Понедельник, 27.02.2017, 00:53 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Ноябрь » 8 » Культ предков. Родительская суббота в Костромской земле
11:22
Культ предков. Родительская суббота в Костромской земле

Поминальный костер у андреевского камня следовика-чашечника

В Родительскую субботу, московский актив "Metsa Kunnta" совместно с костромскими краеведами побывал на священных камнях в районе Сусанино и Островского в Костромской области, где почтили память предков и зажгли поминальные свечи.
 

Огромные дома северного типа в одной из окрестных деревень

Мерянская традиционная религия - это народное православие, в котором переплелось язычество и христианство. Наше православие идёт не из интернета и политики, а от студеных источников родной земли. Наших священных камней, множества старых обрядов, мерцания лампады у бабушки в глухой избе и её наивных и тёплых искренних молитв, уважения к покойным предкам, уважения к ритму природы и гармонии человеческой жизни на Земле, красоты бронзовых старообрядческих икон, сказок нашего народного святого Ефима Честнякова и Святых Отцов, общения с мудрыми сельскими священниками и деревенскими знающими.

К большому сожалению, сейчас в православие многие вкладывают много негатива, в нем много городского неофитства, политики. Но в православии тихо дремали обычаи мерянской старины. Наши мерянские предки очень давно приняли христианство и трансформировали его под себя. Христос, Никола, Богородица, Параскева - любимые и важнейшие силы нашей веры. Мы полюбили их и они остались с нами вместе с древними духами предков и природы, камнями, деревьями, источниками...

Андреевское на Андобе-реке
 

Первым пунктом нашей поездки была земля древнего Андобского стана по реке Андобе.  Здесь проходил древний проселочный тракт из Молвитина (Сусанино) в Буяково.  В окрестных деревнях в старину добывали из болотной руды железо, изготовляли холодное оружие и хозяйственный инструмент.
 

Наличник со стилизованными драконами
 
В начале XVII века село Андреевское с соседними деревнями принадлежало Геннадиевскому монастырю, что под Любимом. В Андреевском стояла деревянная Никольская церковь, и село иногда называлось Никольским.
 

 
В этой церкви хранилась грамота на освещенье церкви, из которой видно, что в 1734 г. «воровские люди покрали имущество церкви». Что это были за люди, неизвестно.  Эта деревянная церковь — памятник архитектуры XVII века. 
 

 
В окрестностях Андреевского, на реке Андоба лежит камень-следовик, информацию о котором нам поведала знакомая жительница поселка Сусанино.
 

Общий вид камня
 
Нашим проводником любезно согласился стать житель одного из местных сел, которого еще ребенком водил на этот камень отец. После трехчасовых поисков по заснеженному лесу (к 3 ноября в Сусанинском районе выпало до 30 см снега) камень был найден.
 

Отчетливо виден след ребенка и кабаньего копыта
 
Это оказался гранитный валун размером 2,5 на 1,5 метра с множественными естественными и искусственными углублениями в виде следов животных (рысь, кабан, лось), ступни ребенка и чашками. Кроме них камень содержит несколько граффити первой половины XX века и, вероятно, более раннего времени. Камень со всех сторон окружает глубокая траншея. В 80-х годах по инициативе председателя местного колхоза камень попытались увезти в сусанинский музей. Из этой затеи ничего не вышло по причине отсутствия нормальных дорог и сильной заболоченности самого места.
 

Надписи на камне
 
Легенд о его прошлом почитании не сохранилось, поскольку все окрестные деревни давно вымерли, но интересен тот факт, что в первой половине XX века местная молодежь любила устраивать около камня гулянья. О них свидетельствуют упомянутые выше граффити.
 

Выбитое в камне кольцо
 
Гулянья вполне могут быть отголосками былого почитания камня местным населением. Учитывая, что архетипы - вещь очень серьёзная, эта версия для нас сейчас основная. Судя по стойкости почитания местными жителями, очень хороший пример архетипического сюжета!

Островское на Мере-реке
 

Поселок Островское (Село Семёновское-Лапотное на Мере) Фотография П. Павлова. 1912 г.
 
Вторым пунктом поездки стали священные камни из поселка Островское на реке Мера и его окрестности. Информацию о них нашел еще год назад наш товарищ из Вохмы Мерич.

Поселок переименован из села Семеновского-Лапотного в честь великого русского драматурга А.Н. Островского, жившего и работавшего вблизи поселка в усадьбе Щелыково.
 

Село Семеновское-Лапотное, торговые ряды. Фотография П. Павлова. 1912 г.

Семеновское-Лапотное — одно из древнейших поселений Костромской Мерянии. Входило в средние века в волость Немда, известную по летописям с 1505 г., когда московский великий князь Василий Иванович эту волость пожаловал в кормление Федору Максимовичу Горину. Уже в те времена волость Немда по Мере-реке была плотно заселена.

По преданию, село было известно еще при московском великом князе Симеоне Ивановиче Гордом и названо по его имени. Эпитет Лапотное село получило за обширную торговлю лаптями — основной обувью костромских мерян.

В 1622 г. Семеновское с деревнями, в которых стояло 250 крестьянских дворов, было пожаловано окольничему Никите Васильевичу Годунову за его участие в обороне Арбатских ворот в Москве от войск королевича Жечи Посполитой Владислава.

Сокерино


Остатки деревни Сокерино

Топоним Сокерино, говорящий сам за себя, возник от фамилии Сокерин, которая происходит от мерянского "сокер-сокыр" - слепой, незрячий; лишённый зрения. 


Вид на долину Мера-реки

Кроме него существуют населенные пункты Сокерино в Нерехтском районе и в Вохомском районе Костромской области, Сокерино Максатихинского района Тверской области, поселок Сокерино Заволжского района Ивановской области. Как видим, все они расположены на постмерянских территориях центральной Московии.


Камлание предкам


 
Итак, поиски первого камня крестовика, лежащего в районе бывшей деревни Сокерино, заняли два с половиной часа. За это время мы успели облазить не только место бывшей деревни, но и отрезок поймы Мера-реки с оврагами протяженностью около полутора километров. Поиски у реки не увенчались успехом. И только на обратной пути, проходя через один овраг, мы чудом на него наткнулись.
 

Камень имеет практически круглую форму и достигает в длину – 0,99 метров, в ширину – 0,96 м. Его высота 0,71 м. На лицевой стороне камня имеется изображение креста с надписью, которую можно прочитать на фото.
 
 

На камне есть и другие надписи, уходящие по окружности вниз. Указана также дата - 1958. Но определенно, эта дата не имеет никакого отношения к самому изображению, потому что технология нанесения всех надписей, изображения и способ нанесения даты отличны друг от друга. Размер шрифта по всему камню примерно одинаков. Высота букв составляет 60 мм, наименьшее расстояние между буквами равно 15 мм, наибольшее – 30 мм. Расстояние между строк 30 - 40 мм.

Вверху камня есть множественные отверстия явно рукотворного характера, сделанные скорее всего до нанесения креста и надписей.
 

 
Камень крестовик/пальцевик находится на дне запруженного ныне оврага. Ранее рядом с ним тек ручей и, возможно, бил источник (и сейчас земля вокруг него буквально сочиться водой). Таким образом, нам видится, что это типичный культовый камень, поклонение которому уходит в седую языческую древность, о чем красноречиво свидетельствует и "крещение" камня.

Волкоуша

Три других камня находятся в населенном пункте под названием Волкоуша, который является пригородом районного центра Островское. Хранятся они во дворе частного дома.
 

История их такова - Рассказывает местный житель Сергей Викторович Брызгунов, хранитель этих камней:

"К истории камней был причастен один из моих пращуров по фамилии Волженков, который родился примерно в 1860 году. Отец последнего был церковным старостой или даже настоятелем, от него-то и дошел рассказ о перевозке этих каменьев. Он же и организовал эту эпопею. Было это в 1888 году.

Перевозили же камни в Волкоушу из двух соседних деревенек Русово и Брусово (последнее было хуторком).  Располагались они чуть далее Волкоуши на берегах реки Меры, если идти из Островского (примерно в полутора – двух километрах) – за нынешней свалкой, как объяснил Сергей. 

Перетаскивались же камни под замысел сооружения кирпичной часовенки, которую должны были организовать в Волкоуше в конце 19 века. Видимо православные иерархи решили пресечь на корню языческие обряды местных жителей".

С камнями связано несколько преданий:

Первое повествует про самый большой валун, что давным-давно, не одну сотню лет назад, в стороне от Волкоуш поселился отшельник. Недалеко от его жилища лежал в обрыве реки Мера громадный, на сотни пудов весом, камень. Отшельник покрыл камень какими-то знаками и стал вытесывать из него образ Богородицы. Трудился он над этим не один десяток лет, но так и не успел до смерти закончить обработку камня.

Во втором говорится, что Волкоуша страдала в старину каждое лето от пожаров. Служили молебны, но ничего не помогало. И лишь когда перетащили камни в деревню и поставили над ним часовню, пожары и эпидемии прекратились.

Итак, на двух камнях вырезан образ Иисуса и содержатся цитаты из библии, например, в одном месте читается притча о трех хлебах, которыми Христос накормил народ, и хлеба эти даже изображены. О чем, как не о еде и утолении самой насущной потребности -  пище, могли думать наши предки! На большом же камне или, вернее, на его плоской поверхности, во всю длину (более двух метров) высечена фигура Богоматери.

Наибольший из камней имеет длину - 3,4 м, ширину - 1,5 м и высоту камня - 0,55 м. На камне имеется изображение Богородицы во весь рост. Высота изображения от венчика до ног составляет 2,6 м. Камень с лицевой и боковых сторон имеет надписи. В отличие от Сокеринского камня, надписи не имеют упорядоченности ни в размерах шрифта, ни в расстояниях, ни в пропорциях. Скорее всего, автор придерживался принципа свободного места. Где оно позволяло, там буквы больше и размашистей, где места меньше, там и размер шрифта и плотность букв уменьшается.

Третий же камень был привезен из другого ныне не существующего села отцом хозяина дома, который нашел его в лесу, погрузил на автомобиль ЗИЛ и привез его домой. Этот камень имеет размеры: длина – 1,18 м, ширина - 0,85 м, высота - 0,1 м. Лик Спасителя находится внутри креста и со всех сторон окружен надписями.

Благодарим за помощь в нашей экспедиции Ивана Тощева, Клару и Владимира Шамовых.

Андрей Малышев. Москва-Кострома. 3-4 ноября 2012.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4016 | Добавил: merja | Теги: священный камень, камень крестовик, Сусанино, Островское, меря, камень пальцевик, православие. язычество, Родительская, кострома, камень чашечник | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 16
avatar
1
16
спасибо за отзыв!
avatar
2
15
я с удовольствием слежу за вашими новостями....очень много нового о нашей Родине узнаю... спасибо!
avatar
1
14
Почему бы эти места не сделать местом паломничества. Мусульмане едут за тридевять земель тратя десятки тысяч рублей, а мы, под носом же все. Надо составить карту святых мест-рощ, как добираться и чем.
avatar
0
13
Думаю не использовались. в нашей традиции не встречал такого. Прорисовку не делали. След летом постараюсь... Так же не успели поговорить с хозяином у которого они хранятся.
avatar
1
12
Спасибо админам и активистам, что постоянно публикуете интересный материал, благодаря вам я постоянно чувствую пульс Меряма и не теряю нить информации) Спасибо!
avatar
2
11
У меня несколько вопросов... Плиты из Волклуши точно не использовались как могильные надгробия? Делали ли вы прорисовку граффити и надписей на всех камнях? Что ещё известно про "кирпичную часовенку", ради которой перетаскивались камни? К каким праздникам были приурочены гуляния молодежи в 20 веке?
avatar
2
10
Отлично! Вы молодцы!!
avatar
1
9
есть определенное сходство) мерянская Хтонь!
avatar
2
8
Камень с этого ракурса похож на оттаявшего мамонтенка
avatar
2
7
Да. Север круче всех)
avatar
2
6
согласен. но в этом еще играет сильную роль собственная расположенность или не расположенность к тому или иному ландшафту. имхо
avatar
3
5
Ух..понятно.
А места определённо что-то вносят в обряды. В Воронежской области, скажем, смотрелось и чувствовалось всё уже совсем по-другому и не так уютно.
avatar
1
4
Да, волшебные места. на 3-4 ноября в лесу было 30 см снега. Сейчас все стаяло.
avatar
2
3
Класс! Уютные места, народные традиции, почет предкам. Так и представляются старинные времена и мерцающая лампада в избе.
Снега, смотрю, много уже севернее Москвы.
avatar
1
2
Спасибо за отзыв!
avatar
2
1
Spasibo za virtualnyj obzor, tak chotelos by pobyvat samoi vozle etich kamnei, kogda-to byla v Mari El, voschiszczena stoiko sochranionnymi jazycheskimi tradicijami predkov...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм галич деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2250
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 814
Статистика
Яндекс.Метрика