От хладных вод Балтики до Урала, от чернозёмов Эрзянии и Суздальского Ополья до Ижемской тундры простирается земля древней финно-угорской культуры, родственных народов, даже если большую часть из них теперь называют северными русскими. Матрица древнего сознания никуда не делась, религиозные представления коренного населения, где культ предков занимает важнейшую часть - подтверждение тому. У пермских, волжских и прибалтийских финно-угров вся традиционная религия построена на почитании предков. Точно так-же обстоит дело в духовной культуре северных и волжских великороссов бывших когда-то мерей, муромой, весью, чудью.
Удмурты с.Понино Глазовского уезда на кладбище. Поминки. Нач. XX в.
В годовом цикле традиционных праздников, связанных у всех наших народов с православным христианством, существуют даты посвященные почитанию предков. Их называют "родительскими днями".
Семик у коми-пермяков. Фотография 2015 года.
Всего таких дней в православном календаре в году семь, но в народе особенно выделяются три даты. Буквально на днях был один из них - осенняя поминальная Родительская Суббота. Этот праздник замыкает годовой круг. А начинается этот цикл в начале весны, когда на Пасху живущие впервые приходят на кладбище посетить своих умерших родственников.
Следующим, наиболее значительным и особо почитаемым поминальным днем для северян - является Семик, отмечающийся перед православной Троицей. Семик, помимо ритуального кормления умерших, традиционно включает в себя обрядовые действия: перед праздником парятся в бане, после чего на следующий день поминают родителей.
У пермских финно-угров организация поминального стола на кладбище аналогична домашнему – его чаще всего устраивают прямо на могиле, могильный холмик накрывают скатертью, расставляют пищу и напитки; при этом отсутствуют столовые приборы. За символический стол усаживаются участники поминального застолья: по правой стороне предписывается располагаться живым, по другой (левой) – мертвым. На левую сторону не надо садиться, покойники по этой стороне ходят. В этом обряде могила отождествляется со столом. Здесь четко проявляется оппозиция: «правый–левый», «живой–мертвый».
Семик у коми-пермяков. Пермский край. Фотография 2015 года.
Круг участников семицких поминок изменяется в соответствии с местом их проведения. Если на первом этапе, в доме, поминки совершаются ограниченным кругом лиц - членами семьи, то на кладбище – в круг поминающих входят близкие и дальние родственники, соседи и знакомые. Как правило, далеко живущие родственники съезжаются на Семик.
Бывает, что в круг поминающих включаются также и абсолютно посторонние лица. По сложившейся традиции им не отказывают в угощении. В Семик осознается единство общего родового коллектива, укрепляются социальные связи посредством взаимного угощения; за совместной трапезой упорядочиваются отношения между миром живых и миром мертвых.
Семик у северных русских. Вологодская область. Фотография 2000ых годов.
Поминовение предков у северных великороссов удивительным образом согласуется с такими же обрядами у соседних коми и удмуртов. Нашему традиционному обряду поминовения усопших так-же присущи обильные возлияния, сытная трапеза, разложенная прямо на могиле и, что не совсем обычно для южан, веселье.
Для тех, кто не с севера от Волги, это покажется диким - смех над могилами - но им нас нужно научиться понимать. Во-первых, это происходит по сложившейся традиции, как правило северное кладбище - единственное на всю округу и хоронят здесь умерших из нескольких десятков деревень. Во-вторых, поминальные праздники для северных местностей единственные дни в году когда родственники в полном составе имеют возможность собраться только здесь. Остальное время все будет заполнено сплошной, непрерывной работой.
Семик у северных русских. Вологодская область. Фотография 2000ых годов.
В-третьих, явно эта традиция уходит своими корнями в дохристианское время, когда еще предки северных великороссов говорили на финно-угорских языках близких к коми и саамскому.
Финал, как всегда, неизменен. Молодежь пьяна, старики стараются держаться от них в стороне, во избежание чего. Коровы по деревням мычат, не доены, несколько незначительных драк, но все довольны и есть впечатления на весь следующий год.
Источник: finugor.ru
Текст: Андрей Мерянин
Фото: Александр Сорин
Фото: Геннадий Михеев https://sites.google.com/site/mikheevgennady/
|