В эпоху раннего железа
на территории Дмитровского района Московской области
проживали люди народа меря. Народ Меря
относился к финно-угорским народам с незапамятных времен
занимавшим все огромное пространство севера Европейской России от
Уральских гор до Балтийского моря и от Белого моря до бассейна Оки и
верховьев Дона. В память о пребывании
здесь финнов на
Дмитровской земле остались названия рек, поселений и урочищ, чуждых
современному славяно-российскому языку: Яхрома, Клязьма, Турапово,
Талдом, Шебаново, Мерлино,
Семерлино и др. О пребывании здесь финно-угорских племен говорят и
обнаруженные при раскопках курганы (особенно много таких курганов
обнаружено около р. Вори), и остатки укрепленных поселений так
называемые городища.
Мерянские городища разбросаны по всему пространству области, лежащей
между Волгой и Окой. В Дмитровском районе из наиболее известных можно
отметить Синьковское городище,
являющееся сторической достопримечательностью сельского поселения
Синьково. Городище было открыто в 1901 году, и с тех пор здесь
неоднократно производились раскопки, что позволило воссоздать картину
создателей городища, населявших его в середине первого тысячелетия нашей
эры. 1 - Синьковское мерянское городище 2 -
Каргашинское селище 3 - деревня Голяди (место
компактного проживания средневекового
балтского народа голядь) 4 - святой Киндяковский
камень ра речке
Кимерше
Синьковское городище
представляет собой небольшое возвышение во главе мыса, защищенного
естественной преградой - оврагами с двух сторон и насыпным валом - с
третьей стороны. Длина городища около 85 метров, ширина в средине около
64 метров, высота со стороны оврагов 12 метров, в самой высокой точке
более 18 метров. Всего в двух километрах от городища имеется другое
древнее поселение - Каргашинское селище,
тесно связанное в период своего существования с Синьковским городищем.
Многочисленные находки железных и костяных орудий, остатков керамики,
ювелирных украшений и прочего на Синьковском городище и Каргашинском
селище свидетельствует о довольно сложной хозяйственной организации и
развитой культуре ремесел
древних меря. Особенно интересны находки, связанные с гончарным
промыслом, имевшем необычайное распространение в крае уже в более
позднее
средневековое время. Весьма интересной и
загадочной достопримечательностью
округи городища и селища является один из
наиболее почитаемых на территории Мерьямаа священных камней -
Киндяковский камень (Шутов камень). Камень располагается в Шутовом лесу,
который получил такое название потому, что в нем часто плутают
грибники. Видимая часть камня не очень велика, большая его часть уходит в
землю. С этим камнем связано много древних преданий и
загадок. Киндяковский камень
Считается, что камень приплыл по реке
Кимерше (В названии речки присутствует
мерянский корень - ки - камень) против течения в ночь на
Иванов День. Существует множество поверий об исцеляющей силе камня и
способности защитить прикоснувшегося к нему человека от врагов.
В древности это было несомненно мерянское святилище, располагавшееся на
святом месте слияния трех вод. Вода в самом месте слияния считается
целебной. По рассказам старожилов вода, слитая на камень, обладает
необыкновенными свойствами, особенно при лечении детей: если тебе
суждено после длительной болезни умереть, то умрешь быстро и без лишних
мучений, а если суждено выжить, то излечишься. Кикинское городище
Остатки городищ и селищ меря на территории края
относятся к 2-9 векам 1 тысячалетия. Они были исследованы О.Н. Бадером в
1923-1929 годах
(Синьковское городище и Каргашинское селище) и В.И. Вишневским в
1984-1992 годах (Кикинское городище). Нажмите для увеличения
Основным занятием меря в
рассматриваемый период является скотоводство, земледелие и различные
ремесла:
гончарное, косторезное, ткацкое, металургическое, меднолетейное,
ювелирное. Мерянская лодка-долбленка. Введенское озеро.
10-11 века.
Орудия труда и быта. Синьковское
городище.
Предметы металлургии и метало-обработки.
Синьковское городище.
Меря
впервые упоминается в письменных источниках в труде готского историка
Иордана как merens в 6 веке. Начальная
русская летопись указывает на некоторые места расселения мерян: "а на
Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же...". После 907 года меря не
упоминается как отдельный народ, хотя они еще долгое время сохраняли
своя язык и идентичность, за что говорят документы Московского
государства - упоминающие
многочисленные "Мерские станы". Один из таких мерянских районов 16-17
веков находился неподалеку от Дмитрова неподалеку от Кашина, и Калязина
(Мерецкий и Мерский станы).
До настоящего времени в Дмитровском районе сохранилось большое
количество гидронимов и топонимов мерянского
происхождения. Свои поселения в 1
тысячалетии меря чаще всего основывали по берегам ре и озер и укрепляли
частоколом, такие поселения называют селищами и по своему статусу они
соответствуют современным сельским поселениям. Были у меря и свои
города, с солидными земляными укреплениями и деревянными стенами. Такие
поселения называют городищами. Постройки внутри таких поселений можно разделить на
три группы: небольшие деревянные хозяйственные постройки, бревенчатые
дома с двухскатной крышей и
большие многокамерные (15-20 метров в длину) дома на несколько
семей. Ювелирное искусство
меря известно в основном по комплексам 6-9 веков.
Характерной частью головного убора были височные кольца с втульчатым
замком, а также с заостренными или обрубленными концами.
К украшениям, входившим в состав ожерелий, относятся различные типы
подвесок и пронизок, среди которых особенно распространены
треугольные шумящие подвески. Такие украшения имели не только
декоративное значение, но и являлись оберегами. Треугольник - один из
древнейших культовых символов, обозначавших жизнь, землю, плодородие. В
10-11 веках меря носили подвески-коньки с шумящими привесками, а руки
украшали спиралевидными браслетами.Подвески коньки носились на плече или
на груди пришитыми к одежде. Женский костюм меря
восстановить трудно, поскольку погребений с трупоположениями в грунтовых
могильниках известно очень немного.
Можно предполагать, что головной убор состоял из ремешка,
застегивающегося пряжкой, к
которому крепились ожерелья из бус, монет, куда входили и различные
привески.
В 10-11 веках меря носили подвески - коньки
с шумящими привесками, выполненные в технике филиграни.
Коньки изготавливались из крученой и гладкой проволоки иил отливались по
восковой модели. Это был наиболее распространенный тип украшения -
оберега, которых существует более 9 видов.
Согласно
летописям, в 1154 году на землях меря,
на месте мерянского поселения, киевским князем Юрием
Долгоруким
был заложен город Дмитров. Назван он был в честь святого великомученика
Димитрия Солунского - небесного покровителя сына Юрия Долгорукого,
Всеволода, родившегося в тот год. Дмитров имел не только
стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и
важное экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в
верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы,
а по ней с Мерянским Опольем, Суздалем и
Владимиром. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и
Сестре смог лишь в XV-XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а
Москву, что было обусловлено по большей части политической
нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения
поволжских земель под властью Москвы..
|