Вторник, 16.10.2018, 06:25 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Март » 26 » Мерянская коллекция Дмитровского исторического музея
09:51
Мерянская коллекция Дмитровского исторического музея

В эпоху раннего железа на территории Дмитровского района Московской области проживали люди народа меря. Народ Меря относился к финно-угорским народам с незапамятных времен занимавшим все огромное пространство севера Европейской России от Уральских гор до Балтийского моря и от Белого моря до бассейна Оки и верховьев Дона. 

В память о пребывании здесь финнов на Дмитровской земле остались названия рек, поселений и урочищ, чуждых современному славяно-российскому языку: Яхрома, Клязьма, Турапово, Талдом, Шебаново, Мерлино, Семерлино и др. О пребывании здесь финно-угорских племен говорят и обнаруженные при раскопках курганы (особенно много таких курганов обнаружено около р. Вори), и остатки укрепленных поселений так называемые городища. Мерянские городища разбросаны по всему пространству области, лежащей между Волгой и Окой. В Дмитровском районе из наиболее известных можно отметить Синьковское городище, являющееся сторической достопримечательностью сельского поселения Синьково. Городище было открыто в 1901 году, и с тех пор здесь неоднократно производились раскопки, что позволило воссоздать картину создателей городища, населявших его в середине первого тысячелетия нашей эры.


1 - Синьковское мерянское городище 2 - Каргашинское селище 3 - деревня Голяди (место компактного проживания средневекового балтского народа голядь) 
4 - святой Киндяковский камень ра речке Кимерше

Синьковское городище представляет собой небольшое возвышение во главе мыса, защищенного естественной преградой - оврагами с двух сторон и насыпным валом - с третьей стороны. Длина городища около 85 метров, ширина в средине около 64 метров, высота со стороны оврагов 12 метров, в самой высокой точке более 18 метров. Всего в двух километрах от городища имеется другое древнее поселение - Каргашинское селище, тесно связанное в период своего существования с Синьковским городищем. Многочисленные находки железных и костяных орудий, остатков керамики, ювелирных украшений и прочего на Синьковском городище и Каргашинском селище свидетельствует о довольно сложной хозяйственной организации и развитой культуре ремесел древних меря. Особенно интересны находки, связанные с гончарным промыслом, имевшем необычайное распространение в крае уже в более позднее средневековое время.

Весьма интересной и загадочной достопримечательностью округи городища и селища является один из наиболее почитаемых на территории Мерьямаа священных камней - Киндяковский камень (Шутов камень). Камень располагается в Шутовом лесу, который получил такое название потому, что в нем часто плутают грибники. Видимая часть камня не очень велика, большая его часть уходит в землю. С этим камнем связано много древних преданий и загадок.


Киндяковский камень

Считается, что камень приплыл по реке Кимерше (В названии речки присутствует мерянский корень - ки - камень) против течения в ночь на Иванов День. Существует множество поверий об исцеляющей силе камня и способности защитить прикоснувшегося к нему человека от врагов. В древности это было несомненно мерянское святилище, располагавшееся на святом месте слияния трех вод. Вода в самом месте слияния считается целебной. По рассказам старожилов вода, слитая на камень, обладает необыкновенными свойствами, особенно при лечении детей: если тебе суждено после длительной болезни умереть, то умрешь быстро и без лишних мучений, а если суждено выжить, то излечишься.


Кикинское городище

Остатки городищ и селищ меря на территории края относятся к 2-9 векам 1 тысячалетия. Они были исследованы О.Н. Бадером в 1923-1929 годах (Синьковское городище и Каргашинское селище) и В.И. Вишневским в 1984-1992 годах (Кикинское городище).


Нажмите для увеличения

Основным занятием меря в рассматриваемый период является скотоводство, земледелие и различные ремесла: гончарное, косторезное, ткацкое, металургическое, меднолетейное, ювелирное.


Мерянская лодка-долбленка. Введенское озеро. 10-11 века.


Орудия труда и быта. Синьковское городище.




Предметы металлургии и метало-обработки. Синьковское городище.

Меря впервые упоминается в письменных источниках в труде готского историка Иордана как merens в 6 веке. Начальная русская летопись указывает на некоторые места расселения мерян: "а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же...".

После 907 года меря не упоминается как отдельный народ, хотя они еще долгое время сохраняли своя язык и идентичность, за что говорят документы Московского государства - упоминающие многочисленные "Мерские станы". Один из таких мерянских районов 16-17 веков находился неподалеку от Дмитрова неподалеку от Кашина, и Калязина (Мерецкий и Мерский станы). До настоящего времени в Дмитровском районе сохранилось большое количество гидронимов и топонимов мерянского происхождения.

Свои поселения в 1 тысячалетии меря чаще всего основывали по берегам ре и озер и укрепляли частоколом, такие поселения называют селищами и по своему статусу они соответствуют современным сельским поселениям. Были у меря и свои города, с солидными земляными укреплениями и деревянными стенами. Такие поселения называют городищами. 

Постройки внутри таких поселений можно разделить на три группы: небольшие деревянные хозяйственные постройки, бревенчатые дома с двухскатной крышей и большие многокамерные (15-20 метров в длину) дома на несколько семей. 

Ювелирное искусство меря известно в основном по комплексам 6-9 веков. Характерной частью головного убора были височные кольца с втульчатым замком, а также с заостренными или обрубленными концами. К украшениям, входившим в состав ожерелий, относятся различные типы подвесок и пронизок, среди которых особенно распространены треугольные шумящие подвески. Такие украшения имели не только декоративное значение, но и являлись оберегами.

Треугольник - один из древнейших культовых символов, обозначавших жизнь, землю, плодородие. В 10-11 веках меря носили подвески-коньки с шумящими привесками, а руки украшали спиралевидными браслетами.Подвески коньки носились на плече или на груди пришитыми к одежде.

Женский костюм меря восстановить трудно, поскольку погребений с трупоположениями в грунтовых могильниках известно очень немного. Можно предполагать, что головной убор состоял из ремешка, застегивающегося пряжкой, к которому крепились ожерелья из бус, монет, куда входили и различные привески.

В 10-11 веках меря носили подвески - коньки с шумящими привесками, выполненные в технике филиграни. Коньки изготавливались из крученой и гладкой проволоки иил отливались по восковой модели. Это был наиболее распространенный тип украшения - оберега, которых существует более 9 видов.

Согласно летописям, в 1154 году на землях меря, на месте мерянского поселения,  киевским князем Юрием Долгоруким был заложен город Дмитров. Назван он был в честь святого великомученика Димитрия Солунского - небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода, родившегося в тот год.

Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и важное экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, а по ней с Мерянским Опольем, Суздалем и Владимиром. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV-XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву, что было обусловлено по большей части политической нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения поволжских земель под властью Москвы..

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 6443 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2464
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1008
Статистика
Яндекс.Метрика