Воскресенье, 22.10.2017, 09:19 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Август » 31 » Камень крестовик с реки Мережка
23:28
Камень крестовик с реки Мережка

Дорогой читатель, если Вы когда нибудь спускались по замшелой лесной тропинке к ручью, где в тени чащи прячутся покрытые мхом камни, если Вы прикасались к могучей спине священного валуна и чувствовали тепло рук наших предков, тогда Вы поймете то, что мы делаем, и наш рассказ об этом..

В июле 2013 года краеведы общества Metsa Kunnta из Костромы побывали в Заволжском районе Ивановской области. Целью нашей поездки было нахождение Мережковского ритуального камня. Он является памятником природы и с целью сохранения от антропогенного воздействия указом губернатора Ивановской области в 2004 году был объявлен особо охраняемым природным объектом.

Результаты археологических раскопок и исследований, проведенных рядом с камнем в семидесятых годах прошлого века, выявили историческую ценность местности, рядом с ним располагается средневековое мерянское селище. Да и сам он далеко не прост... Но обо всем по порядку.

Камень лежит на правом берегу Мережки в 40 метрах от ее русла напротив деревни с мерянским названием Кикино, на дне оврага, глубоко вдающегося в террасу берега реки. Недалеко от камня, на террасе левого берега реки, в сотне метров от деревни Кикино находится Кикинский мерянский могильник домонгольского времени. Ниже по течению Мережки, на мысе правого берега реки, есть еще один курганный могильник того же периода. Между двумя этими могильниками располагается раннесредневековое селище, поселение - предшественник ныне существующих Кикино и Вершинино.

Сам камень представляет собой валун по виду вулканической породы, прямоугольной  формы: длина камня -  144 см., ширина –  78 см., высота -  57 см.. В боковом сечении имеет практически правильную треугольную форму. Платформа-основание камня, вероятнее всего, плоская.  Верхняя часть камня  имеет длинный естественного происхождения желоб, возможно дополнительно обработанный рукой человека, идущий почти вдоль всей  верхней поверхности камня от середины до края и вниз. Этот желоб имеет большой уклон от верхнего края вниз и несколько раковин, в которых может скапливаться дождевая вода.

В ходе нашего обследования на обеих сторонах камня были обнаружены множественные петроглифы.

Особенности технологии изображений примерно позволяют определить способы их нанесения и, соответственно, их приблизительный возраст. Большинство изображений (собственно языческая их часть, например, изображение рунического символа) выполнены в технике процарапывания достаточно мягким железным резцом, что позволяет говорить о том, что эти изображения как минимум моложе бронзового века.

Вторая часть изображений (православный крест и изображение змеи) нанесены значительно позднее с помощью железного инструмента с твердым, хорошо закаленным лезвием. Эти изображения явно принадлежат времени, когда в эти места добралось наконец христианство — то есть они вряд ли могут быть старше 15 века. Кроме них, на камне есть несколько надписей середины 20 века.

Камень на реке Мережке – очень интересный объект, обладающий сразу несколькими  индикаторами  сакральности. Во-первых, это наличие явно языческих и христианских петроглифов и граффити на камне.

Во-вторых, это сам желоб с ямками в которых может скапливаться дождевая вода. В третьих, о его почитании говорят расположенные рядом древние могильники, селище и святой источник (о котором мы скажем ниже), с которыми камень, скорее всего, был напрямую связан.

Поскольку надписи на камне прямо связаны с изображениями и однозначно были выполнены людьми, поддерживавшими и использовавшими святилище (т. е. язычниками), такая их датировка позволяет утверждать, что святилище функционировало еще как минимум в XV веке — т. е. во времена, когда эпоха открытого «двоеверия» на территории мерянского Поволжья уже приближалась к концу. Именно в конце 15 века на реке Мережке, в непосредственной близости со святилищем поселяется преподобный Тихон Костромской, Луховский. По преданию, Тихон собственноручно освятил источник на реке Мережке.

Его память отмечается 26 июня в день обретения мощей в Соборах Костромских и Ивановских святых. Крест на камне в виде лествицы, вполне возможно, его работа... 

Изображения на камне, имеющие мифологическое, культовое и магическое содержание, оказываются, таким образом, бесценным подспорьем в работе по возрождению древней сакральной Традиции.

Андрей Малышев. Общество "Metsa Kunnta"

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2984 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 20
avatar
0
20
Все пишут МереЖка, через "ж" ( от слова "мережа"???). А нужно МереШка, через "Ш" = "маленькая Мера".
avatar
0
19
в дополнение к сказанному вспомнил ещё и вывеску на въезде с дороги "Заволжск - Коротиха"на эти обе деревни. Нет, Андрей, всё же Кинино. По крайней мере так было в 70-х годах того века smile
avatar
0
18
на картах есть разночтения. Но местная бабушка из Вершинино называла ее именно Кикино.
avatar
0
17
да, посмотрел щас на картах Гугл, наз. точно КИНИНО. Чего-то помню ещё из 40-летнего отсутствия в тех местах)
avatar
0
16
лазил я в юном пионэрском возрасте на этот камень, будучи завсегдатаем близлежащего пионерского лагеря. Да, объект дивный и притягательный
Однако, помню, деревня к-рая здесь названа КИКИНО, помню как вот сейчас, называлась КИНИНО, потому что была созвучна с ВЕРШИНИНО
Давно это было, могу и ошибаться. Не знаю, дожила ли она до наших дней
avatar
0
15
Язычество и христианство это части нашей истории. Кроме того, в народном христианстве сохранилось много настоящих языческих пережитков по которым мы можем узнать о духовной жизни наших предков.
avatar
0
14
Но больше камень принадлежит памяти дань предкам  природным богам
avatar
0
13
да, фактически камень-летопись, камень реликвия
avatar
0
12
Очень познавательная   история камня с отпечатком времени разных верований , ставя на нём свой отпечаток
avatar
0
11
Наши места очень живописные! А Мера и Мережка какие красавицы! Мы очень любим отдыхать на наших малых реках.
avatar
0
10
Андрей Малышев, great stuff! Thank you very much for sharing, brother.
avatar
0
9
...хорошую религию придумали индусы...
avatar
0
8
Странно что вы своих предков называете язычниками, хотя верите в еврейскую религию которая вас обрекает на рабство.
avatar
0
7
Это наше ПРОШЛОЕ !!!! БУВАЛЬЩИНА!!! Мы просто обязаны хранить и беречь
НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ ( даже если не понимаем его) Наши дети обязательно
будут мудрее нас и ВСЕ ЗНАНИЯ и НАСЛЕДИЕ , понадобятся им ! И УКРАИНА --
БУДЕТ!!! БУДЕТ ВСЕГДА !!! (Искренне ЖЕЛАЮ этого и МОЛЮСЬ..)
avatar
0
6
спасибо за отзыв. Рады что вам нравится наши материалы)
avatar
0
5
да, там очень любопытное место!
avatar
0
4
Оказывается, сколько интересного на родной земле. Я сам с Заволжска, в детстве на Мережке бывал, про камень слышал, но не бывал. Буду на Родине,
обязательно прикоснусь к этой истории. Спасибо вам!
avatar
0
3
Спасибо большое! Обязательно побываем! Это просто у нас эту деревню именно так называют. ваши материалы очень интересные,столько нового узнаю.Успехов вам и новых открытий!!!
avatar
0
2
варианты названия разные есть. Даже на картах различаются. Побывайте там, живительное место!
avatar
0
1
мы соль земли Костромской и должны помнить и любить всех своих предков, мерян, славян, чудь, марийцев. В этом Сила!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика