Воскресенье, 26.03.2017, 06:24 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Март » 19 » Культурная матрица Merjamaa
18:07
Культурная матрица Merjamaa


Смысл назидания для нас, русских, в том, что Идеал, Образец должен быть доставлен к нам извне. «Чудо преображения» возможно только на привнесённом материале и людях, будь то культуртрегерство якобы массово пришедших сюда переселенцев с запада или английская паровая машина, а не на созданном автохтонами здесь, вчера, сегодня, завтра. В российской "имперской матрице", возникшей во времена Петра 1, в ее истории, культуре было легитимно только чужое.

В такой установке отражается вечная провинциальность и маргинальность "имперской матрицы". Даже то, что существовало в древности или создано здесь, должно быть переозвучено "славянофилом", "столицей" или "заграницей". Конечно же, при всей этой "переозвучке" наше исконное становится чужим, привнесенным, но зато получает право на жизнь. Только такой, заграничный образец можно "присвоить" полноценно: то есть развивать и улучшать.

Всем народам свойственно иметь великих предков и легендарные страны, что существовали на их землях в незапамятной древности. Эта особенность мышления внезапно обрела живучесть и в Европейской России, накрытой кризисом идентичности. Вся история Центральной России – словно полноводная река, струи которой то и дело завиваются в воронки. В них рождаются новые-старые региональные культурные пространства - вроде страны Вису, Чуди, Ингрии, Пармы или мистических пространств Тверской Крывии и Мерьямаа. Будто бы в переваренном растворе стихийно начинается процесс кристаллизации новых культурных брендов. Какие-то отдельные течения вдруг заворачиваются в кольцо, замыкаются на себя, начинают чувствовать свою региональную особенность внутри единого общего русского потока.

И вместо имперской матрицы Петра появляется новая-старая  «Меряно-Московская матрица». Она одно из таких завихрений среди общего потока. Она призвана создать русский сверхпродукт: новые культурные идеи, переосмысленные исторические образы, и смыслы будущего. Она работает как плавильная печь. То, что попадает в неё, выходит совсем иным. А процесс плавления в этой печи начинается как цепная реакция: в регионе Верхнего Поволжья сходятся разнообразные явления. Словно сливаются несколько цветов, например, жёлтый и синий, – и появляется не жёлто-синий цвет, а зелёный: новый, третий. Словно медь соединяется с оловом, и получается не медно-оловянный сплав, а особый металл - бронза.

Особенность преображения в том, что мы начинаем иметь дело не с механическим миксом из исходных элементов — финнов, балтов, славян, обезличенных имперских  русских,— а с нечто новым и неожиданным имеющим свои особые качества. Эта вновь образованная общность осознает свое сугубо древнее племенное, региональное происхождение и смысл без ущерба для общей большой русскости. 

На мерянскую землю Волго-Окского междуречья в XII веке пришли славяне из Киева. Это были князья Рюриковичи со своими дружинами и немногочисленным людом. Вместе с ними появились здесь и христианские миссионеры. Им нужна была «свежая кровь», и они крестили финнов и балтов в свою христианскую веру. Что дала эта встреча? Она дала не только выживание и развитие микро- и макро-коллективов, а Преображение Культа и Пространства.

Волжские финны внесли в  русское православие свои представления о поклонении Божеству, и в наших северных церквях появились идолы святых – деревянная скульптура московского православия. Это был откровенный вызов каноническому христианству, где запрещено изображение святых в круглой скульптуре. Но церковь ничего не смогла поделать с этим новым явлением и в конце концов разрешила епархиям иметь в храмах такие святыни.

Сосредоточием преображения Пространства стала наша великая река Волга, это уникальное место Встречи. Встречи Европы и Азии; Севера и Юга, финнов, скандинавов, тюрок, балтов и славян; христианства, ислама и язычества. Зона этой встречи – зона Преображения. Появления чего-то нового – третьего, получившегося из исходных составляющих. (Как в познании, где самые важные открытия делаются на стыках наук.)


Торговля великого Волжского пути, финский Космизм, Воинские культы варягов и балтов, русская Православная вера, традиции Московского государства, техно-футуризм СССР, в начале нашего 21 века порождают новое и неожиданное, совершенно самобытное явление – этно-культурный регион  Мерьямаа.

Через осознание конца и начала круг замыкается. Мерьямаа — это Альфа и Омега, это та Земля откуда есть пойдет Новая Россия нового тысячелетия. Такова наша новая «культурная мерянская матрица».
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 728 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 14
avatar
0
14
Отличный концепт! smile
avatar
0
13
Шом-толгай, merja и iogaivese, хорошо сказали. Плюсую
avatar
0
12
Очень жаль, что сайт Галиндас закрылся. Кто знает почему?
avatar
2
11
Отрадно, что русские наконец начинают искать свои корни и святыни не во вне, а вокруг и в себе. Так держать!
avatar
3
10
Жители Ярославля, Костромы, Владимира и Иваново давно привыкли довольствоваться культурными суррогатами поступающими к ним из Москвы. Пора наконец творить свое настоящее и будущее!
avatar
2
9
Мощно! Это как раз о Пророке в Своем Отечестве) О том чего нам всем так не достает...
avatar
1
8
Совершенно верно
avatar
1
7
Присоединяйся cool
avatar
3
6
Культурный проект Мерьямаа должен привнести новые идеи, с подвигнуть к творчеству жителей "Золотого Кольца", давно уже находящихся в спячке.
avatar
3
5
В целом, современный город Москва нас вообще не интересует, поскольку она это отдельная вселенная, со своими смыслами и архетипами) Столица Мерянии Ярославль cool Отдадим ее голяди, пусть ломают голову что с ней делать)
avatar
3
4
Да, только это и оправдывает существование Москвы smile
Оригинальный взгляд, кстати. Ведь Москва является камнем преткновения для разнообразных полит.доктрин: от поклонения ей до уничтожения по заветам Дедушки smile А здесь весьма убедительное оправдание её существования smile
avatar
6
3
Про "свежую кровь" для Киевской Руси я бы уточнил:
сперва часть славян и меря в условиях Киева, вовлечённые в активное строительство новой империи, вошли в круг византийской политической и культурной традиции. Привнеся в неё, разумеется, и своё видение смыслов.
А уж потом этот культурный симбиоз выплеснулся на просторы всего государства.
И с трудом и скрипом - веками! - переваривался регионами.

Преображение? Да, не смотря на все трудности и лишения, оно всё же произошло (14-15 вв.). Но уже на самом взлёте Московской Руси начались новые деформации.
Петровское западничество выросло из двусмысленности культурно-политической атмосферы 17 века. Она - из Смуты. Та - из пафосного надрыва века 16-го. Он же - из (вызванных надменностью некоторых) искажений в едва выкристаллизовавшейся после долгого пути системе жизненных ценностей...

Возможно ли сейчас новое этно-культурное Преображение? Способны ли мы на деятельное повседневное со-трудничество? Достаточно ли в обществе устремлений к подобному Преображению?
Определённая, хотя в большинстве своём неявная, притаённая устремлённость к этому, некая жажда чего-то настоящего - перед лицом надвигающихся катастроф - есть у большинства.
Но в какой культурной обстановке мы живём? Заблудшие в интеллектуальных изощрениях нынешние "культур-активисты" преподносят публике целую россыпь духовных игрушек. Не будем же уподоблятся этим несчастным. Нести Свет Миру - великая ответственность! Только Честность! Только Истина!
И труд. Со-трудничество. Вот тогда - всё у нас получится!
avatar
5
2
Именно учитывая и вбирая в себя культурные составляющие многовековой истории, осознав и впитав их, возможно построить нечто совершенно новое на том прочном фундаменте, который воссоздавался тысячелетиями. smile
avatar
4
1
"Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать!"(с) thumb
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2263
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 827
Статистика
Яндекс.Метрика