Среда, 23.05.2018, 19:43 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Декабрь » 8 » Культура рязано-окских могильников. Дославянское прото-государство на Оке
21:41
Культура рязано-окских могильников. Дославянское прото-государство на Оке
Вид рязано-окского могильника

В настоящий момент исследование финно-угров Волго-Окского междуречья  наметило несколько определённых тенденций. В ареале, лежащем между верховьями Волги по Оке, почти что до её впадения в Волгу и до верховьев Дона. То есть в ойкумене Городецко-дьяковских племен на рубеже 2-3 века нашей эры имеет место явление условно называемое рязано-окским импульсом.  На среднею Оку происходит вторжение высоко милитаризованной финно-угорской группировки, которая в течении 3-4 века создаёт то, что мы называем культурой рязано-окских могильников (КРОМ). С 5-го века начинается стремительное распространение рязанно-окских тенденций на описанную ойкумену. Особо четко это выражается в появлении могильников на территории, где их  ранее не было. Основным различием КРОМ от соседей является высокая милитаризованность, и, как следствие, наличие предметов престижной общеевропейской моды.
Немаловажным этнически показательным элементом является возникновение и развитие аутентического типа крестовидных фибул. Примечательно, что во всей зависимой ойкумене имеют место находки подражания  этим фибулам, что также очерчивает границы «провинций».

Важны и хронологические отличия - КРОМ 3-7 век, мещёра, мурома, эрзя, и пр. в основном - 8,9,10.. А. П. Гаврилов, Шилово
 

Сотрудники Государственного исторического музея относят людей рязано-окской культуры к волжско-финской ветви финно-угорских народов. По словам исследователей, они поселились в этих местах, предположительно, явившись с востока.

Знаменитая Старая Рязань. Ока здесь делает резкий поворот на север, а с юга в нее вливается полноводный приток Проня. Внизу лежит небольшой городок Спасск-Рязанский, против него - остатки села Старая Рязань. Село возникло под склоном городища летописной Рязани, погубленной Батыевым нашествием. О драматической судьбе одного из древнерусских центров знают многие, а о загадочном народе, который почти тысячу лет жил на этих землях до возникновения Рязанского княжества, известно единицам.

На высоком берегу виднеются валы Ольгова городища, где лагерем стоят археологи из экспедиции Государственного исторического музея. С одной стороны городища естественное препятствие - маленький ручеек в глубокой расселине. За расселиной 1.5 тыс. лет назад находились земли могущественного и неведомого народа, от которого не осталось в истории ни единого слова, ни одного упоминания в источниках...
 

Облик женщины рязано-окцев. За основу взят материал из мг. Борок-II, пг. 73. Рисунок выполнен Павлом Алёшиным из мастерской Artke.


Рязано-окские племена, как назвали их исследователи, относились к финно-угорским народам - об этом свидетельствует их материальная культура. В процессе этногенеза они могли захватить часть угорских племен, предков современных венгров.

Рязано-окцы не были аборигенами Поочья. Они пришли сюда на рубеже 2-3 века нашей эры. С точки зрения археологии их приход прослеживается очень хорошо. И так же хорошо характеризует новопоселенцев. Местные племена так называемой Городецкой культуры (их считают предками эрзи) в этой зоне Оки оказались насильственно потеснены, частью ассимилированы. Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль огромную территорию Поочья -от современных границ Московской области до Касимова. На юг и на север от реки на многие десятки километров простирались выпасы и охотничьи угодья этих воинов. Средняя Ока была стратегически выгодным местом. Во-первых, по ней шел большой торговый путь с востока на запад. Во-вторых, река являлась границей зоны сплошных лесов и лесостепи. Живущие по ее берегам получали преимущества сразу двух климатических зон: охоту и скотоводство.


Облик воина реконструирован на основе материалов из пг. 265 из мг. Борок - II. Рисунок выполнен Павлом Алёшиным из мастерской Artke.

Ученые предполагают, что рязано-окские насельники пришли на Оку с востока. Но на протяжении своей почти тысячелетней истории они были тесно связаны с югом, с германскими племенами готов. В начале I тысячелетия готы кочевали на Дону, откуда впоследствии ушли в Западную Европу. В национальном костюме рязано-окцев много готских элементов. Их оружие ничем не хуже германского, а короны родовых князей напоминают короны ранних готских королей. Историками высказывается предположение о военном союзе рязано-окцев и готов - что они были эдакой северной военной фалангой готской империи, державшей в страхе половину Восточной Европы.


Облик воина реконструирован на основе археологических материалов. Рисунок выполнен Павлом Алёшиным из мастерской Artke.

Вероятнее всего, первое милитаризованное прото-государство лесной зоны на территории России имело родовое устройство. Каждый участок реки был закреплен за определенным родом. Какого-то единого поселенческого центра тоже не было, каждую общину объединяло только родовое кладбище и святилище. Полное отсутствие поселений - одна из главных загадок народа с Оки. Пока не найдено ничего даже отдаленно похожего на жилища рязано-окцев. Высказываются предположения, что кочевой образ жизни воина и скотовода не требовал долговечных построек.


Находки из рязано-окских могильников


Рязано-окцы питали страсть к красивым видам с реки: древние эстеты непременно выбирали для кладбищ и святилищ открытые участки берега с прекрасной перспективой. Ведя жизнь полукочевников, они, скорее всего, собирались здесь для проведения родовых обрядов и поклонения предкам. На местах святилищ археологи находили множество обломков глиняной посуды, что может свидетельствовать о совместных ритуальных трапезах и возлияниях.

От человеческого тела в песках древней дюны не остается ничего, только темный цвет песчинок на месте погребения говорит о том, что когда-то здесь лежал человек. Продолговатый серый след в песке - и все. Проржавевшие мечи, металлические детали костюма или спекшаяся в единый кусок кольчуга не производят большого впечатления. А вот женские косы темного цвета в белом песке сохраняются прекрасно, пугая абсолютной нетленностью. Длинные, всегда прямые волосы соседствуют с оружием и костями лошадей (еще одна загадка: части конских скелетов в могилах знатных воинов - обычное явление для рязано-окской культуры). Женщины этих племен были настоящими амазонками.


Облик конного воина реконструирован на основе археологических материалов. Рисунок выполнен Павлом Алёшиным из мастерской Artke.

У рязано-окцев четко прослеживается воинская элита, в которую с IV-V вв. н.э. стали входить и женщины. Часть женщин погребали с оружием и конской уздой, не оставляя места для двоякого понимания их занятий. Эти представительницы прекрасного пола воевали наравне с мужчинами, что, по мысли археологов, было вызвано сложной военно-политической ситуацией. Однако к концу VII в. подобных захоронений уже нет - жизнь изменилась, и рязано-окские женщины вернулись к прежним занятиям.

В конце I тысячелетия рязано-окский мир исчезает. Что с ними произошло - непонятно, но в относительно короткий период рязано-окцы просто исчезли из этих мест: знаменитые могильники с обилием оружия исчезают, а святилищ на высоких песчаных берегах больше никто не строит.


Эскиз рязано-окских воина и женщины реконструирован на основе археологических материалов. Рисунок выполнен Павлом Алёшиным из мастерской Artke.

В этой связи интересна история соседского фино-угорского этноса мещёры. После ухода рязано-окцев со своих земель на средней Оке синхронно появляется этот народ. В археологическом облике они явно наследует рязано-окцам. Древняя мещера это фино-угорский народ, обитавший, согласно русским летописям, между муромой и эрзей. Мещёра упоминается в летописи под 1551 г. во время похода на Казань под именем собственным мачяр, мажар. Современная ономастика включает это имя в одну группу с самоназванием венгров "мадьяры", а также с названием этнографических групп в составе двух тюркских народов татар-мишарей и башкир-можар. Иногда "мещеряк" в русских документах XV века обозначается как "мочярин", что еще больше сближает по звучанию вышеперечисленные имена. Иными словами, предполагается, что предки мадьяр, мещеры, мишарей и можар составляли этническую общность. Территория этого племени, "Великая Венгрия" по определению Л.Н.Гумилева, локализуется в Среднем Поволжье.


Перстень из рязано-окского могильника

В конце первого тысячалетия н.э. предки венгров ушли в Паннонию, основав там собственное государство, существующее и по сей день. Часть прото-венгерских племен, оставшаяся на Волге, участвовала в генезисе волжских финских и тюркских народов, образовав соответствующие группы в их составе. П. П. Семенов, считает, что мещеряки или мещера — это потомки отчасти отатарившегося, отчасти ославяненного финского племени, уцелевшие ныне только в Оренбургской, Пермской, Пензенской, Саратовской, Рязанской и Московской областях. Мещера оказалась разделенной на две части — восточная часть оказалась под властью и влиянием Золотой Орды и Казанского ханства, западная — под влиянием Московии, сохранив от своих предков в языке - цоканье. Мещера как этническая целостность упоминается в русских источниках до конца XV века.

Правда, прозвище "мещеряк" встречается в русских документах частных лиц и двумя, тремя веками позднее.

После ухода рязано-окцев со своих земель на средней Оке синхронно появляются меря.
В археологическом облике они так же как мещёра явно наследует рязано-окцам.

Например группировки летописной мери в районе Плещеева озера, озера Неро, в Суздальском Ополье появляются в 7 веке (7 век самые ранние слои столичного "Сарского" городища, предшествующего Ростову). По мнению археологов-мерянистов, в частности Андрея Евгеньевича Леонтьева, меряне мигрировали на территорию Залесского края с среднего Поочья - (КРОМ)

По этому рязано-окцев можно рассматривать как звено одной цепи - КРОМ, меря, мещера, мурома, Северо-Восточная земля, В.К.Владимиро-Суздальское, Московия.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 9319 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.0/6
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Галичское озеро Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура новгородцы Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Северо-Восточная Русь мордва Белоозеро Залесская земля великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2413
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 962
Статистика
Яндекс.Метрика