Среда, 24.10.2018, 05:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Апрель » 16 » Меряно-крывицкая коллекция Кимрского исторического музея
08:31
Меряно-крывицкая коллекция Кимрского исторического музея


В марте краеведы из "Metsa Kunnta" совместно с московскими экологами и представителем марийской общины города Москвы посетили исторический музей в городе Кимры. Город Кимры с населением чуть более шестидесяти тысяч человек является административным центром Кимрского района Тверской области.


Фрагменты лепной дьяковской керамики

Когда и как возник на берегу Волги населённый пункт Кимры (или, как ранее говорили, Кимра)? Почему он носит название явно не славянского происхождения? Исторические источники, об этом умалчивают. Хотя версий имеется предостаточно.


Дьяковские серпы и "горбатые" ножи


Деталь конской упряжи из кости

Согласно основной, название уходит своими корнями в дославянское прошлое — к финскому народу меря. Память о них осталась в множественных названиях рек, озёр, и городов Волго-Окского междуречья.


Дьяковские "грузики"

Ещё в первой половине 18-го века известный историк В.Н. Татищев высказал предположение, что Кимры являются искажением слова Кирема. В своей "Истории Российской" он писал: "Имя сие есть ли эстонское, мордовское, значит, медвежье — как в Естляндии был град Киремпе, по-русски — "Медвежья глава". Кирема — река, впадающая в Волгу, по-русски — Медведица. Может, Кимры сами Киремы именовались". Позднее, уже советский исследователь В.Н.Топоров обнаружил в названиях рек Верхневолжья (Шоша, Верея и др.) балтские языковые корни, что говорит о том, что в этом регионе Поволжья чересполосно жили балты и финны. 


Железная крица и детали инструментов

ФИННО-УГРЫ ДЬЯКОВСКОГО ВРЕМЕНИ

Ранний железный век в этих местах представлен находками Дьяковской культуры. В то время на смену незащищенным поселениям более раннего периода приходят укреплённые поселения-городища, строящиеся в естественно-укреплённых местах — на высоких мысах Волги и впадающих в нее рек. С противоположной стороны городища укреплялись валами и рвами. Подобные укрепления сохранились до сей поры в районе деревни Пекуново.


Дьяковская керамика

Основными видами деятельности людей Дьяковской культуры были скотоводство и земледелие. Разводили лошадей, свиней, различный крупный и мелкий рогатый скот. А сеяли ячмень, пшеницу, просо, лён. Естественным дополнением этих занятий были рыболовство, охота и собирательство.







Среди материалов для изготовления инвентаря предпочтение отдавалось железу, бронзе и кости. Железо шло на наконечники стрел, ножи, топоры. А из бронзы делали различные украшения. Бронзовый и ранний железный века "отметились" в Кимрском районе поселениями, названными именами тех мест, возле которых они были обнаружены и обследованы: Пекуновское, Иваньковское, Селище, Дьяков Лоб, Графская Гора.


Горшок и зернотерка


Детские игрушки




Чуринга


Балтские украшения - предмет импорта






МЕРЯ И КРИВИЧИ

Совсем недавно, в восьмидесятых годах прошлого века, в районе деревни Плешково, напротив устья реки Хотча, были исследованы два крупных курганных кладбища. По форме это были небольшие округлые насыпи.


Мерянские и кривичские городища (отмечены черными точками), селища (отмечены белыми точками)

В этих курганах-могильниках наряду с кривичскими предметами обихода найдены и множественные финские, мерянские... Это доказывает, что кривичи и меря на этих землях вполне мирно сосуществовали в непосредственном контакте.


"Городок" у деревни Старое Селище. Раскопки Н.В. Трубниковой


Начало раскопок городища "Графская гора". Раскопки К.А. Смирнова. 1968.
















Лепная мерянская керамика




Кривичские и мерянские височные кольца

В 10-11-м веках на берегу Волги существовало много поселений этих народов. Об этом говорят раскопки Кимрского селища, произведенные в шестидесятых годах и позднее, а также — селища Абрамово.


Мерянские женские украшения


Говоря о меря, следует отметить слова историка Бестужева-Рюмина, который указывал, что: "Ни летописи, ни предания не знают ни общего истребления (о котором любят говорить славянофилы) финских племён на тех местах, ни общего переселения их оттуда." Их обрусение началось в средние века, шло медленно, постепенно и далеко еще не закончилось даже к 15-16 векам.




Кольца

За это говорят две крупные этнические мерянские группировки, находившиеся в непосредственной близости от Кимр в районе Кашина и Калязина (Мерецкий и Чудской станы 15-17 веков.)



Шумящая мерянская подвеска



"Мерскими", а так же "Чудскими" ряд станов Московского государства был назван именно по имени жителей, а не по названиям селений. Их конфигурации чётко увязываются с повышенной концентрацией ф.-у. названий деревень в них находящихся. В Верхем Поволжье в 15 веке это была этно-культурная реальность. В 17 веке оставалась ещё память и диалекты, сдобренные мерянскими словами. В 19-м - "тайные языки" и проф.жаргоны.




Бестужев-Рюмин продолжает: "Медлительность эта говорит в пользу мирных контактов наших предков". Пример, достойный подражания: древние люди были гораздо более мудрыми, чем их "цивилизованные" потомки...





Совместное проживание на этих землях финнов меря и балто-славян кривичей подтверждает не только археология, но и топонимика. Это часто встречающиеся среди современных населённых пунктов названия с балтскими корнями, например, Крева, Пекуново, и названия финно-угорского корня, например, Мерлино, Талдом, Нушполы.


Макет меряно-кривичского курганного могильника

Подытожить этот материал хочется словами нашего мерянского краеведа из Кохмы Шом-толгая:
"Этническая история всегда сложна и узловата. Не вернуть того, что было 1000 лет назад. Не вернуть и того, что оставалось 400 лет назад. Теперь и в бывших мерьских станах мало кто вспомнит, что он - потомок меря.


Кольца

Так бы всё может и кануло... Но парадокс в том, что маргинализация мегаполисов всё равно опережает забывчивость глубинки. И что-то остаётся, что утрачено в столицах, но что сохранили стоящие у корней. И, как выясняется, потомки меря (и вместе с ними кривов) оказались сравнительно памятливее многих других."


Браслеты

Мы, современные меря и кривичи, не отделяем себя от русского народа. Мы даём возможность остальным вспомнить часть своей родной истории (ведь 50-70% жителей Верхневолжья ниже по течению от Кимр - потомки меря, а выше по течению Волги - потомки кривичей. Тем самым мы идём в авангарде этно-культурного Ренессанса нашего народа.

Держитесь своих Корней, друзья!
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8317 | Добавил: merja | Теги: история, курганы, археология, городища, селища, КРИВИЧИ, меря | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2470
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1013
Статистика
Яндекс.Метрика