Вторник, 23.05.2017, 13:53 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Март » 27 » Кризис и трансформация цивилизационных моделей.
14:48
Кризис и трансформация цивилизационных моделей.

Любая культура противостоит качественным преобразованиям и блокирует эти тенденции. Кроме того, качественные преобразования всегда затрагивают социальные интересы мощных и влиятельных групп. В случае с Россией, будущее культурное противостояние будет многоуровневым и многообразным по своей стратегии и тактике. Можно ожидать консолидации сил исторической инерции, выходящих на «последний бой» с врагами "Святой Руси". Что можно сделать для трансформации культуры, критически неадекватной вызовам сегодняшнего времени? Иначе: можно ли в принципе трансформировать устойчивую имперскую цивилизационную модель?


Чаще всего люди со стороны трактуют сторонников цивилизационного видения как примордиалистов (Примордиализм направление в политологии рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками), утверждающих наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой.

Раз у России сложилась такая имперская ментальность, то быть ей таковой навечно. Прежде всего, в этом суждении содержится уверенность в вечном характере этого объекта, что есть чистая химера. Ничто не вечно, а иррациональная убежденность в вечности «своего» народа или его культуры – одна из универсальных иллюзий, которую культура формирует у своих носителей и в этом - одно из проявлений манипулирования человеком со стороны культуры. 


Вменяемое, лежащее в пространстве научного знания, цивилизационное видение лишено примордиализма. Локальные цивилизации весьма устойчивы в своих базовых характеристиках. Однако, они конечны, подвержены трансформациям, в том числе и весьма глубоким, и существуют ровно до тех пор, пока оказываются в состоянии воспроизводить себя в конкурентной среде других культур. 
Людям далеким от профессионального интереса к истории цивилизаций историческое снятие конкретной локальной цивилизации чаще всего представляется в виде страшной катастрофы. По модели падения Константинополя в 1453 году.


Между тем, цивилизации могут уходить в прошлое и перерождаться сравнительно спокойно. Греко-римская цивилизации античности исчахла в IV-V веках, однако жители Рима существовали в убеждении континуитета античного мира; коронация Карла Великого в 800 году копировала классические римские образцы. Иными словами, гибель одной цивилизации и рождение на ее месте другой могут не осознаваться в полном объеме прямыми участниками (или объектами) процесса самоорганизации цивилизационных систем.


Кризисы открывают окно возможностей качественных трансформаций, и чем глубже кризис, тем шире это окно. Масштаб кризиса, который переживает Россия, не осознан. Его прячет в подсознание слабая человеческая психика, маскирует имперская идеология, затушевывает благоприятная конъюнктура цен на энергоносители. Реально Россия сходит с исторической арены. Кризис такого масштаба создает предпосылки для мутаций, разрывающих с системным качеством старой культуры.

Альтернатива необходимой радикальной трансформации – распад социокультурной целостности Россия («русский мир») которой никто не хочет. Но исторически, либо эта территория попадает в другие цивилизационные круги, и местное население включается в эволюцию, по преимуществу заданную другими цивилизационными центрами, либо на этих пространствах произойдет новый цивилизационный синтез, и родится качественно новая цивилизационная модель.


Любая локальная цивилизация в ситуации кризиса исторического снятия обречена на трансформацию, поскольку системоообразующие основания перестали эффективно вписывать носителя культуры в окружающий мир. Система культуры переживает распад, связи между элементами ослабли, «твердые» носители традиционного качества маргинализованы и т. д. Произошло самое главное – культура критически утратила эффективность. Массы ее носителей не осознают и не формулируют этого. Данная истина табуирована к осознанию и произнесению. Однако люди переживают и схватывают это обстоятельство на дорациональном уровне и соответственно выстраивают свое поведение.


После 1990 года из СССР/РФ выехало не менее 5 млн. человек. Масштаб процесса свидетельствует о том, что качественная дистанция между советским/постсоветским русским и средой европейской цивилизации уменьшилась настолько, что модернизированные русские легко включаются в западный мир. Латвия и Литва дали миру феномен «еврорусских».

Там исходно русскоязычные эффективные бизнесмены и менеджеры легко вписываются в европейские структуры и составляют серьезную конкуренцию местному бизнесу. Иными словами, стоит убрать имперский эгрегор, и поместить прагматичного русского в нормальное социокультурное пространство, как он начинает жить в соответствии с иными нормами, ценностями и ориентирами. Разумеется, такая перестройка требует мобилизации всех экзистенциальных ресурсов и обходится дорого, но она возможна, и это – главное. Заметим, что «еврорусские» не исчерпывают собой русскоязычного населения стран Балтии. Рядом с ними живут люди, ценностно ориентированные на советское имперское прошлое. Они маргинализуются. Пожилые реализуют стратегию доживания, молодые маргиналы объединяются в формальные и неформальные структуры, противостоящие доминирующей реальности.


Необходима сознательная стратегия разделения общества на людей вчерашних и сегодняшних. Вчерашним создают комфортную социально-культурную среду и условия пристойного доживания. Сегодняшним – пространство адекватного саморазвития, дистанцированного от исчерпавшего себя исторического качества.

Игорь Яковенко. Доктор философских наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1408 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 10
avatar
0
10
Империя, как социокультурный феномен существует до тех пор, пока может расширятся, перерабатывая экономику присоедененых земель под себя. Как только этот процесс стагнируется, происходит распад Империи. Так было с Римом, Византией, Священной Римскй Империей германской нации....
avatar
0
9
Оставь себе свою империю/
avatar
-2
8
Автор, надо полагать, с надеждой смотрящий на этническое разнообразие, с недоверием относится к разнообразию цивилизационному, и желает видеть русских, причесаных на европейский "цивилизованный" (здесь уже в кавычках) и "прагматичный" манер. Нет ли тут принципиального разхождения? "Трансформацию" для Русского мира он видит в подчинении "цивилизованной" (здесь уже в кавычках) Европе, по причине цивилизационной профнепригодности и "мерзости"? Или я ошибаюсь?

Империя неубиваема, до тех пор, пока планетарная среда энергоизбыточна, а человеческий вид экспансивен. Пассионарность некоторых социумов в столетиях борьбы побеждает в конкуренции с и приводит к построению особых крупных социальных систем - империй. У всего есть жизненный цикл, и, умирая, одна империя даёт место для другой. Сейчас, в сумраке времён, когда человек не видит целей дальше околоживотных, этнисты и националисты растаскивают тела павших империй в свои огороды, подводя под это теории о сохранении этноразнообразия. Это закономерно. Но не пройдёт много времени, когда те из этносов-падальщиков, съевших мёртвую империю, которые рождают больше яростных, умных и отважных мужчин, снова подчинят остальных свои целям, и будут снова уменьшать это разнообразие. История повторится, без вариантов.

Поэтому, хоть и несколько печально смотреть на травоядных, провозглашающих меркантильную прагматичность "нормальной средой" и "нормальным состоянием", но долговременный оптимизм состоит в том, что всё развитие, сама эволюция - это нарушение гомеостаза, уход от "нормальности" в сторону повышения порядка. Вы обречены либо на смерть, либо на подчинение, либо на самостоятельное строительство империй черз поедание и подчинение других. У вас есть такой план? Если у вас нет такого плана, то последний пункт для вас закрыт. Им воспользуются другие.

Русскость ненавистна по двум причинам. Внешняя - имперские конкуренты ненавидят его за само присутствие на "великой шахматной доске". Внутренняя причина ненависти (со строны части русских) зачастую состоит именно в том, что русскость ставит для человека цели выше чем уровень гомеостатичного пережёвывания жизни; требует движения, зачастую без компромисса и на надрыве, требует подчинения высшей цели, святости, подвига. Эти установки так или иначе утверждаются в обществе, и отягощаются и природными условиями, в которых и приходится достигать, и качеством человеческого материала, на котором эти установки должны быть реализованы.

Для человеческого тела это напряжение - естественная боль и ужас; и люди, чья психическая и интеллектуальная работа не вырвалась ещё с орбиты телесных интенций, транслируют этот соматический страх в эмоциональную и интеллектуальную сферу. Да, да, русское - это "ненормальное", ужасайтесь. Оно таким и останется. А исчезнет русское, найдётся другое, всё столько же кошмарное для общества homo economicus-ов своими пассинарными выстрелами. Пощады не будет. Будет Империя.
avatar
1
7
Игорь Яковенко молоток. Ждем продолжения.
avatar
3
6
Особой идентичностью обладают не только «национальные» республики РФ, но и «русские» регионы - от Балтики до Приморья. Настойчивое стремление имперской власти подогнать их под «единый стандарт» лишает регионы взаимной заинтересованности, превращает их в одинаковую убогую «провинцию». Каждый российский регион должен обладать системой своих уникальных и эффективных культурных и экономических брендов - но эта задача может быть свободно и творчески решена только его собственными жителями. Всякое «укрупнение» регионов может осуществляться только по инициативе и в интересах их граждан, а не по произволу каких-то «центральных» экспериментаторов.
avatar
1
5
Не затягивайте с продолжением!
avatar
3
4
В стране столько человеческой мерзости, что с ней никогда не разобраться. Теоретически нужны тысячелетия, практически эта мерзость сама себя переварит в течение 20 – 30 лет. Вместе с почти полностью пораженным населением. Затем последует очищение. Надо готовить жизнеспособную культурную базу
avatar
3
3
Согласно существующим законам, эта страна развиваться уже не может. А где нет развития – нет и выживания.

Будет ли решена задача нахождения новых концепций, а значит и выживания – вопрос очень сложный. Нужно заметить, что нигде и никогда в истории эта задача решена не была. Все великие цивилизации прошлого выродились. Так что положительного опыта нет.
avatar
2
2
Это только первая часть материала. Решил его разбить.

Я согласен что нужно искать новые концепции социального и экономического развития России. И безусловно основой этих новых процессов культурный регионализм, погружение в исторические культурные слои. Время я думаю есть.
avatar
6
1
Начал "за здравие", а кончил "заупокой"...
"...поместить ... русского в нормальное социокультурное пространство"
Боюсь, просто не поместимся. Вот в чём проблема... 5 млн. - это ладно, неплохая приправка в устоявшуюся европейскую эконом.кухню. Но остальные? В качестве кого?

Основы для позитивной цивилизационной трансформации имеются. Но они не в очередной западной прививке (20 лет хлебаем этот сироп). Скорее уж, во всех тех течениях, которые противостоят этому размягчению и представляются сейчас маргинальными.

"Вчерашним" - пусть и молодым! - "маргиналам" давно уже создали "условия пристойного доживания": работа "планктоном" в офисах либо строителями-отделочниками этих офисов - и пиво, пиво! да порнуха...
Всё это трагично. Но для простых людей маргиналы - те, что бесятся с жиру в дорогой нашей столице и те, что уехали "за хорошей жинью" в "нормальное социокультурное пространство", - никак не они сами!

Регионализм - хорошая альтернатива как отживающему свой век имперскому комплексу, так и маргинализируещему глобализму. Погружение "в себя" (в пласты социо-культурного опыта "своих, родных и близких"). И через него - восприятие "дальних своих" с их столь же значимым опытом.
Но осталось ли у нас время для реализации этой стратегии?
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 847
Статистика
Яндекс.Метрика