Пятница, 19.10.2018, 10:20 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Сентябрь » 8 » Мерянские зооморфные привески - "петушки"
18:14
Мерянские зооморфные привески - "петушки"


Сегодня пойдет рассказ про петушков. Про тех самых, которые в своде Е.А. Рябинина «Зооморфные украшения Древней Руси» (САИ, вып. Е 1-60, Л., 1981) гордо называются «ажурные птицевидные изображения, снабженные шумящими лапчатыми привесками» и входят в тип IV (если у них одна голова) или в тип VIII (если таковых две). Выглядят они вот так:



и дальше я с вашего позволения буду звать их петушками. Уж слишком явно выражены клюв и гребень. Ареал их находок с учетом относительно свежих данных приведен в трехтомнике Н.А. Макарова про раскопки в Минино:



Что мы можем о них сказать?

Во-первых, те, что с одной головой – практически стандартны, почти не отличаясь друг от друга. Их явно изготавливали в одном или нескольких центрах, а не делали разномастные копии кто во что горазд в каждом селении. Почти половина из них найдена в Ростове, Суздале, Владимире, Ярополче-Залесском, и, судя по всему, их отливали городские мастера. Всего их обнаружено несколько десятков – все на коренных территориях Merjamaa - в пределах Ярославской, Владимирской, Костромской, Ивановской, Вологодской и Архангельской областей. Кроме того, три – в Волжской Болгарии, одна – у впадения в Днепр Припяти, и одна – на территории Орды, что вполне убедительно объясняется связями северо-восточных княжеств. Е.А. Рябинин датирует наших петушков XII – серединой XIII вв. и с этим нельзя не согласиться.

Во-вторых, они интересны тем, что как тип украшений сложились уже в так называемый древнерусский период, не имея никаких прямых ранних прототипов. Однако и по семантической нагрузке (птица с шумящими привесками-лапками), и по технике исполнения, и по ареалу бытования это, конечно же, абсолютно финская, мерянская вещь. Их генетическая связь с древними традициями финской металлопластики отмечена и Н.А.Макаровым.

В Руси (Украине), в Смоленске и в Новгороде ничего близкого к нашим с вами петушкам не было, не носилось, и никогда не изготавливалось. Именно со становлением нашей государственности на северо-востоке, возникает и получает широкое распространение этот тип украшений, доживая до конца курганной культуры. Причем он одинаково активно носится и на далекой периферии в Пинежье, и в столичных центрах Ростове и Владимире, то есть всем населением, а не какими-то «колонизируемыми» и «ассимилируемыми» малочисленными отсталыми финскими инородцами. Это - именно та отличная от южной киевской региональная культура, о возникновении которой на финской основе и пишет Н.А. Макаров.

Вот в каком окружении они обычно находятся (на фото - зооморфные подвески из мининского археологического комплекса), и условно славянское происхождение среди них имеет лишь кривичская собачка (она же - конек смоленского типа) под № 2 (вернее всего это балтская вещь):


Носились они примерно так:

Творчество городских мастеров вызвало бурный прилив вдохновения у окраинных провинциалов, которые улучшили петушков, придумав им и вторую голову, расположенную симметрично, подобно финским коньковым привескам. Это – тип VIII по Е.А. Рябинину. Такие птички есть в Московской, Костромской и Тверской областях и их нет в центральных городах, более того, они весьма разнообразны в оформлении: есть даже такие вот пижоны:






Аким Трефилов. [info]akim_trefilov в сообществе [info]vjesmerjamuroma Под редакцией А. Мерянин

Использованы материалы domongol.su и [info]merjamir_ru
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3485 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2466
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1009
Статистика
Яндекс.Метрика