Понедельник, 26.06.2017, 01:24 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Февраль » 19 » Ледбал и Шулма. Глубоко в лесу, в глубине души.
14:58
Ледбал и Шулма. Глубоко в лесу, в глубине души.
Заболоченый лес

Прекрасный заболоченный лес между реками Ледбал и Шулма. Череповецкий район, Вологодская обл. Рядом была Арбунская волость Белозерского княжества. Ну и Арбужевесь тоже не так, чтобы далеко, но уже южнее и по Шексне ближе к Пошехонью.

Про арбуев вы помните: Митрополит Московский Макарий в 1534 г. жаловался, что на севере народ часто обращается к волхвам и колдунам - "а молятца деи по скверным своим молбищам древесом и камению, по действу дияволю, и среды деи и пятка и святых постов не чтят и не хранят, и в Петров деи пост многие ядят скором, и жертву деи и питья жрут и пьют мерзким бесом, и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеивых отступник арбуев Чюдцких, и мертвых деи своих они кладут в лесех по курганом и по коломищом, с теми же арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят сохраняти; также деи у них у которые жены дитя родитца, и они деи наперед к тем своим младенцем призывают тех же скверных арбуев; и те деи арбуи младенцем их имяна свойски нарицают, а вас деи, игуменов и священников, оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи над кануны их арбуют скверным бесом и смущают деи християнство своим нечестием..."



Этнографами и лингвистами обнаруживается сходство в культуре и  религиях вепсов, меря и мари. У горных марийцев жрец назывался "арвуй", у карел, эстонцев и вепсов "arvi". Можно с уверенность предположить, что мерянских волхвов так же звали арбуями.  Генетически связаны обрядовые игры, драматизорованные действия, святочные маски марийцев, мордвы, карелов, эстонцев, вепсов (Акцорин, 1972, с.155-160).


Язычество и христианство / худ. Галлен-Каллела.

Это говорит о том, что общими были земледельческие календарно-обрядовые культы, мифологические образы, воззрения и поверия на основе почитания предков. Марийцы верили, что начинающая прясть девочка, если хочет этому научиться быстро и хорошо, должна в полночь прясть вместе с выходящей из подполья старухой-пряхой. Та же тема присутствует в вепской сказке: из-под пола ночью выходит старуха, чтобы прясть вместе с хозяйкой (Зайцева, Муллонен, 1969, с.190). Сходные образы распространены в новогородних представлениях современного русского населения Костромы, Галича, Дмитровского района Московской области (Зернова, 1932), известны в Нижегородском и Марийском Поветлужье. Можно предположить, что образ кикиморы в мифологии русского населения Волго-Окского бассейна возник в результате славянизации мери и вепсов. Духи покровительницы прядения и ткачества восходят к до русскому периоду, прослеживаются в эпосе эстонцев и финнов. У марийцев и вепсов он имеет ярко выраженные патриархальные черты - это мифологический женский образ, домашнее божество, возникающее с переходом от кочевого образа жизни к оседлости, к земледелию с ткачеством и прядением у женщин. Как показывают исследования эстонских ученых, лен на территории Эстонии выращивается с 1 тыс. до н.э.(Эстонская народная, 1960, с. 192).

Общие образы, характерные также для прибалтийских финнов, содержит и марийская народная демонология. Злой дух "пери" известен у карелов, финнов и марийцев.

Но вернемся к междуречью рек Ледбал и Шулма.

Вокруг - красота. Реки и села: Смерьга, Мотома, Ковжа, Шухободь, Кызголойда, Кыргода, Кишбой(л), Корб, Родомбой(л), Чаромба(л), Кукобой(л), Самсарка, Кумсара, Урусарка, Кучесара, Шушбой(л), Ишкобой(л), Лилигумзь, Кыргода, Амбохта, Чукша,   Поэма, одним словом.

Мы там можем прогуляться благодаря замечательным фотопейзажам Валерия:

«Заболоченый лес» на Яндекс.Фотках
Старая лужа в глухом лесу превращается в целый мир, загадочный и безграничный.

"...стань недвижно, 
как стоит во мху осока, 
как стоит валун на поле, 
как вода в окне болотном."

Это - сам Ледбал. Или Ледбол. Мелкий, но энергичный.



В сказках и в "Калевале" коряги всегда связаны с волшебством нижнего мира. Когда их видишь, понимаешь, что по-другому не может быть:



[akim_trefilov]


Просмотров: 2969 | Добавил: Yalo | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 14
avatar
0
14
Подлинно. Но лишь отчасти. Третья часть саамского словарного запаса - дофинская. Ещё более трети - восточно-финская (с 1 т.л. до н.э.). Ещё некоторая - от самодийцев-оленеводов (с нач. 2-го т.л. н.э.). Да плюс поздние западно-финские заимствования...
avatar
0
13
"Древнефинские названия дошли до нас, практически неизменными и они не ломались так жестоко.."
Не жестоко, но все таки зачастую "ломались"))

Например, прибалтийско-финский формант –ярви (фин.карел. jarvi, вепс. jarv – «озеро»)
В русской может выглядеть не только как -ярв, -ярб, но и как -ярь, -ерь, -ер, - оро:
оз. Ухтомьярское, Мустярь, Павьяр, Салинжарь и т.д. и даже оз. Светлояр (по крайней мере Вологодское), Чудинов не годует, не что иное, как полу-калька.

Или еще вместо первичного прибалтийско-финского -nem- (вепсс. nem – «мыс, полуостров») чаще употребляется русифицированная форма – «мень»- , полуострова Веромень, Рандомень и т.д., наряду с Чиронем, Шиднем и т.д.
avatar
0
12
Саамы не только "спускались так далеко к югу", они продвигались с юго-востока на северо-запад, более того, генезас саамов совпадает с проникновением на Европейский Север в 6-5 вв. до н. э. поволжской культуры ("..В результате контактов поволжской и местной культур образовалась древнесаамская общность из трех родственных культур: позднекаргопольской, лууконсаари и кьельмо,.."). Так что ничего странного.
Насчет логики)) Названия с -буй, бой- в значении "ручей, речка, приток" всегда географически обоснованы. Плюс, на терр-ии Вологодской области к примеру, так они (более чем в значении "глава") гармоничны с топоосновами (см. примеры выше). Здесь нет логики?

Вы, Федор, не внимательны, я писал: "есть еще русские переделки Римбуч, Узбойка, Мальбуга - тоже отсюда (исторически зафиксированы их варианты с -буй-)" т.е. в письменных памятниках мы находим формы: Римбуйский ез, Унзобуй, Мальбуйский ез.
Об общефинским "joga", спасибо, я представление имею))
avatar
0
11
Интересно..Я и не думал, что лопари так далеко спускались к югу...Но насчёт названий: саамские названия, должны быть только там, где жили сами саами), то есть они могут встречаться в землях веси, но в мерянских землях их уже быть не должно, по этому саамские названия, теоретически, не должны иметь аналогов южнее, там, где жила меря. Село Кукобой, навряд ли имеет саамские корни в названии, потму что это ещё даже не территория веси, а Ростово-Ярославская меряния), правда уже на подходе к веси и до Карелии отсюда около полутысячи км, до Белоозера - сотни три...
Дословный превод любого названия - спорный, потому что в различных финских языках, диалектах - есть множество одинаковых, причём порой и абсолютно одинаковых слов, имеющих совершенно разное значение. Есть и общие слова, для всех или для большинства языков - с ними проще, но со всем остальным, нужно руководствоваться, в первую очередь логикой, так как способом подстановки - можно воткнуть множество слов)) и это будет не более, чем игра в слова.

Нсчёт вариаций с основой "Вуй", она во множестве финских языков, фигурирует в значении голова - главный, в мерянском языке, аналогично марийскому, небыло ощутимой разницы в произношении "В" и "Б", по этому в названиях эти буквы чередуются, гласная в этом слове из трёх букв), тоже склонна к нечёткому, размытому произношению - отсюда и чередование "У", "А", "О", но "Й" или "И" в конце - отрабатывается чётко, она сохраняется даже в финском "HUI"(голова, как и Вуй), так что другие названия, где эта основа чётко не просматривается - навряд ли имеют именно её.
Римбуч, Узбойка, Мальбуга - это не факт, что русские переделки:
Римбуч - скорее всего не имеет основы "ВУЙ"
Узбойка - имет эту оскову, но доавленна всего-то русское "ка", для предания уменьшительно-ласкательной формы)
Мальбуга - не имеет основы "ВУЙ", а имеет другую, общую для множества финских названий, распространённых по всей России - основу "Уга"( ога, ега, яга), что как раз=таки и имеет значение "река", "ручей", где первая гласная имеет свойство поглощаться первой основой в названии и оставаться в названии как "ГА", таких названий море: Пинега, Ветлуга, Молога, Свияга, Пеленга, Соньга, Калуга и.т.д.
Кстати, так вот, на вскидочку))) "Кол, Кал" - это рыба, Калуга - рыбная река :)
avatar
0
10
"Вуй" у мери действительно могло означать "главный". Сравните марийское "лужавуй" (глава лужая, князь)...
avatar
0
9
"Почему именно саамский? Разве непосредственно сами саами)) жили на территории расселения мери и веси?"
Да, Фёдор, саамы(протосаамы) достоверно обитали на этих тер-ях, что доказывается лингвистически и археологически. НО жили они здесь несколько ранее веси, мери- саамская топонимия это более ранний субстратный пласт, ХОТЯ реликты этого населения ("лешая лопь") сохранялись до позднего средневековья.
Ареал субстратной саамской топонимии включает и Карелию, и Архангельскую, и Вологодскую области, вплотную подходя к Кировской области с северо-запада. Лопарские названия в Вологодск. обл. встречаются повсеместно (во всех районах), но наиболее частотны(!) они к северо-западу.

"..названия с корнем -бой-, -буй-, -вуй - присуще для населённых пунктов, а не для речек,.."
Наоборот, эти форманты характерны более для гидронимов!
По крайней мере на тер-ии Русского Севера. Помимо большого количества речек и ручьев на -буй-, -бой-,
есть еще русские переделки Римбуч, Узбойка, Мальбуга - тоже отсюда (исторически зафиксированы их варианты с -буй-), еще часть названий с окончанием "ой", "уй" (Кулой, Киуй)..
Известно что анализ формантов менее продуктивен, более важны топоосновы. Почти повсеместно в такого типа топонимах основы также имеют саамское происхождение (Шунбуй саам. «шунд» – «талый», Разбуй саам. «рассэ» – «трава», Лендбуй (саам. «лендт» – «глухой лес») и т.д. и т.п.
Более того, лопарское «буй» известно и как топооснова: «Ручьевые озера» – оз. Бояро, Буерко, Буерское, Бу-озеро, Буй-лохта.

Так что, по-моему, этимология -буй- от саамского "ручей, речка" более вероятна.
avatar
0
8
Почему именно саамский?Разве непосредственно сами саами)) жили на территории расселения мери и веси? Я в этом сомневаюсь, вероятнее всего, саамы двигались с Урала к скандинавии по северу и могли быть максимум, на уровне Архангельской области. Другой вопрос, в том, что саамский язык сохранил свою первобытность, подвергся очень малым изменениям с течением времени, благодаря изоляции от влияния других языков. По этому, на нём можно переводить названия, которые давались ещё в те времена, когда финно-угорские языки были гораздо более единообразны, чем сейчас.

Мне всё же кажется, что -бой-, -буй-, -вуй - это "голова", а не "ручей". "Вуй" - голова, в значении "главный", означало главный населённый пункт, некий административный центр.Даже Кукобой, вплоть до советского времени, был районным центром, в нашем районе)
Потом, названия с корнем -бой-, -буй-, -вуй - присуще для населённых пунктов, а не для речек, по этому не вижу логики, переводить его как "река". А почему вы решили, что на конце есть потерянная "Л"? Корни "ВУЙ" и "ВАЛ"( бол, бал,вол) - не одно и тоже, они существуют сами по себе и как раз, если "ВУЙ", означает центральное селение, то "ВАЛ" - окраинное, приграничное.В марийском языке, корень "ВАЛ", встречается в словах, означающих границу, край, грань, стык и.т.д., например: кӧвален - наполняя выше краев, с верхом; тӱжва́л - наружный, внешний; вийва́л - в полной силе, в расцвете сил.
avatar
0
7
Насчет: "..Кишбой(л),..Родомбой(л),.. Кукобой(л),.. Шушбой(л), Ишкобой(л).."
если вариации с окончанием (л) письменно не зафиксированы, то здесь явно саамский формант -бой-, -буй-, -вуй-(саам. «вуэй, вуой» – «ручей, речушка, приток другой реки»), распространенный по всему РС. (Кукобой, к примеру, от саам. «кукэ» – «длинный»). Так что стоит отличать эти названия от мерянских названий на "бал", "бол" и т.д., которые на территории Вологодск. обл. тоже присутствуют (кстати в основном в варианте -бал- : Вожбал, Сомбал, Нёнбал.. упомянутый Ледбал).
avatar
0
6
Дубликатов наших названий, на территориях финно-угорских нынешних республик - полно, только на карту глянуть, там и речки с одними названиями и населённые пункты есть. Если посмотреть на лица людей, то невооружённом взглядом видны характерные финно-угорские черты внешности, присущие марийцам, коми и другим. Многие географические названия лоб-в лоб переводятся на современные языки финской группы. Любой наблюдательный человек, имеющий представление о финно-угорских народах, языках и не повёрнутый на славянофилии - это легко заметит.
avatar
0
5
Здесь упоминание о территриально-племенном образовании "весь егонская" (одно из племён вепсов). Ни там, ни там не используется славянское слово "весь", означающее деревню (кстати, в этом значении слово "весь" употреблялось только на юге; сейчас "весь, вёска" означает деревню в БЕЛОРУССКОМ языке). В первом случае (калловесь) - весь означает по-вепсски воду, а во втром случае - самих вепсов (славяне их название произносили как "весь")...
avatar
1
4
Если раньше ЧЕРЕПоВЕСЬ был КАЛЛОВЕСЬю, то тут совершенно чёткая калька: КАЛЛО даже теперь означает "череп" как в финском, так и в карельском языке.
avatar
0
3
Меря и весь, народы, на которых стиралась граница, между волжскими и прибалтийскими финнами.Теперь мари - волжские, а вепсы - прибалтийские, а границей стали русские, но только условной границей) Как была, так и есть, финно-угория, одна большая)
avatar
0
2
Только Череповец (полу-калька - подлинное название "Калловесь"), Вологда, да и всё Белозёрское княжество - это земли ВЕПСОВ...
avatar
0
1
Волшебная, ненапуганная человеком природа, завораживающие чащобы глухих лесов, питьевая вода родниковых рек,.. - Душа, глубину которой не постичь...
И всё глубже надо забираться, чтобы попасть в невытоптанную сказку. (
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 866
Статистика
Яндекс.Метрика