Среда, 28.06.2017, 06:38 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Май » 14 » Куда ушла Яитра?
20:15
Куда ушла Яитра?

Александр Кузнецов, педагог, краевед, автор ряда краеведческих книг, живёт в Усть-Печенге Тотемского района. Специально для «Маяка» он написал работу, посвященную легенде о Яитре, бытующей в вологодских местах…

Весной 1982 года, когда я был студентом, мне довелось познакомиться со старейшим на то время вологодским краеведом Павлом Александровичем Тереховым. Он уже плохо видел, но хорошо рассказывал про старые годы.


Место на котором располагалась Арсениева пустынь

Запомнилась одна из его историй. В детстве Паша Терехов вместе с бабушкой ходил в гости «на Маслену» (река Масляная, правый приток Вологды), где в деревне Большое Село у них жили родственники. От Верхвологды, родины П. А. Терехова, это в двадцати верстах к югу. По дороге бабушка с внуком посетили место старинной Арсениевой пустыни. От монастыря к началу ХХ века уже ничего не осталось, но на лесной поляне стояли две деревянные церкви – Одигитриевская и Вознесенская. Богомольцы приворачивали к ним ещё и затем, чтобы поклониться так называемому Богородичному камню, на поверхности которого было небольшое углубление, «как будто кто­-то посидел». Бабушка сказала тогда маленькому Паше, что, мол, на камне сидела Яитра, отдыхая на пути в Кириллов…

«Кто такая Яитра?»

– спросил я у краеведа, выслушав его рассказ. Павел Александрович ответил, что, видимо, это народное название Богородицы, но откуда происходит это странное слово, он не знает…

Недавно я познакомился с опубликованными в научном сборнике материалами топонимической экспедиции Уральского университета и понял, что память у старого краеведа была крепкая!

Автор публикации Е. Л. Березович приводит запись легенды, сделанную в деревне Омогаево Вологодского района (это в 25 км к северу от Верхвологды):

«Недалеко есть у нас Святой Колодчик. Шла она, Яитра, Божья матерь, мимо, устала, попить захотела. На камнях остались от неё следочки: на один камень она наступила, на другой оперлась – ладошка отпечаталась».

Уральским учёным удалось при опросах населения выяснить происхождение слова Яитра. Оказывается, на просторах между рекой Шексной и Кубенским озером в народе так называли Богоматерь Одигитрию. 


Святой колодезь 

Святой Колодчик находится неподалёку от деревни Омогаево, в истоках речки-­невелички Еленги. В годы советской власти источник пытались уничтожить: атеисты разобрали деревянную часовню при нём, где хранилась икона Пресвятой Богородицы, лили в родник керосин… Недавно Святой Колодчик восстановили, туда снова приходят верующие, проводятся молебны.

Любопытно, что в обеих легендах о Яитре говорится о том, что шла она в сторону Кирилло-Белозерского монастыря. Путь этот почему-то вёл через самые глухие леса шекснинско-кубенского водораздела, в обход населённых волостей и торных дорог. Очевидно, что в народных представлениях Богородица выбрала этот путь с той целью, чтобы простые смертные увидеть её не смогли. Тем не менее, по следам, оставленным на камнях, люди догадались о существовании этого богородичного пути, обнаруживали места отдыха Яитры и делали их культовыми.

Само слово Одигитрия переводится с греческого языка как «путеводительница». Таким образом, народный термин Яитра не случайно оказался связан с идеей пути, движения в заданном направлении. Ещё одним доказательством существования простонародного религиозного культа о прохождении Одигитрии в Кириллов монастырь по вологодским лесам является полное название Арсениевой пустыни на реке Масляной (в 10 км от современного посёлка Кипелово). В. В. Зверинский в «Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» пишет, что мужской монастырь в 40 верстах к западу от города Вологды именовался «Арсениева Одигитриева пустынь на Маслене». Следовательно, Богородичный камень со следом отдыха Яитры, который видел в детстве краевед П. А. Терехов, тоже является одним из этапов этого пути Одигитрии!


Старинная булыжная дорога. Говорят, что дорога к святому источнику построена для императрицы Екатерины.

Итак, из легенд известен конечный пункт путешествия Богородицы – Кириллов монастырь на Сиверском озере и две остановки – на реке Масляной и у Святого Колодчика. А нет ли других свидетельств о прохождении Одигитрии-Яитры по лесному водоразделу? На помощь вновь приходят сведения из области топонимики. Так, на полпути между Арсениевой пустынью и Святым Колодчиком есть озеро Соренское (близ Вотчи), которое раньше называли Святым. На берегу озера тоже имелся почитаемый населением камень-следовик, рядом с которым была устроена деревянная часовня. Сегодня от этого культового места уже не осталось никаких следов…

Между Святым Колодчиком и Кирилловым монастырём есть сразу два больших озера с одинаковым названием Покровское и с церквями Покрова Богородицы на их берегах! Чем не след богородичного пути?

Сложнее обстоит дело с определением маршрута Одигитрии в южном направлении от Арсениева монастыря. Откуда Богородица начала свой путь на север? Миновала ли она Вологду? По этим вопросам в настоящее время можно лишь строить предположения. Однако известен исторический факт о том, что монахи Кирилл и Ферапонт пришли в 1397 году из московского Симонова монастыря в Белозерье. По церковной легенде, путь на север им указала сама Богородица. Самой древней иконой Кириллова монастыря считался образ именно Богоматери Одигитрии, принесённый будто бы Кириллом из Москвы. Ныне эта икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Интересно также, что главные храмы в Кирилловом и Ферапонтовом монастырях были посвящены Богородице: в первом – собор Успения Пресвятой Богородицы, во втором – собор Рождества Богородицы со знаменитыми фресками Дионисия. В центральной апсиде храма знаменитый русский иконник поместил огромное изображение Богородицы с младенцем на троне. В народе же богородичный культ продолжал отражаться в камнях-­следовиках: так, на берегу Бородаевского озера, у деревни Щелково, в виду Ферапонтова монастыря, известен камень «со следом Богородицы». На горе Мауре, откуда монахи осматривали окрестности, выбирая место будущего поселения, тоже есть широко известный камень с довольно условным отпечатком следа ноги.

Точный путь святых Кирилла и Ферапонта из Москвы на север с иконой Богородицы в руках неизвестен.

Позднее, когда богородичный культ стал распространяться среди крестьян многочисленных деревень на пространстве между Шексной и Кубенским озером, сложные для народа христианские догмы были трансформированы в любопытную во всех отношениях легенду о прохождении Яитры по угрюмым вологодским лесам.

Автор: Александр Кузнецов
Источник: vologda-mayak.ru

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1044 | Добавил: merja | Теги: финно-угры, Яитра, народное православие, Богородица, краеведение, история, меря, великороссы | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 4
avatar
2
4
"Божья Матушка по горочке ходила
А Спасителя за ручку водила.
Где Спаситель ступнёт-
Там водичка выступит."
-из детства вспомнилось.
avatar
2
3
В Вологодских местах, на реке Тошне, еще обретен был образ Богородицы - Семистрельная, или позднее название "Умягчение злых сердец". Очень необычная икона, Божия Матерь пронзенная семью стрелами (или кинжалами).
avatar
2
2
И главное абсолютно наша, мерянско-чудская smile
avatar
3
1
Удивительно, Яитра) и правда похоже на Одигитрию), только куда проще в произношении)
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика