Воскресенье, 25.06.2017, 10:07 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Май » 3 » Мерянь Андю. Мотив "утиных лапок" в финнско-русской культуре.
09:33
Мерянь Андю. Мотив "утиных лапок" в финнско-русской культуре.
http://merjamaa.ucoz.ru/sergi.jpg

Во время краеведческой поездки в подмосковный Звенигород,  в лавке  Саввнино-Сторожевского монастыря были подсмотрены вот такие чудесные финно-угорские сережки с коньками и висящими утиными лапками. Позднее, в историческом центре города мы наткнулись на пару старых наличников содержащих в себе мотив "утиных лапок". Всё это натолкнуло на мысль о небольшой статье посвященной роли священной птицы в нашей финнско-русской культуре.


Украшения дьяковцев

Утиные лапки распространенный мотив в украшениях-оберегах людей Дьяковской культуры и их потомков мерян, связанный с мифом о создании Мира. У многих финно-угорских народов небесная праматерь, превратившись в утку, создала Землю и жизнь на ней. Утка считается вместилищем души, и душа человека после смерти перемещалась в утку или другую птицу. Водоплавающие птицы, особенно утки, обожествлялись древними угро-финнами. В некоторых мифах говорилось, что мир произошел из яйца, снесенного огромной уткой.

http://www.erzia-museum.ru/collection/dpi/images/f12.jpg
Комплекс нагрудных украшений древней Эрзи.
Бронза. II Журавкинский могильник. VIII – XI вв.

К примеру  такой миф есть в эрзянском фольклоре. Великая птица Ине Нармонь сносит яйцо: из желтка возникает земля, из скорлупы - подземная и небесная твердь. По другому мифу, птица высиживает три яйца на Мировом древе - березе или дубе - посреди земли. Из одного яйца вылупляется жаворонок - птица, символизирующая начало весенних полевых работ, покровитель земледелия; из другого - соловей, символизирующий дом и домашнее хозяйство; из третьего - лесная птица кукушка. Есть миф, согласно которому из трех яиц выводятся три "матери" - хозяйки плодородия (поля), ветра и леса.

 

О Мировом древе рассказывается и в мифе, где верховный бог Инешкипаз творит Вселенную. После творения он отдыхает не один день, а тридцать лет спит богатырским сном на земле под Мировым древом. За это время Мировое древо так вырастает, что корни его достигают подземных вод и заполняют овраги и ямы, которые становятся озерами. Крона древа загораживает солнце, а место, где спал бог, также заполняется водой, превращаясь в реку Суру (приток Волги). Бог не мог спать дальше на сырой земле - он перебрался на Мировое древо, где проспал еще тридцать лет, пока у него не заболел сустав правой ноги: бог расправил ногу и раздавил яйцо, снесенное птицей на Мировом древе. И тогда из него появилась богиня плодородия Анге-патяй.

http://www.rostmuseum.ru/exhibition/archaeology/podveska.gif
Треугольная шумящая подвеска с волютным щитком. Мерянское украшение-оберег.
Бронза. 10-11 века. Сарское городище.

Близость этих птичьих образов в мифах и искусстве Мари, Эрзи, Муромы, Мери подтверждает их этническую общность и отличие от пермских групп финно-угров. В процессе русификации угро-финны Поволжья внесли существенный вклад в общерусскую культуру. К примеру, образ священной птицы утки или гуся, один из наиболее устойчивых образов в мировоззренческой модели древнего населения России, явившись впервые несколько тысячелетий назад,  дожил и до наших дней в виде тех же оконных наличников.

В довесок несколько фото подобных наличников из городов в пределах "Золотого кольца" с изображением утиных лапок на полотенцах.

http://merjamaa.ucoz.ru/nalichnik2.jpg
Московская область. Звенигород.
По мимо утиных лапок на наличнике изображено Солнце в виде косых крестов.
(Центральный крест в круге солнце в зените, два нижних встающее и заходящее)


http://merjamaa.ucoz.ru/nalichnik3.jpg
Московская область. Звенигород.

http://merjamaa.ucoz.ru/nalichnik.jpg
Московская область. Звенигород.

 
Жизнерадостные солнца с утиными лапками в Деулине недалеко от Сергиева Посада:

Звериные 
мотивы. Наличник в Сергиевом-Посаде.
Сергиево-Посадский район :: Сергиев-Посад

Наличник. Город Дмитров Московской области. Берегини.
Наличник. Город Дмитров Московской области. Берегини.

Наличники, домовая резьба.
Ивановская область. Иваново.

Наличники, домовая резьба.
Ивановская область. Иваново.

Наличники, домовая резьба.
Костромская область. Галич.

Наличники, домовая резьба.
Костромская область. Галич.
Утиные лапки и три солнца

Наличники, домовая резьба.
Ярославская область. Мышкин

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3477 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 7
avatar
0
7
Ольга
пилы на Руси были. славяне знали лучковую пилу, чему есть находки у тех-же вятичей, пилу долго не пользовали потому что она рвет древесину, от этого дерево быстрей гниет, а использовали - топор он завальцовывает поры, предотвращая гниение.
У вятичей лучковые пилы находят XII-XIII век.
кста и напильники )

Никольская Т.Н. - Земля вятичей IX-XIII
avatar
0
6
...еще раз посмотрела)))..про ставни я переборщила,вовсе не обязательно)...но рубили топором,и окна долгое время были еще какой роскошью!
avatar
0
5
По-поводу наличников...кое-что прояснилось)...да,прорезных вариантов(деревянного кружева) в Украине нет,....но их не было и в России аж до конца 19 века.А появились они,благодаря возникновению "русского стиля",вполне себе искусственного,а-ля пряник)..появилась мода на русское,причем зачастую оно было такое же русское,как то,что пропагандируют таперича родноверы-индославы))))
http://www.khulizhniki.com/albums/album.aspx?a=276 - альбом с примерами стиля "а ля рюс"

А до этого все было попроще,но гусиные лапки и там имеют место)))
http://russiantowns.livejournal.com/1510891.html

И ставни,обязательно...и никакого кружева, пилу только Петр в Россию завез.
А уже таких вариантов есть и в Белоруссии и на Украине. Вот такого типа:

http://www.shushara.ru/photo/windows/01_0000492.jpg,только без звезд и со ставнями)
http://www.shushara.ru/photo/windows/38_0001180.jpg...просто повсеместно,только навершье не фигурное,а домиком.
http://www.shushara.ru/photo/windows/38_0001178.jpg
http://www.shushara.ru/photo/windows/31_0000998.jpg
http://www.shushara.ru/photo/windows/31_0000981.jpg

PS Я очень люблю русскую культуру,но думаю,что искать глубочайшую древность и какие-то доказательства в наличниках конца 19 века,это тоже самое,что делать заключения и проводить исторические параллели по матрешкам)..
Очень люблю ваш сайт, в отличие от родноверческих тошниловок)

avatar
1
4
Спасибо, Ольга. Будем стараться и дальше радовать вас)
avatar
1
3
Ах, как вы меня заинтриговали! Сижу,пытаюсь славянские резные наличники найти))))
А теперь решила по орнаментам пройтись и сравнить...ну,очень интересно.Ведь отличие,к примеру,украинских вышивок и северорусских - разительное,вот только раньше эту разницу я не ставила за счет финского влияния.
И спасибище за сайт,несмотря на то,что меря из меня не лезет))),так как все мои предки между Доном и Днепром,интерес в вашим материалам живейший!
avatar
0
2
Идея пришла в голову без посредничества других исследователей. Я давно заметил этот распространённый мотив на наличниках корневой России. Он отсутствует, как впрочем и сами наличники, в славянской Украине и балто-славянской Беларуси и в других, южных и восточных регионах России. Выводы напрашиваются сами собой wink
avatar
0
1
попробовал вбить в искалке "наличники с утиными лапками" выпадаете только Вы? Вам самим пришла в голову идея отражения "утиных мотивов" на наличниках (и правда очень похоже!) или Вы её почерпнули у каких-то исследователей?
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 866
Статистика
Яндекс.Метрика