Вторник, 24.10.2017, 14:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Март » 30 » Мерянский дракон над Россией
08:53
Мерянский дракон над Россией


Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своеобразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие представления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало. В особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз.


Драконы в домовой резьбе и коренные земли Merjamaa.


Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусской культуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника. 


Есть обширный регион, где в домовой резьбе вы увидите драконов. Под крышей, на наличниках, на стенах дома. С лапками, хвостами и иногда - крыльями. Это Верхнее Поволжье, территория проживания легендарного народа меря.


Совсем не похожи верхневолжские драконы на стилизованных ужей-господариков, оберегающих дом. У них есть лапки, ушки, гребни, иногда и крылья. Хотя вообще-то в процессе стилизации обычно детали скорее сглаживаются и «отваливаются», или переходят в растительный орнамент. Да и культ ужа характерен для более южных и западных балто-славянских регионов, а вот для финского Северо-Запада в качестве домашних почитаемых животных средневековые летописцы упоминают нечто ящеро- или саламандро-образное, на коротких лапках. Кстати, в время опросов в экспедициях в Псковскую и Новгородскую область местные до сих пор рассказывают былички про  черных ящериц с гребнем, длинным языком и красными глазами, которые не то летают, не то далеко прыгают — то есть сей мифологический персонаж дожил в фольклоре до наших дней. Трансформация же оценки с позитивного на негативный — вполне известное явление.




Идея о ящере пришла в голову автору этого исследования А. О. Захаровой в древнем мерянском городе Ростове. В этом городе на наличниках живут драконы. А в экспозиции Кремля в зале археологии вместе с прочими артефактами находится маленькая культовая костяная подвеска-ящер. 



Ростов Великий


Итак, знакомьтесь — главный герой нашего повествования, древний ящер. Тот самый, которому еще до Перуна поклонялись финны на озере Ильмень (Ильмень) близ Великого Новгорода. Хозяин вод, «залегавший в Волхове» близь Перыни, водяной царь, гостем которого стал гусляр-купец Садко. При раскопках Перыни археологами было обнаружено два капища — более позднее варяжское Перуна, и более раннее финское — Ящера, которого пришлые славяне называли привычным им именем Велес.


Изначально ящер у финно-угров — хозяин подводно-подземного мира. У славян ящер потом становится еще и одной из ипостасей бога нижнего мира и богатства Велеса. У финно-угров также были развитые представления о ящере — хозяине подводного мира, ящера можно найти и на так называемых чудских бляхах, и в этнографических культовых фигурках современных угров: например, в одном из мансийских языческих святилищ было найдено изображения Ворсик-ойки (старик-трясогузка - небесный хозяин), его жены - хозяйки земли и воды, сопровождавшейся литыми фигурками - двумя ящерообразными существами и одним бобром (зверь, также ассоциирующийся с подземно- подводным миром).


Культ ящера в Ростове не удивителен: история Ростова непосредственно связана с финским народом меря и Новгородом, с 9го века он стал частью новгородских владений. Город также, как и Новгород, стоит на большом озере (Неро), и имеет такой же смешанный этнический состав как и Новгород. 


Однако, вернемся к нашему костяному ящеру. На «теле» ящера чётко виден орнамент с символами небесных сфер (полукружия с точками — облака с дождём) и земли — заштрихованный «поясок» - твердь земная и ромбы с точками - «засеянное поле». Об этих символах много писал Б.А. Рыбаков, автор фундаментальных трудов по древнеславянской и древнерусской культуре. Он же писал и о культе ящера: «Верования в предания o драконе подтверждаются множеством изображений дракона-ящера c символами струящейся воды на различных новгородских вещах. ... Иногда драконьи морды свешивались c крыш, при этом во время дождя они воплощали водную стихию.» 


Отметим для себя эту важную деталь — драконы-ящеры находились на крыше, и с них стекал дождь — это подтверждает его связь с небесными водами. 


Чтобы понять, что всё-таки первично — змеи или ящеры, необходимо было выяснить драконью географию и драконью иконографию. И здесь просто необходимо выразить благодарность и уважение отдельным энтузиастам и интернет-сообществам, в первую очередь, ru_nalichik, которые хотя бы с помощью фотоаппаратов стараются сохранить образы домовой резьбы. 


Просмотр имеющегося материала выявил два первых, весьма монументальных, сюжета.


Сюжет первый - «..крокодил солнце в небе проглотил»:


Часто между двумя тварями или под ними находится солнце. Этот сюжет характерен для Ростова-Мерянского. Но почему драконов — два? Вот что об этом пишет Рыбаков: «...Ящеров ... два, что заставляет вспомнить о чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал вечернее заходящее под землю солнце, а головой, расположенной на противоположном конце туловища, изрыгал утреннее солнце восхода. По всей вероятности, в древних космологических представлениях существовал только один ящер, один «бог-коркодел». Раздвоение зрительного образа, наблюдаемое уже на шаманских бляшках северо-востока, объясняется двойственностью функций подземного владыки: вечером он должен поглотить заходящее солнце на крайнем западе земного пространства, к утру он должен оказаться на другом конце земли, чтобы выпустить из себя восходящее светило. Это привело к изображению ящера с одним, но двусторонним туловищем и двумя мордами в противоположных концах тела. Отсюда уже один шаг к изображению двух ящеров.» 


Кроме того, что в какой-то момент ящер стал хозяином небесных вод, есть ещё одно объяснение нахождению драконов наверху наличника. Ночь представлялась более опасной, чем день и, скорее всего драконы стерегут именно ночное солнце - оно всегда находится как бы под крышей, часто ниже драконов.


Сюжет второй - «две женщины»:


На фотографиях, снятых в Тверской области, ящеры могут быть похожи и на змеев, и на коней. (Конь — традиционная жертва хозяину подводного мира.) Однако всё же и у змееобразных ящеров есть намёк на конечности. Но даже не это главное. По сторонам от ящеров находятся две стилизованные женские фигуры, описанные Рыбаковом как две богини-рожаницы. 


Итак, у нас уже два варианта композиции, которые относятся к ящеру — драконы с солнцем и драконы с рожаницами.


Нанесение на карту имеющихся данных показало, что «пояс дракона» проходит через районы Тверской, север Московской, Ярославскую, Костромскую и Ивановскую области. Этот пояс  совпадает с направлением новгородской колонизации — по рекам Волге и Медведице, и главное, проходит по историческим мерянским землям. 



д. Нушпол. Московская область, Талдомский район


Любопытна русская средневековая вставка в текст греческой «Беседы об идолах» - о рыболовстве и связанных с ним магических обрядах «Ов реку богыню нарицаеть и зверь, живущъ в ней, яко бога нарицая, требу творить».


Рыбаков указывал на достаточно долгое существование культа ящера в северных областях: «..на озерном севере образ ящера част и устойчив. В какой-то мере его долгое бытование здесь может быть связано с финно-угорской средой, сохранившей больше архаичных черт.». Он же писал о следах мерянской культуры в наличниках, выделяя сюжет с фигурой Великой Богини и зверями. Итак, возможный третий наш сюжет - «Хозяйка вод» - фигура богини-реки и два ящера. 


Мы отправились в экспедицию чтобы самим выясянить, где же всё-таки  прополз и оставил след древний ящер, а также чтобы собрать различные возможные варианты драконьих сюжетов и драконьих форм. 


Талдом


К сожалению, Тверская область значительно пострадала во время войны, поэтому насколько далеко драконы уходили на запад, мы вряд ли узнаем. Что касается Новгорода, то мы можем только апеллировать к археологии. Из этих соображений наша первая разведывательная экспедиция началась в Дмитровском районе Московской области. Именно здесь энтузиастами были отсняты несколько наличников в самом Дмитрове и Рогачёве. Однако в деревнях нам в основном встречались красные звёзды — следы войны, и сайдинг — следы деятельности дачников. А посему мы направились в самый что ни наесть драконий край Московской области — соседний с Дмитровским Талдомский район, где через Кимры из Тверской области продолжается драконий пояс. Впрочем, и здесь драконов, как и прочую домовую резьбу довольно быстро стирает с лица деревень сайдинг.


На домах, ещё не обитых сайдиногом, но с которых сняты наличники, остаются тени. Тени солнца, богинь и драконов...


Многое, что было снято в прошлые годы, уже перестало существовать. Однако здесь всё ещё можно встретить варианты - «драконы с рожаницами» и видимо, собственно талдомский, который правда, встречается и в Кимрах. Это навершие из стилизованнных змееподобных существ, под ними как бы под крышей — солярный знак или заменяющий его орнамент, и по бокам — весьма реалистичные драконы. Иногда они заменяются птицами, иногда попадались фигурки рожаниц. 


В Вербилках драконы обнаружились на купеческом доме. Это довольно любопытно, ведь многие купцы были достаточно суеверны... Интересно, что веков 12 назад Ящер-Велес заведовал богатством — купцы клялись Велесом, да и легенды говорят о том, что драконы стерегут клады и водные источники.



...Нерль. Здесь обнаружились тверские «драконики» на одном наличнике - и громовые знаки под рожаницами на другом, в центре — драконы с гребнями. Так что может быть, драконы всё-таки охраняли дом и от молнии...


Есть ли драконы в Калязине? Энутизиасты вроде бы их там фотографировали, с другой стороны, значительная часть города — под водой. 


Мы драконов в Калязине не нашли. Не факт, что их там нет, но и частым явлением, видимо их тоже назвать нельзя. Или их утопили. Нужно смотреть, есть ли они в Кашине, однако это предмет для следующего маршрута. Мы вернулись почти к Нерли, чтобы оттуда уже направится в Угличский район. 


Вербилки


Дальше по дороге шли очень стилизованные мотивы. О ящерах могли напоминать только завитки с рядом дырочек и завитки, напоминающие поднятую головку-морду. Первые чётко читаемые драконы с рыбообразным стилизованным телом появились в Юрьеве. Там же обнаружился другой интересный переходный наличник — стилизованные змееящеры на навершии, и солнце между двумя рыбами — в совершенно «ростовском» стиле. Рыбы заняли традиционное для драконов место, ещё одно возможное подтверждение связи с водной стихией и рыболовством.


 

Углич


В самом Угличе (который мы объехали отнюдь не весь) нам попались уже классические драконы с рожаницами и солнцем внизу, сильно стилизованные драконы и птицы у древа жизни на месте солнца (этот мотив будет потом встречаться довольно часто совсем в другое области — Ивановской), и стилизованные, но всё же читаемые целующиеся драконы. В Угличе наличнки с драконами имеют форму не только крыши, но и небосвода.


А наш путь лежал дальше по следу дракона — в леса и болота... деревня с многообещающим и намекающим еще на языческие времена названием Дивная гора и правда оказалась дивной — наряду с драконьей классикой — драконы и рожаницы — здесь были ящеры, которые скорее напоминали щук — опять рыбная тема, и солнечные птицы под небосводом. Впрочем, и драконья классика приобрела относительно новые черты — на месте солярного знака можно было увидеть третью женскую фигуру — богиня-река?


В дождь и сумерки мы выкатились в Никольское — оказалось, по рассмотрении съемки, что было зачем. Снимали уже почти вслепую и в дождь. Сюжет — тот же самый — драконы, рожаницы и богиня под драконами. 


 

Тутаев


Следующее же утро было нами посвящено Тутаевским драконам, Романовской стороне. Вопреки утверждению местного жителя, что «никаких змеев и драконов у нас на наличниках нет, потому что мы христиане», эти самые ящеры ухмылялись с наличника на следующем же повороте. И около их хвостов были громовые знаки! Хвосты, ножки, ушки (гребни?) и язычки читались несмотря на стилизацию. В Романовской стороне драконы живут не только на наличниках, но и по старой традиции забираются под крышу дома, сами или вместе с солярным знаком. Устойчиво на наличниках присутствует третья женская фигура под крышей или небесным сводом. 


 

Пшеничище

 


По дороге в Ярославль в деревне с красочным название Пшеничище также нашлись драконы, с несколько новыми вариациями в художественном исполнении. Пятничные пробки не оставили надежд подробно рассмотреть Ярославль, но и просто по ходу нам встретились типичные «ростовские» драконы. По дороге на Нерехту мы отметили змееящеров (родственников из д. Пшеничище по изображению) в Туношне, а вот толстые на коротеньких ножках, хвостатые и языкастые твари из под крыши в Бурмакино скорее напомнали саламандр. Они, как и положено, стерегли ночное солнце, которое находится ниже их.


Нерехта 


Нерехта Костромской стоящая на земле средневекового Мерского стана  по праву может считаться драконьим логовм, это место встречи разных форм и традиций изображений драконо-ящеров. Именно на примере Нерехты можно увидеть различные переходные формы — от ростовско-ярославских натуралистичных (если так можно сказать о драконах), до переходящих в растительные формы, можно даже увидеть как голова дракона переходит в колокольчик, тело — во вьюн. 


Кострома


В Ипатьевской слободе Костромы, в соседнем с Нерехтой мерянском стане, на деревянных улицах около монастыря мы встретили и драконов с рыбообразно-саламандровым телом, и более извитых. Один из переулков можно было бы так и назвать «Драконий». 


Изначально в наши планы входило проверить наличие драконов со стороны Судиславля, и доехать до Кинешмы, где драконов тоже видели и фотографировали. Но невозможно объять необъятное — этот маршрут был оставлен до другой экспедиции.


 

Приволжск


Вдоль берега Волги продолжили мы свою погоню за драконами в сторону Ивановской области. К сожалению, большая часть деревень превратилась в дачи, что в данном конкретном случае повлекло за собой необратимые изменение их архитектурного облика. Ящеры, в том числе, рыбообразные, обнаружились в Приволжске. 


До Вичуги мы добрались уже сильно в сумерках, так что о съёмках речь не шла, но знакомые фигуры различить можно было. 


 

Тейково


Последний день экспедиции начался в Тейково, и сразу удачно — драконы фактически сами на нас напали на первой же улице. В ряд стояли три красивых дома — два с драконами, один с глухой резьбой. При выезде из города нам встретились накладные драконы, чем-то похожие на волков, под небосводом. 


Однако как далеко в Ивановской области драконы уходят на запад? Игрищи показалось достаточно привлекательным названием, несшим на себе несколько языческий отпечаток. И действительно, драконические мотивы в нём были. Однако всё это меркло по сравнению с увиденным в соседнем Константинове. Из наличников целиком сохранился только один. Огромное, выполненное в технике глухой резьбы солнце. Сверху — два дракона и три женских фигуры... 


Константиново


Возможно, Константиново и есть один из западных драконьих форпостов в Ивановской области. Во всяком случае, пока мы двигались по направлению к Юрьеву-Польскому, нам они не встречались...


Понятно, что по итогам данной разведки можно сделать лишь предварительные выводы, и необходимо несколько выездов для определения более чётких границ явления. При этом стоит понимать, что при нынешних темпах разрушения определять скоро будет нечего. 


Сюжеты тяготеют к определенным областям, но при этом сосуществуют и переходят друг в друга, также, как и разные варианты изображения самих ящеров, то есть существует непрерывность и последовательность, которая привязана к бассейну Верхней Волги, совпадая с направлением новгородской колонизации. 


Крылья у ящеров, превращая их в драконов, похоже «отрастают» под влиянеим книжных иллюстраций и лубка. Однако на то, что перед нами — ящер, хозяин рек и озер, воды указывает и «саламандрообразность», и возможность замены на рыб. Об этом же говорит господствующее положение в композиции, сродни композиции новгородских гусель, о которых мы рассказывали вначале — где ящер властвует и над водами небесными — птицы, и получает жертву — кони.


Не даром сюжеты наличников отсылают нас к финно-угорской мифологии. Топонимия и гидронимия драконьей страны, почти сплошь финно-угорская, да и сама она проходит по исторической мерянской земле. 


Так что возможно, мы имеем дело с реликтами культа именно ящера, который мог закрепиться и распространиться на данной территории благодаря взаимодействию культуры новгородских финно-славян и мери. 


Вместо послесловия:


Драконы-ящеры также встречаются дальше по Волге и в Сибири — там, где при переселении происходил перенос традиции. Но это тема для следующего исследования...


текст О.А. Захарова
фото О.А Захарова, за исключением указанных иначе

Участники экспедиции: О.А.Захарова, И.А. Константинова, Е.И. Константинов


"Этноэкология" http://etno.environment.ru/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 9611 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.6/10
Всего комментариев: 18
avatar
0
18
!
avatar
0
17
Здравствуйте! Я постепенно фотографирую наличники Углича, альбом пополняется. Дракон и рожаницы встречаются довольно часто, стилизованного дракона-змея можно узнать по глазам-точкам, по "крыльям" в виде зазубринок... Есть несколько наличников с явно выделяющимися драконами. Вообщем, планирую всё классифицировать и выделить различные типы наличников. Вот ссылка на альбом. http://vkontakte.ru/album1711709_144215161
avatar
0
16
Юрий, ты в Кохме живёшь, что ли? Я учился в седьмой школе. wladimir-zubkow@rambler.ru
Напиши мне.
avatar
0
15
Кто видел китайские (даоиские) храмы, тот не может не обратить внимание на похожесть рисунков. Прямо таки китайкий дракончик!
avatar
0
14
Мое мнение - эта тема безусловно требует дальнейшего глубокого исследования.
avatar
0
13
Государем на коне он может и стал при Анне Иоановне, но сам образ распостранялся на Руси намного раньше, ещё при Ярославе.
avatar
0
12
Для Merja. Герб Москвы не Георгий Победоносец был изначально, таковым он стал только при Анне Иоанновне. Европейцы ошибочно так его называли. Это был "ездец" - государь на коне. Заметьте на всех гербах до Анны он в короне и без нимба, и лицом его делали часто похожим на правящео монарха. Просто толстую тетку , каковой была императрица, на коне как-то неудобно изображать. Много литературы есть на эту тему , если интересно могу скинуть ссылки.
avatar
1
11
Вроде бы эту тему обсуждали. Но еще раз выскажусь, что , вероятно, змеи+дракончики на наличниках так уж напрямую связаны с мерей. Да и по карте уж очень размахнулся автор описывая территорию "Мерянии". Например территория Тверской области район от Бологое вплоть до Сонково (в старину Бежецкая пятина и Бежецкий Верх), мы там как-то в походе были, по топонимам+гидронимам или почти все славянские или балтские. Да и население не похоже на костромские типы, а дракончики+ужи+змеи и там есть. Правда, там в некоторых селах живут карелы, но это уже переселенцы с 16-18 века из Олонецкой губернии. Мне кажется, что здесь в се дело в каком-то неизвестном вымершем виде, а может он еще и существует, а не в мерянах как таковых. Повторяю, это встречается и в Ржевском районе, в Псковской области , т.е. ближе к исконным балтским землям. /Да и Герберштей , когда путешествовал по Литве так писал:
"Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с чёрным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом всем семейством поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено.

У белорусов, это называется цмоки, у литовцев живойты. Да , и персонаж у литовцев есть аналогичный огненному змею - Айтварас. Поэтому связывать с мерянами так уж напрямую маловероятно. Кому интересно по ссылке гляньте. Про змей с гребнем на болотах.

http://anomalia.kulichki.ru/text6/706.htm

avatar
0
10
Спасибо за красоту!
avatar
0
9
Дом как модель мирового устройства в понимании наших предков всегда требовал особого "ухода". Учитывая, что окна в этой структуре имели потустороннюю семантику так же, как и порог (разделяющие пространственные сферы), являясь пограничными по своей сути, то вполне логично, что наличники были украшены образом хозяина нижнего мира wink
avatar
0
8
Вдогонку.

Ивановский археолог П.Травкин, несколько десятилетий копавший мерянские городища Поволжья утверждает, что культ Ящера-Хозяина Нижнего мира, которого называли Керемет, Велес, самым распространенным в эпоху раннего средневековья.

avatar
0
7
Прекрасный материал. Жаль что они не проехали по Костромской области....
avatar
0
6
Георгий, всёже чужой, не наш герой, как говорится навязяный. А Добрыня всёже наш. Ну это и неважно. Главное действительно подтверждается. что культ змея, дракона, ящера существовал. И христиан он видимо "задевал" более других.
avatar
0
5
такая трактовка безусловно часть исторической правды. Можно вспомнить герб Московии - Георгий Победоносец побеждающий змея - своеобразный символ победы христианства над язычеством
avatar
0
4
В сказке змей - горыныча побеждает богатырь Добрыня Никитичь, которого поиоему связывают с воеводой князя Владимира, который креститель Руси. Вот видимо и искоренял Добрыня языческие культы. Всё сходится.
avatar
0
3
А у меня созрела такая мысль. В детстве нам в школе говорили, что наш сказочный змей - горыныч появился как плохой герой, олецетворявший татаро - монгольское войско. Что оно было токое большое, как его не рубили, оно не уменьшалось. Вобщем связывали его происхождение в сказках с монголо-татарским нашествием. А я вот думаю - может змей - дракон - гарыныч появился насвет много раньше. А отрубание ему голов и его победа - это попытка православных христиан искоренить языческий культ у населения?
avatar
0
2
Юрий прекрасная идея. с удовольсвием потом опубликуем ваш фото-репортаж
avatar
1
1
Очень интересная статья. Надо бы выбраться и пройтись с камерой по родной Кохме пока все окончательно стеклопакетами не испортили.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика