Среда, 25.04.2018, 06:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Март » 19 » Мерянский Унорож вновь поразил костромских археологов
14:21
Мерянский Унорож вновь поразил костромских археологов

Городище Унорож в Галичском районе Костромской области каждый исследовательский сезон поражает археологов своей новизной и открывает для них новую научную информацию. Итогом экспедиции летом 2017 года стало обнаружение бронзолитейной мастерской, фрагментов монастырской стены и прекрасно полностью сохранившихся шумящих подвесок VIII и X веков.

«Памятник поражает своей новизной каждый сезон», - рассказал информационному порталу СМИ44 руководитель Костромской археологической экспедиции Александр Новиков. С каждым годом находок становится все больше.

Костромская археологическая экспедиция проводит исследования городища с 2013 года. Памятник площадью приблизительно 14 тысяч квадратных метров отражает процессы взаимодействия культурных областей финно-угров раннего железного века (I тыс. до н.э.) на территории Костромской области, содержит свидетельства международной торговли X-XI веков. Его культурный слой хранит следы поселенческой активности в эпоху становления древнерусского государства и монастырского землевладения в период Московского царства и Российской империи. 

Александр Новиков, руководитель Костромской археологической экспедиции:

Памятник занимает площадь в 14 тысяч квадратных метров, для раннего средневековья это огромное поселение. Где (автохтоны меряне) занимались и цветной металлобработкой, и железоделательным производством. Широко была развита международная торговля с  востоком (Булгар) и северо-западными землями (скандинавы и балтийские финны), в первую очередь, за счет пушнины, которую здесь добывали, продавали и обменивали на другие товары. В результате торговых отношений получают развитие многие ремесла. В период расцвета поселения – в X- начале XI вв. – мы находим наиболее интересные артефакты. Это и украшения, и поделки из рога и кости, изделия из стекла, цветного и черного металлов, различный инструментарий, изделия из глины.

Большой удачей этого сезона археологи называют обнаружение бронзолитейной мастерской. Предварительно она датируется рубежом X-XI веков. Унорожская находка уникальна по масштабам – на площадке найдено более 20 тиглей для плавки металла, в одном из квадратов зафиксированы выплески цветного металла. 

Сергей Смирнов, научный сотрудник Костромской археологической экспедиции:

В этом году был зафиксирован уникальный для костромского края бронзолитейный комплекс X-начала XI вв., включающий в себя целые формы и развалы тиглей, в т.ч. ошлакованных, развал очажного устройства, инструментарий, выплески цветного металла и одно изделие (бубенчик).

«Появление и деятельность этой мастерской как раз и может свидетельствовать о расцвете экономики поселения, включенного в систему международной торговли»,

- подчеркнул Александр Новиков

В качестве еще одной из интереснейших находок костромские археологи называют обнаружение фрагмента раннесредневековой дороги мощеной щепой. 

Александр Новиков, руководитель Костромской археологической экспедиции:

Особо хотелось бы отметить обнаруженную нами мощеную щепой дорогу Х века. Здесь достаточно влажный сырой грунт, видимо, в связи с этим меряне укладывали дорогу щепой, сучками, ветками, где-то в пределах 20 сантиметров высотой. То есть накладывали достаточно толстый слой строительной щепы (оставшейся от строительства домов) и таким образом делали себе проезды. Проезд четко совпадает по траектории с постройкой №3, которая была изучена ранее, в 2016 году, и располагается севернее последней.

В раскопе в северной, периферийной части памятника ученые зафиксировали участок фундаментов монастырской стены и церковной ограды. 

Фундаментная траншея забита валунами очень больших размеров и вероятно соотносится с двумя строительными периодами. Наглядно его можно увидеть на представленных фотографиях. 

«Первый – монастырский период (XV-XVIII вв.), когда вероятно впервые появляется стена, опоясывающая периметр памятника. И потом уже в конце XIX века, при строительстве Благовещенской церкви фундаменты были подновлены, сделана подушка из ломаного красного кирпича, сверху которой положен еще один ряд валунов. Сверху поставлена церковная ограда, которая также окаймляла полностью весь этот останец, на котором находится памятник»,

- рассказал Александр Новиков. 

В ходе раскопок сезона 2017 г. была получена весьма внушительная коллекция вещевого материала. В том числе фрагменты кухонной и столовой керамической посуды, изделия из металла, рога, кости, стекла, из глины и дерева. К древнерусскому периоду относится найденный фрагмент нательного креста, предварительно датированный XII-XIII веком. 

С находками X-XI вв. можно соотнести приспособления для чистки ушей, так называемые копоушки, перстень и др. Серия находок связана с охотой на пушного зверя. Это наконечники стрел, железные универсальные и костяные тупые, так называемые «томары», специально сделанные, чтобы не портить шкуру зверя. Найдено и огромное количество бус и бисера. 

Интересная находка – сохранившийся с X века – домашний веник. Он сделан из прутьев и как в наши дни, также обвязан тонким прутиком или ниточкой, которая также сохранилась. 

Сергей Смирнов, научный сотрудник Костромской археологической экспедиции:

Сохранность этого изделия была обусловлена тем, что культурный слой формировался очень быстро. За счет щепы, строительного мусора, навоза, который быстро накапливался и закрывал изделие, прекращался доступ кислорода и поэтому он сохранился. Плюсом к тому культурный слой на памятнике, особенно на нижних горизонтах, сильно обводнен, что также способствовало консервации деревянных изделий и таких вещей органического происхождения. Всю длину веника представить, реконструировать сложно, видно, что он обломан. Может он длительное время использовался, какая-то часть его была сработана, какая- то часть могла отломиться.

Безусловными жемчужинами коллекции индивидуальных находок, поученных в ходе раскопок в этом сезоне на Унороже, являются две шумящие подвески. Одна относится к периоду IX – XI веков. Вторая, более ранняя, VIII - IX века. Уникальность этих предметов в их сохранности и целостности форм, говорят археологи. 

«До этого мы находили лишь отдельные элементы шумящих подвесок или их фрагменты. А здесь мы можем увидеть, изучать уж непосредственно целую форму. Что с одой стороны облегчает их интерпретацию и атрибутацию»,

- прокомментировал Сергей Смирнов. 

Александр Новиков, руководитель Костромской археологической экспедиции:

В прошлом году примерно на этом же уровне буквально рядышком был найден латунный слиток. Исследования показали в нем высокое содержание цинка, что вообще-то достаточно нехарактерно для местной среды, т.к. на территории Древней Руси «свежие» латуни, т.е. с высоким содержанием цинка - это редкость, так как при многократных переплавках латунь теряет цвет, блекнет, цинк улетучивается. Это свидетельствует о том, что слиток действительно привозной, латунь сюда доставляли. 

Первые латунные изделия появляются еще в римскую эпоху (в Римской империи производство латуни долго контролировалось государством), доживают в римских провинциях, в северной Европе. Слиток с высоким содержанием цинка в латуни мог попасть уже с территории Швеции и Готланда к нам через Новгород. При дальнейшем изучении готовых изделий из цветных металлов и состава латунного слитка возможно будет ставить и решать вопросы об изготовлении ряда украшений непосредственно на месте, о чём свидетельствует и найденная ювелирная мастерская. Ряд изделий безусловно привозные. 

Вторая шумящая подвеска была найдена в более раннем слое. Такие предметы со стилизацией в виде лошадки были характерны для Муромы и датируются VIII - IX веками. То есть сейчас мы уже достаточно четко на памятнике определяем большой предметный ряд, связанный с IX веком. Таким образом, Унорож как минимум с этого времени, а может быть и ранее начинает осваиваться финским населением.

Третий год подряд археологические исследования мерянского городища Унорож проводятся под эгидой и при деятельном участии Костромского областного отделения Русского географического общества. Помощь профессиональным археологам оказывают также волонтеры и школьники Россоловской и Ореховской школ Галичского муниципального района. 

Памятник имеет значительный потенциал не только как археологический, но и как туристический объект, территория природного, историко-культурного и духовного значения. Ученые уверены, что впереди их ждет еще немало научных открытий и сенсаций. 

Источник: http://smi44.ru
Фото: Игоря Садовникова, Алены Главатских и Костромской археологической экспедиции

Комментарий Merjamaa

Загадочный топоним Унорож можно расшифровать при помощи близко родственного мерянскому марийского языка - ӱҥгӧ, ӱнгӹ зоол. 1. филин-пугач; птица семейства сов, рож - дырка или дупло, в случае с совой - это место совы, её жилище.

 
Возможно филин-пугач был тотемом местной мерянской родовой группировки?
 
Шли годы, и из названия населенного пункта пропала буква «Г». Теперь он называется Унорож.
 
Современная археология раскрывает многообразные варианты соотношения между формирующимися древнерусскими городскими центрами и предшествующими им протогородскими структурами финно-угорских народов на территории Северо-Восточной земли. Ростов, Клещин, Суздаль, Муром, Владимир, Кострома, Белоозеро возникают на территории районов с наиболее высокой для этих земель концентрацией финно-угорских памятников 1 тыс.н.э. (Леонтьев А. Е. 1996)
 
В этот список можно внести и Галич Мерьский на Галичском озере (Нерон) в Костромском Заволжье. На северном берегу Галичского озера и в верховьях вытекающей из него Вексы на 20-ти километровом участке сосредоточено 5 мерянских раннесредневековых селищ и городище. Все эти поселения имеют крупные (свыше 1 га) размеры. На этих памятниках зафиксированы как ранние финно-угорские напластования второй половины 1 тыс. н. э. так и слои древнерусского периода. С этим кустом поселений тесно связан древнерусский Галич Мерьский, основанный на южном берегу озера, основанный очевидно во второй половине 12 века на месте мерянского поселения.
 
Предшественником летописного Галича является упомянутое выше мерянское городище Унорож являвшееся центром местной родо-племенной группировки.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1412 | Добавил: merja | Теги: шумящая подвеска, меря, Древняя Русь, древнерусская культура, археология, финно-угры, чудь, Унорож, р.ж.в. | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 10
avatar
0
10
Так, Илья, давайте, - "без словарей"! ))
Что значит марийское слово "усирка"?
Это не шутка! Ответите до майских праздников - будем разговаривать дальше.
avatar
1
9
Вот вам! Кратенький курс истории по Бирскому.
Тут всё - и школьные знания о происхождении белорусов, и про знаменитое племя легендарных казаков, и о чёткой основе русского языка.
Но особенное потрясение вызывает спрятанная от общественности на долгие годы информация, что осетины не выговаривают букву "р".
cool

https://www.youtube.com/watch?v=Xg0rSycXe-s
avatar
0
8
Кривичи были балтоязычны, вятичи - ираноязычны, казаки - тюркоязычны, древляне - предки белорусов, словены - части украинцев. До Петра 1 русского народа не было (см.кн.А.Бычкова "Происхождение славян").Вятичи называли себя " росы"("осы" - осетины), украинцы - "русы" ("русины"), это сходство способствовало распространению этнонима "русские". Среди крестоносцев и их потомков преобладал язык, похожий на словацкий, на основе которого образовался русский. Самыми западными марийскоязычными племенами были люди дьяковской археологической культуры, самыми восточными - уфимской, что соответствует " теории расселения речных племён " Пяабо. Диалекты марийского языка хорошо взаимопонимаемы без всяких словарей.
avatar
1
7
Да ушш...  Тогда и кривичи со словенами - "условности".
"что воля, что неволя - всё одно" ))
Не было ни каких условностей! Мы способны угадывать черты малых племён и внутри народностей меря и мари. И знаем отдельные этапы развития и трансформаций этих племён. Знаем что было общего, и в чём были особенности.
На глубинном "племеном" уровне прослеживается "этническая непрерывность" от пермяков и марийцев к меря и прибалтам. Т.е. культурные и языковые черты соседей довольно схожи, а чем дальше географически, тем сильнее расходятся.
На уровне малых этносов культурно-языковые границы становятся более чёткими. Хотя это никак не отменяет родственности ближайших соседей.
Чётко выделяются центры этнического  развития, каждый со своими особенностями. Вовлечение в тот или иной этнос окраинных "племенных" групп усложняет картину и несколько трансформирует "центровые" этносы. При этом взаимодействие между этносами на этих окраинах было менее конфликтным, временами образовывались разного рода союзы. При определённых обстоятельствах некоторые группы одного этноса могли переливаться в другой. Это на примере меря и мари.
Вся эта история намного интересней и богаче упрощенных, даже сказать "энтропийных" представлений о "культурном единстве". Всё было в динамике  и постоянно усложнялось! Структурировалось, распространялось, трансформировалось, расщеплялось, и вновь собиралось. И каждый раз с неожиданным результатом.
А нам тут поют: "всё одно, всё едино". )

Лучше бы, Илья, почитали для начала марийско-марийский словарь на основе произведений Вашего земляка Яныша Ялкайнына! Сто лет назад язык бирских мари был полон диалектизмов. И где они теперь?! Что уж говорить о языке и традициях 500-летней и более давности! Ну нельзя вот так всё под гребёнку современности грести. 

https://www.facebook.com/chemyshev/posts/1825629910816625
avatar
1
6
Метафоры и аллегории не самая сильная сторона Илюши Бирского, но вне всякого сомнения, что яйцо, из которого вылупился лично он - яйцо Фоменко.
Другое он продолжает вылизывать.

Мало нам долболобов на подхвате, которые блещут знаниями о зарождении мерянской культуры на опаре славянской, как с другой стороны появляется древнемарийский глашатай, заявляющий, что меря-мурома - вообще выдуманный подвид великих мари.

В христианской культуре, под игом которой мы, видимо, и влачимся, подобная эманация называется гордыней.
У простых же людей, по-простому и называется - долболобство.
Имея таких "историков" на противоположных фронтах(славянофилы и русофобы) - убеждаемся не лишний раз, что истина лежит посередине.
cool
avatar
0
5
Вижу, что кому-то своими комментариями мешаю думать о том, что их предки вылупились из яиц филинов. Увы, так не бывает, чтобы дети падали с небес, и народы не появляются ниоткуда и не исчезают в никуда. Как поляки являются потомками древних славян, так и мари являются потомками древних мари. Среди древних мари никаких подразделений "меря", " мурома", "черемисы" и т.д. не было. Это выдумки поздних исследователей. Чтобы опровергать выводы академической науки, нужны веские основания. Да, в литературе применяют термины "меря", " мурома", "черемисы", но это всего лишь условности, и не более того, поэтому слова берутся в кавычки. Я пишу тем, кому интересна истина. Если она неинтересна, можно не читать, не обращать внимание или просто удалить. Историческая правда в России - это непозволительная роскошь. Даже эти поверхностные касания истории финно-угров - это уже роскошь, за что спасибо владельцу сайта. Что же касается истории древних мари, до определённой границы кое-что можно сказать, а именно - до реки Ветлуги. Ветлуга стала границей с тех самых пор, как до неё дошли крестоносцы. Оставшиеся под игом стали русскими, мари к востоку от Ветлуги сохранили самобытность. А узнать подробности, что и как было в самом деле, вряд ли кто захочет, да и не позволят.
avatar
1
4
Ставить знак = между современными марийцами и мерей, муромой, мещерой не правильно. Но это не значит, что меря и древние марийцы не составляли в древности культурную общность. Причем близкородственную. Мерянский язык был ближе всего к марийскому.
avatar
1
3

1
  "...относятся к одному этносу - к древнемарийскому."

Дауш...
Свежими силами древнемарийских учоных, скоро можно будет побороться с хохлами за пальму первенства в формировании мировой истории.
cool
avatar
1
2
Электричкой из Москвы Я поеду, я поеду в никуда... у-у-у!!!
Там, где слышен крик совы, Там где стынет в лужах талая вода... да-да-да!
avatar
0
1
Недавно академик В.Патрушев читал лекцию по археологии для общественности. Я попросил от него уточнений об археологическом прошлом древних племён, которые известны из средневековых русских источников как "меря", " мурома", "черемисы". Он популярно объяснил, почему и как,судя по археологическим находкам, племена с такими названиями относятся к одному этносу - к древнемарийскому.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Галичское озеро Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура новгородцы Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Северо-Восточная Русь мордва Белоозеро Залесская земля великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2406
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 956
Статистика
Яндекс.Метрика