Суббота, 29.04.2017, 20:39 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Март » 27 » КОХМА. Чудесный уголок мерянской земли.
15:48
КОХМА. Чудесный уголок мерянской земли.

Кохма. Город в Ивановской области. По легенде, поселение существовало здесь ещё «во времена татар».  Первое письменное упоминание – 1519 год. В конце 16-нач.17 вв. – село во владении князей Скопиных-Шуйских. В сер. 17-нач.18 вв. – церковное владение. С 1720 г. – один из центров полотняного производства. К 1917 г. – крупный фабричный посёлок. С 1925 г. – город. Предприятия:  хлопчато-бумажный комбинат «Кохма-текстиль», льно-прядильно-ткацкая фабрика «Ленок», завод строительных машин «Строммашина». Население – 29,4 тыс.чел.

Intro. «Кохма ила»

Пару лет назад на «Битловской» улице Эбби Роуд в Лондоне появилась надпись «Кохма ИЛА».  Типа того что «Кохма жива». Написано-то фанатами кохомской бит-группы Г.Р.К. было «Кохма СИЛА». Но на картинке веб-камеры одна буква оказалась закрыта створкой ворот. И люди во всём мире вот так невзначай приобщились к нашему родному мерян каляк. Прикольно получилось!

Кохма. Загадка имени.

Что выражает собой название города Кохма, с точностью никто не скажет. За последние десятилетия выдвигалось несколько правдоподобных и не больно версий.

Некоторые говорят о «земле Коха», не пытаясь даже выяснить этимологию этого имени.

Другие убеждены, что это «гористая, холмистая земля» или даже «Вершина Земли». В подтверждение приводятся косвенные данные: то, что Кохма расположена на холмах (Майская горка, Любимая горка, Монастырская горка, Капкас (Кавказ)), то, что селения со схожими названиями в Карелии и Финляндии (Кухмо, Кухмойнен) тоже расположены на высоких местах, а так же то, что Кохма находится в верховьях реки Уводь (Увать). Однако, близких параллелей в лингвистике эта версия не находит. Кроме разве что аллюзии с германским «хох». Вот такая хохма!

«Родноверы» усматривают здесь славянскую фразу «кохане място» (в «кох.-мя»), что подаётся как «любимое/ чудесное место». Место действительно чудесное: зелёная долина с пышными кронами ивняка, обрамлённая холмами с сосновым лесом. Но с лингвистической точки зрения эта версия не выдерживает критики: не в природе славянских (да и других) языков так «аббревиатурно» урезать слова при образовании топонимов...

Более продуктивным представляется вариант, связывающий название Кохма с прибалто-финским лексическим пластом. Отсюда происходит версия, что название родилось из восклицания: «вот земля!». Здесь перекличка идёт, к примеру, с эстонским «кохт»/ «коха» - место, участок, - плюс «маа» - земля, область. Термины близкие и частично пересекающиеся по смыслу. Поэтому их сочетания дают понятия с оттенками смыслов. «Кохт маа» - место земли. «Коха маа» - «из земли, из страны». «Маа кохт» - земли помещение. «Маа коха» - земельный участок. «Маакохт» / «Маакоха» - сельская местность.

Исходя из этих вариантов, можно предполагать первоначальный смысл названия. Быть может, имелось в виду «место для сходки жителей сельского округа». А может – «пограничная для суздальских меря местность». Либо, если словопостроение у меря было несколько более вольное, чем уприбалто-финнов, - «удел», «поместье».

Кохма - на приволье.

Любопытна так же современная полная самоиронии топонимическая хохма: «Кохма – столица Японии». Смешную «разгадку» этой хохмы дадим в конце очерка. Здесь же для нас интересен её этнографический подтекст. Люди замечали, насколько необычно для русского уха звучит название их городка, сталкивались с вопросом «А где это?!», и понимали, что живут в необычном месте. Отсюда и самоирония, и попытка «перевести стрелки» смешной «разгадкой».  В этой связи добавим, что одна из частей села Кохма (к северо-западу от ист.центра – за ручьём, в сторону Иванова) вплоть до середины 20 века называлась «Чудской край».

Кохма - таинственный уголок.

Кохомский художник Александр Лебедев и его творение.

Кохма. Удел князей Скопиных-Шуйских.

На высоком угоре в самом центре Кохмы расположен старинный квартал необычной округлой (яйцеобразной) формы. Здесь некогда (в 16-нач.17 вв.) располагался центр удела князей Скопиных-Шуйских, которым в Шуйском уезде принадлежала Кохомская волость, включавшая тогда и земли нынешнего города Иваново. Судя по всему, это была небольшая крепостца, внутри которой находились дворище (усадьба) князя и церковь. Вокруг крепости выросло село. Оно как бы «обнимало» исторический центр с северо-запада и северо-востока.

Погост Кохма (податный округ местных славяно-мерян) издревле являлся частью Шуйского удела князей Суздальско-Нижегородской династии. При Иване Грозном эта местность перешла в разряд казённых земель ("Опричнину"). Некоторое время они были под управлением шурьев Ивана Васильевича - князей Черкасских. Но вскоре были переданы представителям одной из ветвей князей Шуйских - Скопиным-Шуйским.

Иван Васильевич «Скопа» Шуйский (кон.15 – 2/4 16 вв.) положил начало династии Скопиных-Шуйских.

Фёдор Иванович Скопин-Шуйский (начало 16 в. – 1557) – видный военачальник своего времени.

Василий Фёдорович Скопин-Шуйский (2/4 16в. – 1595) – видный военачальник и администратор.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586 – 1610) – выдающийся полководец, организатор освободительного похода на Москву.  Молодой князь отличался здоровьем, большой физической силой и был страстным охотником. Заведённая им в селе Кохма охота (псари, охотничьи собаки) славилась даже в Москве.

Леонид Константинов. Князь М.В.Скопин-Шуйский в окружении своих воевод и шведских наемников.

Акты конца 1610-х — начала 1630-х годов фиксируют сёла Иваново и Кохма во владении княгинь Анны Петровны и Александры Васильевны Скопиных-Шуйских, матери и жены Михаил Васильевича. По завещанию «старицы княгини Анисьи Петровны» Скопиной, Иваново с деревнями отошло к Ивану Ивановичу Пуговка-Шуйскому, — последнему представителю рода Шуйских, а Кохма — в дом суздальских архиепископов.

С этого времени село стало называться по имени церкви: Рожествено. Впрочем, церковным владением оно оставалось лишь до 1719 г. На картах начала 19 века указано и его прежнее название. В ходе земской реформы 2-й половины 19 века селу было возвращено его старинное имя - Кохма. Кроме того, было ещё и при-монастырское сельцо Кохма, расположившееся рядом – к юго-востоку от центра, вдоль реки Уводь, по дороге на Шую. Тогда же, во 2-й пол.19 в. село и сельцо слились в один посёлок.

Слева - "Чудской край". В центре - древнейшая часть Кохмы. Справа - купеческая "Новая" улица, быв.при-монастырское сельцо Кохма. фото нач.20 в.

Кохма.  Загадка Рождественской колокольни.

Как известно, алтарную часть православных храмов устраивают в восточной стороне. А звонницу или колокольню – в западной. Отклонения бывают, как правило – в сторону линии С.-З. – Ю.-В. В новейшее время подобные отклонения чаще диктуются необходимостью учёта архитектурного окружения. Однако, первоначально они имели под собой календарный смысл: при отклонении на юго-восток лучи солнца на вечернюю службу в те или иные летние праздники проникали через открытые двери и падали на алтарь. Однако, в Ивановской области нередко встречается  отклонение на северо-восток. Причём, чаще среди наиболее старинных храмов. Обычно, отклонение небольшое. Поэтому здесь можно предположить особое почитание в старину цикла осенних праздников. Любопытна в этой связи параллель с данными из Ветлужского региона, отличающегося сохранением ряда архаических этнографических явлений. Там «свои, домашние» осенние праздники противопоставлены «официальным» весенним.

В Кохме же храм и удивительной красоты шатровая колокольня расположены строго по линии юго-запад – северо-восток. Подобная ориентация крайне необычна. Думается, разгадка кроется в названии храма: Христо-Рождественский. Этот праздник календарно приближен к зимнему солнцестоянию, когда солнце садится на юго-западе. Солнечные лучи должны были освещать иконостас и алтарь на вечерней службе именно в середине зимы!

Учитывая, что в большинстве случаев наиболее старинные храмы мерянской земли ставились на месте мерянских святилищ, и что Кохма – одно из таких мест, можно предположить некоторую связь между названием храма и его необычной ориентацией – и прежней местной мерянской традицией. Здесь можно проследить связь с общим для многих финно-угорских народов праздником зимнего солнцестояния и «нового солнца». У марийцев это Шорык Йол. По фински Рождество – Йоулу-пайвя.

Кстати, ещё одна загадка: с острого конца «яйца» ист.центра на высоком угоре колокольня горделиво смотрела на речную долину. Слева и справа её обрамляли торговые ряды (сохранившиеся до нашего времени). Не припомню, где бы ещё колокольня была бы встроена в торговые ряды?! В таком соседстве больше уж на каланчу похоже. Их в 18 веке немало понастроили. Но это всё же колокольня. В целом, подобная компоновка напоминает крепостные формы, намёк на некогда существовавший на этом меcте кремль княжеской усадьбы. На месте выстроенных полукругом торговых рядов – крепостные стены. На месте колокольни с воротами – крепостные ворота.

Колокольня перед разрушением. Начало 1960-х гг.

Момент разрушения колокольни. 1960-е гг.

Продолжение следует.

Васка Шёмтолгай. Кохма. "Metsa Kunnta"

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1947 | Добавил: Шом-толгай | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 28
avatar
0
28
Василий, чёто вы заставляете меня копать по всяким этнографическим источникам... вы тут, кажется, про Кохму писали, а зашёл разговор в такую широкую степь, право, от Кохмы далёкую)))

словене - венеды  -  может, и есть связь, не могу сказать... впрочем, щас посмотрю. Две гипотезы происхождения названия - одна - "люди, живущие по берегам рек" (от гидронима Словутич, т.е. Днепр), вторая - от "слово", т. е. "люди, говорящие ясно, понятно".  Антоним -"немцы" - "люди, говорящие непонятно, немые". Ну и из византийских и греческих источников - склавины. Аналогов  в славянских языках для "склавинов", видимо, искать не стоит, это чисто греческие филологические перлы. Но ещё ряд гипотез, менее похожие на правду... не буду про них, и так растеклись мыслию по миру. Но я какбэ опираюсь на научные труды товарищей, упомянутых ранее и ещё много кого из историков и лингвистов, перечислять просто некогда

да, ruotsi по-фински никак не рыжие, др. значений, кроме "шведы" этого слова я не нашёл. Рыжие по-фински, кажецца, punainen, как и "красные"
avatar
1
27
это просто "звучит как", а на самом деле Svea - древнее назв., а Rige - как лат. Regnum - "царство, регион"  и т. п. в целом - "Царство Свеа". Задорнов пусть пойдёт покурит)
avatar
1
26
Роутси - в смысле "рыжие" что ли?

Мне кажется, "славяне" - переосмысление первоначального "словене" в смысле их "СЛАВЫ".
Но какова этимология самоназвания "словене"?
Мне видится у словен перекличка с венедами. Не даром же финны русских "вення" называют. Т.е. в "словене" "-ене" скорее не окончание, а часть основы: "вене".

Ну а "сло-"... Может, "слоняющиесня"? В смысле "ушедшие на край". Либо от склавинов в наследство. Ведь что такое "склавины"? Сколоты-венеты (сколо-вене, скъло-вини)...
avatar
0
25
Ну иногда ко мне пристаёт такая зараза "филология по Задорнову" называется, хотя Sverige звучит как Сварог )).
avatar
1
24
я думаю, ваше простое не противоречит моему сложному, при этом считая, что сам не шибко сложно весь этот сюжет изложил) Шведы, как нация с германо-англосаксонскими корнями и кланово-родовым укладом по сути своей стремилась к экспансии и освоению новых земель, ничего удивительного.
Венеды - это более древнее славянское племя, нежели, скажем, ильменские словене, к рассматриваемому времени образования Руси как гос-ва, венеды уже потерялись с карты Европы, перетекли в др. славянские группы, поэтому не стоит их мешать с восточноевропейскими более поздними славянами.
Шведы по-русски называются шведами чисто по их самоназванию - svenskar, страну свою называют Sverige, древнее назв.  Svea, так что тут всё при месте и созвучно, без лишних фантазий. А руотсями их называли ФИННЫ, не путайте. Именно от финского названия шведов тут и пляшется, никак не по-другому. И самих финнов со шведами тоже мешать не надо, они оч. разные народы, у них не то что языковая группа разная, а даже языковые семьи разные, вопщем, совсем не родня.
avatar
1
23
smile Обязательно выложу на форуме, уже давно хотела показать.
avatar
0
22
одно слово - евразия ))) на наличники очень хотелось бы посмотреть,обожаю "искать различия" )
avatar
0
21
Да нет же всё гораздо проще, Ruotsi нужны были безопасные пути торговли, пути сообщений. Из варяг - в греки. Экономические, торговые связи породили политические аспекты.
А про славян можно еще найти в описаниях , что было Новгородское племя "словены", (сло-вены , сло-веды), кстати, как насчет тут "вены -маа"?, которые первые взаимодействовали со шведами и призвали их к себе.
А почему у нас ш-веды, вот тоже интересно, когда они сами называют себя Роуси?
Кстати, некоторые ученые утверждают, что навязанный тип русского -голубоглазого блондина с широкими скулами это как раз- шведский тип (нормандский) внешности. Помните актрису из Садко?
avatar
0
20
Подозревал конечно ,но он считал что это коренные русские люди (ну кроме совсем северных), а если они русские то значит они - славяне. Ну то есть, скорее всего в его познаниях отметаются понятия миграции и оседлости древних людей с востока на запад, а присутствует только колонизация русскими этих территорий и насильственное расселение с запада на восток.
avatar
0
19
Ну да, бывало и такое. Улус Джучи называлась вся завоёванная золотоордынцами древнерусская земля. А с "русскими" проживали бок о бок и татары. Почему то жили себе как соседи и дружили. У нас и татарская лингвистика в языке присутствует. Дурак, башмак, колпак, деньги, сабля, кремль, и проч.

К примеру, в нашем подмосковном городе древнее татарское кладбище было, его застроили, а до 50х годов даже Татарская ул. была. А самое интересное, остались много домов конца 19в, и даже сейчас по резьбе ставен можно отличить русский дом от обрусевшего татарина. Очень характерная резьба ставен.
Хотя город и стоит на реке Клязьма, самое что ни на есть финно-угорское название реки.
avatar
0
18
т.е. ежели свечным заводиком руководит нерусь какая,то прилегающую территорию обзовут Нерусьево. теперь дошло ))
avatar
1
17
ну почему же путали? Славяне у них по-другому назывались, тогда не было общего названия - "славяне", назывались отдельные славянские племена. Венеды, например. По-эстонски "venelane", земля венедов - "venemaa". Впоследствии эти названия перешли на большую Россию, до сих пор по-эстонски Россия "Venemaa". А Ruotsi - это тупо "шведы" по-фински, и ныне "Швеция" у них как-то так звучит, Ruotsimaa, Ruotsilan как-то так, точно щас не скажу, надо уточнять. И суть, значит, в том, что имя их шведских соседей было перенесено на территорию, куда они (соседи) ушли княжить-варяжить по приглашению всяких там славянских вечей, или кого надо, тоже точно не помню, кто их приглашал как управленцев-легионеров) ну как щас на АвтоВАЗе норман какой-то директорствует. Я доступно объясняю? (Это не я придумал, повторю, я чисто популярно пересказал названных товарищей)
avatar
0
16
почему вынуждена?
avatar
0
15
Мерянская лексика была вынуждена укрываться в жаргоне. Впрочем, есть так же ряд общеупотребительных "просторечий" мерянского происхождения. Многие из них ассоциируются с "детской" лексикой. Например, - кутя (щенок). Но это чистый мерянизм.

Шишига на шохре - лешак в болотистых зарослях.
avatar
0
14
хм,весьма артистично излагаете. я книгу не читала... вы мне вкратце - древние финны путали шведов со славянами?
avatar
1
13
извините,но ваш брат какой-то неуч ... он что.не подозревал о существовании других народов в России?
avatar
0
12
ну это же сленг ))) кстати,шишига на шохре,это что?
avatar
1
11
ну какие, по сути своей, причерноморские племена, честное слово? Хоть кто-нибудь помнит такие не по археологии-истореографии, а по масштабности исторического присутствия? Древляне, поляне, кривичи, вятичи, словене и т. п. - ими вся славянская карта полна, а кто эти мелкие племена, с названиями, похожими на "русь/рось"? Да, были, но негосударственного масштаба, чтоб их именами было названо целое государство, и неслабое по тем временам государство. Кто их помнит? - в веках они не гремели, правда.
Мне как-то ближе всё же нормано-финская гипотеза. Русь - это от финского слова Ruotsi - шведы то биш (фин.). Горячие финские парни времён варяжского правления на бардачных территориях славян спрашивают друг друга: Эй, Юкки, а кто тамм на юуге живётт? А Юкки слышал краем уха, что туда шведы (ruotsi) ушли порядок наводить, и отвечает (полчасика подумав): Маатти, да таам же ruotsi, не слыышаль что ли, деревня? Как-то так... это всё изложено убедительно в книге Р. А. Агеевой "Страны и народы" со ссылками на Д. А. Мачинского, Р. Экблума, Е. А. Рыдзевской, Г. Шрамма
avatar
0
10
Тут спорить просто невозможно, по многим причинам.
Ученые сами разделились на два лагеря: нормандской и славянской версий происхождения названия Россия, русские.
avatar
0
9
Норманская гипотеза - одна из. Никак не обойти народности с корнем в их названии "рос /рус" в степях Причерноморья ещё ДО проникновения в 9 веке в Поднепровье норманов /варягов.
avatar
0
8
sergejj190 А что для Вас само слово Русь(руськие)? Почему же тогда - РОссия, а не Руссия? ВеликорОссия.
Мой брат вот, например, вообще в 32 года впервые услышал слово - финно-угры. У него вся Россия это - славяне ) А я ему, а ничего, что есть пермяки, коми , удмурты, карелы, и проч..в нашей стране, и это финно(-угры) . Не поверил даже. А мне смешно стало.
Слово Россия имеет наибольший вариант своего происхождения от нормандского племени Роус, которому якобы принадлежали призванные варяги и послужило для
конечного названия империи, единого государства, Петром 1. Он опирался
как раз на первоисточник. И при чем же тут тогда коренные народы и империя с названием Россия?
avatar
2
7
Читайте научную литературу РАН. В частности Института археологии. Бог в помощь. Можно еще почитать работы лингвиста, топонимиста академика Матвеева.
avatar
4
6
sergejj190!

Давай, покалякаем, парень! Если ты нормальный пацан, а не лох или тютя, то накалякаешь, что тебе тут за маза. А то шаришся как шишига на шохре. Люди шарахаются аж!

А теперь прикинь, каков здесь % слов мерянского происхождения. И отпиши, все ли они тебе понятны, как человеку русскому?
avatar
-2
5
Кохма - это типичный руський город. Финно-угры никогда городов не строили. Вся эта ересь - это искажение фактов, скопированная с материалов НАН Украины. Если бы меря и мурома действительно были финно-уграми, то в русском языке были финские слова, как у поморов или балтов, а этого нет.
avatar
0
4
Шишки,говорите? Вы уверены,что народ поймёт тонкости собирания шишек?(шутка)
Вот в этом разделе http://merjamaa.ru/index/nashi_druzja/0-12  действительно отражена жизнь соседей ))
 Вот,правда,хотела зайти на сайт Ленинградской области,а его и нет ((( пичалька ...
avatar
0
3
Сверху справа - список разделов нашего сайта. "Форум" - почти внизу списка.
Да, к сожалению малозаметная кнопочка. То-то на форум почти никто не заходит...
avatar
0
2
Хе-хе! В общем да. Но всё же мы сейчас не в 19 веке, - всё немного интереснее! На следующие выходные ждите вторую часть.

В форуме в разделе Социум завёл новую тему: "у наших соседей". Вот там не то что патриархальность, - там живая архаика!
avatar
0
1
наверное там патриархальный покой и ти-ши-на ... ))
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика