Понедельник, 19.11.2018, 07:56 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Ноябрь » 14 » К пониманию русского. Мёртвые едят с нами
14:44
К пониманию русского. Мёртвые едят с нами

От хладных вод Балтики до Урала, от чернозёмов Суздальского Ополья до Ижемской тундры простирается земля древней финно-угорской культуры, родственных народов, даже если большую часть из них теперь называют северными русскими. Матрица древнего финно-угорского сознания никуда не делась. Религиозные представления финского коренного населения, где культ предков занимает важнейшую часть - подтверждение тому. У пермских, волжских и прибалтийских финно-угров вся традиционная религия построена на почитании предков. Точно так-же обстоит дело в духовной культуре северных великороссов. 


Удмурты с.Понино Глазовского уезда на кладбище. Поминки. Нач. XX в.

В годовом цикле традиционных праздников, связанных у всех наших народов с православным христианством, существуют даты посвященные почитанию предков. Их называют "родительскими днями".

 Семик у коми-пермяков. Фотография 2015 года.

Всего таких дней в православном календаре в году семь, но в народе особенно выделяются три даты. Буквально на днях был один из них - осенняя поминальная Родительская Суббота. Этот праздник замыкает годовой круг. А начинается этот цикл в начале весны, когда на Пасху живущие впервые приходят на кладбище посетить своих умерших родственников. 

Следующим, наиболее значительным и особо почитаемым поминальным днем для северян - является Семик, отмечающийся перед православной Троицей. Семик, помимо ритуального кормления умерших, традиционно включает в себя обрядовые действия: перед праздником парятся в бане, после чего на следующий день поминают родителей. 

У пермских финно-угров организация поминального стола на кладбище аналогична домашнему – его чаще всего устраивают прямо на могиле, могильный холмик накрывают скатертью, расставляют пищу и напитки; при этом отсутствуют столовые приборы. За символический стол усаживаются участники поминального застолья: по правой стороне предписывается располагаться живым, по другой (левой) – мертвым. На левую сторону не надо садиться, покойники по этой стороне ходят. В этом обряде могила отождествляется со столом. Здесь четко проявляется оппозиция: «правый–левый», «живой–мертвый».


Семик у коми-пермяков. Пермский край. Фотография 2015 года.

Круг участников семицких поминок изменяется в соответствии с местом их проведения. Если на первом этапе, в доме, поминки совершаются ограниченным кругом лиц - членами семьи, то на кладбище – в круг поминающих входят близкие и дальние родственники, соседи и знакомые. Как правило, далеко живущие родственники съезжаются на Семик. 

Бывает, что в круг поминающих включаются также и абсолютно посторонние лица. По сложившейся традиции им не отказывают в угощении. В Семик осознается единство общего родового коллектива, укрепляются социальные связи посредством взаимного угощения; за совместной трапезой упорядочиваются отношения между миром живых и миром мертвых.


Семик у северных русских. Вологодская область. Фотография 2000ых годов.

Поминовение предков у северных великороссов удивительным образом согласуется с такими же обрядами у соседних коми и удмуртов. Нашему традиционному обряду поминовения усопших так-же присущи обильные возлияния, сытная трапеза, разложенная прямо на могиле и, что не совсем обычно для южан, веселье. 

Для тех, кто не с севера от Волги, это покажется диким - смех над могилами - но им нас нужно научиться понимать. Во-первых, это происходит по сложившейся традиции, как правило северное кладбище - единственное на всю округу и хоронят здесь умерших из нескольких десятков деревень. Во-вторых, поминальные праздники для северных местностей единственные дни в году когда родственники в полном составе имеют возможность собраться только здесь. Остальное время все будет заполнено сплошной, непрерывной работой. 


Семик у северных русских. Вологодская область. Фотография 2000ых годов.

В-третьих, явно эта традиция уходит своими корнями в дохристианское время, когда еще предки северных великороссов говорили на финно-угорских языках близких к коми и саамскому.

Финал, как всегда, неизменен. Молодежь пьяна, старики стараются держаться от них в стороне, во избежание чего. Коровы по деревням мычат, не доены, несколько незначительных драк, но все довольны и есть впечатления на весь следующий год.

Источник: finugor.ru
Текст: Андрей Мерянин
Фото: Александр Сорин
Фото: Геннадий Михеев https://sites.google.com/site/mikheevgennady/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 9680 | Добавил: merja | Теги: чудь, коми, Язычество, великороссы, Вологодская область, меря, вепсы, русские, саамы, весь | Рейтинг: 4.6/10
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2479
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1020
Статистика
Яндекс.Метрика