Среда, 18.10.2017, 23:21 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Март » 26 » Мерянская коллекция Дмитровского исторического музея
09:51
Мерянская коллекция Дмитровского исторического музея

В эпоху раннего железа на территории Дмитровского района Московской области проживали люди народа меря. Народ Меря относился к финно-угорским народам с незапамятных времен занимавшим все огромное пространство севера Европейской России от Уральских гор до Балтийского моря и от Белого моря до бассейна Оки и верховьев Дона. 

В память о пребывании здесь финнов на Дмитровской земле остались названия рек, поселений и урочищ, чуждых современному славяно-российскому языку: Яхрома, Клязьма, Турапово, Талдом, Шебаново, Мерлино, Семерлино и др. О пребывании здесь финно-угорских племен говорят и обнаруженные при раскопках курганы (особенно много таких курганов обнаружено около р. Вори), и остатки укрепленных поселений так называемые городища. Мерянские городища разбросаны по всему пространству области, лежащей между Волгой и Окой. В Дмитровском районе из наиболее известных можно отметить Синьковское городище, являющееся сторической достопримечательностью сельского поселения Синьково. Городище было открыто в 1901 году, и с тех пор здесь неоднократно производились раскопки, что позволило воссоздать картину создателей городища, населявших его в середине первого тысячелетия нашей эры.


1 - Синьковское мерянское городище 2 - Каргашинское селище 3 - деревня Голяди (место компактного проживания средневекового балтского народа голядь) 
4 - святой Киндяковский камень ра речке Кимерше

Синьковское городище представляет собой небольшое возвышение во главе мыса, защищенного естественной преградой - оврагами с двух сторон и насыпным валом - с третьей стороны. Длина городища около 85 метров, ширина в средине около 64 метров, высота со стороны оврагов 12 метров, в самой высокой точке более 18 метров. Всего в двух километрах от городища имеется другое древнее поселение - Каргашинское селище, тесно связанное в период своего существования с Синьковским городищем. Многочисленные находки железных и костяных орудий, остатков керамики, ювелирных украшений и прочего на Синьковском городище и Каргашинском селище свидетельствует о довольно сложной хозяйственной организации и развитой культуре ремесел древних меря. Особенно интересны находки, связанные с гончарным промыслом, имевшем необычайное распространение в крае уже в более позднее средневековое время.

Весьма интересной и загадочной достопримечательностью округи городища и селища является один из наиболее почитаемых на территории Мерьямаа священных камней - Киндяковский камень (Шутов камень). Камень располагается в Шутовом лесу, который получил такое название потому, что в нем часто плутают грибники. Видимая часть камня не очень велика, большая его часть уходит в землю. С этим камнем связано много древних преданий и загадок.


Киндяковский камень

Считается, что камень приплыл по реке Кимерше (В названии речки присутствует мерянский корень - ки - камень) против течения в ночь на Иванов День. Существует множество поверий об исцеляющей силе камня и способности защитить прикоснувшегося к нему человека от врагов. В древности это было несомненно мерянское святилище, располагавшееся на святом месте слияния трех вод. Вода в самом месте слияния считается целебной. По рассказам старожилов вода, слитая на камень, обладает необыкновенными свойствами, особенно при лечении детей: если тебе суждено после длительной болезни умереть, то умрешь быстро и без лишних мучений, а если суждено выжить, то излечишься.


Кикинское городище

Остатки городищ и селищ меря на территории края относятся к 2-9 векам 1 тысячалетия. Они были исследованы О.Н. Бадером в 1923-1929 годах (Синьковское городище и Каргашинское селище) и В.И. Вишневским в 1984-1992 годах (Кикинское городище).


Нажмите для увеличения

Основным занятием меря в рассматриваемый период является скотоводство, земледелие и различные ремесла: гончарное, косторезное, ткацкое, металургическое, меднолетейное, ювелирное.


Мерянская лодка-долбленка. Введенское озеро. 10-11 века.


Орудия труда и быта. Синьковское городище.




Предметы металлургии и метало-обработки. Синьковское городище.

Меря впервые упоминается в письменных источниках в труде готского историка Иордана как merens в 6 веке. Начальная русская летопись указывает на некоторые места расселения мерян: "а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же...".

После 907 года меря не упоминается как отдельный народ, хотя они еще долгое время сохраняли своя язык и идентичность, за что говорят документы Московского государства - упоминающие многочисленные "Мерские станы". Один из таких мерянских районов 16-17 веков находился неподалеку от Дмитрова неподалеку от Кашина, и Калязина (Мерецкий и Мерский станы). До настоящего времени в Дмитровском районе сохранилось большое количество гидронимов и топонимов мерянского происхождения.

Свои поселения в 1 тысячалетии меря чаще всего основывали по берегам ре и озер и укрепляли частоколом, такие поселения называют селищами и по своему статусу они соответствуют современным сельским поселениям. Были у меря и свои города, с солидными земляными укреплениями и деревянными стенами. Такие поселения называют городищами. 

Постройки внутри таких поселений можно разделить на три группы: небольшие деревянные хозяйственные постройки, бревенчатые дома с двухскатной крышей и большие многокамерные (15-20 метров в длину) дома на несколько семей. 

Ювелирное искусство меря известно в основном по комплексам 6-9 веков. Характерной частью головного убора были височные кольца с втульчатым замком, а также с заостренными или обрубленными концами. К украшениям, входившим в состав ожерелий, относятся различные типы подвесок и пронизок, среди которых особенно распространены треугольные шумящие подвески. Такие украшения имели не только декоративное значение, но и являлись оберегами.

Треугольник - один из древнейших культовых символов, обозначавших жизнь, землю, плодородие. В 10-11 веках меря носили подвески-коньки с шумящими привесками, а руки украшали спиралевидными браслетами.Подвески коньки носились на плече или на груди пришитыми к одежде.

Женский костюм меря восстановить трудно, поскольку погребений с трупоположениями в грунтовых могильниках известно очень немного. Можно предполагать, что головной убор состоял из ремешка, застегивающегося пряжкой, к которому крепились ожерелья из бус, монет, куда входили и различные привески.

В 10-11 веках меря носили подвески - коньки с шумящими привесками, выполненные в технике филиграни. Коньки изготавливались из крученой и гладкой проволоки иил отливались по восковой модели. Это был наиболее распространенный тип украшения - оберега, которых существует более 9 видов.

Согласно летописям, в 1154 году на землях меря, на месте мерянского поселения,  киевским князем Юрием Долгоруким был заложен город Дмитров. Назван он был в честь святого великомученика Димитрия Солунского - небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода, родившегося в тот год.

Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и важное экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, а по ней с Мерянским Опольем, Суздалем и Владимиром. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV-XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву, что было обусловлено по большей части политической нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения поволжских земель под властью Москвы..

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5419 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 861 2 »
avatar
-1
86
У ЭРЗИ , а не КАКОЙ-ТО "МОРДВЫ". У МОКШИ намного меньше они ближе по ГАЛОГРУППЕ к азиатам. Так Что ВАША реплика, если мягко выразиться не корректна. Не оскорблять ЭРЗЮ!
avatar
2
85
Переименование старого названия в близкое по звучанию (а в ряде случаев и по смыслу) - это и есть адаптация прежнего названия в новой этно-культурной среде.

Да, у славян бытуют названия типа "Вълга"...
А у мери их самая большая река (на том протяжении, где они жили) - судя по аналогиям в марийском - называлась Ёлга или очень близко к этому. Разница - пол-звука! Славяне просто подправили непонятное им по смыслу название до вполне привычного.

P.S.
Нельзя исключать и той версии, что название "Волга" - полностью мерянское.
Причём, оставим в стороне вопрос о первичной принадлежности термина "вол, волг": ложбина, русло (славянс. или фин.-угорс.?)
Рассмотрим более красивую версию.
В марийском (наиболее родственном мерянскому) "волгалташ" значит "светиться", "волгалтше" - светящийся", а "волгыдо" - "светлый".
Почему не предположить, что первоначальное, полное имя Верхней Волги было "Волгалтше (/Волгыдо) ёлга", т.е. "Светлая река"? Затем, в просторечии это название могло сократиться до "Волга-ёлга" (ср.: "Волга-Волга"). И, наконец, до привычного нам "Волга".
avatar
-1
84
В верховьях Волги другого названия местное население ведь не знает, значит все-таки переименовали. Кстати Идель, у тюрок - это нижнее течение Волги, затем Кама и Белая с Уфой (Агидель и Караидель соответственно), верхнюю Волгу они так не называют.
Аналогии в западно-славянских странах Влга и Вилга, точно так же как у реки Москвы - польская Москава, версия происхождения вятичей от "ляхов" в Повести Временных Лет, западное, согласно археологии, происхождение кривичей, все один к одному
avatar
1
83
Здесь мы сталкиваемся с тем, что в реальности в русском языке огромное количество финских заимствований. Имя Волга - одно из них.
avatar
2
82
Тут особый случай.
Но, по большому счёту, они её так и не переименовали. У татар она по-прежнему Идель (Итиль), у мордвы - Рава...
Просто русские - ведущая нация в стране. Потому название "Волга" считается официальным.
Но разве оно такое уж славянское? По-моему - адаптация из мерянского: у марийцев Волга называется Юл (от Юлга, Ёлга). wink
avatar
0
81
Если учесть, что более крупную Волгу славяне таки переименовали, не такой уж и редкий
avatar
2
80
Ну конечно, у башкир была вековая культура кочевания. И даже осев на Урале, они долго ещё сохраняли практику выпаса "кочевым кругом". Но маршруты этих микро-кочевий уже не пересекались. Да и переход к срубному жилищу так же способствует большей оседлости.

У марийцев и прочих лесных жителей такого опыта не было. Они пасли скот по долинам рек и опушкам лесов. Где-то это могло принимать форму отгона на лето. Но не более того. Они издревле жили в срубных жилищах (хотя, летом могли и в шалашах). Для них место проживания становилось священным. Преобладали у них селения хуторского типа. Но были и крупные, вроде небольших сёл.
У мери преобладали селения деревенского типа (в одну длинную улицу). У удмуртов - хутора и одиночные лесные заимки.
avatar
1
79
Имел ввиду археологически засвидетельствованных ф.-у. (пусть и не собственно удмуртов) - в противовес спекуляциям на тему Бьярмии.

Переименование крупных рек - редкий случай.
А вот адаптация старых названий к речи новых жителей - очень может быть...

P.S.
В Археологическом атласе, действительно, показано только ядро удмуртского народа по р.Чепце. Поскольку там есть что копать: городки, селища...
Но из этнографических исследований (исторические предания, микротопонимия) известно, что удмурты (или ряд родственных племён, ставших затем современными удмуртами) на рубеже 1-2 тыс.-летий жили гораздо более широко: по всей Вятке, в Яранском крае и даже в северо-восточной половине Марий-Эл...
avatar
2
78
Т.И. Алексеева:
"Чудской", или финский, компонент, выявляющийся в славянском населении Новгородской земли, характеризуется довольно широким лицом. Эта особенность свойственна ижоре. Другие группы прибалтийских финнов более узколицы... surprised

Т.е. Суомь и Эсты - более узколицы, а те, что восточнее - относительно широколицы. biggrin

Впрочем, согласен, что галицко-костромские потомки мери особенно широколицы и что это - наследие ещё до-мерянского прошлого. happy
Потомки "классической" мери в р-не Ростова, Нерехты и Вичуги не столь широколицы и приближаются по типажу к прибалтам, - но, скорее, не к узколицым эстонцам, а к относительно широколицым латышам (они, кстати, тоже были ф.-у., но перешли на "литовский суржик"). wink
avatar
0
77
Ага. Аж самому страшно.
всплывать то оно всплывает. 17 век, 18 век. Дед в прошлом веке.
тут в архивах надо копаться.
avatar
-1
76
Читал раньше. Я ваш давний поклонник smile
Кострома и Вологда - там финских типажей должно быть достаточно. Только вот известный антрополог Алексеева считала, что от финнов русским досталось узкое лицо, а здесь все круглолицые, чисто ханты и манси. На доказательство большой мерянской составляющей не тянет
avatar
0
75
Будете спорить, что башкиры- чистые кочевники? у них ни сел ни городов не было, за исключением мифического Паскатира, скорее всего венгерского или поздне-сарматского
avatar
0
74
Довольно распространенное заблуждение, что кочевники за тысячу километров стада гоняли. У башкир, например, десятки племен и каждое имело очень небольшую территорию расселения. И все прекрасно знали, где скот пасти можно, а где земля чужая. У них неслабые драки из-за этого возникали, судя по шежэрэ.
avatar
0
73
Подождем, нам спешить некуда smile
Кстати, Велес-Волос вроде славянский бог был? И довольно суровый, ему дэвушек в жертву приносили
avatar
-1
72
Еще бы знать, как Меря выглядела. Вот Мордва, чисто антропологически, в одну группу попадает с центральными русскими и белорусами. Может и белорусы - финны?
avatar
0
71
Удмуртские? городки на Чепце, типа Индакара, только во 2-й половине 1-го тысячелетия н.э. появляются. А это хоть и приток Вятки, но все же ближе к Каме. Да и то достоверно неизвестно чьи они. Может варяжские, или даже славянские.
Бьярмия, однако.
И что Летка, Волосница, Святица, Просница, Быстрица, Чернушка, Снегиревка, Коса, Таволжанка - тоже удмуртские?
Вот Кама и Уфа, где я сейчас живу - это да, удмуртские или пермские, никто не спорит
avatar
1
70
Учитываю подселения с юго-запада в р-н Москвы в 15, 16 и 17 веках.

Не учитываю тех, у кого "мерянская" примесь в генотипе столь мала, что почти не проявляется во внешности.
avatar
1
69
"Мерскими" (а так же "Чудскими") ряд станов был назван именно по имени жителей, а не по названиям селений. Конфигурация костромского Мерьского стана чётко увязывается с повышенной концентрацией ф.-у. названий деревень (Шунга, Саметь и ещё десяток подобных). К тому же, ряд волостей, называвшихся по сёлам, также концентрируют в себе ф.-у. названия деревень: Ликурги, Чудь, Мериново, Шухомош, Сорохта...

На 15 век это была этно-культурная реальность. В 17 веке оставалась ещё память и диалекты, сдобренные мерянскими словечками. В 19-м - "тайные языки" и проф.жаргоны. А теперь - лишь несколько десятков "просторечных" терминов в глубинке...

Почитайте подробнее:

http://merjamaa.ucoz.ru/news....-28-324
avatar
0
68
Вы еще имейте ввиду, что массовых исследований гаплогрупп населения в РФ не проводилось. Так что можно больше верить собственным глазам cool
avatar
0
67
Прочитал. Был не прав.
Только теперь непонятно, какие основания есть считать, что в "мерских станах" на тот момент жила меря. Названия явно от населенных пунктов образованы
В деревне Париж под Челябинском французы не живут wink
avatar
1
66
Это очень серьёзное исследование! Расследование, я бы даже сказал. По звучанию словечко "нашенское". Но может иметь место и адаптация к местной речи какого-то схожего слова. С топонимами часто так.
Здесь нужно и в статистических изданиях 19 века порыться (по названиям уточнить, по окружению - какого типа названия встречаются (многие в 20 веке утрачены)), и в публикации древних актов заглянуть (15 - 17 вв.) - может в каком-то контексте всплывёт, и у местных бабушек пораспрашивать (и в самом селе, и в окрестных). Не только про само название, но и про все предания и необычные истории. Они могут пролить свет на культурно-историческую подоплёку появления названия.
avatar
0
65
N1c в районе Москвы, Твери, Ярославля, Владимира редко превышает 10-15%, в Ярославле вообще, 6 или 8, почти как и у других восточных славян. В Костроме, Вологде, там да, поболе будет.
I1, судя по картам, строго вдоль больших рек. Явное норманнское влияние
И если уж так рассуждать и принять за гипотезу равномерное перемешивание, то все русские в какой-то мере меря smile У каждого за 1000 лет предки меря должны быть
avatar
1
64
Нужно не только читать, но и мозги включать!
Гонять стада по окрестным лугам - не значит кочевать. Вот если ты каждый год меняешь место жительства - то да... Но земли были распределены между родами. Захочешь переселиться - либо воюй, либо договаривайся, роднись... Но это уже называется не кочевание, а расселение. Настоящее кочевание возможно только в степях и тундре (скотоводы) и в тайге (охотники).

Кстати, любопытный момент: можно ли занятия бродячей торговлей, извозом и прочими отхожими промыслами считать формой кочевания?
avatar
1
63
Эка делов, 3,5 - 4,0 тысячи лет назад!
avatar
1
62
Полный список на 17 век с картами:

http://statehistory.ru/books....36

Стан изначально был административной единицей. А волость - скорее хозяйственной, вроде как "вотчина". Обычно, волости были мельче станов. Единственное исключение - обширная дворцовая Комарицкая волость, делившаяся на 4 стана. Из неё впоследствии образовался целый уезд (Севский).
Стан как промежуточное звено между уездом и волостью - позднее нововведение (19 в.).
avatar
3
61
R1a значителен и у марийцев и даже у эстонцев. Был он и у меря.

Расчёт по гаплогруппам такой:
Ок.20-25% населения Верхневолжья (по мужской линии) имеет "финский" гаплотип N1c;
Ок.5% составляет здесь превышение над среднестатистической встречаемостью у вост. славян гаплогруппы I1;
По моим прикидкам - не менее 10% из имеющихся здесь 40-45% носителей гаплогруппы R1a имеет волжско-финские корни.
Тем самым, общую долю потомков мери (по мужской линии) в Верхневолжье предварительно можно оценить в 35 - 40% (от 25% в р-не Твери до 50% под Костромой).
По женской линии, надо полагать, эта доля окажется ещё более высокой (ок.50%).

Разумеется, в целом генотпип и фенотип потомков мери давно и в значительной степени смешан со славянским. Большинство населения Верхневолжья несёт в себе и "славянские", и "мерянские" гены.
Допустим, исходя из вышеприведённых расчётов, что жители Верхневолжья несут в себе в среднем 40-45% "мерянского" генотипа (X + Y). Судя по современной антропологической ситуации, можно предположить следующее распределение этого генотипа среди населения Верхневолжья:
10-20% населения - прямые потомки мери;
20-30% - большая часть генотипа "мерянская";
30-40% - меньшая, но заметная часть генотипа унаследована от мери.
В целом - 70-80%.
avatar
0
60
Удмурты на Вятку не так давно пришли, их родина Северный Урал и Прикамье
avatar
0
59
Тем не менее название реки Вятка произошло от названия удмуртской территориально-земляческой группы - Ватка́.
avatar
0
58
Нашел только такое:
"Уезды разделялись на волости и станы. Волостная организация появилась, как считается, из фермерской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село (большой сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В не которых вариантах стан вытеснял волостное деление"
Хотелось бы на реальные документы того времени посмотреть. Если у Вас ссылочки есть, поделитесь, пожалуйста
А в XIX-XX веке - это скорее из военной терминологии, полицейский отдел, по аналогии с военным лагерем
avatar
0
57
Моя любимая тема smile
Почему Удмурты-Ватка не могли дать название Вятке:
http://www.glybrary.ru/rukopisi/history-vyatka/vyatka/
avatar
0
56
vened - Стан — административно-территориальная единица.

С XV в.— в Московском государстве часть уезда(современный район). В XIX — начале XX вв. в Российской империи административно-полицейская единица в составе уезда, включала несколько волостей, управлялась становым приставом.
avatar
0
55
Деление было на уезды и волости. Стан - это нечто другое
"стан" в словаре Ефремовой
...
2. м.
1) а) Место временного расположения; лагерь.
б) Место временного поселения в период сезонной работы, промысла
avatar
1
54
русификация через христианское крещение проводилась. У нас в Тамбове и соседей Пензе мокша жила. А русские появились в середине 17 века, когда наши земли вошли в состав Московии. Сейчас 95% населения русские - крещеные и обрусевшие мокшане. И так везде
avatar
0
53
А севернее и восточнее территории коми и удмуртов(вотяков) по имени которых Вятка и названа - Ватка по удмуртски
avatar
0
52
Когда то и индоевропейцы были кочевниками.... biggrin
avatar
0
51
Ну почему же любимая, мне истина дороже. До того, как появились результаты генетики, я был уверен, что финская составляющая в восточных русских более значительная. И ничего, жил как-то.
А что касается мордвы, так она выпадает из других финно-угорских групп. И причины можно придумать разные. Либо они с самого начала на индоевропейском субстрате развивались, либо все та же русификация, куда же без нее, все таки сотни лет чересполосно с русскими живут.
avatar
1
50
Ну так правильно, районы граничащие с республикой Марий Эл этнически марийские. Там отродясь марийцы жили,
avatar
1
49
Станами в Московском государстве назывались административно-территориальные единицы (тогдашние районы). Среди которых существовало около десятка Мерских и Чудских.
avatar
0
48
Может и не совсем кочевники, просто, где-то читал, что основу хозяйства у них составляло скотоводство. Не историк я
avatar
-1
47
"...А с чего вы взяли что меря кочевали?.."
Само русское слово "стан" какбэ намекает...
А товарищ не похож:) Да и что-то мне подсказывает, что это не совсем вятчанин. "Марий улам..."
avatar
0
46
Чудес не бывает.
Если бы вы писали на палестинском форуме - я бы сказал, что вы как-то завязаны с Палестиной, на китайском - с китаем.Поскольку ф-у форум - то и вывод соответствующий.
Карма.))))

На нике вы меня поймали.)))
Пытаюсь разобраться с одной местностью размером с < 10 км.кв.. Ассимилированной более 1000 лет назад. Возможно одним из названий было Мухора. Так или иначе местность и название связаны.
avatar
3
45
По мимо вашей любимой R1a существует ономастика, топонимика, сравнительная этнография наконец. Кстати у мордвы процент R1a тоже около 50. Что не мешает им быть мордвой.
avatar
1
44
vened, чистые кочевники луговые марийцы - это бред сивой кобылы. Не позорьтесь.
avatar
2
43
А с чего вы взяли что меря кочевали?))) Спутали с оленеводами Севера?)))

Вот типичный житель ваших Нолинска, Уржума, Яранска.



Типичный такой поляк
avatar
-3
42
А у меня корни вообще на 3/4 c Вятки, самой "финской" из всех русских областей. Только почему то в Европе все за поляка принимают surprised Не знаю уж, какие у финнов должны быть взгляды на жизнь, только патриархальное русское село, как-то плохо вяжется с полукочевыми "мерьскими станами" или к примеру образом жизни луговых марийцев, еще совсем недавно чистых кочевников
avatar
0
41
70-80% потомков мери - это довольно смело. Насколько я помню, процент носителей R1a (восточной индоевропейской или балто-славянской применительно к Европе) в Ярославле чуть не самый высокий по России (>60). Самая что ни на есть верхняя Волга
avatar
2
40
Не терпится ВСЁ устаканить?! Что ж, пожалуй, что это самый прямой путь к всеобщей нивелировке!

Ассимиляция? У меня, к примеру, и близко никого из ф.-у. не было. Но жизненный уклад, взгляд на жизнь, словечки, да и облик жителей верхневолжской глубинки, откуда мои корни, довольно красноречиво свидетельствуют о их историческом прошлом.

Кстати, интересный ник - Мухор! Это от фамилии?
avatar
1
39
Шом-толгай, все очень верно и точно сказали.
avatar
-3
38
Мне кажется тут проще.
Предками пацанов не далее 2-3 поколений был кто-то из ф-у.

Недостаточная ассимиляция так сказать.

Ещё пара поколений и всё устаканится.

cool
avatar
4
37
Этническая история всегда сложна и узловата. Не вернуть того, что было 1000 лет назад. Не вернуть и того, что оставалось 400 лет назад. Теперь и в бывших мерьских станах мало кто вспомнит, что он - потомок меря.

Так бы всё может и кануло... Но парадокс в том, что маргинализация мегаполисов всё равно опережает забывчивость глубинки. И что-то остаётся, что утрачено в столицах, но что сохранили стоящие у корней. И, как выясняется, потомки меря оказались сравнительно памятливее многих других.

Мы не отделяем себя от русского народа. Мы даём возможность остальным вспомнить часть своей истории (ведь 70-80% жителей Верхневолжья - хотя бы отчасти потомки меря). Тем самым - мы идём в авангарде этно-культурного Ренессанса русского народа.
1-50 51-86
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2330
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика