Пятница, 28.04.2017, 11:11 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Сентябрь » 30 » Летающий храм озера Нестиар
13:20
Летающий храм озера Нестиар

Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар  находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы.

Эти два святых озера образуют как бы единый сакральный организм, в котором ничто не оказывается главным, подчинённым. Здесь незримо витают древние божества языческих мари которым и сейчас молятся местные жители в облике икон, почитаемых деревьев и источников...  Местные и не осознают до конца какие они двуеверцы.

Вокруг них леса и болота, родная  среда, которая  кормит — там люди добывают дрова, грибы, ягоды и зверя и ходят к ним со своими радостями и бедами.. Так было и двести и тысячу лет назад. Так будет. Сколько продлится это равновесие, не знает никто.

Бытует здесь, в Нестиарах, и своя легенда. Живет она уже много веков. На Нестиар прилетела… церковь.

Однажды городке Васильсурске срубили храм, а в него поместили чудотворную икону Варлаама Хутынского. Пришли наутро освящать — а храма и нету! Нашлись очевидцы, которые видели, что храм поднялся в воздух, повисел на Волгой — и медленно улетел на Север — над лесами, над болотами… Представляете: утром выбираются нестиарцы из своих изб — а пред ними красивый деревянный храм! Легенда говорит, что он "невидимо стоял на озером”, а после приземлился на высоком берегу. Все местные убеждены, что так оно и было. Если учитывать, что Васильсурск основан отцом Ивана Грозного в начале XVI века, можно предположить, что случилось это около пятисот лет назад. Вообще мотив летающей церкви сильно напоминает мотив летающих камней-сейдов финно-угорской Лапландии. Сейд – по понятиям  Карелии саами - это природный объект, в котором живёт почитаемый Дух.

Сейды бывают как естественного происхождения (деревья, скалы, животные, всевозможные явления природы) так и рукотворные. Как правило, рукотворный сейд представляет собой крупный валун, поставленный на несколько более мелких камней или в какое-нибудь неустойчивое положение. 

Слышат звон, а не знают…
И еще одна легенда. Говорят, во времена старца Нестора здесь был монастырь. Когда татары подступили к нему, он ушел в воду, дабы не сдаться на поругание. Татры видели, как монастырь под землю ушел, а образовавшуюся бездну стала медленно заполнять вода. Легенда, очень похожая на сказание о граде Китеже на соседнем озере Светлояр.  Кстати эти озера — братья. И по судьбе, и по географии, они ведь одной водной системе принадлежат. Прилет церкви на Нестиар — не напрасная случайность, а особое благословение не сдавшемуся монастырю

В подводный монастырь с праведниками, которые живут в воде, молятся, поют и идут крестными ходами, здесь верят абсолютно все — уже хотя бы потому что многие хотя бы раз в жизни слышали колокольный звон, доносящийся из недр озера. Некоторые учёные находят этому объяснение: звон по руслам рек и по низинам доносится со стороны Макарьевского Желтоводского монастыря, за 40 километров. Такое свойство необыкновенное имеет звук, ведь даже колокольный звон — всего лишь волны. Но как объяснить такой факт: звонили таинственные "подводные” колокола и во времена, когда Макарьевский монастырь был закрыт и разорен. Мне лично кажется, суть не в том, откуда звон. Важно, что люди верят. Как все-таки прекрасно жить у озера, в голубизне которого обитают праведники!

Нестиар абсолютно кругл, он подлинное "око Земли”. Озеро зарастает, в этом заслуга одного из председателей колхоза: он приказал расширить русло речки Исток, которая вытекает из Нестиара, отчего вековое движение воды нарушилось. К тому же засорились родники, питающие озеро. Исток впадает в Быстрец, тот — в Люнду, дальше — Ветлуга и Волга. Поговаривают, что есть-де подземная река, связывающая Нестиар со Светлояром, но гипотезу так никто и не доказал. Проблема озера в том, что к его берегу можно теперь подойти только с северо-восточной стороны. Нужно бы чистить озеро, спасать чудесный водоем, однако сейчас нестиарцы заняты иным: они как и миллионы жителей коренной России ограблены до нитки, брошены Москвой на произвол судьбы и выживают....

Вперед, в прошлое!

В связи с административной реформой больницу в Нестиарах закрыли. Посчитали так: 1000 человек — это люди, 700 — нет. Больница положена только для 1000, а в Нестиарском поселении проживает 700. Хорошо еще, оставили стационар, даже зубного врача не сократили. Народ воспринял закрытие больницы как очередной шаг назад, в XIX век. Что следующее в очередь на ликвидацию — школа, клуб, почта?
 
Из 700 человек трудоспособных здесь 290. 159 трудятся в бюджетной сфере, 131 — безработные. На биржу из них встали лишь 20, остальные "крутятся”. Некоторые заплутали в алкогольных лабиринтах, но большинство пребывает поисках средств к пропитанию.

Нынешняя реалия Нестиар — непрерывный стук топоров с разных концов села. Здесь даже заведующий клубом — и тот мастерит. Поскольку главное окружающее богатство — леса, аккурат все непьющие мужики плотничают да столярничают. Делают это в кустарном порядке, не зарегистрировавшись в качестве предпринимателей, а потому о своей сермяжной правде боятся говорить любому постороннему.

Самый знаменитый нестиарский древоделец — Александр Сычев. Он знаменит тем, что целые детские городки рубит. Говорят, образы мастер берет из того монастыря, что там, под водой запрятан. Заказчики — из городов и районных центров, там ценят искусство, тянущее корни к древности. Мастера я застал аккурат за работой: он рубил заказ из целых двадцати шести "позиций”. Помогали ему два мужика, Володя и Юра; как Александр объяснил, они из Заозерья, братья. Били беспробудно, а теперь при деле и вроде как зареклись от вина. Жена Александра — главный врач Нестиарской больницы. Мне очень хотелось поговорить с ней о нестиарском варианте национального проекта "здравоохранение”, но она отказалась, сославшись на нездоровья. Я заподозрил, что болезнь ее напрямую связана с закрытием больницы и теплых (а возможно и нематерных) слов у этой замечательной женщины по поводу всего, что творится в нашей стране, в запасе нет.

Супруг ее не намного словоохотливее. В Нестиарах вообще на слова скупы. Александр — профессиональный мастер лесного хозяйства. Трудился он в лесничестве и ушел на свободные хлеба еще 20 лет назад, на самой заре пресловутой перестройки. Он не хвалясь утверждает, что из дерева может сделать все — от колодца до коттеджа. А тот, кто ремеслом владеет, никогда не пропадет.

Жизнь по мнению Сычева сейчас нормальная. Даже несмотря на то, что нет уверенности в завтрашнем дне. Вот сегодня есть заказ, завтра не будет — и все равно не пропадет мастер. Лес спасет. Только одно беспокоит мастера: молодежь рожать не хочет. Наверное боятся неопределенности. Но и это по мнению Александра временное; покрутятся в городе-то, поймут, что природа, свобода и покой гораздо дороже "плодов цивилизации” типа казино или кабаков. Истина, по мнению мастера, проста: построй дом, воспитай детей, посади деревья. Уж деревьев-то Сычев посадил вдоволь!

Автор текста и фотографий: Геннадий Михеев.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3917 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика