Суббота, 24.06.2017, 13:22 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Сентябрь » 23 » Краеведение - локальный патриотизм - локальная идентичность
10:57
Краеведение - локальный патриотизм - локальная идентичность

Когда мы говорим о патриотизме, то, как правило, мы под этим словом подразумеваем любовь к родине, любовь к стране в таком самом широком смысле, когда, как в стихотворении, «и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок, это Родина моя, всех люблю на свете я», подразумеваем масштабы скорее всей страны.

Между тем, недооценивается, как кажется, роль так называемого локального патриотизма – это речь идет о любви к малой родине. То есть, можно как бы любить всю страну, а можно любить тот город, в котором ты живешь, в котором ты вырос, с которым тебя очень многое связывает. И если на уровне государства всячески поддерживается патриотизм в масштабах всей страны, то если смотреть на запросы со стороны общества, со стороны жителей, то мы увидим, что запрос на локальный патриотизм в каком-то смысле намного сильнее. И желание как-то манифестировать любовь к родному краю и рефлексировать по этому поводу очень-очень сильно развито. Особенно в небольших городах и в деревнях. Чем меньше населенный пункт, тем больше запрос на поиск уникальных особенностей, чего-то неповторимого и прекрасного, чем местные жители могли бы гордиться. В масштабах Москвы эта история немножечко растворяется, потому что слишком большой и слишком сложный город.

Если говорить об отношении государства к локальному патриотизму, то мы увидим, что, чем общество более тоталитарно, тем оно жестче относится к этой низовой инициативе. В этом смысле одним из показательных явлений является то, что произошло в советское время, когда на самых разных уровнях этот локальный патриотизм всячески подавлялся и подразумевалось, что любить нужно всю большую советскую родину, а может быть даже весь мир, угнетенных рабочих других стран, если мы двигаемся к мировому коммунизму. И показательно, что движение к мировому коммунизму и создание советского государства сопровождалось, в том числе, как раз разгромом краеведения, которое произошло в сталинские годы – типичная научная дисциплина, которая акцентируется именно на локальных особенностях местной культуры, местной истории.

Вот это оказалось в советское время не нужным и даже идеологически вредным.

Тем показательнее, что в постсоветское время, когда прежние жесткие идеологические рамки перестали работать, по всей стране произошел невероятный взлет этой локально-ориентированной культуры и локального патриотизма, что проявлялось на самых разных уровнях.

Начиная с того, что почти все города начали массово придумывать себе гимны, гербы, и как-то их внедрять. Важную роль стали получать местные праздники.

И показательно, что в конце 90-х годов по всей стране прокатилась волна формирования именно местных локальных праздников типа дня города, дня поселка и так далее. Сейчас уже даже у самой маленькой деревни, где казалось бы, 10 домов, но тем не менее, они тоже празднуют день деревни и этот праздник действительно для них имеет большое значение. В местной культуре это очень сильно проявилось.

То есть это возрождение краеведения.

Если в любом городе пойти в местную библиотеку и посмотреть, сколько книг и статей по истории местного края было опубликовано за пять лет советской власти и за пять лет постсоветской власти, то мы увидим невероятный всплеск и активную деятельность. В этом направлении выходят и книги, и статью почти в каждой районной газете есть.

Собственно, местные медиа – районные газеты, которые достаточно формально подходили к освещению какой-то локальной проблематики, сейчас очень сильно востребованы, если смотреть опять же данные социологических опросов, то во многих регионах местные газеты более популярны, чем какие-то СМИ, которые в масштабах всей страны действуют.

И даже на уровне социальных сетей, если мы посмотрим социальную сеть ВКонтакте, то увидим, что почти каждый житель того или иного населенного пункта, зарегистрированный ВКонтакте, он вступает в группу, например, «торопится моя любовь», «мы все из Омска» и так далее, и так далее. И количество этих локальных групп в социальных сетях и локальных форумов, объединяющих местных жителей, где происходит какая-то жизнь и обсуждение городской проблематики, огромно.

Собственно, показательным примером того, как это работает, и какие изменения произошли в сознании жителей этих населенных пунктов за последние пару десятилетий, это то, что произошло с традицией песен про города. В советское время у многих городов были песни, посвященные любви к этому городу, но если посмотреть советскую песенную традицию, то композиторы могли написать про город Орел, Омск, песню, которая потом профессионально записывалась и исполнялась.

Если мы проанализируем тексты этих песен, то мы увидим, что в них нет почти ничего специфического. То есть локальной специфики нет. И вообще зачастую нет города. Очень большое количество советских песен о городах, в которых воспевается небо синее, зелень лугов и так далее. Будто бы это вообще не про город, а про какой-то сельский населенный пункт. И многие устроены так, что, кажется, можно просто подставить название другого города, и песня ничуть ничего не потеряет. Потому что ничего специфического там нет.

Если мы посмотрим те песни о городах, которые существуют в постсоветское время, даже, например, в социальных сетях, не секрет, что та же социальная сеть ВКонтакте, где размещается очень много аудиофайлов, и среди них огромное количество песен, посвященных тому или иному населенному пункту. Как правило, они в тех же самых локальных группах скапливаются. Мы увидим совершенно другую картину. Во-первых, большинство этих песен сочиняют уже не профессиональные композиторы, а непрофессиональные. В диапазоне от каких-то местных поэтов и заканчивая подростками, которые пишут рэп про свой родной Торопец или какой-то другой город.

Мы увидим, что в этих песнях очень ярко проявляется именно местная специфика. То есть тут уже невозможно подставить название другого города, потому что в самом тексте песен очень активно описываются, фиксируются какие-то вещи, связанные с местной спецификой: будь то история этого города или какие-то знаковые местные здания и так далее. Вплоть до того, что появляется такой любопытный феномен, как краеведческий рэп. Это когда молодые рэп-исполнители, решая сочинить песню про свой родной город, вынуждены обращаться к краеведческим пособиям.

Они не очень хорошо представляют, как именно выстроить, описать уникальность своего города так, чтобы это было действительно на высоком уровне, достойно и убедительно, поэтому они обращаются к краеведческим пособиям, изучают историю города и потом, собственно, в форме рэпа описывают его историю, происхождение, ключевые события его истории и так далее. Очень часто в этих песнях появляются реалии, которые абсолютно непонятны людям, которые не живут в этом городе. То есть, основным потребителем этих песен становятся местные жители. Если раньше советская песня скорее была направлена вовне, чтобы прославить город Тверь по всему Советскому Союзу, то здесь это история про внутренне потребление. Количество, постоянно растущее, этих песен, и их очевидная востребованность говорит о том, что для местных жителей это действительно достаточно важная история. Чувства жителей к родному краю и стремление как-то проявлять эти чувства, несомненно, нуждаются в некоторой подпитке.

То есть, если город страшный, ужасный и там вообще нечем гордиться и все плохо, то жители, которые может быть изо всех сил и рады бы найти в нем что-то уникальное и как-то его полюбить, рано или поздно опускают руки, и отсутствие локального патриотизма, какие-то проблемы с ним, могут привести к желанию уехать из города, что, конечно, для того города, откуда они уезжают, плохо.

Потому что мы понимаем, что человеческий капитал в современных условиях – это один из самых важных ресурсов. Особенно это, конечно, касается молодежи. Поэтому работа с локальной культурой, локальными особенностями города – это важное направление, которым следовало бы заниматься местной власти, заинтересованной в том, чтобы как-то удержать жителей и сделать их жизнь более качественной, чтобы им действительно было чем гордиться.

Понятно, что в первую очередь для этого нужно быть эффективной властью и делать жизнь города лучше в прямом смысле слова. Однако, работа с этим локальным патриотизмом, с локальной культурой – это тот ресурс, который зачастую ими не используется, хотя он мог бы тоже работать на формирование какой-то вот устойчивой сильной локальной идентичности, локального патриотизма.

В этом смысле показательным примером является, например, установка памятников.

Не секрет, что в последнее десятилетие в городах самого разного масштаба довольно много происходит установок новых памятников, причем одним из трендов является установка каких-то стебных, смешных памятников. Например, водопроводчику, вылезающему из люка, и так далее.

К сожалению, как показывает практика, большинство этих памятников абсолютно мимо местных жителей проходят. То есть, их воспринимают скорее с удивлением и неприязнью. В то время, как если бы эти памятники как-то манифестировали и поддерживали локальную идентичность города, его уникальность, то отношение к ним могло быть совсем другим, они могли быть важным объединяющим ресурсом.

Приведу такой пример. В городе Бологое Тверской области, где мы с коллегами много лет проводили исследования, существует несколько устойчивых стереотипов, представлений о том, чем же собственно город является уникальным, и они связаны с несколькими вещами. Во-первых, с его срединным положением между двумя крупнейшими городами России, между Москвой и Петербургом. Местная интеллигенция даже иногда называет этот город маленькой столицей между двух столиц, что тоже очень показательно с точки зрения локального патриотизма. С другой стороны, это крупный железнодорожный узел, и все, что касается железнодорожной тематики, для них тоже очень востребовано.

Если говорить о каких-то культурных текстах, которые связываются с этим городом, то, например, существует такая шутка, что Бологое – это то место, где бордюр переходит в поребрик. Тут обыгрываются городские диалекты, названия одного и того же явления в Москве и в Питере. И, собственно, одним из осмысленных памятников, причем из очень дешевых, который можно было бы установить в городе Бологое и которые работали бы на укрепление этой локальной идентичности, это можно было бы поставить в центре города верстовой столб указатель, где одна стрелочка показывала бы в сторону Москвы, а другая в сторону Петербурга, и на одной было бы написано бордюр, а на другой написано поребрик. Очевидным образом этот памятник стал бы и достопримечательностью в масштабах всего города для внешних посетителей, и явно очень позитивно был бы воспринят местными жителями, потому что он бы как раз акцентировал уникальность города, его отличительные черты. К сожалению, в городе так и не был установлен этот памятник, зато в соседнем райцентре, который совсем не настолько посередине между Санкт-Петербургом и Москвой, подобный памятник был установлен и попал в федеральные СМИ, и местные жители очень хорошо к нему относятся, делают сэлфи на его фоне и так далее. Это типичный пример того, как можно работать с этими вот локальными смыслами для развития локального патриотизма.

Источник: http://postnauka.ru/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1180 | Добавил: merja | Теги: патриотизм, регионализм, бренды, история, локализация, Идентичность, краеведение, будущее | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 17
avatar
0
17
Статья двуликая: жечь покрышки или не жечь? Если не жечь, то надо возвращать себе утраченные идеологемы, но на локальной мозаичной основе.....Можно согласится, что краеведение - путь к примирению постсоветских провинций. Но это не следует из статьи.
avatar
2
16
У комментаторов бомбит))) Ну не могут людишки смириться с тем, что при Сталине был тоталитаризм. Хочется крепкой руки с кнутом.
avatar
3
15
Да, да, именно так. Больше половины краеведов и научных работников краеведческих музеев РСФСР расстрелянных Сталином в 30-эе годы. К середине 30-х гг. были ликвидированы все краеведческие организации, закрыты многие музеи.
Сейчас ясно, что разгром краеведения в 30-е годы нанес нашей культуре непоправимый урон. На долгое время забыто было даже само слово « краеведение ».
avatar
-2
14
"В этом смысле одним из показательных явлений является то, что произошло в советское время, когда на самых разных уровнях этот локальный патриотизм всячески подавлялся и подразумевалось, что любить нужно всю большую советскую родину, а может быть даже весь мир, угнетенных рабочих других стран, если мы двигаемся к мировому коммунизму."

Так старались, так старались клятые тоталитарные совки поуничтожать локальный патриотизм, что аж музеи чуть ли не в каждом районном центре понатыкали и заставляли, тоталитарные нехристи, ещё и малые народы родной язык в школе учить.
Не то что сейчас — в интернете каждый недоучка несёт светоч знаний, и не ступая своими ножками в захламленные в свалку леса, разрушавшиеся города и раграбленные дома культуры.
avatar
2
13
У меня сестра тоже где-то там живет ,но на в Хельсинки.Работает офисным планктоном у каких -то финнов в фирме -у них там семейный подряд всю работу на русских спехивают-говорит тижало
avatar
2
12
Всё логично.
Адекватный нормальный человек, а не обычный быдло-ура-патриот думает о качестве жизни непосредственно вокруг себя, облагораживает свой район.
Сажает деревья, договаривается с местной администрацией о цивилизованных местах отдыха в парковой зоне.
А не оставляет мусор в лифте своего дома в парке рядом со своим домом.
avatar
2
11
Я уже в Хельсинки живу, самом крупном городе Финляндии. Сейчас хочу Мюнхен переехать.
Москвабада нам не нада1
avatar
2
10
Осталось вам всем перебраться в Москву, ребятки)
avatar
0
9
И жители западных стран( особенно молодежь) к какой либо стране вообще привязывать себя перестают, считают себя "гражданами мира".
Для них совершенно нормально не цепляться за кусок родной земли и помирать там во славу родины. Они тупо выбирают лучшее место для карьеры и жизни. И это обычно крупные города вроде Сиднея, Нью Йорка, Сингапура, Парижа.
Это у нас, как крепостные, люди где родились, там и должны стать рабами этого места, заставляя себя его любить.
Там все просто- выгода.
avatar
1
8
Говорить о том "кто лох, а кто бох" тут не уместно. Каждый живет так, как ему нравится.
Я говорил лишь о том, что людям это не интересно.
В Германии, которую вы в который раз упоминаете- под 85-90 процентов населения- жители городов.Люди и практически вся молодежь стремится в ГО-РО-ДА. И местечковый национализм им ПО ФАКТУ не интересен.
Исключения составляют Каталония, Бавария и другие ОЧЕНЬ богатые провинции(да и там люди стремятся в крупные города).
Это все, что я хотел сказать.
avatar
3
7
миллионы европейцев поколениями живут, скажем так, осёдло. у многих родовой бизнес в маленьких городках, или просто дело по душе. и эти городки и деревни ухоженные не зависимо от экономического уровня того или иного региона. дело именно в Культуре носителями которой являются люди. 

если вам нравится жить как перекати поле, поверьте ничего плохого в этом не вижу, ибо каждому свое, то это не значит, что немецкий фермер пашущий поле на Арконе или житель латышского хутора занимающийся традиционным гончарным промыслом - лапотники и лохи.
avatar
1
6
пффф, ну сам смотри...
Бавария, если ты не знал, самая богатая земля Германии.Местный национализм, если его так можно назвать, там упирается как раз таки в уровень жизни, а никак не Октоберфест и прочую шелуху. Я в Мюнхене был и их отношение к остальным немцам заметил(Та же ситуация в Каталонии в Испании).
Нью Йорк является ни много ни мало экономической столицей мира.
Сравни уровень жизни там и там, карьерные перспективы. Все инфа в сети есть. Между Нью Йорком и Далласом второй выберет один из ста.
С Парижем, Москвой, Лондоном и другими огромными городами ситуация та же. Посмотри на количество ВУЗов, зарплат, увеселительных заведений. И все вопросы отпадут сами собой.
Единственное, от мигрантов начинают уходить, создавая "белые районы". Но это трудно региональным патриотизмом назвать.
avatar
-4
5
Поломать и разделить! Так заживем!
avatar
1
4
Лапотный патриотизм это вовсе не региональный патриотизм, а скорее усредненные формы исходящие из центра. Вроде жестяных кокошников и пр.
avatar
2
3
чушь. в европе или америке культура и центр мира располагается в берлине, париже или нью йорке? вовсе нет. жители баварии, техаса или бретани очень патриотичны, и не ориентируются на столицы своих империй. и даже в россии в городах далеких от москвы это присутствует, но в гораздо меньшей степени конечно...
avatar
-2
2
Глобализацию никто не отменял.
ЛюдЯм подавай большие города и перспективы.
Лапотный патриотизм не в цене, тем более региональный.
avatar
0
1
ляля тополя... берёзки во всём мире выглядт точно так же. нужно просто не гадить, где живёшь, и внезапно наша страна станет как европа
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика