса и школа), придется преодолеть немало препятствий: форсировать реку Божу и несколько ее мелких притоков; преодолеть болотистую местность; пройти сквозь лесные дебри. Помогает направление. Его проложили пару десятков лет назад, стремясь оную дорогу — из Юдино в Юрнево — построить. Ограничились насыпью; то ли деньги разворовали, то ли посчитали, что юрневцы и так проживут. А насыпь через несколько лет вышеназванные реки размыли. Яркая и пошлая иллюстрация того, что у нас в России вместо дорог — направления…

 

Зато направления помогают находить темы. Ведь что меня, грешного, потянуло в Юрнево: сказания о таинственном "юрневском камне”, который якобы лечит людей. Перед этим встретился со знатоком, бывшей учительницей Галиной Васильевной Кочневой. Живет она рядом с Юдиным, в деревеньке Поповское, но по характеру своему она "космополит”, так как место жительства меняла неоднократно. Получалось так, что поработает она в какой-то деревенской школе, ее и закрывают из-за нехватки учеников; вот и пришлось мигрировать. Последнее место работы — Юдинская школа. Очень давно, в 50-х годах Галина Васильевна трудилась в Юрневской школе (в той деревне, где живет Оксана). Школа была в красивой барской усадьбе, теперь ее не существует. На дрова растащили. В Юрневе вообще ничего нет сейчас хорошего, сохраняющего признак цивилизации. Кроме одной "зацепочки”, о которой чуть позже.

 

 

Итак, Галина Васильевна жила некоторое время в Юрневе, в десяти метрах от камня. Камень странный. С ним много поверий была связано. Он высокий, узкий, похож чем-то на "чертов камень”, только огромный. Поверхность его выщерблена — и все оттого что от камня откалывали кусочки. Еще его именовали "кудрявым”. В юрневском камне были вкраплены блестящие частички, вот их-то и отколупывали. Назвались они "цветными глазками”. На камушках настаивали воду и обмывали в ней младенцев — в особенности только родившихся. Еще частички прикладывали к больным частям тела. И еще и прикладывались к камню — сил вроде бы жизненных набирались. Ну, как, если посмотреть с практической стороны, должны были поступать крестьяне, которые и слыхом не слыхивали про докторов?

 

 

Камень (и это не предание, а историческая правда) привез один дед, Федор Гуляев. Нашел он его в реке Репе, напротив деревни Афродиново, и случилось это в 1900 году. Тащил его на двух лошадях, при всем честном народе. И для чего? В народе сохранилось убеждение, что дед хотел поставить памятник  Воле. Крестьяне всех времен и народов только и думают, что мечтают о Воле — и думается, думы такие бродят в умах не только российских деревенских обитателей. Сейчас вот Волю дали. Правда далеко не все оной удовлетворились, ведь колхозная система слишком отучила думать и проявлять самостоятельность. Волей воспользовались по-своему. Молодежь юрневская (когда ее еще было достаточно) захотела по пьяной лавочке испытать свой волшебный камень. Подцепили его тросом — и хотели трактором оторвать от земли. Не получилось, видно предок предугадал "светлое” будущее и вкопал камень глубоко. Только накренился юрневский камень — но не сдался на милость "благодарным потомкам”.

 

 

Изначально в реке Репе лежали два камня. Этот, юрневский, был поменьше. Второй вообще был гигантом, он даже имя собственное имел: "Кулик”. Но он мешал сплаву леса, создавал заторы. Вот его и взорвали. А вот юрневский камень — пощадили.

 

В довершение рассказа старя учительница обронила загадочную фразу: "Эх, этим делом надо было заниматься раньше. Когда еще были люди…”

 

 

…Несмотря на направление, которое в общем-то было ясно, юдинские жители попытались снабдить меня "сусаниным”. Чтобы не дай Бог корреспондент не сгинул в болотах. "Сусаниным” (проводником) оказалась как раз Оксана Воронова. Ее нашли в школе; только она отказывалась идти сразу, ибо ей позарез нужно было дождаться хлеба, который в Юдинский магазин привозят нечасто. Поскольку время прибытия хлебовозки оставалось неизвестным, пришлось девушку уговаривать. В итоге сошлись на том, что хлеб купит учительница.

 

 

Поначалу я думал о камне. Тем более что легкие кроссовки на ногах юной моей проводницы обещали простой путь. Едва вступили на досочки, перекинутые через первую преграду — ручеек, развезший немалую грязь — закралось сомнение: "зачем ходить болотом, ведь есть же путь подлиннее, но посуше…” Я был уверен в том, что мы просто срезаем дорогуь. Когда девушка сказала, что другого пути нет, я уже не думал о камне. Мы перебирались через очередную, наверное десятую водную преграду, и я уже не думал ни о чем. Точнее мысль была одна: "когда же финиш?” Силы поддерживало только самолюбие, ну, как же я — и покажу свою слабость ребенку? Через час тридцать ходьбы показались крыши первой деревни, Назаркова. Еще через пятнадцать минут вышли к реке Репе.

 

 

Подвесной мост через реку Репу оказался в прекрасном состоянии. Оказалось, юрневские мужики его постоянно ремонтируют, ведь мост — ключевой элемент здешней "дороги жизни”. Что интересно, первым зданием Юрнева (на нашем пути) оказалась бывшая хлебопекарня. Оказывается здесь еще недавно пекли замечательный хлеб и не знали забот о доставке "хлеба насущного днесь” сквозь болота. Но интересное не в этом. Пекарню купил в прошлом году житель города Череповца, переоборудовал ее под дачу и с громадным удовольствием провел в эдакой глубинке прошлое лето.

 

 

За время дороги о своем "сусанине” я кое что узнал. Учится Оксана в девятом классе, она отличница. Всего из Юрнева в школу ходят два ученика; кроме Оксаны это Ира Циганова. Только эта девочка сейчас приболела. Оксана заверила меня, что весемь километров она прохидит всего за час двадцать пять минут. Это для меня она "притормаживает”. А учится Оксана хорошо потому что в деревне вечером делать нечего. Кроме уроков. Впрочем удается девочке иногда ходить и на дискотеки. В таких праздничных случаях ночует она в Юдине, у подруги.

 

 

Да, где-то еще в начале пути мы встретили трактор, на котором ехали два человека. Трактор остановился. Один из них, женщина, подозвала Оксану и что-то ей передала. Оказалось женщина — юрневский почтальон Людмила Козлова а передала она деньги за дрова (у Оксаны бабушка — инвалид и ей положена льгота). По совместительству Людмила еще и продавец; она держит в Назаркове маленький магазинчик и сейчас едет за товаром. Скоропортящиеся и высыхающие (типа хлеба) продукты не берет, но консервы и всякие сублимированные продукты юрневцы могут купить всего лишь перейдя через мост. А везет почтальона-продавца муж. Кроме магазинчика в юрневском "углу” есть еще медпункт, а медик — Оксанина мама.

 

 

Пока шли по деревне (она длинная, и каждый третий дом в ней казался жилым), Оксана выполнила два действа. Во-первых, три раза постучала по деревянному столбу, во-вторых приложилась к камню. Я так понял, это ритуальное действо. Девушка вроде как благодарит эти два предмета за благополучное возвращение. Фетишизм такой можно понять, ведь Оксана не скрывала: случалось ей в дороге встречать и волка, и собак одичавших. Медведя вот только не видела, только слышала.

 

 

Вообще приятно было наблюдать за девушкой. Она в своих легких кроссовках ступала уверенно, явно она знает каждую кочку. Да и вообще она двигалась изящно, как лань. Подумалось об эфиопских стайерах-чемпионах, которые тоже, говорят, в детстве бегали в школу из своих деревень за много километров. На вопрос: "устает ли?”, Оксана без изысков ответствовала: "Очень…” В сущности ей однообразие надоело, ведь ходит-то е время одним и тем же маршрутом.

 

Оксанина мама, Светлана Павловна, была дома. Она — последняя надежда Юрнева. Потому что Светлана Павловна — фельдшер. Хотя, по ее мнению, "осталось немного продержаться”, ибо, когда в стране провозгласили национальный проект "достойное здравоохранение”, закрывать фельдшерский пункт социально опасно. Вот шум по поводу "заботы о народе” затихнет — тогда и прикроют. Кому в сущности нужны 66 человек, проживающих во всем Юрневском деревенском кусте? И без того работает Светлана Павловна на полставки, скоро и вторую половину сократят.

 

Беда в другом. В Юрневе и других деревнях нет связи. Если с кем-то плохо, приходится бежать за восемь километров, в Юдино — чтобы позвонить в "скорую”. Ну, и больного трактором, на "корыте” - вывозить на "большак”. А если не дай Бог кто умрет — нужно везти хоронить. Погост в селе Спас, в пяти километрах.

 

С Спасе никто не живет, там считай "город мертвых”. И дороги туда нет. Вот недавно умерла бывшая фельдшер, пришлось выпрашивать в в колхозе "Родина”, что в деревне Андрюшино трактор, покойницу везти. В Юдине свой колхоз, "Революция” называется. Так этот колхоз настолько беден, что даже трактор для похорон не может дать.

 

И это странно, ведь муж Светланы Павловны и отец Оксаны — механизатор в "Революции”. Зачем там работает — без зарплаты — Светлана Павловна и сама понять не может. Сам говорит, что для стажа. Хотя кому он нужен сейчас — это стаж, если все равно минимальную пенсию иметь будет…

 

 

Дочка Оксана ходит в школу по "дороге жизни” с семи лет. Ей еще повезло, поскольку первые годы ходила вдвоем со старшей сестрой Натальей. Вот Наталье досталось в полной мре: с самого начала в одиночку бегала. Сейчас старшая дочь в университете учится, в Ярославле. Поступила с легкостью потому что тоже на отлично училась. Только младшей труднее доля достанется. После 9-г класса Оксане надо в районный центр Пошехонье ехать, среднюю школу заканчивать. Так вот во времена Натальи в Пошехонской школе был интернат для детей из глубинки. А сейчас его прикрыли, а потому надо будет где-то снимать для девочки угол. Денег для этого наберут, а вот для большего… Ведь все отсюда, из Юрнева, хотят уехать. Кроме двух девочек-школьниц есть в деревне еще один ребенок, малыш. Но его родители уже нашли вариант, чтобы удрать поближе к цивилизации. Поэтому Оксана и Ира — последние юрневские ученики.

 

Да, денег на переезд семье фельдшера на полставки и механизатора нищего колхоза не накопить. Выручает конечно домашняя скотина, ее у Вороновых много. Но мясо и молоко не продашь, возить замучаешься, а потому свое подворье только для самопрокорма. В общем — тупик. А ведь Светлана Павловна еще и депутат сельского совета. Жаль, сейчас, из-за реформы местного самоуправления, сельсовет в Юдине упразднили, центр сельского поселения теперь далече, в селе Владычное. А потому участвовать в управлении Богом забытого угла доводится нечасто. Добраться до административного центра нелегко. Двадцать лет юрневцы бомбят письмами разные инстанции, все правды добиваются насчет дороги. Теперь кое-чего они добились. А именно — "чемоданного настроения”. Все — веры нет ни в кого и ни во что. Ну, разве только в камень…

 

Как медик Светлана Павловна не доверяет целительной силе камня. Но как человек — верит. Потому что надо хотя бы во что-то верить. Жаль только осиротеет камень-то…

 

…Кстати, когда я вернулся в Юдино (Светлана Павловна все хотела мне дать в проводники дочку — тоже боялась, что сгину — но я пожалел Оксану и пошел один), хлеб так и не привезли; народ нервно толпился у сельмага. Когда уезжал из Юдина, приметил я симпатичный новенький автобус с надписью на желтом боку: "Школьный”. Да… в чем-то у нас прогресс! Технику власти покупают. Может и дороги теперь начнут строить? Впрочем чисто математическая составляющая экономики говорит другое: легче бросить людей на произвол стихиям и "законам джунглей”, нежели заботится о них. Авось вымрут… По крайней мере со стороны это выглядит именно так. Взять статистику. В Юдинской школе 39 учеников, и двое из них ходят учиться из Юрнева. Ничтожный процент, математическая погрешность.

 

Впрочем есть одно "но” касаемо хороших дорог. В родную деревню Светланы Павловны хорошую дорогу построили. Только счастья она не принесла. Оказалось, по хорошей дороге легче сбегать. И деревенька Дмитриево опустела напрочь. Затерянное в глуши Юрнево по сравнению с "оцивилозованным” Дмитриевым — Лас-Вегас.

 

Автор Геннадий Михеев

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1948 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 4
avatar
0
4
А не подскажите поэта и произведение из первого абзаца?
avatar
0
3
Слаба надежда и не в нашей жизни...
avatar
0
2
Люди обязательно вернуться на Землю...
avatar
0
1
И ведь таких деревень как Юрнево очень много((( "Прощай, немытая Россия".
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика