Пятница, 28.04.2017, 03:30 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Июнь » 27 » Līgo. Чудо балтийской Ночи глазами россиянина и беларуса
19:26
Līgo. Чудо балтийской Ночи глазами россиянина и беларуса

21 июня в Латвии – Лиго, летний Солнцеворот. Ниже вашему вниманию – две зарисовки от российского и беларуского участников латвийских празднований.

Россиянин и беларус участвовали в празднованиях в разных местах, но по стечению обстоятельств эти места отстояли друг от друга километров на пятнадцать, в центре Латвии, – в Турайде (где Лиго организовывают Dievturiba совместно с Delve) и в частном хуторе в окрестностях Биринского замка.

Ожидание чуда

Сравнивая Латвию с Росией, первое, что поражает, – это вовлеченность латышей, балтов и финно-угров, в собственные этнические традиции. Она очень высокая. На Солнцевороте вы не встретите не только привычного на таких праздниках присутствия лишних людей, но и вездесущих правых ультрас (как в России) с эзотерическими сумасшедшими, считающими, что египетские пирамиды построили латыши, а индийские веды – их священные писания.

Атмосфера праздника была абсолютно мирной, в воздухе витали радость, мир и ожидание чуда. Чудо действительно произошло, погода была ненастная, со стороны Балтики шли плотные дождевые облака, периодически начинался настоящий ливень. Но под утро, после огненных ритуалов, хороводов, исполнения священных песен и омовения в древнем роднике, облака рассеялись и показался долгожданный огненный шар Saule, давший всем тепло.

Взаимное уважение

Еще одна поразившая меня черта латышских традиционалистов – это взаимное уважение и сотрудничество балтов и финно-угров Латвии, в котором нет и капли противостояния друг другу. В древности они торговали и воевали друг с другом, вместе сражались с немецкими крестоносцами, сопротивлялись крещению и уничтожению своих культур. Вместе стали основой для появления латышской нации. Балтская и финская составляющие явились органичными частями народной культуры, всеми одинаково признаваемыми и уважаемыми.

В апреле этого года умер лив Дайнис Сталтс, основатель и глава Livu Savieniba – Ливского союза, фольклорист и политик. В Риге, в доме Mazaja Gilde, в последний путь его провожал весь цвет латышского традиционалистского движения. Представить что-то подобное в России просто невозможно. Например, чтобы славянские традиционалисты с почестями провожали марийского карта или карельского арбуя. Также трудно вообразить, чтобы традиционалисты-славянофилы хотя бы с уважением относились к балтам и финно-уграм, являющимся такими же значимыми и исконными основами российского народа и его культуры как славяне. Нет, это нонсенс. На деле чаще всего с их стороны мы видим отторжение и недовольство.

Национальное государство лучше

Вся разница ситуаций мне видится в кардинальном различии менталитета россиян и латышей. У латышей – выстраданное национальное государство, в котором уважаются все его традиционные составляющие. У россиян – империя, в которой людьми, называющими себя традиционалистами и язычниками, сознательно затирается изначальное этническое многообразие культуры её земель. Хотя в последние годы, с появлением новых этно-движений в центральной России и наметился некоторый перелом в этой ситуации.

Андрей Малышев-Мерянин, Россия, Москва

Яновы дети

23 июня в Латвии – праздник, выходной, Янов день. Ночью на 24 июня довелось ехать из Риги через всю страну. За полчаса по выезде из Риги за окном насчитали тридцать костров. Один купальский костер в минуту. Потом считать перестали, пропорция сохранялась. И так по всей Латвии. Чувствуешь себя невероятно защищенным. (При этом, въезжаешь в Литву – ни одного огонечка. Может, дело в сохраненном магическом слове “Лиго”?)

В купальских песнях латышей есть установка: те, кто поют, называют себя “Яновы дети”, “Jana berni”. Латыши, как нормальные европейцы, критичны к своим властям – они идентифицируют себя не как чьи-то подданные (как в России или в Беларуси), а как дети Яниса, приезжающего проведать их раз в год на коне из-за горы. У латышей давно не ищут ни своей идентичности, ни национальной идеи, у них она есть: они – латыши, они – Яновы дети. Лаконично и четко.

Миддл-класс

А 21 июня довелось побывать на праздновании Солнцеворота. Человек сорок, не больше. Почти половина – дети. Своя компания уже сколько лет. Сегодня – все в национальных одеждах, а когда начинали – в чем душа пожелает, по-обычному, по-простому. Люди миддл-класса – кто врач, кто инженер, кто владелец интернет-магазина, кто топ-менеджер хлебопекарни, кто менеджер на фирме. То есть, не “национально ангажированные”, обычные граждане, успешные обыватели.

И подумалось – ведь как органично празднование природного праздника именно в такой среде. Когда Купалье, Лиго – не манифест, а набирание сил для последующей обычной жизни. Как и раньше было. Жито обходили не потому, что это что-то особо сакральное – а потому что этим жили, житом, хлебом. А сейчас другим живут. Но! Энергия нужна для сегодняшней жизни, сегодняшнего успеха не меньше. Энергия роста, цветения, витальности, генерации. Чтобы вытеснить нехорошее, а заполнить хорошим, священным. Без отлетов, крепко стоя на земле, как дерево. Там – так, у нас – не так. Причины, конечно, не так просты, как описание их последствий.

Алесь Микус, Беларусь, Минск

Источник: svajksta.by

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1802 | Добавил: merja | Теги: Язычество, финно-угры, Солнцеворот, латвия, балты | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 12
avatar
0
12
Это здорово) Я по хорошему очень завидую латышам, так как у них естественная, не выдуманная традиция. Да и вообще прибалты очень милые в
общении люди.
avatar
1
11
Я с детства праздновала Лиго, и до сих пор праздную. Для меня этот праздник очень мил и близок к
сердцу. По степени значимости Лиго равняется Рождеству (и для многих
латышей это так). В каком-то смысле Лиго и Рождество в Латвии
противоположные праздники. Лиго - это паганический праздник, летний
праздник, шумный, веселый, который обьязательно проводится на свежем
воздухе и лучше всего в многочисленной компании. Некоторые люди даже
находят мистический цветок папоротника (многие этого отождествляют с
"нахождением" детей). А вот Рождество - праздник христианский, тихий,
семейный, который проводится всегда в помещениях. В Рождестве принято
идти в церковь. Дух этих праздников совершенно разные, и наверное, в
этом их прелесть. Они дополняют друг-друга. Они как день и ночь. Как
лето и зима. Мне иногда даже становится жалко тех народов, где празднуют
Рождество, а подобного Лиго нет. Мне кажется, что они что-то упущают,
что-то важное...
avatar
0
10
далеко не всех. Но приятно видеть людей, для которых язычество не субкультурная или политическая поза, а естественная часть их жизни. Такое в России только у марийцев или народов Сибири встретишь. Или у европейцев.
avatar
0
9
"На Солнцевороте вы не встретите не только привычного на таких праздниках
присутствия лишних людей, но и вездесущих правых ультрас (как в России) с
эзотерическими сумасшедшими, считающими, что египетские пирамиды
построили латыши, а индийские веды – их священные писания."

звучит как исполнение всех мечтаний
avatar
0
8
Согласен. У них это естественная часть народной жизни, а у нас это прежде всего политика...
avatar
1
7
Именно этого зачастую, так не хватает - естественной включенности традиции в повседневную жизнь. Когда время не делится на "жизнь, дом, работа" и "языческий праздник", а праздник - естественная часть жизни,позволяющая набраться сил, привести себя в гармоничное состояние.
avatar
1
6
по воле судьбы я несколько раз был на Лиго и в Латвии и в Эстонии. Прибалты молодцы, языческие традиции никогда не теряли. И очень умело
соединяют обрядность с фестивалем народного творчества. Умеют они это -
не отталкивать, а притягивать людей. За ссылдки - благодарность! (Чот я
в Merjamaa застрял...)
avatar
1
5
С верой в это будем двигаться в Будущее
avatar
1
4
Новые пока еще заработают уважение к себе... Да, многие известны, но...
Надеюсь традиции будут множится и охватывать больше людей и мест
avatar
1
3
СЛАВА БОГУ НАХОДЯТСЯ ЛЮДИ КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ЗВАТЬСЯ  ИВАНЫ НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА
avatar
1
2
Да, с разницей в 2 месяца. Старые титаны уходят, как древние дубы, давая свет и жизнь новой поросли. Это и есть Традиция.
avatar
1
1
Действительно прекрасный праздник.. Но, странное совпадение, получается почти
одновременно ушли из этой жизни Дайнис Сталтс и Йонас Трикунас... Очень
странно. Оба не рядовые язычники, а по-сути поводыри. Благодаря Йонасу
Трикунасу праздники Расос (Йонинес) в Литве почти превратились в такое
же само собой разумеющееся правило, как Лиго в Латвии. Были и другие, но
я их видела только на картинках и чьих-то видео
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика